Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос. Волевая регуляция деятельности. Структура волевого акта




Люди познают предметы и явления окружающего мира и переживают чувства по отношению к ним в деятельности, на­правленной на его преобразование в ходе ублажения сво­их личных потребностей и потребностей общества, которому они принадлежат.

Деятельность человека—это система связанных воедино и вытекающих одно из другого дейст­вий, в которых решаются частные задачки. Дей­ствия ориентированы на получение результата, ко­торый мыслится либо представляется как желательный, как мишень того, что делает человек. Так, при посадке юный яб­лони, роя яму известной глубины, закладывая удобрения, вби­вая в центр ямы кол, расправляя корешки спущенного туда ра­стения, привязывая его и т. Д., Работающий человек, осущест­вляя свою мишень, действует по плану. В ходе работы этот план развертывается в виде ряда мыслей и представлений и осуще­ствляется, реализуется посредством движений, определенных по силе, скорости, размаху, согласованности, точности. При вы­полнении движений, составляющих отдельные деяния, и мыслительных операций в связи с отображением того, что, как и п каком порядке следует делать, проявляется сосредоточен­ное, напряженное внимание и к предмету, и к орудиям, и к самому процессу труда. Совместно с тем по ходу действий пере­живаются те либо другие чувства: неудовольствия и беспокойства от препятствий и затруднений и наслаждения от удачного ублажения испытываемых нужд, чувства трудового подъе­ма и утомления, а также радости от самого труда.

В различие от непроизвольного деяния, конкретно определяемого находящимся в “поле” раздражителем, предна­меренное действие реализуется с помощью нужных для этого средств (символов, нормативных ценностей и т. Д.), Т. Е. Опосредствованно. Ученик читает чертеж, справляется с инст­рукциями, вспоминает наставления профессионалы производственного обучения и т. Д., Таковым образом еще до воплощения дея тельности обеспечивает её построение в собственном сознании, и лишь после этого действует.

Преднамеренное действие осуществляется с помощью само­регуляции. Её структура включает мишень, которой стремится достигнуть человек; программу тех действий и операций, ко­торую он обязан выполнить, чтоб достигнуть её; выяснение критериев удачливости действий и сопоставление с ними реаль­но полученных результатов деяния; наконец, принятие реше­ния о том, нужно ли считать действие законченным либо его следует продолжать, внося в его выполнение нужные коррективы. Таковым образом, саморегуляция преднамеренного деяния предполагает случайный контроль над его планированием и исполнением. В процессе онтогенеза функция регулирования и контроля сначало осуществляется взрос­лым в процессе совместной деятельности и общения с ребен­ком, а в дальнейшем, ввиду того, что происходит интериоризация образцов и схем выполнения действий, ребенок сам научается в согласовании с этими схемами и эталонами конт­ролировать действие.

Преднамеренность деяния предполагает принятие челове­ком решения о том, что образ грядущего результата деяния отвечает мотиву его деятельности (т. Е. Тому, ради чего он действует), и действие тогда приобретает личностный смысл и выступает для субъекта как мишень деятельности.

В структуре деятельности преднамеренные деяния обра­зуют её высший уровень, им присущи сознательно поставлен­ная мишень и выбор средств, нужных для заслуги данной цели. “Чем более... — писал Ф. Энгельс — люди отдаляются от животных, тем более их действие на природу воспринимает характер преднамеренных, планомерных действий, направлен­ных на достижение определенных, заблаговременно намеченных целей”. Они могут совершаться и не обнаруживаясь внешним образом:

при продумывании учеником плана сочинения, при повторении материала про себя и т. Д.

особенный вид преднамеренных действий составляют волевые деяния. Волевое действие, сохраняя все значительные приз­наки преднамеренного деяния, включает в качестве необхо­димого условия преодоление проблем. То либо другое преднамеренное действие может принадлежать и не принадле­жать к волевым в зависимости от того, связано ли оно с пре­одолением проблем либо нет.

Волевые деяния могут различаться по трудности. Так, школьник, в первый раз делая попытку на уроке физкультуры со­вершить опорный прыжок, преодолевает некие опасения, связанные с вероятным падением и ушибом. Подобные воле­вые деяния именуются простыми. Сложное волевое действие включает в себя ряд обычных. Юный человек, приняв реше­ние освоить сложную производственную деятельность, преодо­левает ряд внутренних и внешних препятствий и проблем и осуществляет свой план. В свою очередь, сложные деяния входят в систему организованной волевой деятельности челове­ка, направленной на достижение сознательно поставленных близких и далеких целен. В ней обнаруживаются те либо другие волевые свойства человека, проявляется воля.

Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

Третья фаза -- принятие решения.

Четвертая фаза -- исполнение решения.

Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных