Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристики волевого действия




Является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению.

Является действием, необходимым по внешним (социальным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению.

Имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения).

В итоге обеспечивается доп. побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели. Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель, и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления.

Осознание цели и стремление ее достичь => Осознание ряда возможностей достижения цели => Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности =>

Борьба мотивов и выбор => Принятие одной из возможностей в качестве решения

ð Осуществление принятого решения => Преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижение поставленной цели

 

Волевое действие каждого чел имеет свою особую неповторимость, является отражением относительно устойчивой структуры личности. В рамках индивид различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевой акт в целом, так и отдельныеегозвенья. В частности, одной из основных характеристик воли является ее сила.

Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта. Ярче всего в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены. Препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, явл объективным показателем проявления силы воли. Анализируя отдельные звенья волевого акта, можно заключить, что первый, пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств личности, как целеустрем, инициатив, самостоят, выдержка и самообладание.

Целеустремленность –умение чел подчинять свои действия поставленным целям. Является важнейшим мотивационно-волевым качеством личности, определяет содержание и уровень развития всех др волевых качеств

Инициативность – способность работать творчески, предпринимая действия по собственному почину.

Самостоятельность умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и, исходя из нее, ставят перед собой цель.

Выдержка – умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Это способность постоянно контролировать свое поведение.

Самообладание – способность сохранять внутр спокойствие, действовать разумно взвешенно в слож жизненных ситуациях.

Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Существенной предпосылкой решительности явл смелость – умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели.

Качествами, противоположными решительности, выступают нерешительность, импульсивность и противоречивость.

Настойчивость – умение мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.. Не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимание на упреки или противодействие других людей.

Упрямство –стремление поступать по-своему, вопреки разумным доводам.

Воля, формируется в ходе возрастного развития человека. Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявляет ученику ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение.Если деятельность протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то у подростка могут сформироваться соответствующие характеристики личности.Не менее важно физическое воспитание, а также ознакомление ребенка с художественными ценностями. Формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте.


Псих 17 ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент – индивидуальная системиа динамических проявлений психики проявляющихся в его поведении и деятельности. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. От этих свойств зависит динамика психических процессов и состояний, психической деятельности в целом. Свойства нервной системы и обусловленные ими свойства темперамента влияют на память, внимание, перцептивные процессы, двигательные навыки человека. Эти свойства в большей степени определяют не то, что он делает, а то, как он это делает.

Гиппократ врач 4 в: кровь(сангвиник), слизь (флегматик), желчь (холерик), черная желчь (меаланхолик)

20.в.Кречмер, психиатр: в основе конституциальные особенности (строение тела): АСТЕНИКИ (худые, замкнутые), ПИКНИКИ (полные любят комфорт общительные, добродушные), атлетики (маловпечатлительны, авантюрны, предприимчивы)

И.П. Павлов (основа н.с) теоретически обосновал и эксперим подтвердил роль в динамических процессах ЦНС. Им было выделено 3 осн свойства н.с.: сила (возбуждения и торможения), уравновешенность и подвижность нервных процессов. Кроме указанных выше были выявлены и другие свойства н.с., связанные с Т: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, пластичность и ригидность, темп реакций, экстравертированность – интровертированность, эмоциональная возбудимость.

Сила н.с.(противостоять длит воздействию раздражителя), Сила возбуждения, торможения, уравновешенность между тормож и возбужд, подвижность (способность переключаться)

1Сильная нс а) уравн аа)подвижн (сангв) аб) инертный (флегматик) б) неуравн (холерик) 2.Слабая нс (меланхолики инвалид тип)

Последователи: Теплов, Небылицын Русаков, Ротонова, Стреляу

Айзенк америк: Экстро интроверция (направленност вне и внутрь) и нейротизм (тревожность) интр_____I(направ)_______экст

Общая психологическая характеристика:

Сангвиник. Ч с сильной, уравновешенной, подвижной н.с.. Обладая высокой психической активностью, работоспособностью, активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Продуктивный деятель, но лишь тогда, когда деятельность представляет интерес. Речь сангвиника, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями, уравновешенная и плавная. Сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом. Эмоции преимущественно положительные, быстро возникают и быстро сменяются. Высокая пластичность у него проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. С легко сходится с людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без особых усилий переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события.

Холерик. Человек, н.с. которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, проявляя нетерпение, вспыльчивость, несдержанность. Неуравновешенность его н.с. предопределяет цикличность в плане активности и бодрости: увлекшись к-ниб делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и после недолгого “всплеска” наступает упадок сил. Чередование положительных циклов подъема настроения с отрицательными циклами спада обуславливают неровность поведения и самочувствия Х, его повышенную подверженность невротическим срывам и склонность к конфликтам с людьми.

Флегматик. Человек с сильной, уравновешенной, но инертной н.с, вследствие чего все психические процессы его протекают замедленно. Настроение стабильное, ровное. Его речь равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Ф обладает большой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, тяжело приспосабливается к новым условиям.

Меланхолик. Слабая н.с., повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи. Настроение его очень изменчиво, но чаще он бывает грустен, подавлен, тревожен. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Обладая высокой чувствительностью н.с., меланхолик обнаруживает такие ценнейшие качества личности, как мягкость, тактичность, деликатность, чуткость, отзывчивость.


Псих 18 ХАРАКТЕР

Х – печатка чеканка. Устройчивые особенности личности кот проявл в деятельн и общении человека и

характеризуюется устойчивым отношением к различным сторонам действительности. Типичные способы поведения. 1Врожденные особенн. 2Социальные

Представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обуславливают особенности ее индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.

Содержание хар-ра определяется динамикой воли, спецификой проявления эмоций, интеллектом чек-ка, взаимосвязью всех этих компонентов.

Черты характера – те существенные св-ва чел-ка, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки.

1 группа – система отношений чел к себе себе(самоуважение, достоинство, требовательность,эгоизм)

2 группа – отношение к другим (тактичность привязанность, общительность)

3 группа – к делу (инициативность, самостоят, ответствен, педантичность

4 группа – отношение личности к вещам (бережливость аккуратность небрежность)

Акцентуации характера – отчетливо выраженная черта характера в пределах нормы. Крайние варианты нормы, при которых отдельные черты хар-ра чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость чел-ка в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже даже повышенной устойчивости к другим. В обычных условиях наличие акцентуации не всегда заметно.

меланх Холерик
Флегмат сангвиник

Леонгард, Личко, Шмишек

0__________50%__________75%__________________100% проявление черты

Черта не выраженатенденция к проявлению акцентуация крайнее проявление нормы

Виды Акцент: 1Явная (очевидное заострение черты ы пределах нормы в повседневной жизни)

2. Скрытая (заострение черт в экстримальных ситуациях)

Причины А:

Биологический (факторы внутриутробного развития, генетика, вынашивание, тип н.с, гармональный статус)

Соц-психологические(недостаток воспитания, дезадаптация, смена осн видов деят в тубертатный период)

Социальные факторы (условия жизни,сомовоспитание, воспитание)

Выделяют несколько типов акцентуаций характера (по Личко)– гипертимический (приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность, чел-к отказывается подчиняться чужой воле, к правилам относится легкомысленно) эмоциональный (чувствительность, ранимость, неконфликтный), тревожный (нерешительность, неуверенность, чувство волнения за себя и близких), демонстративный (стремление быть в центре внимания, целеустремленный, не способен к упорному труду, высокие претензии на успех), дистимичный (пониженное настроение, замкнутость, пессимистичность, подчиненность), застревающий («застревает» на своих чувствах, мыслях, не прощает, не сговорчив), педантичный (чрезмерная аккуратность, занудливость и склонность к переживанию подробностей), циклотимный (общительность повышенная в период подъема и низкая в период спада настроения), возбудимый (раздражительность, несдержанность, агрессивность), экзальтированный (изменчивое настроение, ярко выраженные эмоции, словоохотливый, влюбчивый).

 

псих 1 9. СПОСОБНОСТИ

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Талант - это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.
Педагогическим спообностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

П роблема способностей – наименее разработанная область знаний.

Подходы к определению понятия «способности» -

Гиппенрейтер – способности – индивидуально-психологиеские особенности чел-ка, которык выражают готовность к овладению определенными видами деят-ти к их успешному осуществлению.

Классификация – способности – природные (естественные) и специфические.

Природные способности – В основе своей биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.

Специфические способности – общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде(интеллектуальные способности, теоретические, практические, учебные, творческие) Специфические способности – подразделяются на

Общие- умственные, память, речь и специальные ( математические, спортивные)

Теоретические ( абстрактно-логическое мышление) и практические (конкретные действия)

Учебные – ( успешность пед. воздествия) и творческие успешность в создании произведений материальной и духовной культуры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных