Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос. Возрастные способности формирования характера. Психолого-педагогические условия формирования характера




Психическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении жизненного цикла человека, имеет определенную временную структуру. Её рассмотрение имеет принципиальное значение для понимания возможных возможностей развития. Хронологический подход дозволяет выявить типический ход и временные закономерности личного развития, составить представление о средней норме возрастной динамики психических форм и на базе этого судить о реакциях их возрастной эволюции в зависимости от разных факторов.

Младший школьный возраст (7-10лет). Поступление дитя в школу ведет к возникновению кризиса семи лет. Изменение социальной ситуации развития, новая система отношений приводят к рождению общественного Я дитя. Перестройка всего жизненного уклада, смена ведущей деятельности вызывает у него глубочайшие переживания по поводу собственной социальной роли. Оценки учителей и родителей определяют самооценки детей. Неудачи либо успехи приводят к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности либо чувства своей значимости и компетентности. Эти аффективные образования, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки школьника.

Принципиально новая социальная ситуация развития дитя возникает с поступлением его в школу. В первый раз ребенок начинает делать общественно важную деятельность, что ставит его в объективно новенькую позицию по отношению к взрослым и сверстникам, меняет его самооценку, определенным образом перестраивает взаимоотношения в семье.

В процессе её выполнения происходит развитие главных психологических новообразований этого возраста: усиливается произвольность психических действий, возникает внутренний план действий, формируется рефлексия.

Структура учебной деятельности младшего школьника:

учебно-познавательные мотивы, в базе которых лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии;

учебная задачка, т.Е. Система заданий, при выполнении которых школьник осваивает более общие методы выполнения учебных действий;

учебные операции, входящие в состав обобщенных способов выполнения действий;

контроль процесса учебной деятельности, основным образом обобщенных способов её выполнения;

оценка способов решения учебной задачки. При этом принципиальна не столько отметка как такая, сколько содержательная оценка процесса и результата учебной деятельности.

Учебная деятельность строится таковым образом, что в младшем школьном возрасте развивается в большей степени словесно-логическое мышление.

Подростковый возраст (11-14 лет). Период кардинальной перестройки организма. Интенсивное физическое и физиологическое развитие происходит разновременно у девочек и мальчиков и существенно варьируется. Психофизиологическое развитие выражается в половом созревании, обусловленном эндокринными переменами в организме. Скачок в росте, появление вторичных половых признаков, неравномерное развитие сердечно-сосудистой системы порождают эмоциональную нестабильность. Половое созревание увеличивает половую идентификацию.

Бурный рост и перестройка организма в этом возрасте повышают энтузиазм к собственной внешности и инициируют формирование нового вида физического Я. Промежуточное положение подростков в системе «ребенок – взрослый», неадекватная психофизиологическая перестройка организма приводят к подростковому кризису, который порождает личностную нестабильность и психическую напряженность.

Социальная ситуация развития значительно не изменяется. Система социальных отношений и социальная роль прежние. Своеобразие социально ситуации развития заключается в том, что это переходный возраст (ребенок уже не ребенок, но еще и не взрослый). Такое промежуточное положение в обществе порождает у подростков чувство неуверенности, нестабильности. Своеобразие социальной ситуации развития в этом возрасте обусловливает характер главных психологических новообразований. К ним в первую очередь относится чувство взрослости. Это особая форма самосознания, представления о себе как о взрослом. Своеобразие данного состояния заключается в том, что ребенок отвергает свою принадлежность к детям, но у него отсутствует чувство принадлежности к взрослым. Потребность быть взрослым не удовлетворяется.

Поиск себя, собственного места в обществе взрослых побуждает ребенка обратиться к своему внутреннему миру, инициирует рефлексию по поводу своей внешности, выраженности собственных способностей, нравственных свойств. Такое пристрастное отношение к себе приводит к росту самосознания и развитию самооценки.

Следующим принципиальным психологическим новообразованием является нравственная регуляция собственного поведения, проявляющаяся в высокой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые есть в мире взрослых.

рвение к эмансипации от взрослых, возросшая самостоятельность, неудовлетворенное чувство взрослости, эмоциональная нестабильность инициируют потребность в общении со сверстниками. Принадлежность к группе сформировывает социально важное качество – корпоративность.

Особенности психического развития ребенка заключаются в общем интеллектуальном развитии, в основном воображения и рефлексивного мышления. Особых достижений в области познавательных действий психологи не отмечают.

ранешняя молодость (15-18лет). изюминка социальной ситуации развития заключается в том, что этот возраст, завершающий детство. Часть женщин и юношей в этом возрасте обучаются в профессиональных учебных заведениях, а некие уже работают. Но пока они сохраняют статус зависимых от родителей детей. Все важнейшие задачки ранешней молодости обусловлены будущим: окончание общеобразовательной школы, выбор формы профессионального образования и профессии, трудоустройство, подготовка к вступлению в брак.

Поиск собственного места в мире становится очень актуальным, ведущие потребности данного возраста обусловлены неопределенной, проблемной ситуацией. Это потребности в личном, социальном и профессиональном самоопределении. Старшеклассники решают принципиальные задачки: кем быть и каким быть?

Ведущей деятельностью в ранешней молодости является учебно-профессиональная деятельность. Это деятельность, составляющая базу для психологически обоснованного и компетентного выбора будущей профессии. Избирательное отношение старшеклассников к учебным предметам обусловливает необходимость вариативного обучения.

ранешняя молодость – период завершения физического развития. К концу этого возраста девушки и юноши биологически уже созревшие взрослые люди. Их психофизиологическое и интеллектуальное развитие дозволяет им удачно осваивать и делать разнообразные виды профессиональной деятельности. Сексапильное созревание побуждает их к поиску друга, подруги.

В этом возрасте продолжают развиваться познавательные процессы, но сколько-нибудь существенных, кардинальных конфигураций не наблюдается.

В ранешней молодости закладываются базы мировоззрения (происходит формирование ценностных ориентаций, углубление нравственного сознания, рост общественного и познавательного энтузиазма к более общим принципам мироздания, универсальным законам развития природы и общества). Центральное место в этом процессе занимает вопрос о смысле жизни и построение жизненного плана. Ранешняя молодость – это возраст дальнейшего развития самосознания. На базе самооценки возникает потребность в самосовершенствовании.

основная забота женщин и юношей – это выбор профессии, а правильнее – выбор формы её получения (в мастерски учебном заведении либо методом профессиональной подготовки на предприятии, в фирме, организации).

Юношеский (18-23 года) возраст представляет собой в буквальном смысле слова ''третий мир'', имеющийся меж детством и взрослостью. Биологически - это период завершения физического созревания. Большая часть женщин и значимая часть юношей вступает в него уже постпубертатными, но, на его долю выпадает задачка бессчетных ''доделок'' и устранение диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода главные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно разглядывать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

Социальное положение юношества неоднородно. Молодость - завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большая часть юношей и женщин уже учащиеся, их роль в производительном труде рассматривается не лишь и не лишь с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Молодость – это возраст больших личностно важных приобретений: друзей, любимых, специальности, собственного жилья и т.Д. Ведущие потребности молодости – это потребности в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Ведущей деятельностью в молодости является профессиональное образование.

главные психологические новообразования личности на данной стадии становления – самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные методы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность.

юность (24-27 лет). Это возраст начала самостоятельной трудовой деятельности, вступления в брак и установления семейных отношений. К огорчению, в данном возрасте часть юных людей стают безработными, разводятся, осваивают асоциальные и противоправные формы поведения. Ведущей деятельностью, на стадии профессиональной адаптации, является нормативно одобряемая деятельность, т.Е. Деятельность, методы воплощения которой уже сложились в должностных инструкциях, квалификационных свойствах и технологической документации. В условиях отсутствия профессионального опыта она выполняет развивающую, личностнообразующую функцию. Освоение данной деятельности и связанного с ней социально-профессионального поведения приводит к развитию следующих психологических новообразований: профессиональной социализации, профессионального опыта, мастерски принципиальных свойств, профессиональной идентичности.

Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большая часть юных людей, завершивших, казалось бы, стройку собственной жизни и мастерски самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщенным профессиональным трудом. Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новейших жизненно важных целей.

Возможны два пути: или оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться специалистом, или профессиональная миграция, значащая смену работы либо профессии.

Зрелость (28-60 лет). Это более продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования собственного профессионального потенциала. Конкретно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет неповторимую возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать личный стиль деятельности, воплотить свою потребность быть Личностью, индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм дозволяет личности воплотить и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, очень выражающей запредельные способности человека. Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, неизменное доказательство собственной профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особенного эмоционального состояния – профессионального оптимизма. Все эти мастерски обусловленные конфигурации способствуют профессиональному самоутверждению, конституируют самоопределение личности в профессиональной культуре и означают полную интеграцию в профессиональную среду. Наряду с этими психологически положительными переменами происходят и деструктивные. Часть профессионалов, в большей мере сориентированных на признание собственного мастерски-психологического потенциала не удовлетворенных своим профессиональным и должностным статусом, вновь ревизуют свою профессиональную жизнь. «Аудиторство» собственных профессиональных достижений приводит их к мысли о необходимости кардинальной смены работы, должности и даже профессии. Но груз большого положительного профессионального опыта понижает профессиональную мобильность личности, затрудняет способности профессиональной передвижения. Компенсацией сужающегося профессионального пространства становится инициирование получения «добывания» различного рода профессиональных наград, социально важных должностей, премий, званий и т.Д.

Основными психологическими новообразованиями в возрасте 28-33 лет стают социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, мастерски обусловленные черты характера.

Период относительно спокойной жизнедеятельности 34-42 года. Дамы и мужчины примеряются с социально-профессиональными условиями и семейными отношениями. Многие стают специалистами, самоопределяются в профессиональном обществе, достигают вершин профессионализма и пика творческих фурроров.

чертами социальной ситуации развития в 45-60 лет обусловлены следующими моментами:

- постепенное физическое старение, ослабление психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), понижение сексуальных потенций;

- изменение жизненного пространства за счет появления новейших родственников и постепенного ухода из жизни близких, коллег, друзей;

- сужение перспектив профессионального продвижения, карьеры.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных