Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура личности педагога, ее влияния на формирования личности




Ниже приведена обобщенная форма профессионально психологического профиля педагога.

1.Социально-психологическая направленность2.Профессиональная 3.Педагогически значимые качества 4.Педагогически нежелательные качества

Важной характеристикой СП направленности педагога является тип пед.центрации. Центрация - это избирательная направленность педагога на pазные стороны пед. процесса. Выделяются 6 типов центрации: конформная - центрация на интересах, мнениях своих коллег; эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я, гуманистическая - центрация на интересах детей. центрация на интересах, требованиях администрации; центрация на интересах родителей. методическая, - центрация на содержании, средствах и методике преподавания.

Проф.компетентность интегративное качество личности специалиста, включающее систему ЗУН, обобщенных способов решения типовых задач. Формирование проф. компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Проф.компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Псих. основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации проф.развитию.

Проф.важные качества: социальный интеллект, эмоциональная отзывчивость, реальный педагогический гуманизм, социально-профессиональная ответственность, способность к волевому воздействию, сверхнормативная профессиональная активность, коммуникативность

Проф.значимые психфиз.свойства: ригидность, доминантность, эмоциональная устойчивость.

Прод.способом актуализации проф.пед. потенциала и реализации личности может стать развитие у педагогов ключевых квалификаций - это сложные интегративные образования, представляющие собой констелляции профессионально значимых зун свойств и качеств. Эти квалификации определяют профессионализм и мастерство педагогов, инновационный характер их деятельности и позволяют преодолеть профессионально обусловленные деформации и кризисы личности.

В ажные предпосылками реализации личностно ориентированного проф.образования – это ключевые компетенции - это способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных проф.-пед.ситуациях. Отличие от Кквалификации-они не явл. личностными характеристиками и могут быть определены путем анализа соц.-проф. функций педагога.

Реализация воспитательной функции обусловливает необходимость социально-культурной компетенции, включающей культуру устной и письменной речи, компетентное отношение к средствам массовой информации.

Обучающая функция детерминирует когнитивно-дидактическую компетенцию, предполагающую знание познавательных способностей учащихся, особенностей целеполагания и проектирования содержания и технологии личностно ориентированного обучения.

Развивающая функция порождает психолого-педагогическую компетенцию, включающую знание психологии личности и учебной деятельности учащихся.

Производственно-технологическая функция обусловливает специальную компетенцию - знания о производственных объектах, технологических процессах и производственных действиях.

Эти ключевые компетенции являются важными предпосылками реализации личностно ориентированного проф.образования.

 

псих 27. Возрастная периодизация жизненного цикла человека

Важнейшим критерием проф.становления личности - способность находить личностный смысл в проф.труде, самостоятельно проектировать, творить свою проф. Жизнь. Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи проф.самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий, осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим проф. положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии. Основные моменты проф.самоопределения личности

1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром проф. самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей.

3. Проф.самоопределение осуществляется в течение всей проф.жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация проф.самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобраз.школы, проф.заведения, повышение квалификации, увольнение с работы и т.д.

5. Проф.самоопределение является важной характеристикой соц.-псих.зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

В подростковом возрастезакладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Ранняя юность.Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии.

Юность.Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.

Молодость.Освоение профессиональной деятельности приводит к развитию следующих псих.новообразований: проф. социализации, проф. опыта, проф. важных качеств, проф.идентичности. Время смуты.

Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо проф. миграция, означающая смену работы или профессии. Это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования своего проф.потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека.

Наряду с этими психологически позитивными изменениями происходят и деструктивные. Часть профессин.хотят сменить работу, но проф.опыт, награды не дают мигрировать. Компенсацией становится «добывания» разного рода профессиональных наград, социально значимых должностей, премий, званий и т.д.

Основными психологическими новообразованиями в возрасте 28-33 лет становятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально обусловленные черты характера.

Период относительно спокойной жизнедеятельности 34-42 года. Женщины и мужчины примеряются с соц.-проф. условиями и семейными отношениями. Многие становятся профессионалами, самоопределяются в проф. сообществе, достигают вершин профессионализма и пика творческих успехов.

45-60 постепенное физическое старение, ослабление психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), изменение жизненного пространства за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни близких, коллег, друзей; сужение перспектив проф. продвижения, карьеры.

 

 

псих 28. Пих.особенности учащ. с отклонениями в псих. развитии.

Причины отклонений: педагогическую запущенность, трудновоспитуемость,т.е. состояние повышенной сопротивляемости общества. Если педагогическая запущенность обусловлена внешними обстоятельствами развития личности, то трудновоспитуемость - в основном субъективными причинами. Акцентуации характера ярко проявляются в подростковом и юношеском возрасте. Еще одна причина трудного воспитания - нарушений адаптационных механизмов личности. (Период овладения профессии) Три вида адаптации: физ. Адаптация - организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам. Проф.адаптация, т.е. психологическое приспособление к характеру. Соц.-псих., связанная с вхождением личности в социальное окружение. Соц. дез­адаптация создает "благоприятные" условия для формирования большинства типов акцентуаций характера. Неск. видов девиантного поведения:

Гипертимный тип. Гипертимные подростки с детства отличаются большой подвиж­ностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. Первые трудности при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении всё схватывать на лету обнаруживаются неусидчивость, отвлекаемость.

Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях.

ГП нередко сами становятся вдохновителями правонарушений. Элемент риска также привлекателен для них. Алкоголики, мелкие воришки

Эпилептоидный тип. Главной чертой эп. является склонность к дисфориям и тесно связанная с ней аффективная взрывчатость, откладывающие отпечаток на всей психике – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Их можно сравнить с разрывом парового котла, и эпилептоид долго не может остыть. Рано могут обнаружиться садистские. Лидеры(12-19 лет). Склонны к мазохизму. Алкоголики, обычно пьют до отключения, но не склонны к наркотикам. Склонны к суицидальному поведению. Добиваются лидерства. Азартны. ЭТ характера является одним из весьма трудных для социальной адаптации. В случае явных акцентуаций при внешне удовлетворительной адаптации жизненный путь может быть переполнен конфликтами и поведенческими нарушениями.

Истероидный тип. Его главная черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей персоны.

Среди поведенческих на первое место суицидальность. Причиной обычно служит уязвленное самолюбие, утрата ценного для дан­ного подростка внимания. Алкоголизм носит демонстративный характер. Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления – побеги из дома, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т.п. Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа – хобби.

Неустойчивый тип. В детстве непослушные, но трусливы. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними всё время приходится следить. У некоторых из них встречаются симптомы невропатии (заикание, ночной энурез и т.д.).

Слабоволие является одной из основных черт неустойчивых. Слабое место неустойчивых подростков – безнадзорность, попустительство взрослых, открывающее просторы для праздности и безделья. Их цели избежать наказания, выпутаться из трудностей, заполучить какие-либо блага.

Конформный тип. П.Б. Ганнушкин - постоянная готовность подчиняться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к консерватизму. Главная черта этого типа – постоянная и чрезмерная комфортность к своему непосредственному, привычному окружению. Их главное качество, "думать как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех" – от одежды до мировоззрения. В хорошем окружении – это неплохие. Но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все её привычки.

 

псих 29. Психологические особенности асоциального поведения и способы коррекции

Поведение внешний показатель внутреннего мира человека. Поступок – единица поведения, это действие осмысленное. Педагогическая запущенность - это комплексное отклонение нравственных представлений, отношений и поведения учащегося. Трудновоспитуемость – это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям, вследствие чего затруднено педагогическое общение. Причины пед.запущ. - неблагоприятные условия семейнoгo воспитания, отрицательное влияние социальной среды. Псевдоблагополучная семья. Отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений. Вред: никогда не будет брать родителей как идеала, накопление обид, от которых страдают окружающие, страдает самооценка. Отношения ПС. семьи отражаются на всех сферах жизнедеятельности ребёнка: снижается школьная успеваемость, уличная компания заменяет родительский авторитет, в ней ребёнок получает признание.

Неполная семья. Ребенок испытывает эмоц.дискомфорт, характеризуемый комплексом психологических реакций и переживаний: чувством собствен­ной неполноценности, ущербности, зависти, эмоционального голода и пр. Разводу предшествует общее ухудшение семейных отношений. Ребёнок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, насилия. В этих условиях он чувствует себя отчужденным в семье и старается как можно больше времени проводить вне дома. Возникает бесконтрольная, криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя берет на себя улица.

Проблемная семья. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей.

Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.

Криминогенная семья – такая семья, члены которой совершают преступления. Крим. деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Между родителями и детьми отсутствуют или искажены эмоциональные связи, Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, школы и даже против общества в целом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных