Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Деятельности органов внутренних дел




Лекции – 4 часа

Семинары – 4 часа

Практические занятия – 10 часов

Содержание темы. Понятие личности и ее психологические признаки. Основные подходы к пониманию личности в психологической науке. Соотношение понятий «человек» - «индивид» - «личность» - «индивидуальность».

Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности. Направленность личности и учет ее особенностей в сфере права. Характеристика потребностей. Мотивы. Мотивационные детерминанты правового поведения. Интересы и их учет в правовой оценке поведения. Темперамент и особенности его влияния на формирование характерологических черт личности. Описательная характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.

Характер, критерии его оценки в юридически значимых ситуациях. Понятие «акцентуации характера». Типы акцентуаций характера, их влияние на выбор поведения в сфере права. Понятие «способности человека». Психологические особенности личности преступника (правонарушителя). Классификация типов преступников по критерию доминирующих мотивов совершения ими противоправных деяний.

Методические указания. Личность - это социальное качество человека, степень его включенности в системы социальных отношений.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:

1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе.

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Факторами психического развития личности являются объективно существующие условия, которые с необходимостью определяют направления и уровень ее развития. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Самое широкое понятие «человек» - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек в отличие от животных наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т.п.

Индивид - человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия «индивид» лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.

Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих.

Изучая психологическую структуру личности, следует уяснить, что существует огромное количество разнообразных теорий о структуре личности, как зарубежных, так и отечественных (З. Фрейд, К.Г. Юнг, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.). В целом, структура личности включает в себя три основные стороны:

- психологическая сторона – психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.

- мировоззренческая сторона – мировоззрение, моральный облик, нравственный облик.

- социально-психологическая сторона – отношение к другим людям, социальные роли, социальные позиции, социальные установки.

Практическое значение в юридической психологии имеет следующая структура личности, которая включает в себя следующие подструктуры:

1) подструктуру направленности,

2) подструктуру опыта,

3) подструктуру психических форм отражения,

4) подструктуру темперамента и других биологически обусловленных свойств.

Две подструктуры - характер и способности - являются как бы наложенными на четыре уже рассмотренные компоненты структуры личности.

Характер, или стиль поведения человека в социальной среде, - это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека.

Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.

Структурные компоненты личности полнее раскрываются при содержательной характеристике ролей, статусов, позиций.

В правовом отношении изучение данной темы тесно связывают с изучением личности преступника, то есть личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности. Понятие «личность преступника» включает в себя целый комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

Наиболее характерными общими психологическими чертами преступника являются:

- плохая адаптация;

- общая неудовлетворенность своим положением в обществе;

- импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости, инфантильности:

- значение нравственно-правовых норм для них занижено;

- оценка социальной ситуации делается исходя из личных переживаний;

- нарушения в сфере общения: трудность в установлении контактов, неумение встать на точку зрения другого и посмотреть на себя со стороны, отсюда низкая возможность адекватной ориентации провоцирует аффективные идеи и формирует замкнутость, агрессивность, подозрительность.

Весьма актуальным при изучении данной темы также является вопрос о психических аномалиях, не исключающих вменяемость. Это расстройства личности, поведения человека, не достигшие болезненного уровня, но которые ввиду определенных личностных изменений могут способствовать проявлению отклоняющихся форм поведения.

Вопросы к семинару:

1. Основные подходы и концепции теории личности.

2. Понятие личности и ее психологические признаки.

3. Характеристика структуры и основных структурных компонентов личности.

4. Учение И.П. Павлова о типах темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.

5. Понятие акцентуации характера, типы акцентуации характера. Учет особенностей акцентуации характера в правоохранительной деятельности.

6. Понятие личности преступника и ее основные психологические признаки.

7. Типология личности преступников.

Доклады:

«Психология преступной агрессии».

«Психические расстройства личности».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных