Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теориякультурно-исторического развития высших психических функций Л.С.Выготского..




Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского зародилась на основе осмысления марксистской теории трудовой деятельности. В результате Выготский обратился к рассмотрению психических явлений через анализ трудовой деятельности. Критикуя рефлексологию (диада «сознание – поведение»), Выготский сосредоточил внимание на триаде «сознание – культура – поведение». Центральной идеей его общепсихологической системы было выделение двух уровней организации поведения: естественного и культурного. Инструменталистскую функцию выполняют труд и слово. Специфика орудийного опосредования психических процессов подчеркивает их социально-историческую детерминацию. Структура взаимоотношения организма со средой включала орудие-знак. И поведение стали объяснять не по биологическим законам, а по законам исторического мира культуры и общения с другими людьми.

Основные идеи теории:

*главная закономерность формирования психики состоит в переходе во внутренний психики ребенка его внешней, социально-символической (т.е. совместно со взрослыми и опосредованной знаками) деятельность;

*в процессе усвоения культурного опыта «натуральные» (низшие) психические функции становятся «культурными» (высшими).

Положения теории:

О знаковых системах. В отличие от орудий труда, с помощью которых человек изменяет природу, с помощью другого рода «орудий» - знаковых систем (и прежде всего знаков языка) – человек, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого выступают значения (когнитивный компонент) и смыслы (аффективно-мотивационный компонент).

Об интериоризации. Л.С.Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом – психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая».

Интериоризация – процесс перехода внешних социальных контактов в психику в виде функций высшего уровня развития.

О высших психических функциях. Всякая психическая функция в своем генезисе имеет две формы: врожденную или «натуральную», и приобретенную или «культурную». Первая биологически детерминирована, а вторая обусловлена культурно-историческим развитием.

О зоне ближайшего развития. Реальные отношения умственного развития ребенка к возможностям обучения могут быть выявлены с помощью определения актуального уровня развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая зону ближайшего развития, «ведет» за собой развитие; только то обучение является действенным, которое «забегает вперед» развитию.

Теория деятельности. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) Деятельность ребенка – основное условие его психического развития. Усвоение и присвоение достижений предшествующих поколений людей осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в которых воплощены эти достижения человечества. Основной принцип – ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка во всех возрастных этапах.

Концепция персонализации. Она возникла на основе сближения общепсихологического и социально-психологического способов мышления. А.В.Петровский поставил задачу выделить формирование личности как субъекта системы человеческих отношений в особый процесс. Психика как форма активного отражения объективной реальности субъектом есть сторона существования личности, как важнейшая ее интраиндивидная характеристика.

А.В.Петровский развернул уже известное понятие «социальная ситуация развития» (термин Выготского). Автор рассматривает ее в связи в развитием личности в процессе ее взаимодействия с разными социальными группами (семья, дошкольные учреждения, школы, трудовые коллективы). Социальная ситуация развития является источником социализации индивида. Главные направления развития в этой ситуации – передача и усвоение культуры через семейные институты, через систему образования; контакты с другими людьми в общении и процессы саморегуляции; замены внешнего контроля на самоконтроль; преобразование мотивационной сферы и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных