Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исследование наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления




Мышление является очень сложной целостной и в то же время конкрет­ной формой психической деятельности. Процесс мышления удетей направ­лен на получение новых сведений об объекте, предполагает использование не только знакомых способов действия.

В дошкольном возрасте осуществляется переход от наглядно-действен­ного к наглядно-образному мышлению.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) наиболее характерной для ре­бенка формой мышления является наглядно-образное мышление. В этом возрасте ребенок может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представле­ния о предметах.

4 года — переломный возраст в развитии образного мышления.

Мышление маленьких детей образно по своей сути. Изучение развития детского мышления в онтогенезе показывает, что у ребенка последователь­но возникают, развиваются и тесно взаимодействуют между собой три ос­новные формы мышления: наглядно-действенное — «ручное», затем, по мере развития визуальных и мыслительных операций и совершения дей­ствий с предметом, — «в уме» и с опорой на образы (представления) этих предметов — мышление приобретает черты наглядно-образного, которое в свою очередь, в недалеком будущем, станет базой для словесно-логичес­кого и выведения круга понятий за рамки детского непосредственного опыта.

К концу дошкольного возраста, к 6-7 годам, у ребенка отмечается логи­ческое мышление. Умение рассуждать логически тесно связано с накопле­нием ребенком опыта, развитием его представлений об окружающей дей­ствительности.

Большую роль в развитии логических форм мышления играет речь, ко­торая стайовится орудием мышления, средством планирования деятельно­сти и контроля за ней, хотя и предыдущие две формы мышления осуществ­ляются также с участием речи.


Говоря о взаимосвязи различных видов мышления у детей, следует помнить об их специфике, четко проявляющейся в онтогенезе мышления и характе­ризующейся особенностью средств, способов осуществления и функций каж­дой из форм мышления. Для исследования индивидуальных и возрастных особенностей мышления детей младшего дошкольного возраста целесообраз­но остановиться на изучении таких его форм, как наглядно-действенное и наглядно-образное, а также уровня речевого развития (импрессивной и экспрессивной речи), для детей 6—7 лет — письменной речи с опознани­ем существенных признаков букв.

Кроме авторских методик использованы методические материалы, опуб­ликованные в работах С. Д. Забрамной, Л. С. Цветковой, О. Н. Усановой.

Процедура выполнения. Время работы не нормировано, обследование про­водится в непринужденной форме, в каждом конкретном случае устанавли­вают свой стиль общения (в одних — ласковый и с одобрением, в других деловой,строгий).

Анализ результатов работы содержит качественную характеристику вы­полнения задания.

Предлагаемые задания позволяют выявить развитие таких качеств пси­хической деятельности, как произвольность, опосредованность, восприя­тие величины, формы, цвета, пространственных отношений, способность создавать целое из частей, знание родовых категорий, способность обоб­щения на основе установления сходных признаков, понимание причинно- следственных зависимостей и др.

Задание 1. Разбор и складывание матрешки двух-, четырех-, шестисос- тавных (предлагается детям с 2 лет).

Цель. Исследование понимания ребенком невербальной инструкции, адекватность, способы действия, использование помощи, операция срав­нения и способы реализации ее в деятельности. Наблюдают за состоянием моторики, координации, ловкостью. Наличие и стойкость интереса.

Оборудование. Двух-, четырех- и шестисоставные матрешки.

И нструкция может быть жестовая или вербальная.

Процедура выполнения. Ребенку показывают матрешку, которую откры­вает и складывает исследователь. Затем предлагает жестом сделать то же. Детям 3,5—4 лет дают устную инструкцию: «Разбери и собери матрешку. Поставь их по росту. Дай самую большую матрешку, самую маленькую».

2-3-летние дети действуют путем проб (это допустимо). Дети после 3,5-4 лет — путем | примеривания и зрительного соотнесения.

Дети используют помощь, предлагаемую в виде жестов, активно реагируют на мимику одоб­рения и неодобрения.

Задание 2. Разбор и складывание пирамиды (с 2 лет).

Цель. См. задание 1. Определение сформированности понятия величи­ны, цвета.

Оборудование. Пирамиды из 4, 6, 8 колец.

Инструкция может быть жестовая или вербальная.

Процедура выполнения. Перед ребенком ставят пирамиду и жестом предла­гают разобрать ее, затем собрать. Дополнительная инструкция: «Дай (покажи) синее кольцо. Дай желтое... Дай два, дай (покажи) первое, второе кольцо...».

Дети 2—3 лет могут складывать пирамиду без учета величины. Для них неадекватным будет складывание пирамиды с попыткой надеть кольцо на закрытый колпачок. После 4 лет дети пользуются способом зрительного соотнесения колец. В тех случаях, когда ребенок ошиба­ется, достаточно бывает повторной инструкции.

Вместо матрешек используют разного размера брусочки и кубики, разноцветные палочки, создают фигуры по образцу (с опорой и по памяти). Наблюдают за характером и направлен­ностью деятельности ребенка, наличием у него самоконтроля.

Задание 3. Построение «заборчика» (предлагается с 3,5 лет).

Цель исследования. Выявление понимания цели задания, способности к произвольной деятельности. Оценка уровня самоконтроля, состояния мо­торики.

Оборудование. Полоски из плотной («бархатной») бумаги красного (8 по­лосок) и белого (8 полосок) цветов размером 10x3 см. Используют счетные палочки,брусочки.

Процедура выполнения. Перед ребенком выкладывают в ряд полоски в оп­ределенной последовательности: КБКБКБ... Обращают внимание на чере­дование их по цвету и предлагают жестом или словами («Продолжай сам») выкладывать остальные полоски. Если ребенок допускает ошибку, то ока­зывают организующую помощь (мимика неудовольствия, отрицательное покачивание головой, замечания типа «Внимательнее», «Посмотри, какая лежит полоска»).

Дети к 3,5-4 годам выполняют это задание. У многих из них не всегда сформированы про­извольная деятельность и навык самоконтроля, но при этом не наблюдается неадекватных действий с полосками и брусочками. В тех случаях, когда дети ошибаются, помощь в виде организации их деятельности оказывается эффективной. Моторика некоторых детей недо­статочно сформирована (движение неловкие, и не удается соблюдать ровный ряд).

Задание 4. «Почтовый ящик» или коробка форм (предлагается с 2,5 до 4 лет) (рис. 3.5).

Цель. Исследование возможности проведения операций сравнения и ус­тановления тождества объектов. Ребенок должен уловить принцип соотне­сения основания объемной фигурки с формой прорези; исследование лов­кости и точности движений рук, определение ведущей руки.

Оборудование. Коробка, в которой лежат 10 объемных фигур. Размеры коробки: высота 16 см, ширина 12 см и на верхней крышке — 5 прорезей соответствующей формы для 10 объемных фигур.

Инструкция может быть жестовая или вербальная.

Процедура выполнения. Перед ребенком ставят коробку с фигурами; фи­гуры вынимают. Исследователь берет одну из фигур, показывает ее осно­вание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фи­гуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигурки в коробку». Начинать показ лучше с са­мых простых по форме фигур (цилиндр с кругом в основании, призма



с треугольником в основании). Нужно вести наблюдение за умением про­извести разворот фигуры.

До 3,5 лет дети могут действовать силовым приемом (без учета формы прорезей). С 3,5 до 4 лет — способом примеривания, с 4 до 5 лет — зрительным соотнесением.

Задание 5. Доски Сегена (от 2 лет — доски с 4-6 вкладышами, от 3 лет — доски с 10-15 вкладышами).

Цель. Исследование уровня сформированности действий, идентифика­ции и моделирования, операции анализа и синтеза в различных по степени и трудности условиях.

Оборудование. Доски с углублениями-пазами, в которые вложены фигур­ки, точно соответствующие пазам (их конфигурации). Существуют 3 вида досок и с разным количеством вкладок. На доске № 1 вкладыши представ­ляют собой целые элементы высокой степени контрастности. На доске № 2 вкладыши цельные, но их цвет совпадает с фоном доски; на доске № 3 вкладыши разделены на отдельные части.

Инструкция может быть в действиях или вербальная («Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыпаю, а ты положи обратно»).

Процедура выполнения. Ребенку показывают доску с вкладышами, затем у него на глазах доску опрокидывают так, что вкладыши падают на стол. Ребенку предлагают заполнить пазы-выемки.

Норма выполнения аналогична описанной в методике «Почтовый ящик».

Задание 6. Разноцветная мозаика (предлагается с 3 лет).

Цель исследования. Выявление способности зрительно воспринимать цве­та, соотносить одинаковые, дифференцировать, знать названия цветов. Умение работать по устной инструкции, по образцу. Изучается зрительная память, состояние моторики.

Оборудование. Мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зеленых, 2 синих, 2 красных, 2 черных, 2 белых, 2 желтых.

Процедура выполнения. Задание включает 5 этапов. На 1-м этапе ребенку показывают выложенный из мозаики разноцветный коврик:


Затем молча берут синий квадратик и кладут на соответствующий «кусо­чек». Жестом показывают, что ребенок должен продолжать работу. Если не­вербальной инструкции оказывается недостаточно, то ребенку говорят: «Положи остальные квадратики на свои места».

На 2-м этапе ребенка просят: «Покажи синий квадратик, зеленый». На 3-м — «Какого цвета этот квадратик?» На 4-м — ребенок должен сам сложить рядом такой же коврик. На 5-м образец убирается и ребенку предлагают: «Сделай, как было».

Аналогично проводится выкладывание цветка из кружков указанного цвета (рис. 3.6).

Дети после 3 лет понимают и жестовую и словесную инструкцию. Они соотносят цвета и показывают требуемый цвет. На 3-м этапе, если ребенок не знает название цвета — уточнить. На 4-м этапе — возможно отсутствие ориентации на образец из-за импульсивности, недоста­точности внимания, поспешности. На 5-м этапе —результаты лучше у детей с преобладани­ем зрительной памяти.

Задание 7. Складывание разрезных фигур и картинок (предлагается с 2,5-3 лет).

Цель исследования. Выявление сформированное™ наглядно-действенно- го и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей, способ­ности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, т. е. исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Рис. 3.6. Рисунок цветка

Оборудование. Картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на 2, 3, 4 части по вертикали и горизонтали (рис. 3.7).

 

Инструкция. Сложи, пожалуйста, из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись.

Процедура выполнения. Части кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а сначала перевернуть. И ребенку последовательно предлагается воссоздать целое из частей. Во всех случаях фигуры, которые должен сло­жить ребенок, не называют.

Дети с 2,5 лет складывают картинку из 2 частей. Преобладает способ проб. Старше 3,5 лет — действуют способом зрительного соотнесения. Если случайно получится, то надо повторить, т. е. дать новое задание.

Задание 7а. Дифференцирование предметов и объектов (с 3,5-4 лет).

Оборудование. Разные части 2—3 предметов.

Инструкция. Сложи какой-нибудь один предмет или животное. Выбери нужные части и сложи.

Задание 8. Понимание сюжетных картинок (с 3,5—4 лет).

Цель исследования. Выявление понимания содержания и смысла сюжет­ных картинок, способности на основе анализа и синтеза сделать простей­шие обобщения, выделить связи, понять чувства людей по их мимике и же­стам. Эмоциональная реакция на нелепость в изображении (смех, улыбка, удивление). Определение запаса представлений об окружающем.

Оборудование. Картинка со скрытым смыслом (рис. 3.8); картинки с изоб­ражением нелепостей (рис. 3.9, 3.10).

Рис. 3.8. Картинка со скрытым смыслом

 

Рис. 3.9. Картинка с изображением нелепостей


Рис. 3.10. Картинка с изображением нелепостей

 

Процедура выполнения. Перед ребенком кладут первую картинку.

Инструкция. Посмотри и скажи, что здесь произошло.

Могут быть заданы дополнительные вопросы: Почему плачет мальчик? Кто забрал у него машинку? Покажи, какой мальчик тебе больше нравится, почему? (или Какой мальчик добрее?).

Вторую и третью картинки кладут перед ребенком без комментариев. Дается 1-2 мин на рассматривание (взрослый следит за эмоциональными проявлениями). Если со стороны ребенка нет какой-либо реакции, то его спрашивают: «Что перепутал художник?»

При работе с первой картинкой дети сразу воспринимают плачущего ребенка, но для понима­ния причины слез требуются наводящие вопросы, после чего верно оценивают поступки маль­чиков. Но к 3,5-4-м годам еще беден словарный запас, связный рассказ они дают к 4,5-5 годам.

В работе с нелепицами — выраженные эмоциональные реакции (смех, реплики: «Так не бывает»). Отмечается активность рассматривания.

Задание 9. Лабиринт (с 3-4 лет).

Цель исследования. Выявление понимания инструкции, устойчивость концентрации, объекта внимания. Целенаправленность деятельности. Осо­бенности зрительного восприятия.

Оборудование. Несколько рисунков с лабиринтами (рис. 3.11—3.13), указка или карандаш.

Процедура выполнения. Перед ребенком последовательно кладут рисунки.

Инструкция. Посмотри, по какой дорожке побегут (поедут) к себе Домой действующие лица.


 



Дети проявляют интерес. Им понятен смысл задания. Случаи сбоя чаще связаны с излиш­ней поспешностью или недостатком внимания.

Цель исследования. Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа. Наблюда­тельность. Устойчивость внимания. Целенаправленность восприятия.

Рис. 3.15

 

Задание 10. 1. Найди такую же картинку (с 3,5-4 лет) (рис. 3.14, 3.15). 2. Найди такое же количество точек (5 лет) (рис. 3.16).

Оборудование. Рисунки с изображением различных предметов.

Рис. 3.16

 

Инструкция. 1. Посмотри на картинку в начале ряда и обведи круж­ком такое же изображение. 2. Найди такое же количество точек и обведи кружочком.

Овладение детьми общей структурой мыслительной деятельности[4]

Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых понятий.

Дайте детям задание на обобщение 14 рядов конкретных понятий. Пред­ложите назвать одним словом следующие ряды конкретных понятий: 1) та­релки, стаканы, миски; 2) столы, стулья, диваны; 3) рубашки, брюки, пла­тья; 4) башмаки, галоши, валенки; 5) супы, каши, кисели; 6) одуванчики, розы, ромашки; 7) березы, липы, ели; 8) воробьи, голуби, гуси; 9) караси, щуки, окуни; 10) малина, земляника, вишня; 11) морковь, капуста, свекла; 12) яблоки, груши, мандарины; 13) танкисты, пехотинцы, артиллеристы; 14) столяры, маляры, плотники.

Задание 2. Конкретизация понятий.

Предложите детям назвать объекты, входящие в понятие более широкого объема: «Назови, какие (какая) бывают: 1) игрушки, 2) обувь, 3) одежда, 4) цве­ты, 5) деревья, 6) птицы, 7) рыбы, 8) звери...» В основном эти же понятия дети использовали в качестве обобщающих терминов в предыдущем задании.

Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объема.

Детям предлагается для обобщения 5 рядов понятий более широкого объема через понятие третьей степени обобщенности. Последний ряд пред­полагает обобщение через абстрактное родовое понятие. (Это задание по­вышенной трудности.)

Попросите детей назвать одним словом такие понятия: 1) птицы, звери, рыбы; 2) деревья, травы, кустарники; 3) мебель, посуда, одежда; 4) часы, весы, градусники; 5) пожары, болезни, ураганы. Дети должны самостоятель­но найти или придумать обобщающие термины.

Задание 4. Классификация.

Ребенку предлагают 16 карточек с изображением птиц, рыб, посуды, мебели (по 4 карточки в каждой группе).

Инструкция. Посмотри на эти карточки, разложи их на четыре ряда так, чтобы картинки подходили друг к другу и их можно было назвать од­ним словом.

После выполнения этой части задания ребенку предлагается из четырех рядов сделать два, но так, чтобы в каждом картинки были про одно и то же и их можно было назвать одним словом. Выполняя это задание, ребенок дол­жен сначала сделать обобщение через родовое понятие второй, а затем — третьей степени обобщенности. И в том и в другом случае он должен объяс­нить свои действия и ответы.

Задание 5. Сравнение.

Ребенку предлагается сравнить пять пар объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: 1) одуванчики и ромашки; 2) ели и бе­резы; 3) кошки и собаки; 4) звери и люди; 5) животные и растения. Выпол­нение этого задания, выделение признаков различия и особенно признаков сходства потребует от детей значительных усилий самостоятельной мысли, систематизации общих представлений, владения иерархией элементарных житейских родовых и видовых понятий или общих представлений в преде­лах третьей степени обобщенности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных