Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие о памяти. Учет закономерностей памяти при организации учебной деятельности школьников.




Память является основой психической жизни личности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Память – ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент. Память процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а теперь мысленно воспроизводим, называются представлениями.

В основе памяти лежат ассоциации или связи. Встретившись с одним из предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой.

Классификация видов памяти:

1. Характер психической активности, преобладающей в деятельности.

Образная память – это память на представлениях. Представления – это образ предмета или явления, не воздействующий в данный момент на органы чувств.

Словесно-логическая – свойственна только людям – содержанием ее являются наши мысли.

Эмоциональная память – это память на эмоции, чувства.

2. Продолжительность и закрепления и сохранения материала.

Кратковременная память – характеризуется непродолжительным сохранением материала после его восприятия. Процессы кратковременной памяти неустойчивы и обратимы («что-то еще стоящее перед глазами», «звучащее в ушах»).

Оперативная память – любое сложное действие мы выполняем по частям. При этом удерживаем в памяти некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока они необходимы для выполнения данной деятельности.

Долговременная память – наиболее важная и сложная система памяти. Весь приобретенный опыт, все знания человека хранятся в долговременной памяти. Главные проблемы, стоящие перед исследователями долговременной памяти – это введение в долговременную память нового материала (запоминание), и извлечение необходимой информации в нужное время (воспроизведение).

3. Зависимость от целей деятельности.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение в том случае, когда отсутствует специальная цель что-то запомнить или вспомнить.

Произвольная память – это запоминание и воспроизведение, движимые определенной целью запомнить, выучить. Начиная со школы, в деятельность человека возникает необходимость руководить своей памятью. Важную роль начинает играть произвольная память.

4. Степень осмысления запоминаемого материала.

Механическая - это память как функция только повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей.

Смысловая – вид памяти, опирающийся на установление и запоминание смысловых связей понятий. Продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше, чем механической.

Процессы памяти.

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит запечатление, закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Важнейшей особенностью запоминания является его избирательность – в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение – процесс сохранения идет непрерывно, мы его не осознаем и почти не умеем регулировать. Наименее изученный процесс памяти.

Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого в сознании проявляются образы и представления о ранее воспринятом. В результате воспроизведения информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую ставит перед собой человек. В тех случаях, когда материал закреплен прочно, воспроизведение осуществляется легко.

Узнавание – это воспроизведение объекта в условиях его повторного восприятия.

Забывание – исчезновение, выпадение из памяти. Забывание может быть связано с действием отрицательной индукции. Сильные посторонние раздражители во время заучивания могут затруднять образование новых связей и даже ослаблять ранее выработанные.

 

 

_

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных