Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модель, основанная на опыте




Данный подход базируется на идеях экзистенциально-гуманистической философии. Так же, как и в предыдущих системных моделях консультирования семьи, эта модель предполагает фокусирование внимания консультанта на настоящем, а не на прошлом. Основная цель консультирования — личностный рост, поэтому работа преимущественно ведется с отдельными членами семьи. Основная задача психолога — оказание помощи семье в конгруэнтном выражении своих чувств. В процессе консультирования членов семьи обучают делиться опытом переживаний с другими. Выдающимися представителями этого направления являются В. Сатир и К. Витакер.

В. Сатир заслуженно считается одним из классиков семейного консультирования. Наряду с С. Минухиным и К. Витакером, она является легендой и самым прославленным популяризатором психолого-педагогической работы с семьей. В 1964 г., после выхода книги «Совместная семейная терапия», она получила признание за пределами США как один из ведущих практиков в работе по изменению поведения людей.

Принципы, которыми руководствуется В. Сатир в процессе оказания психологической помощи семье, базируются на твердом убеждении, что личностный рост возможен для каждого и каждому нужно уважение со стороны тех, кто способствует изменениям.

В одном из интервью, данном в 1985 г. историку семейной терапии Р. Саймону, она образно сформулировала свой подход следующим высказыванием: «Некоторые психотерапевты считают, что люди, приходящие на терапию, не хотят, чтобы их меняли; я думаю, что это не так. Люди сомневаются, что могут измениться. И потом, оказаться в незнакомом месте страшно. Когда я только начинаю с кем-то работать, я не стремлюсь сразу менять человека. Я стараюсь определить его ритм, чтобы суметь присоединиться к нему и помочь — повести его в это «пугающее место». Сопротивление сводится в основном к страху пойти куда-то, где вы никогда не были.

Я расскажу вам случай, который научил меня, как вести людей в эти «страшные места».

Я ездила в Европу к друзьям. Мне захотелось спуститься в одну пещеру, было очень страшно. Мой друг сказал: «Я понесу фонарь. Если ты дашь мне руку и согласишься идти за мной, вдвоем мы спустимся». Видите, что от меня требовалось. Мне нужно было решить: согласна ли я, чтобы он показывал путь. А на это я, конечно, согласилась, ведь я хотела побывать там, внизу. Но без его желания дать мне руку, без его руки, которой я доверилась, я бы не пошла.

Когда люди приходят ко мне, я не спрашиваю у них, хотят ли они измениться. Я просто предполагаю: да, хотят. Я не говорю им, что с ними «не так» или что им необходимо сделать. Я просто протягиваю им руку....Если я могу внушить человеку доверие, значит мы с ним «сдвинемся»...пойдем в это «страшное место».

Модель помощи семье, предлагаемая В.Сатир, может быть названа коммуникационной моделью. С точки зрения В. Сатир, жизнеспособная семья должна давать каждому из ее членов возможность найти в ней себе место и получать от этого удовольствие. Средствами, при помощи которых семейная система достигает такого состояния, являются чувства, правила и способы общения. Неконструктивное общение, жесткие правила препятствуют личностному росту.

В своей работе с семьей В.Сатир уделяет большое внимание исследованию стереотипов членов семьи. Обращая их внимание на типичные «игры, общения», она обучает семью эффективной коммуникации. К уродливым играм семейного общения она относит проявление таких типов поведения, как заискивание (вызывает чувство вины), обвинение (вызывает страх и стремление подчиниться), расчетливое поведение (вызывает зависть) и отстранение (вызывает чувство тоски и уныния).

В. Сатир описывает подобную ситуацию так: «Представим себе, что Вы просыпаетесь утром в дурном настроении и с плохим самочувствием. Вам надо идти на работу и встретиться там со своим начальником, который, как Вы думаете, «имеет на Вас зуб». У Вас есть правило: никто ничего не должен знать о Ваших переживаниях. Ваш муж (или жена) замечает ваше кислое лицо и спрашивает: «Что с тобой?» — «Ничего», — холодно отвечаете Вы, хлопаете входной дверью и убегаете, забыв поцеловать супруга (или супругу). Вам невдомек, почему вы так себя ведете.

Ваш(а) супруг(а) расстроена) Вашим поведением и ведет себя соответственно ему. Придя домой, Вы обнаруживаете, что дома никого нет. Когда же Ваш муж (жена) возвращается наконец домой, он (она) не ложится с Вами вместе в постель. У Вас портится настроение, и круг замыкается».

В. Сатир (1992) выделила три правила эффективной коммуникации.

  • Члены семьи говорят о своих мыслях и чувствах от первого лица.
  • Каждому члену семьи предлагается передавать свои чувства.
  • Каждый член семьи должен ориентироваться на уровень понимания других членов семьи, делая свое сообщение конгруэнтным (т. е. содержание высказывания должно подтверждаться соответствующим тоном голоса, выражением лица, жестами).

Она отмечает также, что достаточно точно можно охарактеризовать любую семейную систему, используя для этого четыре предложенные ею параметра.

  • самооценка участников семейного процесса;
  • коммуникация;
  • семейная система (свод норм);
  • социальные связи (взаимодействия с внешним миром).

В зависимости от сочетания особенностей каждого параметра, семья может быть охарактеризована как благополучная или неблагополучная. Благополучная семья является открытой системой. Это означает, что ее части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри нее или выйти за ее пределы. Неблагополучная семья, с точки зрения В. Сатир, является закрытой системой. В закрытой семейной системе ее части неподвижно соединены между собой или вообще разобщены,

обмена информацией не происходит, независимо от того, откуда она поступает — извне или изнутри. Закрытые семейные системы развиваются из определенных житейских установок ее членов. Автор называет следующие диструктивные представления, которыми люди руководствуются в неблагополучных семьях:

  • отношения в семье должны регулироваться страхом наказания или силой;
  • всегда есть кто-то, кто знает, что тебе необходимо;
  • люди по природе злые и поэтому должны находиться под контролем;
  • только человек, обладающий властью, знает, как правильно жить.

Таблица 5 иллюстрирует представления В. Сатир о том, как функционирует закрытая система в неблагополучных семьях и открытая система в благополучных семьях.

Таблица 5

Функционирование различных систем в благополучных и неблагополучных семьях

 

Фактор Благополучная семья Неблагополучная семья
1. Самооценка Высокая самооценка у всех членов семьи Низкая самооценка
2. Коммуникация Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная
3. Семейная система Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Полная свобода любых обсуждений, допускается автономность Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения
4. Социальные связи Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей (либо заискивание перед социумом)

Эмоциональное неблагополучие членов семьи связано с постоянной угрозой отвержения и обусловлено неэффективной внутрисемейной коммуникацией. Такая коммуникация определяется рядом позиций, которые склонны занимать члены семьи, пытаясь избежать тревоги и угрозы отвержения. Эти позиции были выделены В. Сатир из практики собственной работы с неблагополучными семьями:

  • заискивающая позиция;
  • обвиняющая позиция;
  • расчетливая позиция;
  • отстраненная позиция.

Каждая из этих позиций проявляется как на вербальном (словесном) уровне коммуникации, так и на невербальном (телесном) уровне коммуникации. Более подробно эти позиции описываются автором следующим образом.

Заискивающая позиция («миротворец»). Занимая эту позицию во внутрисемейной коммуникации, человек избегает угрозы отвержения, пытаясь угодить, не сердить другого человека и не вступать в споры. На вербальном (словесном) уровне коммуникации он выражает согласие («Все, что ты делаешь, — это замечательно, даже слишком хорошо для меня»), а на невербальном (телесном) уровне коммуникации демонстрирует полное подчинение и беспомощность (голова и плечи опущены, голос тихий, выражение лица заискивающее). Внутреннее ощущение «миротворца» можно передать следующими словами: «Я считаю себя ничтожеством, я — ничто».

Обвиняющая позиция. «Обвинитель» постоянно ищет виновных среди членов своей семьи. Занимая такую позицию, человек пытается избежать отвержения, демонстрируя свою силу и власть окружающим. Он говорит громко, резко, обрывая других, не давая им высказаться. Характерное начало разговора «обвинителя» следующее: «Почему ты всегда...», «Ты никогда не можешь как следует...» и т. п. На невербальном уровне коммуникации он демонстрирует доминирующую, обвиняющую позу: рука вытянута вперед, указательный палец направлен на собеседника, ноздри трепещут, тело напряжено, голос громкий, нарастающий до крика. У такого человека есть внутреннее ощущение, что он одинок и несчастлив.

Расчетливая позиция («компьютер»). «Компьютерная» позиция базируется на скрытом убеждении человека в том, что можно избежать угрозы отвержения при помощи точного расчета и анализа ситуации.

«Компьютер» корректен и рассудителен, не проявляет чувств, кажется другим эмоционально холодным. Для его речи характерны длительные, сложные фразы, включающие абстрактные понятия. Обычно после первых сказанных им фраз его не слушают, но ему это и не важно, так как он говорит в большей степени для самого себя. Тело такого человека скованно, выражение лица спокойно, мимика неподвижна, взгляд направлен не на собеседника. Внутренние ощущение характеризуются словами: «Я чувствую себя уязвимым». За холодностью и расчетливостью может скрываться низкая самооценка.

Отстраненная позиция («безумный»). Отстраненная позиция проявляется в «спутанном», «несерьезном» поведении. Такой человек настолько боится быть отвергнутым другими, что ведет себя неадекватно ситуации. (Чтобы ни сделал или ни сказал этот человек, все будет «невпопад».) Его внутренние ощущения сродни головокружению. Слова, употребляемые им во время разговора, часто могут касаться совершенно отвлеченной темы, внимание характеризуется расфокусиро-ванностью, коммуникация не доводится до конца. Движения такого человека становятся неловкими и нелепыми. Испытываемые чувства при этом — одиночество и ощущение бессмысленности существования («Здесь никто обо мне не заботится, никто не любит, мне нет здесь места»).

В. Сатир разработала целый ряд специальных упражнений, игр, процедур, позволяющих членам семьи осознать и почувствовать применяемые ими неэффективные позиции в общении. Эти техники впоследствии были систематизированы Лой-шеном Ш. Однако основной задачей, которую ставила перед собой В. Сатир в работе с семьей, было не только осознавание существующих позиций, но и обучение гармоничному, искреннему общению. Уравновешенное общение (уравновешенная позиция) основано на подлинности переживаний и истинности чувств. В таком типе коммуникативного поведения вербальные и невербальные компоненты соответствуют друг другу. Приводя пример гармоничной позиции, В. Сатир утверждает следующее: «Когда уравновешенный человек говорит другому: «Ты мне нравишься!» — его голос звучит мягко и нежно, он смотрит в глаза. Когда он говорит: «Я зол на вас!» — его голос резкий и грубый, а выражение лица напряженное. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств. Уравновешенного человека отличает открытость, жизнестойкость и способность к личностному росту».

Одной из авторских техник В. Сатир считается техника скульптурного представления семейной структуры. Эта техника получила название «скульптура семьи». Каждый член семьи расставляет своих родственников, создавая живую скульптуру, проецируя на нее свое видение семейной системы и свой опыт проживания в ней. Суть данной техники состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные отношения в настоящем времени, определяя то, как видится место каждого в семейной системе. К достоинствам этой техники относится то, что она способна преодолеть склонность клиентов «заговаривать» реальные проблемы, так как членам семьи во время создания «скульптуры» консультант не разрешает общаться привычными фразами. В ходе выполнения методики четко проявляется «каркас» семейной структуры: треугольники, альянсы, симбиозы; специфические взаимоотношения, а также осознаются такие темы, как борьба за власть, близость, границы, дистанция и т. п.

Вторым ярким представителем основанной на опыте модели консультирования семьи является К. Витакер. Имя этого замечательного семейного психотерапевта и консультанта часто упоминается при описании способов помощи семье, основанных на здравом смысле и опыте. Это предполагает, что в процессе взаимодействия с консультантом члены семьи получают новый опыт, позволяющий им стать более гармоничными людьми. Изменившись, члены семьи могут изменить семейные отношения. Основная цель работы с семьей — дать толчок, подтолкнуть семью к самоцелению. К. Витакер изобрел парадоксальные, ломающие привычные стереотипы приемы работы с семьей.

В лишенном четких ориентиров «пространстве» консультирования, которое создает вокруг себя К. Витакер, семья вынуждена брать инициативу в свои руки. К. Витакер комментирует одну из своих консультаций, говорит об этом таким образом:

«Их жизнь —это их жизнь; что они о своей жизни думают — их дело, а не мое. Я буду полезен по мере сил, но изо всех сил буду сопротивляться их попытке превратить меня в некий символ, в мудреца, в человека, который знает, как им следует жить. Я борюсь за свое право быть беспомощным, за право сказать: «Я не знаю, что вам делать с вашей дочерью...».

Потому что если мне удалось обострить ситуацию своей иронией и поддразниванием, отец по дороге домой скажет: «Слушайте, хватит с нас — 75 долларов выкладывать за болтовню с этим чокнутым! Сью, ты к автомобилю месяц не подойдешь и чтобы никаких свиданий с этим твоим придурком. А будут еще сюрпризы в школе, нас с тобой ожидают большие неприятности». И вот семья организована, получила воздействие — в чем и состоит моя истинная цель. Даже если они больше не придут ко мне, я считаю, что добился успеха».

К. Витакер скептически относится к любому теоретизированию, подчеркивая, что консультирование — это искусство, а главное для консультанта — быть спонтанным, убедительным, аутентичным. Методы К. Витакера можно назвать провокационными и рискованными. Про него ходят легенды, что были такие времена, когда он вскармливал своих пациентов из бутылочки, боролся с ними врукопашную, запрещал пользоваться речью, даже засыпал в обнимку. Однако он не рекомендовал подражать себе, так как его приемы неотделимы от его личности. С точки зрения К. Витакера, задача консультанта состоит в том, чтобы обострить семейные проблемы, но не брать на себя ответственность за их решение. Подталкивая семью к изменениям, он может создавать у членов семьи ощущение абсурдности происходящего.

В качестве иллюстрации приведем в пример работу К. Витакера с семьей на первой встрече.

Муж: «Проблема в том, что мы с женой постоянно воюем».

Витакер: «И почему бы вам не победить?»

Муж: «Что вы имеете в виду? У нас равенство».

Витакер: «Да, но вашу жену поддерживает ее мать».

Муж: «Господи, только ее мать не вмешивайте в это».

Витакер: «А ее мать всегда вмешивается, когда жена воюет с вами?»

Муж: «Да, но я не собираюсь говорить об этом...»

Витакер: «Хорошо, а что ваша мать делает, когда жена с ее матерью нападают на вас?»

Муж: «Ну, моя мать живет в Полоно».

Витакер: «А почему бы вам не обратиться к ней за поддержкой? Взять и позвонить ей?»

Жена: «Этот трус всегда ей звонит».

К. Витакер: «Теперь вы видите, почему я хотел собрать всех. Думали, я поверю, что война только у мужа и жены. Это курам на смех. Война идет между двумя семьями. И у меня для вас новость: в этой войне никто не победит. Это как Соединенные штаты с Россией — вечное противостояние. Ваша жена никогда не перестанет быть ребенком своей матери, но повзрослеть может; сейчас она уже тридцатилетний ребенок своей матери, а не семилетний...»

Ученик К. Витакера А. Нейпир говорил о своем учителе следующее: «В начале работы с семьей Карл очень критичен. Он похож на сурового и жесткого отца подростка. Присмотритесь к тому, что он делает он заставляет семью выслать на битву с ним самого сильного из своих рядов. И обычно от Карла больше всего достается главному тирану семьи».

Завершая анализ основных теоретических моделей (школ) семейного консультирования, мы хотим подчеркнуть следующее: эффективность деятельности семейного консультанта во многом зависит от сформированности его профессиональной позиции. Наполнение профессиональной позиции определяется тремя базовыми составляющими. Рассмотрим содержание каждой составляющей профессиональной позиции отдельно.

  1. Мировоззренческая составляющая. Ее содержание определяется общим представлением о природе и сущности человека, формах, способах и смыслах его сосуществования с другими людьми.
  2. Теоретическая составляющая. Определяется выбором консультанта (психолога, педагога) той или иной теоретической модели консультирования в качестве ориентира в работе. Данный выбор позволяет принять определенную концепцию относительно понимания глубинных источников изменений взаимоотношений людей в семье и самой семьи в целом.
  3. Эмпирическая (инструментальная) составляющая. Ее содержание определяется арсеналом средств (методов, методик, техник, технологий), освоенных консультантом, и собственным опытом их использования в качестве инструмента воздействия на семью.

Профессиональная позиция формируется в процессе всего обучения на базе усвоения основных методологических, философских, психологических и педагогических знаний.

Контрольные вопросы

  1. Как разворачивается процесс психологического консультирования? Назовите основные этапы.
  2. Какие теоретические принципы лежат в основе различных подходов к консультированию семьи?
  3. В чем различия между психодинамической и бихевиористической моделью консультирования семьи?
  1. Каковы основные цели структурной психологической помощи семье?
  2. Назовите основные положения, характеризующие гештальт-подход к семейному консультированию Д. Зинкера.
  3. Каковы основные идеи основанной на опыте модели оказания помощи семье?

Литература

  1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники. — М., 1997.
  2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб., 2001.
  3. Варга А.Л. Системная семейная психотерапия. Курс лекций.

— СПб., 2001.

4. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта.

— М., 1998.

5. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. — М., 1981.

  1. Зинкер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. — М., 2000.
  2. Игровая семейная психотерапия. // Под ред. Шефера Ч. — СПб., 2001.
  3. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб., 2001.
  4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999.

 

  1. Кратохвилл С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991.
  2. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений школы Вирджинии Сатир. — СПб., 2001.
  3. Мину хин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М., 1998.
  4. Навайтис Г. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов. // Психологический журнал. —1983. — № 4.
  5. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании.

— Калининград, 1999.

  1. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. — М., 1996.
  2. Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. — М., 1996.
  1. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.
  2. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. — М., 1997.
  3. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. — М., 1997.
  4. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М., 1995.
  5. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.
  6. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Семейная психотерапия. — СПб., 1990.
  7. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., 1978.
  8. Baszsormenyi-Nagi I., Ulrich D. Contextual family therapy// Handbook of family therapy. — N.Y., 1981.
  9. Bertalanffy L. von. General system theory// General system. — V.I.I. — 1956.
  10. Bowen H. Family therapy in clinical practice. — N.Y., 1984.
  11. Burks H.M., Stefflre B. Theories of Counseling. — N.Y., 1979.
  12. Fairbarn W. An object-relations theory of personality. — N.Y., 1954.
  13. Lewin K. A dynamic theory of personality. — N.Y.-London, 1935.
  14. Napier A., WhitakerC. The family crucible. — N.Y., 1978.
  15. Napier A.Y., Writa Ker C. The family crucible. — N.Y., 1978.
  16. Nichols H.P. Family therapy. Concepts and methods. — N.Y., 1984.

33. Weiss R.L., Hopps H., Patterson G.R. Behavior change: methodology, concepts and practice. — 1973.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных