Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Измерение общей двигательной активности




«Двигательная деятельность организмов — это главная и почти един­ственная форма осуществления не только взаимодействия с окружающей средой, но и активного воздействия на эту среду, изменяющего ее с небез­различными для особи результатами» (Н. А. Бернштейн). Значит, для вся­кого живого организма характерна естественная потребность в движениях. Для изучения данной потребности важно установить уровень двигательной активности.

Для этого изучали ходьбу человека, движение рук и ног. Подсчет числа шагов человека за день с помощью шагомеров — один из эффективных при­емов изучения двигательной активности. Применяются механические и электрические шагомеры (В. С. Язловетский и П. М. Левитский).

При исследовании движений большое внимание уделяется изучению общедвигательной активости, в том числе изучению движения рук, ног, об­щей походки. Средняя двигательная активность людей разного возраста со­ставляла 10 тыс. 200 шагов в день. Результаты эксперимента с учетом раз­ных специальностей показали, что наибольшее число шагов (11 тыс. 200) зафиксировано у геологов и инженеров, а наименьшее (9 тыс. 200) — у математиков и философов. Не обнаружено данных о влиянии научной ква­лификации на двигательную активность.

Исследование А. Г. Сухарева посвящено изучению двигательной актив­ности школьников. Был рассмотрен объем локомоций в зависимости от вида деятельности. Так, в учебное время он был на 40—45% ниже по сравнению с летним периодом. На уроках физкультуры среднее число шагов составило в среднем 13 тыс. (у 13—14-летних учащихся). Объем моторики у учащихся- спортсменов был равен в среднем 21 тыс. шагов (в сутки). В условиях пио­нерского лагеря двигательная активность 10—11-летних детей равнялась в среднем 24 тыс. шагов (в сутки). У школьников 14—15 лет двигательная активность составила в среднем 28 тыс. шагов.

Вопросам изучения двигательной активности дошкольников с помощью шагомеров посвящены исследования Н. М. Дедовской и Е. К. Аникиной. Так, в исследовании Н. М. Дедовской показано, что двигательная актив­ность дошкольников в летнее время больше, чем в зимнее (17 тыс. шагов против 14 тыс.). Получена зависимость физического развития от двигатель­ной активности. Необычное продление послеобеденного отдыха приводило к увеличению активности в последующие вечерние часы, отражая потреб­ность в движениях, существующую у детей.

В исследовании Е. К. Аникиной (1970) изучалась двигательная актив­ность дошкольников в условиях Крайнего Севера. У исследуемых детей об­наружен примерно такой же уровень двигательной активности, какой на­блюдается зимой в Новосибирске (см. Н. М. Дедовская).

Таким образом, подсчет числа шагов задень помогает успешно провести исследования по измерению двигательной активности человека. Можно предположить, что это число зависит не только от общих условий и режима жизнедеятельности индивида, но и характеризует устойчивые индивидуаль­ные особенности человека.

Ходьба и ее измерение

Локомоторная функция, обеспечивая динамичность поведения человека в среде, создает условия для различных видов деятельности и обеспечивает­ся деятельностью всего организма для целостной системы. В литературе ло- комоции человека рассматриваются как системы движений, функциони­рующие в рамках целостного системно-структурного комплекса моторики. Ходьба — важнейший механизм восприятия пространства. Известно, что восприятие и осознание окружающего пространства имеют полимодальный, ассоциативный характер, являются функцией целостной сенсорной орга­низации человека, обусловленной историческим развитием человека и влиянием труда на структуру и функции человеческого мозга (В. Г. Анань­ев, П. М. Ломов, А. В. Ярмоленко, А. Н. Леонтьев и др.).

Специфичность восприятия пространства заключается в том, что в за­висимости от пространственных признаков состав интермодальных ассо­циаций изменяется, но во всех случаях сохраняются зрительно-вестибуло- кинестатические связи и бинарный эффект как проявление билатерального регулирования (Б. Г. Ананьев).

Различными авторами выделены основные параметры движения ходь­бы: скорость, темп и ритм движений, длина шагов, временные характерис­тики полетных и опорных интервалов, характер усилий при опорных реак­циях, угол разворота стоп, асимметрия ходьбы. Некоторые авторы указывают, что общей чертой локомоций на всех этапах развития является индивидуальный динамический почерк, который обнаруживается в посто­янстве ритмической организации ходьбы. Показано, что фазность ходьбы устойчива по величине и шаги по длине постоянны. Нарушение простран­ственной ориентировки при ходьбе проявляется в отклонениях от прямой в правую или левую сторону. Е. В. Хохрякова, проведя многократные испы­тания, пришла к выводу, что для большинства испытуемых характерно из­менение направления отклонения при повторном тестировании.

Большой вклад в исследования локомоций внес Н. А. Бернштейн, раз­работавший циклографическую методику. Оригинальную методику, осно­ванную на электрической регистрации шагов, описали В. А. Руднев и В. К. Бальсевич. Особый интерес представляет методика ихнографии, разработанная В. Г. Стрельцом (1968) и основанная на механической ре­гистрации кривой ходьбы. Ихнограф позволяет непосредственно на бланке регистрировать отклонение тела испытуемого при ходьбе. Пользуясь блан­ками для записи с нанесенной миллиметровой сеткой, легко определить отклонение в градусах, амплитуду, длину шага, количество шагов, каче­ственно оценить любой из отрезков пройденного пути*.

Механизм прибора состоит из следующих деталей: барабана ведущей нити, зубчатых коле­сиков, барабана управления полаунгом-самописцем, ползунка-самописца, рейки, ведущей нити, нити ползунка оси самописца, направляющего рычага.

При помощи специального зажима ведущая нить крепится к поясу испытуемого. С движе­нием испытуемого нить, разматываясь, вращает барабан, который приводит в движение зуб­чатые колесики. На оси зубчатого колесика с пружиной находится барабан, связанный ни­тью с ползунком-самописцем. Ползунок-самописец передвигается в зависимости от вращения барабана на рейке, закрепленной на вращающейся оси. Рейка шарнирами соединяется с вра­щающейся осью, что дает возможность приподнимать ее при закладке бланков для записи. Ведущая нить проходит через отверстие направляющего рычага.

" Описание ихнографа см.: Стрелец В. Г. Методы изучения и тренировки органов равно­весия пилотов. — Л., 1972.

Обработка данных

Регистрируется время (в секундах), затраченное на весь путь, отклоне­ния от прямой в конце пути при движении вперед и при возвращении при помощи сантиметровой ленты. Кроме того, измеряются по 4—5 шагов, сделанных обеими ногами, затем вычисляется средняя ширина шага для правой и левой ноги и коэффициент асимметрии.

При натяжении ведущей нити рейка с ползунком-самописцем всегда на­ходится на одной линии с ведущей нитью и позволяет самописцу регистри­ровать боковые отклонения при ходьбе. Колесики и барабаны подобраны с таким расчетом, чтобы при ходьбе испытуемого на расстояние Юм линия, вычерчиваемая на бланке, равнялась 10 см. Расстояние можно увеличить или уменьшить, пользуясь запасными барабанами различных диаметров. Пружина, находящаяся на оси зубчатого колесика, создавая сопротивление для натяжения ведущей нити при ходьбе вперед, наматывает нить при ходь­бе в обратном направлении.

При закреплении ведущей нити (с дополнительным отводом) к пяткам испытуемого можно получить запись ходьбы с учетом длины шага.

Для исследования точности ходьбы А. В. Ярмоленко была предложена методика ходьбы по квадрату. При этом детям предлагалось идти строго по линии, очерчивающей квадрат. Для оценки точности ходьбы у взрослых мы усложнили задание: испытуемый должен идти, надев светонепроницаемые очки. На полу нарисован квадрат со стороной 2 м. К обуви испытуемого привязывают матерчатые подошвы, покрытые мелом.

Инструкция. Пройти как можно точнее по линии, очерчивающей квадрат. Испытуемый встает в один из углов квадрата, надевает очки и по команде начинает движение.

Регистрируется время, затраченное на весь путь. Затем следы, оставлен­ные испытуемыми, экспериментатор соединяет мелом в сплошную линию. И, встав на лестницу-стремянку, фотографирует. Необходимо правильно выбрать расстояние, чтобы весь квадрат попал в объектив. Проявленную пленку заряжают в фотоувеличитель и, проецируя изображение на бумагу, вычисляют масштаб изображения, который равен:

М = натур. изобр. '

измеряют максимальное отклонение от заданной линии при помощи ли­нейки.

Умножив полученную величину на величину масштаба, получают действи­тельное отклонение от заданной линии (например, сторона квадрата-изоб- ражения равна 100 см, сторона квадрата, нарисованная на полу, — 200 см, сле­довательно:


 

Максимальное отклонение на изображении 3,8 см, значит, реальная ве­личина отклонения 3,8 х 20 =76 см).

Наиболее проста и доступна для проведения в любых условиях методика Е. В. Хохряковой.

Необходимая аппаратура: шагомеры, мел, темные очки, сантиметр.

Порядок работы. Прикрепить в начале занятий шагомеры и замерить двигательную активность к концу занятий (т. е. в течение 4 ч). В соответ­ствие с условиями методики, испытуемым предлагается с закрытыми гла­зами пройти 15 м по прямой линии. При этом регистрируется время, точ­ность (отклонение от прямой), а также ширина шага и угол разворота стоп. Для регистрации ширины шага передний конец обуви испытуемых густо смазывается мелом. Встав на исходную позицию, испытуемый надевает очки, заклеенные светонепроницаемой черной бумагой, и по команде на­чинает идти.

Инструкция. Пройти в привычном среднем темпе 15 м, по команде остановиться, сделать поворот кругом и вернуться в исходную точку.

Встав на исходную позицию, испытуемый надевал мотоочки, заклеен­ные светонепроницаемой черной бумагой, и по команде начинал идти. Ре­гистрировалось время, затраченное на весь путь (в секундах), и отклонение от прямой в конце пути (в сантиметрах). Также измерялось по 4-5 шагов, сделанных как правой, так и левой ногами, затем вычислялась средняя ширина шага правой и левой ноги.

Статистические данные получены на группе в 202 человека (101 мужчи­на и 101 женщина в возрасте 20—26 лет). Данные ширины шага обеих ног и времени, затраченного на прохождение заданного отрезка пути, прошка- лированы. В табл. 2.12 представлены данные крайних (1, 3) и модального (2) классов шкалы.

Таблица 2.12. Данные крайних (1, 3) и модального (2) классов шкалы
Класс Ширина шага, см Время ходьбы, с
  42-46 40-43
  62-68 24-27
  97-103 13-14

 

Показатели точности ходьбы прошкалировать не удалось из-за очень большого разброса показателей (от 0 до 600 см).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных