Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материалы для самостоятельной работы студентов. Вопросы к четвёртому разделу:




 

Вопросы к четвёртому разделу:

 

1. Назвать неизменяемые части речи. Описать их семантические, морфологические и синтаксические признаки.

2. Назвать черты различия между наречиями и словами категории состояния.

3. Назвать специфические признаки междометий, отличающие их от знаменательных и служебных слов.

4. Определить место модальных слов в системе "знаменательные – служебные части речи".

5. Общность и различие семантических и синтаксических свойств предлога и союза.

6. Какова специфика частиц в системе служебных частей речи?

 

Тренировочные упражнения:

 

Современный русский язык: Сборник упражнений. М.: Высш. шк., 1990. Неизменяемые части речи. С. 198-219.

НАРЕЧИЕ

Упр. 528-532, 534.

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

Упр. 537-540, 542.

ПРЕДЛОГ

Упр. 543, 544, 546, 551, 552, 555, 556.

СОЮЗ

Упр. 559, 560, 563, 564, 566.

ЧАСТИЦЫ

Упр. 567-569, 572, 574, 575.

 

Тексты для анализа

 

1. Трудно сказать, где он живёт. Но жаворонок простодушен. Он просто поёт потому, что внизу зреет рожь, а над ним высокое небо, и, может быть, ещё потому, что он ощущает своё назначение сделать светлее и звонче мир вокруг (В. Лидин). Тому, что такое агитация и как надо агитировать, я никогда не училась, хоть и была в общении с людьми великой спорщицей… (М. Шагинян).

2. А ведь жизнь буквально на каждом шагу показывает, что нет никакой слепой судьбы… (А. Белов). Поэтому я всю жизнь охотился без собаки, что гораздо труднее (В. Шнитников). На всякого мудреца довольно простоты. Девушка в ответ на все наши расспросы послала нас к технику <…>, который живёт будто бы совсем близко, возле озера Порядово (В. Солоухин). Лучше, чем другим, известно мне, что на сердце у меня таится (Р. Гамзатов).

3. Глупо всё это, но, наверное, зрителям будет смешно. И всё мне казалось, что дождь пойдёт и вымокнет всё не свете (Н. Старшинов). Чем ближе он подходил к своим товарищам, тем они дороже становились ему. Давно пора зажечь бы свечи, Да при свечах ещё тошней (К. Симонов). После каждого удара колокола становилось тише.

4. Фортуна жалует рассудку вопреки, чтоб были счастливей разумных дураки (И. Крылов). Но добиваться, что именно означает для него корабль, было бы так же бесполезно и жестоко, как требовать от матери точных разъяснений, что представляет для неё ребёнок и на основании каких именно данных она страстно верит, что сын её – лучше, красивее и виднее других (Л. Соболев).

5. Это ведь достойная награда за всё, что вы сделали в вашу бытность во Франции и что мне так хорошо известно (А. Игнатьев). Впрочем, кто сказал, что переживания взрослых острей, сложней? Чем ближе подъезжал Оленин к Кавказу, тем отраднее становилось у него на душе (Л. Толстой). Танцы, благодаря всеобщей сумятице, прекратились (А. Чехов).

6. Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в блеске камней нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики. Но всё же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно избавиться от мысли, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет источника света (К. Паустовский). Утро будет ясно. Что важнее? Это прямо сорванец какой-то!

7. Он сказал это просто наугад. Когда страх прошёл, студенту стало смешно и весело (А. Чехов). Ах, злые языки страшнее пистолета (А. Грибоедов). Делать этого нельзя, потому что умный враг и эти стихи может обратить в улику против парня, который пьёт апельсиновый сок и курит сигарету так, как это сейчас модно там, где он жил (Ю. Семёнов).

8. Не велика, не знаменита Ворша. Мало связано с ней легенд. Но неужели это так уж плохо, что никогда и никто не утопился в реке? Для славы нам нужно, чтобы бросали в воду царевен, чтобы обманутые красавицы прыгали с крутых берегов (В. Солоухин). Легко сказать, да трудно сделать. Чем богаты, тем и рады.

9. Это значит только, что я всё время ясно себе представлял, как прекрасно было бы Саше на моём месте. Буквально на всё я смотрел сначала своими глазами, а затем, не желая того, против воли, – Сашиными (М. Бременер). Так осенью бурливее река, но холодней бушующие волны (Н. Некрасов). Зачем вам знать то, что происходило до сих пор в душе моей? (М. Лермонтов).

10. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлён тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал. Это и есть тот момент, когда будущее языка вливается в его настоящее (И. Бродский). Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг (А. Пушкин).

11. Чем больше художник, тем строже он судит самого себя (В. Солоухин). Печурка действительно остыла, и в комнате становилось холодно (А. Толстой). – Да, – сказал, – понятно, почему они так рано успокоились. Что такое Коврижка? Говорят, это остров. И попасть на Коврижку, говорят, очень просто (И. Фаликов). Я и сам не знаю, можно ли верить всему тому, что сохранила моя память (А. Аксаков).

12. И, верно, счастлив там, где люди посмешнее (А. Грибоедов). Когда огни погасли, на несколько минут стало совсем тихо (А. Толстой). Ему совершенно нестерпимо стало жаль её (А. Толстой). Тебе будет очень больно то, что я скажу (А. Толстой). Изумление его было неподдельно. Но не меньше, чем ожидание обновки, волновали меня и те разговоры, что велись вокруг стола, за которым работали портные (Н. Рыленков).

13. Представить себе в военной молодости, что дотяну до такого эпического возраста, было просто невероятно (В. Астафьев). Однако легко обещать, но не так-то просто выполнить обещание. Всё было невероятно просто. И всё труднее повороты, и всё короче жизни путь. Что в детстве приобретёшь, на то в старости обопрёшься. Чем больше художник, тем строже он судит самого себя (В. Солоухин).

14. Но даже теперь, даже сегодня, в известном смысле, мы, очевидно, вправе сказать: по тому, как человек относится к природе, можно и должно судить, насколько далеко он вообще ушёл в своём духовном развитии и стал человеком (В. Романенко). И что положено кому, пусть каждый совершит (М. Исаковский). Нам нужно ваше согласие.

15. После бесплодных поисков беглеца в окрестностях города два старших брата на второй день появились на зимовье и, несмотря на яростный бой, на мольбы и просьбы Алёши, с позором доставили его домой (Е. Пермитин). Я, видимо, просто устал. Но сердце их в ответе за всё, что есть на свете (Е. Долматовский). Буду жить на свете столько, сколько надобно тебе (В. Тушнова).

16. Как ни странно, он почти не слушал, что она говорила, но ему казалось, что всё это славно и хорошо (Ф. Кнорре). Чем крупнее достижения учёного, тем короче и точнее их можно описать (П. Капица). После дождя – туманно. Утром, теперь уж втроём, мы снова пришли сюда (В. Солоухин). Но после к плену он привык (М. Лермонтов).

17. Нельзя понять, глупо это или умно, просто так оно есть. Она заплакала, что было совершенно на неё непохоже. Тем больше наша слава, чем тяжелее нам далась победа (К. Симонов). Возможно, я уеду домой завтра. Если радость не стала твоею, значит, сам ты её уступил человеку, что не был умнее, но зато изворотливей был (В. Семакин).

18. Дачный посёлок точно вымер. Нам пришлось походить некоторое время по берегу, чтобы выбрать места, где бы можно было забросить без тесноты каждому по три удочки (В. Солоухин). Пора, пора мне быть умней! (А. Пушкин). Чем в полях тяжелей колосья, тем обильней течёт мой пот (Н. Старшинов). Куда же это вы идёте? И надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк (И. Крылов).

19. Лучше это сделать немедленно. Как это сделать лучше? Что может быть дороже доверия? В гимназии было веселее, чем дома, хотя гнёт и требования гимназии были тяжелее, чем требования семьи (Н. Гарин-Михайловский). После дождя стала ещё роскошней зелень садов и садиков, растущих вдоль авеню. Я, право, не знаю, откуда свергаются тучи (Я. Смеляков).

20. Самое важное, что, по-моему, надо передать молодым, – это умение не становиться старым. Жизнь – это ряд бесконечных ступеней. И на каждой из них можно и нужно оглянуться вокруг себя, обо всём поразмыслить и двинуться дальше. Двинуться дальше – вот это и не позволит стать старым (В. Пашенная). Можно, я останусь дома?

21. И от той гармошки старой, что осталась сиротой, как-то вдруг теплее стало на дороге фронтовой (А. Твардовский). Сколько ни всматривался, не мог вспомнить, где видел его. Куда же это вы идёте? Все так прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно (Л. Толстой). Но многое от вас, конечно, я узнаю.

22. Было бы, пожалуй, гораздо полезней, если б все мы писали проще, экономнее, так, "чтобы словам было тесно, мыслям – просторно…" (М. Горький). Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Несмотря на мольбы и слёзы Алёши, его с позором доставили домой. Цветы последние милей роскошных первенцев полей (А. Пушкин).

 

Примечание.

1. Для анализа взять три подборки на выбор.

2. Формулировки заданий см. в контрольной работе № 5.

 

Итоговая контрольная работа

Задания к разбору текста по морфологии

1. Определить морфологическую природу каждого слова текста.

2. Для неизменяемых слов и омонимичных им словоформ доказать принадлежность к части речи, учитывая синтаксическую функцию (применяя алгоритм анализа).

3. Сделать полный морфологический разбор любого глагола.

4. Дать полную парадигму глагола, показать структуру парадигмы, выделить основы словоформ и грамматические форманты.

5. Определить значение падежных форм существительных и местоимений-существи­тельных, найти их формальное выражение.

6. Образовать все возможные формы причастий от каждого глагола.

7. Подобрать видовой коррелят к парному по виду глаголу, указать способ и средства образования видовой пары.

8. Определить морфологические и синтаксические разряды (по "Грамматике современного русского литературного языка", 1970) всех слов текста.

9. Выявить реализованную в предложении синтаксическую сочетаемость любого слова.

 

Тексты для анализа

1. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются на студёной заре необыкновенно рано. Темнеет. И вот ещё запах: в саду – костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням (И. Бунин).

2. Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, – он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека (Д. Лихачёв).

3. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, – непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звёздное небо, чувствовать запах дёгтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге (И. Бунин).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных