Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика межличностных отношений в классе




3.1 Социометрические статусы членов класса

Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. в то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко – либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы вычислить социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

 

Обратимся к данным трех таблиц социоматриц ( см. образцы работ). В трех таблицах явно выраженные лидеры – это:

Таблица № 1.(Учеба) - Муртазина Э. – (17 голос) и Слепцова Р.(14 голос),

Таблица №2 (Работа) - Муртазина Э. и Козырев А. (12 голос).

Таблица.№ 3(Досуг) – Муртазина Э.(17голос) и Слепцова Р.(14 голос),

Также благодаря социоматрице мы имеем возможность увидеть тех учеников, которые относятся к статусу «отверженные». Вот, например:

Таблица № 1.(Учеба) Агафонов. Е. и Андреев Н.

Таблица №2 (Работа. Агафонов Е.

Таблица.№ 3(Досуг). Агафонов Е. и Андреев Н.

 

3.2 Структура межличностных отношений в классе.

Структура межличностных отношений в классе определяется с помощью метода социометрии. Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретной группы.

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

 

3.3 Характеристика неформальных лидеров.

В каждом классе есть свой актив, т.е. формальные лидеры. В данном классе в число главных активистов входят: Веселова Вероника, Шакурова Диана.

В социоматрице девочки получили достаточно высокие результаты. Объясняется это тем, что они являются старостой и заместителем старосты, за всё это время они сумели показать себя с хорошей стороны, заслужили доверие и уважение одноклассников. Всё в целом говорит о том, что фактически в классе правят формальные лидеры.

Эти девочки общительны, хорошо учатся. В классе прислушиваются к их мнению. Активно участвуют в жизни класса, а также и школы: участвуют в различных конкурсах, организуют класс на участие в школьных конкурсах, и театральных мини – постановках. (Методика: беседа с воспитателем класса)

Веселова Вероника: хорошо учится - на «4» и «5», (Методика: Изучение журнала успеваемости). Из учебных предметов нравятся математика, биология, химия, Русский и литература, не любит – физика, география, ОБЖ, Татарский язык. (Методика: ВЫЯВЛЕНИЕ ЛЮБИМЫХ И НЕЛЮБИМЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ). Преобладают учебно - методические мотивы. Ценит такие качества личности, как общительность, контактность, порядочность, отзывчивость. (Методика: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ.

Шакурова Диана, учится «средне», часто встречаются «тройки» Из учебных предметов нравятся биология, математика, русский язык и литература, география, не любит - физику, химию, английский язык, татарскую литературу. Ценит такие качества личности, как отзывчивость, самостоятельность, ответственность, обязательность, трудолюбие, честность.

 

Но помимо формальных лидеров, в классе есть и неформальные лидеры, которые очень четко видны в данных социоматриц (см. образцы работ). В данном классе к таким относятся:

1 Козырев Александр - Очень сильный неформальный лидер. Среди мальчиков он пользуется авторитетом, потому что очень активен и прост в общении.

2)Слепцова Регина - пользуется авторитетом среди девочек, очень шустрая, быстрая и острая на язык.

3) Муртазина Элина - родители ее врачи, отсюда серьезность мыслей и интеллект, а также богатый словарный запас.

 

3.4 Характеристика «отверженных»

Помимо неформальных лидеров с помощью социоматрицы можно выявить и так называемых «отверженных», (см. образцы работ). На таблицах четко видны те ученики, которые не были выбраны вообще. Именно их можно с уверенностью отнести к статусу «отверженные», оторванные от коллектива. К «отверженным» в данном классе относится 2 ученика – Агафонов Е. и Андреев Н. Это связано с тем, что они очень тихие, немного замкнутые в себе, слабые в учебе, сидят на последней парте одни.

 

3.5 Мотивы предпочтения в межличностных отношениях.

 

Данный тест был разработан кандидатом психологических наук А.Ф.Корниенко. Целью его является исследование иерархии мотивов, определяющих характер межличностных отношений, путем определения симпатий и антипатий к членам класса в зависимости от их индивидуальных личностных качеств.

 

Инструкция:

1. В левую графу бланка необходимо вписать фамилии любых 10 одноклассников. Свою фамилию записывать не нужно.

2. Необходимо оценить каждого из одноклассников, указанных в списке, по каждому из 12 качеств по 7-ми бальной шкале (от 1 до 7);

3. Отметить знаком + пять учеников, которые тебе больше всего нравятся.

ОЦЕНИВАЕМЫЕ КАЧЕСТВА:

1.Никого, никогда не обижает

2.Общительный (ая)

3.Всегда всем помогает

4.Сильный (ая) физически

5. Весёлый (ая)

6. Много знает

7. Быстрее всех все понимает

8. Не увиливает от работы

9. Аккуратный (ая)

10.Настойчивый (ая)

11.Самостоятельный (ая)

12.Никого никогда не обманывает

 

 

По формуле К= 100* (S(+)-S(-) / S(+)+S(-)) вычисляется коэффициент К, показывающий степень предпочтения каждого из качеств в межличностных отношениях, т.е. насколько данное качество является тем критерием, по которому одноклассники нравятся или не нравятся. Строим профиль средних значений коэффициентов предпочтений. (см. пр. 2)

 

На графике, очевидно, показаны доминирующие мотивы предпочтения в межличностных отношениях. Наибольшее значение коэффициента К, у таких качеств как № 11 (самостоятельность) – 19,4%; № 3 (всегда всем помогает) – 19%; № 5 (веселый) – 18,1%; №6 (много знает) – 17,9%;№ 1 (никогда никого не обижает) – 14,9%; Наименее ценимые качества в классе – это качества №4 (Сильный (ая) физически) – 10%; № 9 (аккуратность) – 10,7%; № 12 (никого никогда не обманывает) – 11,5%.

На основании результатов можно сделать следующий вывод: в 9 «д» классе учащимися ценятся отдельные аспекты волевых, интеллектуальных качеств. Также ими ценятся, но в наименьшей степени, аспекты деловых, коммуникативных и нравственных качеств. Радует тот факт, что данные результатов имеют положительное отношение, то есть, нет результатов с негативной и отрицательной оценкой качеств учащимися, что говорит о том, что ученики ценят все качества друг в друге, но в определенной степени.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных