Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическое занятие 5




1. Составление сравнительной характеристики типов акцентуаций характера.

2. Выполнение заданий, направленных на развитие способности к различению и интерпретации криминализированных проявлений личности, развитие способности к психологическому анализу криминальной символики.

3. Решение практических задач и ситуаций «Личность преступника и ее характерные черты».

Тема 5. Психология социальных групп и межличностных отношений,

Значение ее анализа для совершенствования правоохранительной

Деятельности

Лекции – 4 часа

Семинары – 2 часа

Практические занятия – 4 часа

Содержание темы. Причины и динамика образования социальных групп. Структура социальной группы. Лидерство и руководство в группе: значение для анализа антиобщественного поведения. Природа явления лидерства и теоретические подходы к этой проблеме. Теория черт. Ситуационная теория лидерства. Синтетическая теория лидерства. Стили управления. Авторитарный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль. Смешанный стиль.

Классификация видов социальных групп: по размеру группы; по критерию организованности; по времени существования; по степени влияния группы на поведение человека; по уровню организации; по социальной направленности.

Психологическая структура малой группы. Групповые социально-психологические явления. Характеристика психологических элементов структуры малой группы: взаимоотношения в группе, групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и традиции.

Психология преступной группы. Психологические особенности и структура примитивной (преступной группы). Психология организованной преступности.

Субъекты стихийного массового поведения: публика, масса, толпа. Случайная, экспрессивная, действующая толпа. Агрессивная толпа. Структура агрессивной толпы. Условия формирования агрессивной толпы. Проявление особой психологии людей в условиях стихийного массового поведения. Паника как особое состояние людей в толпе. Этапы возникновения паники. Типология слухов. Психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности.

Методические указания. Социальная группа - общность людей, объединенных едиными целями, потребностями, совместной деятельностью и составляющая элемент социальной структуры общества.

Возникновение тех или иных социальных групп связано с потребностями общества в конкретных видах деятельности, для выполнения которой требуется объединение усилий нескольких людей.

Основой объединения людей становится совместная деятельность, в ходе которой происходит распределение ролей и статусов членов группы и формируются различные отношения: производственные (по поводу того, что и как делается); управленческие (руководитель-подчиненный); межличностные (симпатии, антипатии, взаимная зависимость).

Условно можно выделить несколько этапов формирования социальных групп. Начальным этапом является осознание этой потребности одним человеком или несколькими людьми и создание ядра будущей группы, а также происходит увязка потребностей: общественных с личными. Социальная направленность группы во многом зависит от того, кто и как это сделает. Следующий этап - ассоциация (объединение) тех, для кого цели, способы совместных действий, сформулированные ядром, отвечают их внутренним побуждениям, накопленному социальному опыту, ориентациям. В это время вырабатывается «групповая мораль», т.е. общие «правила» поведения и деятельности. На заключительном этапе проверяются и закрепляются наиболее удачные способы и формы деятельности, роли членов группы (т.е. функции, выполняемые каждым членом группы) и групповые санкции (т.е. способы наказания нарушителей «групповой морали», которые дестабилизируют сложившееся положение). Как правило, санкции не изменяются, и система санкций отражает уровень развития общества: чем более жесткие санкции, тем более тоталитарно общество.

Необходимо уяснить типологию (классификацию) социальных групп и значение ее анализа для служебной деятельности. По различным критериям социальные группы классифицируются следующим образом:

- по размеру – большая, средняя, малая;

- по времени существования – постоянные, временные, эпизодические;

- по социальной направленности – просоциальная, асоциальная, антисоциальная;

- по влиянию на поведение человека – референтная (эталонная) и группа присутствия;

- по степени развития – примитивная и развитая.

В психологии давно возникал вопрос о природе явления лидерства, о причинах его происхождения, на который пытались ответить три основных теоретических подхода:

· «теория черт», согласно которой лидером может быть лишь тот человек, который обладает определенным набором личностных качеств, определенных психологических черт, среди которых инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность и др.;

· на смену этой теории пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства», что лидер лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц);

· третий вариант был представлен в «синтетической теории лидерства», во главу угла ставятся не просто ситуации, но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Следует разделять такие понятия, как лидер и руководитель. Если в основе управления лежат документы (инструкции, положения, уставы), речь идет о руководстве; если межличностные отношения (симпатии-антипатии) - о лидерстве. Руководитель назначается, а лидер является неформальным руководителем группы. В реальной группе (например, учебной) есть руководители и лидеры, которые могут не совпадать в одном лице.

Традиционно принято различать три основных стиля лидерства:

· авторитарный, который характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями подчиненных, для такого лидера идеальный подчиненный - дисциплини­рованный исполнитель;

· при демократическом стиле лидер обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, сотрудничеству в управлении группой, такой лидер особенно ценит тех подчиненных, кто самостоятелен и инициативен, творчески подходит к работе, он уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе;

· либеральный лидер фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы, т.е. он является лидером лишь номинально.

Действительную опасность для общественного порядка представляют массовые формы стихийного поведения, образующиеся при социальных катаклизмах, ложно понятых решениях государственных органов, в случаях аварий и стихийных бедствий. Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий: публика, масса, толпа.

Агрессивная толпа отличается высшей степенью возбуждения и особо опасным характером поведения, в основе которого лежат негативные чувства по отношению к определенному объекту. Поводом для формирования агрессивной толпы могут быть события и факты, затрагивающие действительные или ложно понятые интересы, касающиеся материальной или духовной сфер жизнедеятельности людей. Формированию агрессивной толпы предшествует достаточно продолжительный период (от нескольких часов до нескольких суток) нарастания психологической напряженности как в отдельных группах, так и в районах. Поведение агрессивной толпы может выражаться как в форме массовых беспорядков, так и в форме нарушения общественного и личного спокойствия, нормального хода общественной жизни, работы транспорта, предприятий, учреждений, оказания неповиновения представителям власти или угрозы насилием.

Паника - состояние сильного смятения, растерянности и страха, глубоко охватившее человека или группу людей при действительной или мнимой опасности, или как реакция массового страха, возникающая в результате действительной или воображаемой опасности.

Одним из важнейших условий формирования и функционирования действующей толпы являются слухи. Слух - сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому.

Важно понять, что действия правоохранительных органов в условиях появления стихийного массового поведения - это действия в экстремальных условиях, сопряженных с повышенным риском и умением действовать в таких условиях эффективно и профессионально. А для этого нужно четко уяснить, какие внутриличностные и внутригрупповые процессы происходят в экстремальных условиях.

Организованная преступная группа - это неофициальная общность людей, осуществляющих общую совместную деятельность, направленную на достижение криминальных целей, носящую антиобщественный характер. Преступления, совершаемые организованной преступной группой, более циничны, жестоки и наносят большой вред личности и государству поэтому в теории права она подразделяется на виды и имеет обязательные признаки.

Психологический анализ организованной преступной группы и преступного сообщества необходимо начинать с установления и изучения его структуры, всех его участников, с исследования роли каждого из них в совершении преступления, иерархическую зависимость друг от друга, а также личных особенностей каждого из участников.

Вопросы к семинару:

1. Понятие и психологическая характеристика социальной группы.

2. Понятие и характеристика «лидерства» и «руководства» как психологических явлений.

3. Структура социальной группы.

4. Классификация социальных групп и характеристика их видов.

5. Психологическая характеристика малых социальных групп.

6. Динамика формирования межличностных отношений в группах.

7. Психологическая характеристика форм стихийного массового поведения.

8. Понятие и психологическая характеристика агрессивной толпы, условия ее формирования.

9. Виды преступных групп.

10. Социально-психологическая оценка организованной преступности.

Доклады:

«Особенности криминальной субкультуры».

«Влияние групповых психологических механизмов на вынесение приговора коллегией судей».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных