Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МПО и его вклад в развитие психологической науки в МГУ.




В 1884 г. при университете было учреждено МПО, основатель – М. М. Троицкий, который привлек в общество профессоров самых разных кафедр. Идея создания – объединения всех людей из разных областей науки занимающихся психологией. Заседание проходило в МУ. 15 июля 1884 г. – первый устав, 24 января – первое заседание, 17 марта 1885 г. – первое публичное заседание.

Направления деятельности МПО:

· Зачитывание и обсуждение научных докладов (особенно по психологии) на заседаниях 2 раза в месяц. Некоторые заседания становились общественными событиями.

· Издание «Трудов». Распространение психологических и философских знаний в России.

· Издание «вопросов философии и психологии» (основатель и первый редактор Н. Я. Грот).

 

¾ 1885 – 1887 гг. – председатель МПО М. М. Троицкий (задал направление работы общества)

¾ 1888 – 1889 гг. – Н. Я. Грот (расцвет общества)

Членами общества были Толстой, Фет и др. представители искусства. При Гроте часто проводились публичные заседания, обсуждались вопросы нравственности. Т.о., начиная с 80-х годов XIX века в МУ складывается система университетского псих. Образования и научных исследований. Грот отстаивал идеи эмпирической психологии, был приверженцем экспериментального направления. Хотел перевести из субъективной науки в объективную, точную. Психика – особая психическая энергия. Источник нравственности – в деятельности на благо ближних, в творчестве. Грот читал лекции очень живо и интересно, спорил и общался со студентами, иногда давал очень сложные темы.

Деятельность МПО находилось под жёстким контролем цензуры(доклад Соловьёва, который не был опубликован).

-1898—1918 –Лопатин Л.М.: Предмет психологии-дума. Основной метод-самонаблюдение.

-1920—1922-Ильин И.А. В 1922 Ильин и большая группа философов получили обвинения в контрреволюции. Ссылка без права возвращения. Ильин активно действовал за границей как представитель своей отчизны.

В МПО были заложены традиции отечественной психологической науки. Здесь началась идея комплексного, междисциплинарного подхода к психологии.

Все великие философ и психологи были иностранными членами МПО. Существует преемственность между МПО и психологическим институтом. Создатель этого института Челпанов сохранил все устои, мысли и культуру МПО и воплотил их в институте.

В 1957 МПО возобновило свою деятельность Отделение общества психологов РСФСР, а с 1994-как региональное отделение РПО при РАН.

 

12 Профессор Московского университета Г.И Челпанов и его роль в становлении университетского психологического образования.

 

С приходом в университет Г.И.Челпанова (1862-1936) В развитии психологии произошли принципиальные сдвиги. Родился в М….. там и получил среднее образование. Уже тогда появился его интерес к психологии. Поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, работал на кафедре философии Киевского университета.

В 1897 создал «Психологический семинарий» (был перенесён в МГУ, потом в Психологический институт, созданный по инициативе Челпанова). Написал множество учебников по философии и психологии(в т.ч. эксперемент.). Его аудитории всегда были переполнены. Пример энергии, работоспособности, педагогический талант-лучшие качества профессора МГУ.

Роль в развития психологии МГУ:

--создание психологического института (1912 на средства Щукина)(экспериментальная теория).

--разработка системы психологического профиля образования

Психологический университет был подразделением МГУ. На 3-ем году обучения, при условии успешной сдачи экзаменов, студенты зачислялись в члены психологического университета. Здесь впервые в России началась систематическая подготовка специалистов в области психологии, значения+научные исследования, теория+эксперименты. Центральное место занимал курс по общей психологии из 2-х частей: теоретические вопросы(необходимость философии для развития психологии), данные об ощущениях, восприятии, ассоциациях, чувствах, воле.

После революции 1917 Челпанов остался директором института, однако изменились условия. Пишет своему ученику: кое-какие занятия идут, уровень студенчества низкий, некогда читать, а книги очень дорогие. Властью ставится задача построить новую теорию в психологии с опорой на диалектико-материалистическую теорию(Маркс, Энгельс). В годы советской власти Институт выводится из состава Университета, в 1994 году окончательно от него отделяется.

В советское время стали пересматривать и проверять лекторов, Челпанов попал под подозрение. В 1923 он был уволен по идеологическим причинам(записка Корнилова) и смещен с места директора психологического института.

Двойственная оценка роли Челпанова в отечественной психологию:

--бесспорный вклад в подготовку нового поколения психологов-исследователей

--скудность содержания научных взглядов.

 

Стр.125(Умрихин)

 

13. Психологический институт имени Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете: основание, задачи, направления работы.

См. вопрос 12. Создание в 1912 и открытие в 1914 при МГУ Челпановым. Назван по имени супруги Щукина. Не прибывший на открытие Павлов и многие другие крупные деятели науки прислали своё приветствие. Психологический институт находился в ведении историко-филологического факультета МГУ. Негативное отношение к институту учёных естественников с одной стороны и философов с другой.

С 1923 новый директор – Корнилов. После увольнения Челпанова обновился состав психологического университета-многие сотрудники ушли вместе с ним. Корнилов привлёк в институт Выгодского, Леонтьева, Лурия и др. Перед институтом была поставлена задача вести эксперименты и теоретически исследовать работу по специальному плану. Новая структура института: 6 секций, развернулись исследования, проводились научные конференции, педагогические работы. В 1921г Корнилов выдвинул программу построения новой психологии –реактологии(наука о разных реакциях). Все стали заниматься реакциями, но т.о. замещался сам предмет психологии, это поняли члены института. Выготский, Леонтьев, Лурия работали и в других организациях. Пришли к идее новой психологии, которая исходила из центрального положения об историческом развитии психики и её сознания. Развития человека происходит за счёт усвоения продуктов культуры. Эта теория не противоречила марксизмуà новая концепция культурно-исторической психологии. Начались дискуссии: реактологическая дискуссия àосуждение этого направления, смещение Корнилова. Культурно-историческую концепцию тоже критиковали, так было принято.

В 1926 году институт выводится из структуры МГУ.

 

 

14. Развитие психологии в университете в 20 года 20 века.

После революции 1917года подготовку психологов продолжает возглавлять Челпанов он же директор психологического института.

Условия работы в институте и вообще в МГУ ухудшились (смотреть записку Челпанова).

Открылся ФОН(ф-т обществ. наук). Реорганизация психологического института. В период существования института при ФОН его положение ухудшается (1921-1924). Образование Ассоциации института при ФОНе (1924), куда входил психологический институт (получил название Московского института экспериментальной психологии). Задача- ввести теоритическ. и эксперимент. деятельность.

1926-институт вышел из состава университета.

Начиная с 1925 преподавание психологии в МГУ осуществляется на этнологическом фак-те. После выведения в 1931 историко-философского факультета, включавшего отделение психологии, из состава МГУ (вместе с другими факультетами …….) и вплоть до ВОВ исследование и преподавание психологии в МГУ прекращается.

Была поставлена науч. обоснования образования и про-ва --> возникновение педологии и психотехники. Это поставило вопрос о соотношении психологии с нов. …… и вопрос существования психологии вообщеà главная задача-сохранение психологии как науки.

 

 

16. Открытие факультета психологии. А.Н. Леонтьев как основатель и первый декан факультета. Структура факультета и основные направления научных исследований.

 

«Эпоха Леонтьева».

С 1957 по 1979 психологией в МГУ руководил А.Н.Леонтьев. Он продолжил работу Рубинштейна по работе психологических исследований и психологического образования. В 1966 году отделение психологии → факультет психологии. Развитие крупнейшей научной школы – психологии деятельности А.Н.Леонтьева (её истоки – в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского).

А.Н.Леонтьев в 1921 году поступил на психологический факультет в МГУ. Леонтьев высоко ценил своего учителя Челпанова. В 1924 году Леонтьев встречается с Выготским, это определяет его путь в психологии. Теория деятельности Леонтьева – единая теоретическая концепция как основа для научных исследований.

Направления исследований:

· Психофизиология сенсорных процессов (Е.Н.Соколова)

· Нейропсихология (А.Р.Лурия)

· Патопсихология (Б.В.Зейгарник)

· Исследования по формированию умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин).

Крупные научные школы существуют и до сих пор – психология труда и инженерная психология. В сферу университета психологии включаются, на ряду с фундаментальными, исследования прикладного значения.

Вопрос о превращении отделения психологии в самостоятельный факультет Леонтьев постоянно ставил на заседаниях Ученого совета (так как психология превратилась в широко разветвленную область знания, связанную с другими науками). Леонтьев – первый декан факультета.

Структура: д/о, в/о; 3 кафедры: общая и прикладная психология, психофизиология и нейропсихология, педагогика и педагогическая психология, научные лаборатории.

Углубление и расширение специализации в подготовке студентов: медицинская психология, инженерная, детская и педагогическая, социальная, зоопсихология. Новые научные направления => новая структура подразделения (проблемная научно-исследовательская лаборатория экспериментальной и прикладной психологии). Создание 6 кафедр вместо 3, плюс социальная психология. Проблемная лаборатория восприятия.

Заслуги Леонтьева: большое внимание подбору преподавателей; создание учебных пособий; изменение статуса психологической науки; с 1977 года – «Вестник МГУ. Серия 14 психология»; проведение конгрессов, симпозиумов.

 

 

17. Научные школы университетской психологии. Их лидеры и главные идеи.

· Школа Г.И.Челпанова (1862-1936). Основатель психологического института. Двойственная оценка: скудность содержание научных взглядов, зато бесспорный вклад в подготовку будущих поколений психологов. Выделяет экспериментальную психологию, эмпирическую и теоретическую. Отделяет психологический подход от философского подхода. Идеалист (обвинял И.М.Сеченова в материализме). Главный метод – интроспекция, эксперимент – вспомогательное средство. Школа Челпанова – обучение психологов.

· Школа Л.С.Рубинштейна (1889-1960). Организатор и руководитель первой в истории МГУ кафедры психологии и отделения психологии. Принцип единства сознания и деятельности. Изучение человека как деятеля в окружающей его среде => метод объективного наблюдения. Развитие теоретических принципов психологии (в рамках его теории) и экспериментальные исследования. Идеи формирующего эксперимента (рассматривал психические процессы в их развитии; изучал детей, обучая их). Проблема экспериментального исследования мышления как первоочередного. Субъектно-деятельностный подход как один из двух вариантов деятельности подхода в отечественной психологии. Принцип детерминизма. Психология – одна из наук о природе человека, продукте истории. Психическое и физическое тесно взаимосвязаны, не противоположны.

· Школа Л.С.Выготского (1896-1934). Основатель неклассической культурно-исторической психологии. Объект изучения – сознание, требующего объективного изучения, а не субъективного, как в классической психологии (интроспекция). Психика – активная и пристрастная форма отражения субъектом мира, «орган отбора». Психологическая деятельность подобна внешней, но использует другие (психологические) орудия – знак системы. Психическое развитие: натуральное плюс культурное (ВПФ социальны по происхождению). Важнейший принцип психологии – принцип историзма. Гипотеза об интериоризации как механизме социализации человека. Понятие ведущей деятельности (разная на разных этапах развития ребенка). Школа культурно-исторической психологии – единство разнообразия (так как в ней много разных направлений, «школа в школе»).

· Школа А.Н.Леонтьева (1903-1979). Основатель и первый декан факультета психологии в МГУ. Психологическая теория деятельности.«Неклассическая» концепция сознания, истоки которой восходят к Л.С.Выготскому. Предложил новую схему вместо S→R: внешняя действительность – процессы (внешние/внутренние) – образования. Деятельность – форма, посредством которой субъект психические отражает мир. Деятельность активна, целенаправленна, осмыслена. Человек рождается индивидом, а личностью становится. 2 рождения личности.

· Школа Гальперина. ¤ Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. Создание целостной системы психологии. Конкретное умственное действие – производное от материала действия. Положение о качественном различии соотношения мышления и практической деятельности на разных стадиях онтогенеза. Основная задача психологии – изучать строение, законы и условия ориентировочной деятельности. Психическая деятельность равна ориентировочной деятельности по своей основной жизненной функции. Человек, в отличие от животного, освобожден от биологической «заданности» поведения. Действие человека: ориентировочная плюс исполнительная часть; опосредованность психологическими орудиями. На основе ¤ теории Гальперина был проведен ряд прикладных разработок → их внедрение → сокращение сроков обучения при одновременном повышении качества.

· Нейропсихологическая школа А.Р.Лурия (1902-1977). Основоположник отечественной нейропсихологии (исследования по диагностике и восстановлению ВПФ). Нейропсихология Лурия вытекает не из медицины (как на западе), а из психологии. Теория системной диагностической локализации ВПФ. Ведение синдромного анализа – поиск пораженного фактора(-ов), который является причиной нарушения психических процессов. Кроме коры БПШ «носителями» психических функций могли быть и подкорковые структуры. Новая структурно-функциональная модель работы мозга. Новая классификация нарушений ВПФ, новые методы их изучения. Одна из самых перспективных научных школ.

· Школа Б.В.Зейгарника (1901-1988) (патопсихология). Открыла «эффект Зейгарник» (феномен запоминания незавершенных действий в сравнение с завершенными). Патопсихология – одна из первых пограничных дисциплин (психотерапия плюс психология: изучает расстройства психических процессов и состояний психологическими методами). Зейгарник разводит патопсихологию и психотерапию. Первостепенное значение теории. Основы психологической закономерности развития и функционирования психики при болезни те же, что и в норме, но реализуются в искаженной форме => изучение нарушений психики – инструмент познания психики нормального человека. Создала классификацию нарушений мышления при психических заболеваниях. Важное значение собственной активности больного в симптомообразовании. Патопсихологический синдромный анализ. Создание патопсихологического эксперимента.

· Психофизиологическая школа Е.Н.Соколовой (наука о нейрофизиологических механизмах психических процессов, состояния и поведения). Принцип психофизиологического исследования: «человек – нейрон – модель». Изучение принципов кодирования информации в нейронных сетях, обеспечивающих реализацию психических процессов. Новое направление – векторная психофизиология.

 

 

18. Развитие факультета психологии под руководством деканов: А.А. Бодалева, Е.А.Климова и А.И. Донцова. Биографические сведения о деканах.

· А.А.Бодалев – декан с 1979 года. Обеспечение правильного соотношения теоретической, экспериментально-эмпирической и прикладной психологии. Организовал Центр психологической помощи семье при факультете. Исследования психологии личности, проблемы общения, социального восприятия. Продолжаются научные исследования деятельности. Его установка – не мешать продолжению дела Леонтьева.

· Е.А.Климов – декан с 1986 года. Крупный специалист в области психологии труда и ее истории. Сохранение ранее сложившихся научных направлений, поощрение творческой инициативы сотрудников, большое разнообразие объектов исследований. Новая область психологии – психосемантика. Развитие психологической теории, прежде всего культ – исторической концепции Л.С.Выготского и теории деятельности А.Н.Леонтьева. Климов удостоен академической премии имени С.Л.Рубинштейна за цикл работ по проблемам психологии профессиональной деятельности. Актуальной становится психология социального познания. Организовал разработку государственного образовательного стандарта подготовки специалистов-психологов, издание программ дисциплин учебного плана. Идеи компьютеризации «установление связей с другими факультетами». Создание новой психологической лаборатории.

· А.И.Донцова – декан с 2000 года (и с 2005 года переизбрана). Новые кафедры – методологии психологии, психогенетики, экстремальной психологии и психологической помощи.

· Ю.П.Зинченко – настоящий декан с 2006 года.

 

19. Современное состояние факультета психологии: направления подготовки кафедры и научно-исследовательские лаборатории. Филиалы факультета психологии МГУ.

Настоящий декан с 2006 года – Ю.П.Зинченко.

Кафедры: их 11.

· Общая психология;

· Психология личности;

· Социальная психология;

· Нейро- и патопсихология;

· Психология труда и инженерная психология;

· Психофизиология;

· Возрастная психология;

· Психология образования и педагогики;

· Методология психологии;

· Экспериментальная психология и психология помощи;

· Психогенетика.

Научные лаборатории: их 5.

· Психология профессий и конфликта;

· Нейропсихология;

· Психология труда;

· Психология восприятия;

· Психология общения.

Филиалы факультета психологии в МГУ: их 2.

· Факультет психологии Черноморского филиала МГУ (город Севастополь);

· Факультет психологии филиала МГУ в городе Ташкенте.

В наше время на факультете обучается больше 1000 студентов и больше 120 аспирантов. Формы обучения: дневное и вечернее. Специальности: психология служебной деятельности, клиническая психология и психология девиантного поведения. Отделение второго высшего образования.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных