Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос. Психологическая теория бессознательного




Самая глубокая и значительная область человеческого разума – этобессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивныхинстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожаютсознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного.Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование. Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, егопризнавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платонапризнание существования бессознательного послужило основой создания теориипознания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психикичеловека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно,почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в полеего зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемойнеосознанного знания человека. Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможностисуществования неосознанных представлений, находит свое отражение и в философииКанта (1724-1804). Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах.Текстологический анализ показывает, что основатель психоанализа был знаком нетолько с кантовской «Антропологией с прагматической точки зрения», но и сдругими произведениями немецкого философа. Во многих случаях Фрейд не толькоразделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речьзаходит об обосновании своих психоаналитических концепций. Особенно этокасается проблемы бессознательного. Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многихфилосовских работак XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот отрационализма эпохи Просвящения и немецкой классической философии киррационалистическому пониманию бытия человека в мире. На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние философияШопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной степенипредопределили различные психоаналитические концепции, в том числе ифрейдовские представления о бессознательном. Разумеется, междупсихоаналитическим учением Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нетабсолютного тождества. У Шопенгауэра бессознательное изначально онтологично: -«мировая воля» – первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяетэту точку зрения, но большее внимание акцентирует на рассмотрениибессознательного, как оно функционирует в глубинах человеческого существа. ДляФрейда же бессознательное – это прежде всего и главным образом нечтопсихическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие отдругих, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научнымфактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия -неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибутасознания Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание.Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт неосознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучилечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания имотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причинойнервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавлениясвоих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными,слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцелениядуши, названный психоанализом. Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основываетсявся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования,развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он былпереработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучениескрытых связей и основ человеческой душевной жизни Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудьгипотезу, созданную для филосовской системы. Бессознательное - те формыдушевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же времяне являются достоянием сознания.[2] В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне(сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реальновоздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции);движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторениюавтоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения кдеятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательнымявлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психикебольного человека: бред, галлюцинации и т. д. Быть сознательным – это прежде всего чисто описательный термин, которыйопирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Психический элемент,например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным.Наоборот, характерным для него является то, что сознание осознанности быстропроходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновениеперестает быть таковым, однако вновь может стать сознательным при известных,легко достижимых условиях.[3] Представление – или всякий другой психический элемент в определенный моментможет быть в наличности в сознании человека, а в последующий может оттудаисчезнуть; через некоторый промежуток времени оно может совершенно неизменнымснова всплыть в памяти, без каких-либо предшествующих новых чувственныхвосприятий. Учитывая это явление, можно сделать вывод, что представлениесохранялось в душе человека и в этот промежуток времени, хотя было скрыто отсознания. Но в каком оно было виде, сохраняясь в душевной жизни и оставаясьскрытым от сознания относительно этого, неизвестно. [4] Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — этосовокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленныхвоздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясьпсихическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание»,«сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражениядействительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени иместе действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном,в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемымидействиями, невозможна и оценка их результата. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силусуществования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличиядругих актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеетсямножество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушаетсяпсихическая непрерывность и становится понятным существо познавательногопроцесса с его сознательными актами. Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального,физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейдже как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов,натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне полязрения предшествующей психологии. Он оказался перед необходимостью исследованияприроды психического, внутреннего мира "Я" и тех структур, которые невписывались в собственно "сознательное" в человеке, и пришел к заключению, чточеловеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий изразличных компонентов, которые по своему характеру являются не толькосознательными, но и бессознательными и предсознательными. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на двепротивостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которыепредставляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейдназывает «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мывоспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключаетсяединственный смысл термина «сознательный».[5] Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены неравнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющимсуть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией,надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, поФрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессеразвития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики,а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться кдругим его качествам.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных