Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Важнейшие черты, определяющие сущность и своеобразие античной философии




Во-первых, античная философия космоцентрична. Предмет античной философии — познание космоса, в том числе и человека как его неотъемлемой части.

Во-вторых, возникновение античной философии (как и всякой философии вообще) связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Древнегреческая мифология как мировоззренческая форма родового общества проходит сложный путь от образа ритуального действия и мышления через устные сказания и предания до гомеровского эпоса. Греческие мифы отразили в яркой символической форме и эпохальные социальные изменения, такие как переход от матриархата к патриархату, от полигамии к моногамии, и память о необходимом единстве человека и природы.

В-третьих, вся античная философия строится на принципе объективизма.. Душа (принцип самодвижения и движения) и ум (принцип целесообразности космоса как художественного целого) являются в первую очередь объективно-космическими силами, а человеческие душа и ум есть слабое отражение их объективного аналога. Субъект никогда не ставится выше объекта. Более того: человек есть микрокосм, все космические силы и стихии проходят сквозь него и в нем воплощаются.

В-четвертых, античная философия пантеистична. Космос для нее абсолютен, божественен, а отдельные боги — лишь принципы действия разнообразных сторон космоса или природы.

Первый период античной философии представлен ионийскими философами (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит из Эфеса), италийскими философами (элеаты и пифагорейцы). К нему же относятся Анаксагор, Эмпедокл и, с некоторыми оговорками, Демокрит.

Ионийские философы вошли в историю философии под именем «физиков», или «фисиологов» (так их назвал Аристотель), т.е. мыслителей, воспринимавших мир, природу, космос как живое и самодвижущееся целое. Философское учение Фалеса (625-547 гг. до н.э.) можно свести к положению «все — из воды, и все разрешается в воду».

Друг и ученик Фалеса Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.), автор первого прозаического сочинения на греческом языке «О природе», считает первоначалом, лежащим в основании сущего, «апейрон», или «беспредельное». «Апейрон» характеризуется качественной (отсутствием конкретных свойств и структуры) и количественной (отсутствием какого-либо предела) неопределенностью. Анаксимандр пытается ответить на вопрос, каким образом из первоначала происходят вещи. Возникновение космоса из «апейрона» есть процесс утраты «апейроном» неопределенности через возникновение «стихий» или элементов мира (воды, огня, воздуха, земли) и их постоянного взаимодействия.

Дальнейшее развитие философской мысли первого периода античной философии наиболее убедительно представлено Гераклитом (около 544-480 гг. до н.э.). Первоначалом всего Гераклит считал самую активную из стихий — «вечно живой огонь, мерами загорающийся и мерами потухающий».

В противоположность Гераклиту Парменид (около 540-470 гг. до н.э.), основатель элейской школы, учил, что есть только бытие. Оно неподвижно, вечно, целокупно (не имеет частей), сфероподобно и, следовательно, совершенно. Небытия нет. Множественность, изменчивость мира, о которой говорят наши чувства, — заблуждение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных