ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос. Волевая регуляция деятельности. Структура волевого актаЛюди познают предметы и явления окружающего мира и переживают чувства по отношению к ним в деятельности, направленной на его преобразование в ходе ублажения своих личных потребностей и потребностей общества, которому они принадлежат. Деятельность человека—это система связанных воедино и вытекающих одно из другого действий, в которых решаются частные задачки. Действия ориентированы на получение результата, который мыслится либо представляется как желательный, как мишень того, что делает человек. Так, при посадке юный яблони, роя яму известной глубины, закладывая удобрения, вбивая в центр ямы кол, расправляя корешки спущенного туда растения, привязывая его и т. Д., Работающий человек, осуществляя свою мишень, действует по плану. В ходе работы этот план развертывается в виде ряда мыслей и представлений и осуществляется, реализуется посредством движений, определенных по силе, скорости, размаху, согласованности, точности. При выполнении движений, составляющих отдельные деяния, и мыслительных операций в связи с отображением того, что, как и п каком порядке следует делать, проявляется сосредоточенное, напряженное внимание и к предмету, и к орудиям, и к самому процессу труда. Совместно с тем по ходу действий переживаются те либо другие чувства: неудовольствия и беспокойства от препятствий и затруднений и наслаждения от удачного ублажения испытываемых нужд, чувства трудового подъема и утомления, а также радости от самого труда. В различие от непроизвольного деяния, конкретно определяемого находящимся в “поле” раздражителем, преднамеренное действие реализуется с помощью нужных для этого средств (символов, нормативных ценностей и т. Д.), Т. Е. Опосредствованно. Ученик читает чертеж, справляется с инструкциями, вспоминает наставления профессионалы производственного обучения и т. Д., Таковым образом еще до воплощения дея тельности обеспечивает её построение в собственном сознании, и лишь после этого действует. Преднамеренное действие осуществляется с помощью саморегуляции. Её структура включает мишень, которой стремится достигнуть человек; программу тех действий и операций, которую он обязан выполнить, чтоб достигнуть её; выяснение критериев удачливости действий и сопоставление с ними реально полученных результатов деяния; наконец, принятие решения о том, нужно ли считать действие законченным либо его следует продолжать, внося в его выполнение нужные коррективы. Таковым образом, саморегуляция преднамеренного деяния предполагает случайный контроль над его планированием и исполнением. В процессе онтогенеза функция регулирования и контроля сначало осуществляется взрослым в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, а в дальнейшем, ввиду того, что происходит интериоризация образцов и схем выполнения действий, ребенок сам научается в согласовании с этими схемами и эталонами контролировать действие. Преднамеренность деяния предполагает принятие человеком решения о том, что образ грядущего результата деяния отвечает мотиву его деятельности (т. Е. Тому, ради чего он действует), и действие тогда приобретает личностный смысл и выступает для субъекта как мишень деятельности. В структуре деятельности преднамеренные деяния образуют её высший уровень, им присущи сознательно поставленная мишень и выбор средств, нужных для заслуги данной цели. “Чем более... — писал Ф. Энгельс — люди отдаляются от животных, тем более их действие на природу воспринимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных, заблаговременно намеченных целей”. Они могут совершаться и не обнаруживаясь внешним образом: при продумывании учеником плана сочинения, при повторении материала про себя и т. Д. особенный вид преднамеренных действий составляют волевые деяния. Волевое действие, сохраняя все значительные признаки преднамеренного деяния, включает в качестве необходимого условия преодоление проблем. То либо другое преднамеренное действие может принадлежать и не принадлежать к волевым в зависимости от того, связано ли оно с преодолением проблем либо нет. Волевые деяния могут различаться по трудности. Так, школьник, в первый раз делая попытку на уроке физкультуры совершить опорный прыжок, преодолевает некие опасения, связанные с вероятным падением и ушибом. Подобные волевые деяния именуются простыми. Сложное волевое действие включает в себя ряд обычных. Юный человек, приняв решение освоить сложную производственную деятельность, преодолевает ряд внутренних и внешних препятствий и проблем и осуществляет свой план. В свою очередь, сложные деяния входят в систему организованной волевой деятельности человека, направленной на достижение сознательно поставленных близких и далеких целен. В ней обнаруживаются те либо другие волевые свойства человека, проявляется воля. Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие. В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы: Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов. Третья фаза -- принятие решения. Четвертая фаза -- исполнение решения. Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз. Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели. Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор. Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении. Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела. Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|