Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Моторная теория внимания Н.Н. Ланге 6 страница




Сенсорный регистр существует в разных модальностях: зрительный регистр (иконическая память – время хранения – 150 милисекунд), слуховой (эхоическая память), тактильный. Время сенсорного регистра можно изменить: так, если метку предъявить не сразу, а после паузы, то часть информации уже забудется – т.е. при задержке метки сенсорный регистр угасает. Иконический образ также можно разрушить, предъявив сразу следующий стимул.

Итак, все виды памяти из сенсорного регистра очень недолговечны. Также в них еще нет информационного кодирования, нет селекции. Эхоическая память более долговечна и в ней есть последовательность звуков, а в иконической больше объем, но все стимулы одномоментны.

2 блок – кратковременная память – маленькая емкость (5-6 единиц), информация хранится интерпретированном виде. Основной механизм этой памяти - повторение! (ех, № нужного телефона («сенсорные отпечатки» повторять невозможно)). В КП – сколько материал повторяешь – столько он и хранится. Парадоксально, но эта установка на запоминание препятствует переходу материала в ДП.

КП исследовали Петерсоны: предъявлялось ряды из 3-х букв (или 3 слов) – запомнить легко, но если между запоминанием и воспроизведением дать задачу (ех., обратный счет тройками), то воспроизведения не будет! Вывод; КП нечувствительна к величине единиц и носит механический, а не смысловой характер. Однако анализ ошибок показывает, что между сенсорной и КП существует механизм кодирования информации в акустическую (речевую) форму, т.е. основная функция КП – перекодирование информации в логическую, семантическую форму. Как выяснили? Просто все ошибки в КП – акустические (так, увидев воробья, мы мысленно говорим «воробей», т.е. при запоминании все получает имя!). Опыты Шульмана: предъявлял 10 слов и 1 контрольное (вопрос, содержалось ли оно в списке). Хитрый Шульман в качестве контрольного давал похожее слово или синоним. Синонимы опознавались чаще, отсюда вывод: слова идентифицировались не по форме, а по смыслу! Т.о. информация представлена в КП в смысловой форме, и акустическое кодирование – результат смысловой переработки. Помимо повторения, как главного механизма КП, служащего для удержания информации и перевода ее в долговременную память, в КП есть еще 2 механизма забывания: интерференция (взаимное влияние информации – влияние новых элементов на старые и наоборот), и угасание (стирание во времени), когда интенсивность отдельных единиц снижается во времени. Это 2 разных механизма! Так, в опытах варьировали количество материала и время его предъявления. Оказалось, что есть оба механизма, просто в течение первых 30-ти секунд единицы памяти устойчивы к интерференции (если они не превышают объем КП), а после эти единицы очень подвержены интерференции (ех., попытка вспомнить сон). Т.о., не время разрушает КП, а просто сами единицы памяти подвержены воздействию интерференции после определенного времени.

КП состоит из:

- структурные компоненты (где хранится информация);

- процессы регуляции КП.

Структурные компоненты – буферная модель Аткинсона: Буфер повторения (пространство, где «гоняется» информация до ее обработки) ® рабочее пространство (семантическая обработка, структурирование информации + постоянный взаимный обмен информацией с буфером, это преддверие ДП)® ДП

И буфер и рабочее пространство непостоянны по величине, объем которой меняется в зависимости от задачи. И процессы регуляции КП - это переключение системы памяти в нужный режим. Регулируются: объем буфера и соотношение числа элементов буфера числу элементов рабочего пространства..

 

3 блок – долговременная память – очень сложное строение, почти неограниченная емкость, долгое хранение, но введение в эту память требует дополнительных усилий, смысловой переработки информации. (Ех., вопрос из КП: Какими были пос­ледние слова предыдущего предложения?; вопрос из ДП: Что вы ели на обед в прошлое воскресенье?) Клацки: в ДП хранятся все знания, когда-либо полученные человеком – их добываемость зависит от степени упорядоченности памяти.Существует 2 подраздела ДП:

- эпизодическая память – основана на временной последовательности событий. Это календарь нашей жизни (здесь особое значение имеет интерференция). Но это нечестный календарь – в зависимости от мотивации, события (и куски информации) могут меняться местами и даже перейти в бессознательное. Новая информация здесь не отменяет старой.

- семантическая память - на речевой, языковой основе. Это консервированное мышление. Здесь новая информация может подтверждать или опровергать информацию (семантическое поглощение)

! Одни и те же события могут быть представлены в разной форме в обоих видах памяти.

Существует 3 вида моделей ДП:

1. Сетевые модели. Имеют тесную связь с ассоцианизмом – это обширная сеть связанных

Когнитивная Y вкл. в себя совокупность все познавательных процессов (от восприятия до мышления), т.е. она имеет дело с тем как мы получаем, усваиваем информ., как она хранится и трансформируется в знания и как эти знания исп. в действиях. Познание – процессы переработки, хранения, извлечения информации для определенных целей в рамках определенных структур. 1) процессуальный подход. 2) функциональный. 3) наличие структур: а) структурный подход (структуры для хранения) и б) уровневый подход (уровни переработки). (А) предмет – блоки хранения и переработки информации, где каждый блок – стадия процесса с определенным результатом. Методы: хронометрия и измерение продуктивности. (Б) предмет – способы переработки информации в зависимости от задачи, метод – постановка специфических задач, требующих разных способов решения. Когнитивную Y интерес. процессы с пом. кот. можно понять закономерности обработки определ. рода перцептивных сигналов, кот. леж. в основе перцептивных систем, мнемических и мыслительных процессов. Ее главная роль - раскрыть совокупность процессов, при помощи кот. индивид понимает звуки, создает предложения и способен решать разные проблемы. Именно такое представление процессов получения и обработки инфо. лежит в основе соврем. когнит. Y. Ее основу заложили Миллер и Найсер, первые подробно и научно обоснованные эксперименты по памяти - Эбингауз. Различие м. 1-вичн. и 2-ричн. п., введенное Джеймсом, стало предвестником современных теорий двойственности п. Он впервые выделил 2 механизма памяти при описании потока сознания. Это первичная (непроизвольная память о недавнем или предвосхищение последующего, связь внешних и внутренних впечатлений, постоянно меняется) и вторичная (относительно не зависит от времени, находится в области предсознательного) память. Первая современная теория которой была разработана Норманом и Во (Перв.П и Вторич.П), кот. представили также данные о том, что на забывание в КП больше влияет интерференция, чем затухание (список из 16 цифр - пробная цифра - зв. сигнал, назвать ту цифру, кот. после него; ось Y - % верных ответов, Х - кол-во элементов).
Аткинсон и Шифрин - модель памяти на базе информационного подхода (сост. из фиксир. структур п. и гибких управляющих процессов). т. трехур. п. (Аткинсон и Шифрин) - модель памяти на базе информационного подхода (сост. из фиксир. структур п. и гибких управляющих процессов). Они говорят, что важно отличать структуры и сис-мы памяти - УКП, КП, ДП. Док-во Э. Сперлинга (док-во УКП): таблица с 9 цифрами (по 3 в к. ряду) пред.является в теч. 50 мс. Обычно исп. посторял лишь 4-5 букв. Но возможно он видит все буквы, а некоторые забывает. Метод частичного ответа Þ карточка с точкой... Исп. всегда правильно называет отмеченную тчк. Но эта способность снижается и после интервала в 500 мс. ~ 50 %. То же самое набл. и при исследовании эхоической п.: с цифры с приставкой «О». Экспер. Норман-Во (метод. зонда. Ряд из 16 цифр, а задача сказать какая из них была дважды в ряду). Эксперим. Петерсонов (док-во КП): исп. запоминалти 3 буквы, а спустя 18 сек. их воспроизв. В этом промежутке они вели обратный счет тройками. После 2-3 сек. % воспр. резко падал, а после 6 выходил на подобие плато. Это объясняется небольшой емкостью КП. Беверли: 2 блока КП (на основе экспериментов). А) входной регистр (функция: запасание вербальных входов), проговаривание еще не осмысленного материала. Б) буфер ответа / артикуляционная петля (подготовка вербальных выходов), повторение и осмысливание. + В) блок управления и контроля над переработкой материала. (3) ДП – хранение элементов для опознания. Единица – когнитивная схема, карта. Обеспечение субъекта концепцией окружающего мира и представлением о его законах, сохранение единства субъекта, возможность идентифицировать себя в процессе развития и саморазвития. Док-вом т. двойственности служит эксп. по запом. с первого раза 20-40 слов, а затем произвести. Были обнаруж., что лучше запомин. первые и последние (эффекты превичности и недавности).
Теория уровневой обработки - п. это побочный продукт различн. видов анализа входных стимулов и что длительность следа в п. определяется сложностью/глубиной этого анализа (Крейг и Локхард): эффективность, стойкость следов в ДП зав. от того на как. уровне перер. они нах. Их теория вкл. в себя: а. разнопр. проц. перераб. (объективн. - внешн, и...); 2 типа проц.- автомат. (медл. чувств. и интерф., треб. усилий, осознаваемости, изменчивы, подчин. прямому контролю) и сознат. контрол.; следы п. - рез. продукта перец. перераб., а прочность и его длит. - функция глубины ур.пернераб. Уровни (на примере сенсорн. модальнойстей): сенс. анализ®распознавание паттерна®семантико-ассоц. стадия обогащенного стимула. Память является побочн. продуктом обраб. инфо. и сохр. следов завис. от ур. перер. В соих экспеприм. они пыт. выяснить завис. непроизв. запомин. от ур. перераб.
Исп. должны были решать задачи с разн. ур. перер. (2 на контр. и 2 на сознат. ур). а. рецепт. (слова с заглав. и строчн. букв). б. фонетич. (слова с роеди кот. встреч слова рифм. с заданными). в А и Б спрашивали что помнит; в. семантич. (40 предлож. в кот. пропущ. заранее заданое слово - нажать кнопку когда оно будет соотв. по смыслу); в. самооценка (прилагат, опис. Y характеристики челов., нажать кнопку когда появ. твоя).Þ неприз. запомин. > на сложн. ур. Тульвинг рассматривает п. как мультисис-му, сост. из систем и з-нов, и делит п. на процедурную, семантическую и эпизодическ.
Крейк Ф (уровневый подход): Память – функция способа переработки информации, определяется типом задачи и активностью испытуемого по его решению. Время – главный критерий выделения блоков. Процесс переработки информации непрерывен, т.к. обычно каждый блок связывался с определенным видом кодирования, но эта связь относительна. Эксперимент Крейка: опыт с отрицательным эффектом недавности. Заучивание 10 списков по 15 слов. Регистрация эффектов в каждом списке. Поочередное заучивание – обычный эффект недавности в каждом списке. По окончании – воспроизведение всего заученного материала. Элементы, запомненные ранее лучше, воспроизводятся хуже. Вывод: эти элементы не прошли глубокой переработки на всех уровнях.
Эксперимент Гандуса: предъявление слов с большим периодом (5 с). Фиксация действий испытуемого во время интервала. Результаты: повторение одного слова, слов из списка, повторение родственных слов. Вывод: прочность следа зависит от степени его разработки.
Эксперимент Крейка-Тулвинга: запомнить 60 слов с помощью 3 типов вопросов: 1) как написано? 2) с чем рифмуется? 3) к чему относится? Эффективность воспроизведения зависит от характера вопросов (max – 3) и от контекста.
Отличие когнит. Y от бихев.: 1. обращ. вниание на процесс познания, а не на р-цию организ. на опред. раздражиель, т.е. важна вся совокупность Yк. проц., а не связь S-R. Повед. акт ыздесь рассматриваются с тчк. зрения возм. получения инфо о связях с ними Yк. проц. Ее интересуют способы и ф, с пом. кот. сознание человека организ. имеющийся у него опыт. Наиб. распр. метод анализа эдесь - измерение t реакции, а один из путей теор. объясренен - создание моделей перер. инфоОдно из ведущих направлений современной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 — начале 60-х гг. ХХ в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком более широком подходе когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (Л. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони). Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений когнитивная психология не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на един

Когнитивная психология о структуре памяти

Различия между семантической и эпизодической памятью были концептуализированы Е. Талвином. Исследователь доказал, что эпизодическая память содержит фундаментально автобиографическую и темпорально маркированную информацию, а семантическая память имеет дело с фактами, не зависящими от частных обстоятельств. Подобное определение семантической памяти оставляет неясным вопрос, включает ли она все наши знания о мире или только наши знания языка.[1] Возможно и другое, более узкое определение семантической памяти, связанное с интерпретативной лингвистической школой и заимствующее из нее представления о значении как о совокупности семантических атомов, понятия семантической композиции и правил продуцирования. Вместе с тем существуют и аргументы в пользу принятия более широкой дефиниции семантической памяти как хранилища всей информации о мире. В подобном случае в исследовательское поле включаются многочисленные изыскания по проблеме знаний в целом, а не только те исследования, которые имеют дело со знани.ями языка. Кроме того, из узкого определения следует, что есть действительные различия между знаниями языка и знаниями о мире. Различия могут быть, но в лингвистике они не прописаны, это всего лишь предположение. Решение в пользу принятия более широкого определения семантической памяти означает, что различия между эпизодической и семантической памятью не эквивалентны различиям между аналитическим и синтетическим подходам. И хотя проводить границу между эпизодической и семантической памятью необходимо, все же нужно подчеркнуть: граница между двумя системами памяти нечеткая, здесь нет дихотомии. Любая информация уходит корнями в эпизодическую память; проблема в том, каким образом темпорально маркированная информация превращается в базовые знания.Ряд направлений устанавливают связь семантической памяти и когнитивной психологии. Это изучений процессов 1) установления значений отдельных слов; 2) комбинирования значений отдельных слов для создания семантической репрезентации целого предложения; 3) сравнения значения целого предложения с хранимой в памяти информацией для определения его истинности или ложности; 4) вывода умозаключений из семантической интерпретации; 5) контекстуальных эффектов.

  ВОПРОС№33 Дайте общую характеристику мышления, сформулируйте понятие мышления. В чем специфика психологического анализа мышления.Тема "Мышление", безусловно, одна из самых трудных в психологии, поскольку познание, которым занимается мышление - безгранично. Попытки изучить мышление, как одно из самых интересных явлений привлекло к себе внимание многих специалистов. Мышление стало объектом исследования различных дисциплин: философия изучает теорию познания - гносеологию; поскольку мысль связана с языком, со словами, речью, то проблема смысла сказанного - задача лингвистики; языкознание ставит вопросы о природе мышления; объектом мышления занимается логика, которая выросла из языкознания (еще Аристотель рассматривал логический строй мышления); так как мышление осуществляется мозгом, то его изучают: анатомия, биология, биофизика, физиология высшей нервной деятельности; и, наконец, мышление исследуется психологией, так как это сугубо личностный психический познавательный процесс.Мышление - это психический познавательный процесс, состоящий в обобщенном, опосредованном познании. Обобщающий характер мышления заключается в том, что мышление объединяет, группирует сходные явления и предметы, выявляет общие закономерности, которые свойственны многим объектам. Эти обобщения дают человеку большое преимущество, потому, что они объединяют много отдельных явлений, исследование которых по одному было бы связано с большой затратой энергии, времени и большим неудобством. Например: если вы знаете, что все металлы при нагревании расширяются, то не нужно начинать пробовать подряд, что произойдет, если нагревать серебро, никель, железо. Обобщающий характер мышления возможен потому, что мышление происходит с помощью речи, посредством слов. Опосредованный характер мышления дает возможность иметь дело с предметами и явлениями, которых мы прямо не воспринимаем. Например: если Вы утром посмотрев в окно заметили, что дорожки занесены снегом, то можете заключить, что ночью была вьюга, хотя сами непосредственно этого не воспринимали. Мышление дает возможность двигаться по разнонаправленным временным отрезкам, назад - в прошлое и вперед, в будущее. Мышление возникает только тогда, когда появляется вопрос, на который ищется ответ. В случае, когда человек заранее знает ответ - мышления не будет. Тогда память выискивает заранее известный ответ.

 

    ВОПРОС№34 Охарактеризуйте проблему типологии мышления. Назовите различные виды мышления с опорой на основу предлагаемой классификации.1.Мышление: конкретное; абстрактное. Если учитывать степень образности, то разделив на два вида получим конкретное и абстрактное мышление. Конкретное мышление - образное, а абстрактное имеет обобщающий, словесно-логический характер. 2. Мышление: умозаключительное; интуитивное. Если разделять по тому, как протекает мышление, то получим умозаключительное и интуитивное мышление. Умозаключительное - проходит ступеньку за ступенькой, а при интуитивном мышлении результат достигается без знания промежуточных этапов. 3. Мышление: репродуктивное; творческое. Если за основу брать характер результатов мышления, тогда получим репродуктивное и творческое мышление. Репродуктивное мышление прослеживает ход мышления другого человека, например, доказательство теоремы, а творческое мышление создает новый продукт - объект или теорию. 4. Мышление: критическое; некритическое. По действенности контроля мышление разделяют на критическое и некритическое. 5. Мышление: расходящееся; сходящееся. На основе числа решений можно выделить расходящееся и сходящееся мышление. Расходящееся мышление дает много решений, а сходящееся - только одно. 6.Мышление: теоретическое; практическое. На основе направленности на практику или теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении.
  ВОПРОС№35 Назовите и охарактеризуйте логические операции и процессы мышления. в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу. процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение — это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего суждения из частных.

 

  ВОПРОС№36 Раскройте закономерности развития мышления в онтогенезе. Приведите примеры, иллюстрирующие проявление определенных видов мышления в связи с этапами его развития.Среди множества концепций описывающих развитие мышления в онтогенезе одной из самых популярных и продуктивных является генетическая классификация утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе. Согласно этим представлениям первоначально ребенок решает мыслительные задачи, непосредственно действуя с предметом, и только позже он приобретает способности оперировать образами, а затем символами и отвлеченными, обобщенными понятиями. Следовательно, генетически первым способом познания окружающего мира для ребенка выступает процесс физического взаимодействия с ним, со временем он уступает место относительно свободному от непосредственных действий образному познанию. В дальнейшем формируется следующий способ, предполагающий перевод действий и образов в языковые средства. Таким путем, достигается более высокий уровень анализа и обобщения - включаются механизмы теоретического мышления. Как наглядно показывает эта схема, на первом этапе развития детского мышления роль исследовательского поведения чрезвычайно важна. Последующие этапы – становление образного, а затем теоретического мышления ничуть не умаляют его значимости. Они постепенно выводят исследовательское поведение ребенка на качественно иные, более высокие уровни. Естественно, что развитие мышления ребенка осуществляется не просто путем прохождения указанных стадий. Оно представляет собой последовательное овладение им тремя сферами представлений: действий, образов и символов (Брунер Дж., О.К. Тихомиров и др.). Сначала ребенок познает мир благодаря собственным практическим (предметным) действиям. Затем мир представляется и осваивается в образах, относительно свободных от действий и только этот опыт создает базу для перевода действия и образа в языковые средства. 1. При этом ранним и простейшим видом мышления является наглядно-действенное(предметно-действенное) мышление ребенка, находящееся «в плену» у ситуации и действия, т.е. не способное осуществляться без опоры на «созерцание» ситуации и возможности действовать в ней. Такое мышление еще называют ручным. Низкая критичность по отношению к своим действиям, отсутствие иерархии признаков типа частное – общее, род – вид, противопоставление – эти показатель не всегда эффективны, если не подкреплены словесным мышлением 2. Совершенствуясь, мышление постепенно освобождается, «эмансипируется» из плена реальной конкретной ситуации. Вместо оперирования предметами мышление начинает оперировать их образами. Так возникает наглядно-образноемышление (у дошкольников 4-7 лет). Появляется также возможность производить мысленно операции, не осуществимые в реальной действительности. Обилие частных связей, случайностью в выборе признаков, большая доля субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов 3. В ходе дальнейшего совершенствования, мышление отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к использованию понятий, логических конструкций, которые не имеют прямого образного выражения (честность, гордость…). У ребенка с 6-7 лет, то есть с момента обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются наиболее общие, существенные признаки предметов. Предметно-символический код, который использовало мышление, становится символическим, а нередко и словесно-символическим. Таким образом, возникает словесно-логическоеили словесно-символическое мышление. Все эти виды мышления тесно связаны между собой. БИЛЕТ 37 Мышление как процесс решения задач Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной жизни, к самому человеку. Задачи могут возникать по ходу выполнения той или иной практической деятельности или быть специально созданными (учебные задачи или игровые задачи). Задача выступает как объект мышления. Субъект мышления — тот, кто решает задачу. Мы можем предложить человеку решить задачу, но не всегда задача становится его собственной, т.е. человек может не принять ее (занят, задача неинтересная, думает о другом). Что же такое принятие задачи? Акт принятия задачи — это связывание задачи с мотивами личности. В психологической литературе обычно принято выделять две группы мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности и внутренние. Это название условно, но имеет следующий смысл: внешние мотивы — задача решается ради достижения результата, не связанного с познанием объекта, раскрытием неявных свойств объекта. Например, вы решаете задачу, чтобы поскорее уйти из аудитории, если поставлено такое условие: кто решит, может идти. Та же самая задача может решаться на основе внутренней мотивации, т.е. когда побуждается познавательными мотивами — узнать что-то новое, разобраться в задаче, методе ее решения. Человек может начать решать задачу на основе внешней мотивации (например, чтобы окружающие не могли подумать, что он се не может решить). Но постепенно задача так захватывает его, что он начинает решать ради самого процесса решения задачи. Деятельность по решению задач всегда полимотивированна, т.е. побуждается многими мотивами.Задача, которая подлежит решению и которая принята субъектом, может первоначально решаться на основе знакомых, отработанных приемов, или человеку может казаться, что он легко ее решит знакомыми приемами. Однако человек может зайти в тупик — ранее применяемые методы не ведут к решению. Возникает проблемная ситуация, для овладения.которой индивид должен найти и использовать новые средства и приемы. Итак. Проблемная ситуация возникает тогда, когда субъект не может решить задачу знакомыми, уже известными способами. Со стороны потребностно-мотивационной сферы проблемная ситуация есть возникновение Новой познавательной потребности: «А что мне дальше делать, как быть?» Эта потребность возникает на определенном этапе решения задачи. Однако чаше соотношение бывает обратным: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача, то есть намечается искомое, которое можно найти путем преобразования определенных условий. Проницательному уму многое проблематично. Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить не существует проблем: все представляется само собой разумеющимся. Первый признак мыслящего человека - умение видеть проблемы там, где они есть.Эвристика (от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko), лат. Evrica — «отыскиваю», «открываю») — отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека.Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками, но сама как наука ещё полностью не сформировалась.
Анализ через синтез
Термин С. Л. Рубинштейна, характеризующий исследованный им и его учениками исходный всеобщий "механизм" (или основную форму) мышления. Анализ через синтез означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Анализ через синтез обеспечивает непрерывность мышления и вообще психического как процесса.

 

ВОПРОС№38
Опишите стадии процесса решения задач. Охарактеризуйте эмпирические исследования стадий процесса решения задач (К.Дункер, С.Л.Рубинштейн). Раскройте понятия «проблемная ситуация», «инсайт».Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач: 1. Ориентировочные действия. 2. Исполнительные действия. 3. Нахождение ответа.
Ориентировочные действия начинаются с анализа условий. Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи. Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет - процесс решения продолжается и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи. Ход и результаты решения задачи существенно различны при эмпирическом и теоретическом мышлении. Осуществляя поиск способа решения задачи, субъект может построить либо способ решения только данной, конкретной задачи, либо найти общий способ решения всех задач того класса, к которому относится предложенная задача. В первом случае мышление будет эмпирическим, поскольку здесь содержание соответствующей задачи отражается в частной форме. Во втором случае мышление можно квалифицировать как теоретическое, поскольку содержание соответствующего класса задач отражается в общей форме. Очень точную психологическую характеристику двух способов решения задач дал С.Л.Рубинштейн. “Пока, решая задачу, - писал он, - мы оперируем только наглядным единичным содержанием, данным нам в непосредственном созерцании, мы разрешаем задачу лишь для данного единичного случая. В каждом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи радикально изменяет положение. Задача, получившая такое обобщенное решение, решена не только практически - для данного частного случая, но и теоретически для всех принципиально однородных случаев. Решение, полученное на единичном случае, выходит за его пределы и получает обобщенное значение, оно становится теорией или составной частью теории. Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования”.
Проблемная ситуация — психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенную в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в проблемной ситуации осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта.
Инсайт— внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных