ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Строение анализатора ощущения.
Раздражители – предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов - анализаторов. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей и трансформируют их в ощущения. Анализаторы состоят из: 1) рецепторов (органов чувств, преобразующих энергию внеш. воздействия в нервные сигналы); 2) проводящих нервных путей, по кот. эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам; 3) корковых проекционных зон головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействия (свет, звук), т. е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа анализатора как единого целого. 14. Восприятие: понятие, виды, свойства, теории. Виды, в зависимости от: преобладающего анализатора:
формы воспринимаемой материи:
особенностей воспринимаемого объекта:
Свойства: § Предметность —способность человека воспринимать мир не как набор не связанных друг с другом ощущений, а как отделенные предметы, обладающие свойствами, вызывающими данные ощущения. § Целостность - образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. § Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физич. условий восприятия. § Категориальность - восприятие носит обобщенный характер, и воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к опред. классу. В соответствии с этим классом ч. в воспринимаемом предмете ищет и видит признаки, свойственные всем предметам данного класса. Теории: § ассоциативная теория. Воспринимаемый ч. образ - сложное объединение ощущений. Одна из центральных проблем - проблема восприятия пространства. Трудность заключалась в определении первичных ощущений, из которых строится восприятие пространства. § гештальтпсихология. Процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем "полем" действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом. 15. Память: понятие, виды, свойства, теории. (Немов) Виды памяти по: времени сохранения материала: 1) Мгновенная связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без переработки полученной информации. Длительность 0,1-0,5 с. 2) Кратковременная сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. Длительность 20 с. 3) Оперативная рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, от нескольких секунд до нескольких дней. Срок определяется задачей, вставшей перед ч., и рассчитан только на решение д. задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. 4) Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока и воспроизводить её сколько угодно раз без утраты. 5) Генетическая – п., в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Единственная память ч., на кот. не влияет обучение и воспитание. преобладающему анализатору. § Зрительная связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. § Слуховая — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. § Двигательная представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. § Эмоциональная — это память на переживания. Особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. § Осязательная, обонятельная, вкусовая и др. особой роли в жизни ч. не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. характеру участия воли: непроизвольная и произвольная. свойства: 1) объем 2) скорость запоминания. 3) длительность хранения 4) точность воспроизведения 5) скорость воспроизведения
Теории: § ассоциативная теория (одна из первых). Память - сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций (связей между отдельными психическими феноменами) § гештальттеория. Главный принцип, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация — гештальт. И при запоминании, и при воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе. § бихевиоризм. Схож с ассоцианизмом, различие - бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения. § психоанализ. выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие психологические механизмы подсознательного забывания. § смысловая теория. Работа процессов памяти зависит от наличия или отсутствия смысловых связей 16. Мышление: понятие, виды, свойства, теории. (Немов) Виды: § Теоретическое понятийное — м., пользуясь которым ч. в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. (научные теоретические исследования) § При теоретическом образном ч. использует образы для решения задачи. (люди творческого труда) § Наглядно-образное непосредственно связано с восприятием ч. окружающей действительности и без него совершаться не может. Необходимые для мышления образы - в кратковременной и оперативной памяти ч. (дети дошкольного возраста, люди, занятые практической работой) § Наглядно-действенное - практическая преобразовательная деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. (люди, занятые производственным трудом, созданием материального продукта. Мыслительные операции: v Анализ – мысленное расчленение, разложение предмета или явления на составные части. v Синтез – это мысленное объединение отдельных частей, свойств, признаков в единое целое. v Сравнение – сопоставление предметов и явлений с точки зрения их качественной близости или удаленности. v Классификация – это объединение предметов и явлений в группы на основе какого-то признака или группы признаков. v Абстрагирование – мысленное отделение одних свойств и признаков предмета от других их черт и от самих предметов, которым они свойственны. v Обобщение – это объединение предметов и явлений на основе общих признаков. v Конкретизация обратна обобщению. Свойства: ü опосредованный характер отражения. Мыслительная деятельность ч. опосредована его знаниями, личным опытом и опытом человечества. Подавляющим большинством открытий, совершенных с помощью мышления, мы пользуемся каждый день. Найденные другими людьми законы, а также личный опыт людей являются ключом к решению многих проблем. ü обобщенный характер мыслительной деятельности. Мы воспринимаем единичные предметы, а мыслить при этом можем обобщенно. Для решения каждой конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, правила, законы и т. д. ü связь мышления с языком и речью. Всякая мысль выражается и формулируется в речи. Чем четче мысль, тем яснее она выражается, и наоборот. ü проблемный характер. Мыслительная деятельность начинается там, где человек встречается с чем-то новым, неизвестным, т. е. в проблемной ситуации. Группы теорий: o о природном интеллекте. Интеллектуальные способности и сам интеллект существуют у ч. с рождения в потенциально готовом виде, постепенно развиваясь по мере взросления организма. Эта идея априорно существующих интеллектуальных способностей характерна для немецкой школы психологии, н-р, гештальттеории мышления. o о формирующемся и развивающемся прижизненно интеллекте. Признают неврожденность умственных способностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Объясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.
17. Речь: понятие, виды, свойства, теории. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. Свойства речи: 1. Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности; 2. Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения; 3. Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной; 4. Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Теории: 1. Теория звукоподражания идет от древнегреческих философов-стоиков. Ч. обрел свой язык, подражая звукам природы. В любом языке есть звукоподражательные слова, начала детской речи содержат аналогичные словообразования. 2. Трудовая теория (теория "трудовых выкриков"). Язык возник из звуков, сопровождающих совместную трудовую деятельность. В этой теории подчеркивается, что язык возник в процессе социального взаимодействия людей и языковые знаки вторичны по отношению к невербальным способам коммуникации. 3. Жестовая теория сформулирована Вундтом. На сегодняшний день она считается наиболее убедительной, так как имеет множество аргументов в свою пользу. Н-р, ее подтверждает анализ речевого развития ребенка. Прежде чем ребенок овладевает устным языком, он создает особую невербальную (преимущественно жестовую) прото-языковую систему. В развитии ч. сначала был осмысленный жест, потом осмысленный звук.
18. Эмоциональные процессы: эмоции, чувства, аффекты. Эмоциональные процессы (ЭП) - это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека. Виды ЭП: 1. Собственно эмоции. Б олее продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, ЭП, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе, н-р: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. 2. Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, ЭП, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например, ненависть. (интеллектуальные, эстетические, нравственные, практические, мировоззренческие). Свойства чувств: § более длительны, чем другие эмоциональные состояния; § предметны - отражают устойчивое отношение к конкретным объектам (реальным или воображаемым); § устойчивы и постоянны; § возникают как обобщение эмоций. 3. Аффект - ЭП, быстро овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся изменениями сознания, нарушением волевого контроля действий, сужением сознания. Основное условие возникновения: невозможность субъекта найти адекватный выход из неожиданно возникшей ситуации. Кратковременные и интенсивные ЭП, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например, испуг.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|