Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Потребностно-мотивационная и волевая сферы личности




Потребностно-мотивационная и волевая сферы личности представляют собой особую область психической жизни человека. Потребности являют­ся побудительными силами; возникая, они запускают активность человека. Потребности людей выходят далеко за рамки органической жизни и отра­жают все богатство создаваемой ими культуры. Они являются необходимым звеном в процессе развития личности.

Осознанные потребности, желания, устремления приобретают характер мотивов. Совокупность мотивов образует мотивационную сферу. В ходе ста­новления личности возникает иерархия мотивов, формируется система цен­ностей. Мотивам, целям, имеющим большую значимость, подчиняются все другие мотивы.

Организацию деятельности в соответствии с сознательно поставленны­ми целями обеспечивает воля. Воля предполагает регулирование человеком своей активности.

В этом разделе практикума представлены методики, с помощью кото­рых можно исследовать потребностную, мотивационную и волевую сферы личности. Методики расположены с учетом возрастной направленности практикума. Для изучения мотивационной и волевой сфер детей дошколь­ного возраста представлены варианты бесед, наблюдений, экспериментов. Далее представлены методики, направленные на исследование мотиваци- онно-волевой сферы личности детей старшего дошкольного и школьного возраста — готовности к обучению в школе, уровня притязаний, ценност­ных ориентаций. Приводятся проективные тесты, применяемые для изуче­ния мотивационной сферы детей. Затем представлены методики для изуче­ния студентов: мотивов учебной деятельности, локализации контроля. И в отношении взрослых подобраны методики, направленные на изучение от­дельных видов потребностей и мотивов: потребности в одобрении, обще­нии, достижении, мотивации к достижению успеха и другие, методики для изучения направленности личности, ценностных ориентаций, уровня субъективного контроля, а также методики, предназначенные для самооцен­ки ряда качеств. И в заключение приводятся проективные методики для исследования мотивационной сферы взрослого человека.

Дошкольный возраст

В процессе овладения миром, с расширением круга деятельности и об­щения, у ребенка возникают новые потребности, мотивы, интересы, фор­мируется воля.

О процессе развития потребностной, мотивационной, волевой сфер ре­бенка можно судить по все возрастающему вниманию, направленному на окружающие объекты. В 6—7 месяцев ребенок уже может концентрировать внимание на объекте, произвольно действовать с предметами, игрушками, людьми. Так, ребенок может перемещать предмет в пространстве, повторять одно и то же действие с предметом, устранять один предмет с целью доб­раться до другого. Все эти действия являются результатом усилий самого ребенка. В 1,5-2 года ребенок овладевает многими действиями по собствен­ной инициативе: он начинает сам одеваться, есть ложкой и т. д. Усложне­ние общения, появление новых видов деятельности у ребенка — игровой, трудовой, учебной — влекут за собой появление новых потребностей и мо­тивов, их соподчинение, развитие произвольности поведения, воли. В 3-4 года ребенок способен действовать в соответствии с поставленной целью, может отложить исполнение действия на более позднее время, т. е. посту­пает обдуманно. Мотивы становятся более осознанными, произвольными. Изменяются мотивы его общения. Со взрослыми — это интерес к миру взрослых, желание действовать, как взрослый, получить его одобрение, оценку и поддержку. По отношению к сверстникам развиваются мотивы са­моутверждения и самолюбия. Формируется иерархия мотивов.

В 5-6 лет ребенок уже способен соподчинять мотивы своего поведения, соотносить цели и результаты, побуждать людей делать так, как он задумал, действовать в соответствии с общественными моральными мотивами, у него появляется определенная линия поведения. Усваиваются мотивы трудовых поручений. Хотя в дошкольном возрасте наибольшей побудительной силой обладают игровые мотивы, ребенок уже может отказаться от интересного занятия, чтобы выполнить непривлекательное для него дело по требованию взрослого, по моральным мотивам. Нравственные мотивы, связанные с ус­воением норм поведения, с отношением к другим людям, пониманием своих поступков и поступков других людей, уже занимают особое место.

К концу дошкольного возраста в общих чертах оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего дей­ствия. Начинают формироваться личностные качества, такие как настой­чивость, целеустремленность, терпеливость и др.

Изучение внутреннего мира ребенка, его мотивационной сферы реко­мендуется начинать с беседы. Она помогает познакомиться с близкими взрослыми, друзьями ребенка, любимыми песнями и выявить мотивы предпочтения. Косвенным путем позволяют выявить желаемое беседы про­ективного характера. Например, может быть проведена беседа по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик». После прочтения сказки у ребенка в ин­дивидуальной беседе спрашивают: «А как бы ты распорядился, если бы у тебя был волшебный цветок? Что бы ты сделал с первым лепестком? Со вторым?» и т. п. Аналогичную беседу можно провести и после знакомства со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», предложив выразить свои поже­лания в случае, «если бы ты поймал золотую рыбку». Конечно, ожидать, что все детские пожелания будут связаны с общественными мотивами, было бы ошибочно, однако детям свойственно хотя бы один лепесток использовать для блага других людей, страны, всего мира.

Для диагностики развития воли проводят наблюдение за ребенком в раз­личных видах деятельности. Обычно наблюдение проводится по заранее разработанной программе, плану. Они будут различными в зависимости от того, какой компонент волевого действия либо волевого качества предпо­лагается изучить.

Исследование произвольной активности в игре1

При исследовании произвольной активности в игре важно учесть такие ее признаки, как самостоятельный выбор ребенком темы игры, планирова­ние ее хода, выбор средств для осуществления игрового замысла, согласо­вание своихдействий с действиями сверстников, проявление усилий в пре­одолении трудностей и др.

Эти признаки легли в основу наблюдений, которые проводились Р. М. Ге­воркян по следующему плану:

1. Какие цели дети ставят в игре и каковы эти игры, как ставят цель (са­мостоятельно, с помощью взрослых, подражая товарищу)?

2. Как обдумывают и планируют средства достижения поставленной цели?

3. Достигает ли ребенок поставленной игровой цели, получает ли удов­летворение при ее достижении?

4. В каких видах игры эти признаки проявляются в наибольшей степени?

Изучение волевых проявлений2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных