Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обработка и интерпретация результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здо­ровье» — не учитывается)




Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здо­ровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже от­мечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «0» до знака «-»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже само­оценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

В табл. 8.1 даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица 8.1. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ

Параметр Количественная характеристика (балл)
  низкий средний высокий очень высокий
Уровень притязаний менее 60 60-74 75-89 90-100
Уровень самооценки менее 45 45-59 60-74 75-100

 

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до

89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возмож­ностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от

90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор не­благоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удо­стоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании лич­ности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незре­лость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, срав­нивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечув­ствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружа­ющих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психоло­гических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда дек­ларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способнос­ти и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования6

На бланке перечислены 20 различных качеств личности. В левой колон­ке испытуемый ранжирует эти качества в той мере, в какой они выражены в идеале. Затем в правой колонке эти качества ранжируются в той мере, в ка­кой они выражены у самого испытуемого. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат). Затем подсчитывается сумма квадратов (с!1) и по формуле

г= 1-0,00075xd2 определяется коэффициент корреляции.

Чем ближе коэффициент к 1 (от 0,7 до 1), тем выше самооценка, и наобо­рот. Об адекватности самооценки свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.

где п — число используемых при ранжировании качеств. Данная методика является модификацией методики С. А. Будасси, ко­торый предлагал использовать не 20, а 50 слов-названий черт личности.

При применении данной методики исследователь может использовать не 20 качеств, а какое-то иное их количество. При всяком изменении количе­ства качеств меняться коэффициент будет при d2, т. е. будет не 0,00075, а ка- кое-то иное число. Указанная выше формула есть просто частный случай об­щей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции по Спирмену:


Ответный бланк
Идеал Качества личности «Я сам» d d2
  Уступчивость      
  Вспыльчивость      
  Настойчивость      
  Нервозность      
  Терпеливость      
  Увлекаемость      
  Пассивность      
  Холодность      
  Энтузиазм      
  Осторожность      
  Капризность      
  Медлительность      
  Нерешительность      
  Энергичность      
  Жизнерадостность      
  Мнительность      
  Упрямство      
  Беспечность      
  Подвижность      
  Застенчивость      

 

Кроме того, Будасси расширяет возможности методики: а) испытуемый получает задание охарактеризовать во втором ряду не себя, а группу; вы­числив коэффициент корреляции рангов между этими рядами, мы получим уровень оценки группы; б) испытуемый получает задание охарактеризовать во втором ряду отношение группы к себе. Коэффициент ранговый корре­ляции покажет, как воспринимают человека в группе.7

Одной из модификаций проведения методики может быть предоставле­ние испытуемому 50 слов, с тем чтобы он сам выбрал 20 черт для «идеала — антиидеала», а затем с помощью этих же черт охарактеризовал себя. Поло­жительным моментом в этом варианте является свобода выбора эталонных значений. Рекомендуется предоставлять названия черт на карточках (нуме­рованных). После отбора и ранжирования (первая часть задания) номера переписываются экспериментатором вместе с рангами, затем испытуемому предлагаются другие психодиагностические методики, а после их заверше­ния выполняется вторая часть задания — самооценка.

С. А. Будасси проводил обследование на студентах; списки черт, описы­вающих личность, вообще составлялись самими студентами (до экспери­мента), из списков были выбраны слова с наибольшим модальным значе­нием. Автор предполагает, что лица другого возраста, из других групп, возможно, дали бы иные черты.

Список С. А. Будасси: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчи­вость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, обаяние, завист­ливость, застенчивость, злопамятность, искренность, радушие, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, нежность, мечтательность, мнитель­ность, мстительность, настойчивость, непринужденность, восприимчивость, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, упорство, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, рассудочность, развязность, решительность, са­мозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, тру­сость, увлекаемость, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)8

Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р. Б. Кеттелом и Р. В. Коаном. В описываемом варианте он содер­жит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности. Ниже при­водится краткая интерпретация каждой из 12 шкал опросника (табл. 8.2-8.13).

Оценки А+ характерны для человека, который легко подвержен аффек­тивным переживаниям, лабилен, отличается богатством и яркостью эмоци­ональных проявлений, откликается на происходящие события, имеет выра­зительную экспрессию. Для него характерны сильные колебания настроения.

Оценки А— характерны для человека, который не склонен к аффектам и бурным, живым эмоциональным проявлениям. Такой человек холоден и формален в контактах, не интересуется жизнью окружающих его людей, предпочитает общаться с книгами и вещами, старается работать в одино­честве и в конфликтах не склонен идти на компромисс. В делах такой чело­век точен и обязателен, но недостаточно гибок (табл. 8.2).

Таблица 8.2. Фактор И
Высокая оценка А+ Низкая оценка А-
Аффектотимия Шизотимия
Доброта, сердечность Обособленность, отчужденность
Легкий в общении Уединенный
Эмоциональный, мягкосердечный Сухой, холодный, беспристрастный
Открытый, доверчивый Скрытный, подозрительный
Гибкий, адаптивный Ригидный, упрямый
Беззаботный, импульсивный Тревожный, осторожный
Экспрессивный Сдержанный
Хороший характер Конфликтный

 

Оценки В+ характерны для человека, который получает высокие резуль­таты по интеллектуальным тестам.

Оценки В- характерны для человека, который обладает низким интел­лектом или эмоциональной дезорганизацией мышления (табл. 8.3).

Таблица 8.3. Фактор В
Высокая оценка В+ Низкая оценка В-
Высокий интеллект Низкий интеллект
Умный Глупый
Высокие общие мыслительные способности Низкие общие мыслительные способности
Может решать абстрактные задачи Не может решать абстрактные задачи
Широкие интеллектуальные интересы Узкий спектр интеллектуальных интересов
Быстро обучается Медленно обучается
Быстро соображает Медленно соображает
Упорный, настойчивый Не доводит дело до конца
Образованный Необразованный

 

Оценки С+ характерны для человека, который является эмоционально зрелым и хорошо приспособленным. Такой человек обычно способен дос­тигать своих целей без особых трудностей, смело смотреть в лицо фактам, осознавать требования действительности. Он не скрывает от себя собствен­ные недостатки, не расстраивается по пустякам и не поддается случайным колебаниям настроений.

Оценки С- характерны для человека, который отмечает, что ему не хва­тает энергии, и он часто чувствует себя беспомощным, усталым и неспособ­ным справиться с жизненными трудностями. Такой человек может иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и обиду на других, которая зачас­тую оказывается необоснованной. Такие люди не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. В поведении это проявляется как отсутствие ответственности, кап­ризность (табл. 8.4).

Таблица 8.4. Фактор С
Высокая оценка С* Низкая оценка С-
Сила «Я» Слабость «Я»
Эмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость
Спокойный Легко расстраивается, тревожный
Свободный от невротических симптомов Имеет невротические симптомы
Реалистичен в отношении к жизни Уклоняется от ответственности
Умеет держать себя в руках Невыдержанный, возбудимый, нетерпеливый
Интересы постоянны Неустойчив в интересах
Настойчив Не доводит дело до конца

 

Оценки D+ характерны для человека, который проявляет повышенную импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие сти­мулы. Для таких людей характерны постоянное беспокойство, отвлекае- мость, недостаточная концентрация внимания. Дети с высокими оценками по этому фактору плохо владеют собой, по незначительному поводу у них могут возникать бурные эмоциональные реакции, и их поведение сильно зависит от наличного состояния.

Оценки D— характерны для человека уравновешенного и сдержанного. Дети, имеющие низкие оценки по этому фактору, хорошо владеют собой даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах их деятельности (табл. 8.5).

Таблица 8.5. Фактор D
Высокая оценка D+ Низкая оценка D-
Возбудимость Флегматичность
Беспокойство Уравновешенность
Нетерпеливый Спокойный
Демонстративный Удовлетворенный
Активный Флегматичный
Ревнивый Неревнивый
Высокое самомнение Самокритичный
Непостоянный Постоянный
Бесцеремонный Тактичный

 

Оценки Е+ характерны для человека властного, которому нравится до­минировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей. У такого человека выражено стремление к самоутверждению, самостоятель­ности и независимости, он живет по собственным соображениям, игнори­руя социальные условности и авторитеты, агрессивно отстаивая права на самостоятельность и требуя проявления самостоятельности от других. Та­кая личность действует смело, энергично и активно, ей нравится «прини­мать вызовы» и чувствовать превосходство над другими.

Оценки Е— характерны для человека послушного, конформного и зави­симого. Такой человек руководствуется мнением окружающих, не может отстаивать свою точку зрения, следует за более доминантными и легко под­дается влиянию авторитетам. Для его поведения характерны пассивность и подчинение своим обязанностям, отсутствие веры в себя и в свои возмож­ности, склонность брать вину на себя. Низкая доминантность обычно свя­зана с успешностью обучения во всех возрастных группах (табл. 8.6).

Таблица 8.6. Фактор Е
Высокая оценка Е+ Низкая оценка Е-
Доминантность Конформность
Настойчивость Покорность, зависимость
Независимый Подчиняющийся, ведомый
Самоуверенный Неуверенный в себе
Хвастливый, тщеславный Скромный
Конфликтный, своенравный Доброжелательный, послушный
Нетрадиционный, мятежный Традиционный,робкий
Бесцеремонный Тактичный
Смелый, авантюристичный Осторожный

 

Оценки F+ характерны для человека, который имеет более простой и оп­тимистичный характер, легко относится к жизни, верит в удачу, мало забо­тится о будущем. Такой человек часто демонстрирует находчивость и ост­роумие, получает удовольствие от вечеринок, зрелищных мероприятий, работы, предполагающей разнообразие, перемены, путешествия.

Оценки F— характерны для человека ответственного, трезвого и серьез­ного в своем подходе к жизни. Но наряду с этим он склонен все усложнять и подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. Его постоянно забо­тит будущее, последствия его поступков, возможности неудач и несчастий. Такой человек для защиты от неудач принимает предохранительные меры, старательно планирует свои поступки (табл. 8.7).

Таблица 8.7. Фактор F
Высокая оценка F+ Низкая оценка F-
Сургенсия Десургенсия
Беспечность Озабоченность
Жизнерадостный Печальный, пессимистичный
Спокойный Тревожный
Общительный Уединенный, интроспективный
Разговорчивый Молчаливый
Доверчивый Подозрительный
Бодрый, энергичный Вялый, апатичный
Импульсивный Серьезный, осторожный
Гибкий, подвижный, находчивый Ригидный
Легкомысленный, небрежный Ответственный

 

Оценки G+ характерны для человека с развитым чувством ответствен­ности, обязательного и добросовестного. Такой человек порядочен не по­тому, что это может оказаться выгодным, а потому, что у него такие убежде­ния. Подобные люди точны и аккуратны в деталях, любят порядок, стремятся не нарушать правила, обладают хорошим самоконтролем.

Оценки G- характерны для человека, который проявляет слабый инте­рес к общественным нормам и не прилагает усилий для их выполнения. Он может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собствен­ной выгоды способен на нечестность и обман. Такой человек склонен к не­постоянству, может иметь тенденции к социопатии (табл. 8.8).

Таблица 8.8. Фактор G
Высокая оценка G+ Низкая оценка G-
Сила «Сверх-Я» Слабость «Сверх-Я»
Высокая совестливость Недобросовестность
Ответственный, обязательный Безответственный, легкомысленный
• Моральный Беспринципный, пренебрегает обязательствами
Зрелый Незрелый
Настойчивый,упорный Непостоянный,расслабленный
Требовательный к порядку Расхлябанный
Дисциплинированный Потворствующий своим желаниям

Оценки Н+ характерны для человека нечувствительного к угрозам, сме­лого, решительного, имеющего тягу к риску и острым ощущениям. Такой человек не теряется при столкновении с нестандартными ситуациями и бы­стро забывает о неудачах, не делая необходимых выводов. Кроме этого, та­кая личность не испытывает трудности в общении, легко вступает в кон­такты, любит часто находиться на виду, не стесняется публичных выступлений.

Оценки Н— характерны для человека, который обладает сверхчувстви­тельной нервной системой и остро реагирует на любую угрозу. Такие люди зачастую робки, застенчивы, не уверены в своих силах, часто терзаются чув­ством собственной неполноценности. Человек с низким значением по фактору Н, как правило, медлителен, сдержан в выражении своих чувств, предпочитает иметь одного-двух близких друзей, проявляет заботу и вни­мание к окружающим, но не может поддерживать широкие контакты и не любит работать вместе с другими (табл. 8.9).

Таблица 8.9. Фактор Н
Высокая оценка Н+ Низкая оценка Н-
Пармия Тректия
Смелость Робость
Общительный Застенчивый
Беззаботный, не видит сигналов опасности Осторожный, чувствительный к опасности
Отзывчивый Сдержанный
Дружелюбный Озлобленный
Оживляется в присутствии противоположного Смущается в присутствии противоположного
пола, проявляет открытый интерес пола
Эмоциональные и художественные интересы Ограниченные интересы
Любит быть на виду Уединенный

 

Оценки /+ характерны для человека, отличающегося мягкостью, утон­ченностью, образностью, художественным восприятием мира. Такой чело­век зачастую обладает богатым воображением, тонким эстетическим вку­сом и действует, ориентируясь на собственную интуицию. Он не любит «грубых» людей и «грубую» работу, но обожает путешествия и новые впе­чатления. Для него типичны тревожность и беспокойство по поводу состо­яния здоровья, снисходительность к себе и другим, зависимость и потреб­ность в любви, внимании и помощи со стороны других людей.

Оценки I- характерны для человека, который отличается мужественно­стью, стойкостью, практичностью в делах и реализмом в оценках. В жизни такой человек опирается на здравый смысл и логику, больше доверяет рас­судку, чем чувствам, интуиции предпочитает расчет, психические травмы преодолевает за счет рационализации. Подобные люди независимы, при­держиваются собственной точки зрения, склонны принимать на себя от­ветственность (табл. 8.10).

Таблица 8.10. Фактор I
Высокая оценка /+ Низкая оценка 1-
Премсия Харрия
Мягкосердечие, нежность Суровость, жестокость
Сентиментальный, эстетически утонченный Реалистичный
Ранимый «Толстокожий»
Склонный к фантазиям Не склонный к фантазиям, практичный
Действует по интуиции Действует по логике
Мягкий, добрый Несколько черствый
Зависимый, нуждающийся в помощи и внимании Независимый, самоудовлетворенный
Легкомысленный Ответственный
Ипохондричный Не склонный к ипохондрии
Нетерпеливый,непостоянный Эмоционально зрелый

 

Оценки 0+ характерны для человека тревожного, подавленного, озабо­ченного, с пониженным настроением, легко плачущего. Такой человек скло­нен к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвержен различ­ным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Он не верит в себя, склонен к самоупрекам, недооценивает свои возможности, знания, способности. Для него характерны развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения и поведения от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. В обществе подобный человек чув­ствует себя неуютно и неуверенно, держится скромно и обособленно.

Оценки О— характерны для человека веселого, бодрого, жизнерадостно­го. Он может легко переживать жизненные неудачи, верит в себя, не пред­расположен к страхам, самоупрекам и раскаиванию, слабо чувствителен к оценкам окружающих.

Таблица 8.11. Фактор О

Высокая оценка О* Низкая оценка О-
Гипотимия Гипертимия
Склонность к чувству вины Самоуверенность, уверенная адекватность
Печальный, унылый Жизнерадостный
Озабоченный Спокойный
Чувствительный к замечаниям и порицаниям, Нечувствительный к замечаниям и
ранимый порицаниям,безмятежный
Недооценивающий себя Самоуверенный
Боязливый, не чувствующий себя в безопасности Смелый, чувствующий себя в безопасности
Склонный к размышлениям Активный
Напряженный Расслабленный

 

Оценки Q + свидетельствуют об организованности, умении хорошо кон­тролировать свои эмоции и поведение. Такие личности способны эффек­тивно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать свою жизнь.

Они думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудными проблемами, склонны доводить начатое до конца и не дают обещания, которые не могут выпол­нить. Подобные люди хорошо осознают социальные требования и заботят­ся о своей общественной репутации.

Оценки Q - характерны для слабовольных и обладающих плохим само­контролем людей. Такие люди слабо способны придать своей энергии кон­структивное направление и не расточать ее. Они не умеют организовывать свое время и порядок выполнения дел. Как правило, подобные люди не ос­таются долго на одной работе и в силу этого не достигают мастерства и не идентифицируют себя с профессиональной деятельностью (табл. 8.12).

Таблица 8.12. Фактор 03
Высокая оценка Q3+ Низкая оценка Q3-
Контроль желаний Импульсивность
Высокий самоконтроль поведения Низкий самоконтроль поведения

 

Оценки Q + характерны для человека, у которого выражен классичес­кий невроз тревожности. Подобные люди постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбиты­ми, усталыми и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способству­ющей отдыху. Для таких людей характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике.

Оценки Q — характерны для людей, которые отличаются расслабленнос­тью, отсутствием сильных побуждений и желаний. Такие люди невозмутимы, спокойно относятся и к удачам, и к неудачам, находят удовлетворение в лю­бом положении дел и не стремятся к достижениям и переменам (табл. 8.13).9

Таблица 8.13. Фактор <Э4
Высокая оценка Q4+ Низкая оценка <Э4-
Фрустрированность Нефрустрированность
Напряженность Расслабленность

 

Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его знаком «+» в соответ­ствующей графе в листке для ответов рядом с нужным номером ответа. При этом, если из двух утверждений вы выбрали первое, то знак «+» будет в ле­вой графе, если второе, то знак «+» будет в правой графе. В некоторых слу­чаях вам придется сделать выбор одного из трех ответов и написать этот от­вет нужным словом, числом или буквой у соответствующего номера.

Основные правила:

а) отвечать честно;

б) отвечать быстро;

в) не пропускать номера вопросника.

Младшим школьникам (1—3-го классов) текст вопросника зачитывает­ся мальчикам и девочкам отдельно, но можно использовать один общий опросник, изменяя в нужных случаях формулировки утверждений (для маль­чиков и девочек).

Часть I

1. Ты быстро справляешься со своими или ты их выполняешь долго
домашними заданиями    
2. Если над тобой подшутили, ты немного или смеешься
сердишься    
3. Ты думаешь, что почти все можешь или ты можешь справиться только
сделать как надо   с некоторыми заданиями
4. Ты часто делаешь ошибки или ты их почти не делаешь
5. У тебя много друзей или не очень много
6. Другие дети умеют больше, чем ты или ты можешь столько же
7. Всегда ли ты хорошо запоминаешь имена или случается, что ты их забываешь
людей    
8. Ты много читаешь или большинство ребят читают больше
9. Когда учитель выбирает твоего одноклас­ или ты быстро об этом забываешь
сника для работы, которую ты сам хотел    
сделать, тебе становится обидно    
10. Ты считаешь, что твои выдумки, или ты не уверен в этом
предложения, идеи хорошие и    
правильные    
11. Какое слово будет противоположным по значению слову «СОБИРАТЬ»?
«РАЗДАВАТЬ», или «НАКАПЛИВАТЬ», или «БЕРЕЧЬ»
12. Ты обычно молчаливый или много говоришь
13. Если мама на тебя сердится, это иногда или у тебя ощущение, что ты сделал что-
бывает ее ошибкой   то неправильно
14. Тебе понравилось бы заниматься с или быть капитаном дальнего плавания
книгами в библиотеке    
15. Какая из следующих букв отличается от двух других?
С, или T, или У    
16. Ты можешь вечером долго сидеть или начинаешь ерзать
спокойно    
17. Если ребята беседуют о каком-то месте, или ты ждешь, когда они закончат
которое и ты хорошо знаешь, ты тоже    
начинаешь рассказывать о нем что-    
нибудь    
18. Ты смог бы стать космонавтом или ты думаешь, что это слишком сложно

 

19. Дан цифровой ряд: 2, 4, 8... Какая следующая цифра в этом ряду?
10, или 16, или 12    
20. Твоя мама говорит, что ты слишком или ты тихий и спокойный
живой и беспокойный    
21. Ты охотнее слушаешь, как рассказывает или тебе больше нравится рассказывать
кто-то из ребят   самому
22. В свободное время ты лучше почитал бы или поиграл в мяч
книгу    
23. Дана группа слов: «ХОЛОДНЫЙ», «ГОРЯЧИЙ», < МОКРЫЙ», «ТЕПЛЫЙ». Одно слово
не подходит по смыслу к остальным. Какое?  
«МОКРЫЙ», или «ХОЛОДНЫЙ> , или «ТЕПЛЫЙ»
24. Ты всегда осторожен в своих движениях или бывает, когда ты бегаешь, то
    задеваешь за предметы
25. Ты тревожишься, что тебя могут наказать или тебя это никогда не волнует
26. Тебе больше понравилось бы строить или быть летчиком
дома, когда ты вырастешь    
27. Когда КОЛЕ было столько же лет, сколько НАТАШЕ сейчас, АНЯ была старше его. Кто
моложе всех?    
КОЛЯ, или АНЯ, или НАТАША
28. Учитель часто делает тебе замечания на или он считает, что ты ведешь себя так,
уроке   как надо
29. Когда твои друзья спорят о чем-то, ты или молчишь
вмешиваешься в их спор    
30. Ты можешь заниматься, когда другие в или когда ты занимаешься, должна быть
классе разговаривают, смеются   тишина
31. Ты слушаешь «Новости» по телевизору или ты идешь играть, когда они
    начинаются
32. Тебя обижают взрослые или они тебя хорошо понимают
33. Ты спокойно переходишь улицу, где или ты немного волнуешься
большое движение транспорта    
34. С тобой случаются большие или мелкие, незначительные
неприятности    
35. Если ты знаешь вопрос, ты сразу же или ждешь, когда тебя вызовут, не
поднимаешь руку   поднимая руки
36. Когда в класс приходит новичок, ты с или тебе надо больше времени
ним знакомишься так же быстро, как и    
остальные ребята    
37. Охотнее ты стал бы водителем какого- или врачом 1
нибудь транспорта (автобуса,    
троллейбуса, такси)    
38. Ты часто огорчаешься, когда что-то не или редко
сбывается    
39. Когда кто-то из детей просит помочь на или помогаешь, если не видит учитель
контрольной, ты говоришь, чтобы он сам    
все решал    

 

40. В твоем присутствии взрослые или они частенько слушают тебя
разговаривают между собой    
41. Если ты слышишь грустную историю, или этого не бывает
слезы могут навернуться на твои глаза    
42. Большинство твоих планов тебе удается или порой получается не так, как ты
осуществить   думал
43. Когда мама зовет тебя домой, ты или идешь сразу же
продолжаешь играть хоть еще немного    
44. Можешь ли ты свободно встать в классе или ты робеешь, смущаешься
и что-то рассказать    
45. Понравилось бы тебе оставаться с или тебе не понравилось бы оставаться
маленькими детьми   с ними
46. Бывает так, что тебе одиноко и грустно или такого с тобой не бывает
47. Уроки дома ты делаешь в разное время дня или в одно и то же время дня
48. Хорошо ли тебе живется или не совсем хорошо
49. С большим удовольствием ты отправился или на выставку современных машин
бы за город полюбоваться красивой    
природой    
50. Если тебе делают замечания, ругают, ты или ты сильно расстраиваешься
сохраняешь спокойствие и хорошее    
настроение    
51. Скорее тебе понравилось бы работать на или быть учителем
кондитерской фабрике    
52. Когда ребята в классе шумят, ты всегда или ты шумишь вместе с ними
сидишь тихо    
53. Если тебя толкают в автобусе, ты или тебя это сердит
считаешь, что ничего особенного не    
произошло    
54. Случалось тебе делать что-то такое, чего или такого не случалось с тобой
не следовало делать    
55. Ты предпочитаешь друзей, которые или тебе нравятся более серьезные
любят побаловаться, побегать, пошалить    
56. Ты испытываешь беспокойство, или тебе не доставляет никакого труда
раздражение, когда приходится сидеть   долгое ожидание
тихо и ждать, пока что-то начнется    
57. Охотнее ты сейчас бы ходил в школу или поехал путешествовать в автомобиле
58. Бывает иногда, что ты злишься на всех или ты всегда доволен всеми
59. Какой учитель тебе понравился бы или строгий
больше: мягкий, снисходительный    
60. Дома ты ешь все, что тебе предлагают или ты протестуешь, когда дают пищу, которую ты не любишь
Часть II  
1. К тебе хорошо относятся все или только некоторые люди
окружающие    
2. Когда ты утром просыпаешься, ты или тебе сразу хочется повеселиться
сначала сонный и вялый    

 

3. Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие или тебе надо немного больше времени
4. Бываешь ли ты иногда не уверен в себе или ты уверен в себе
5. Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей или иногда тебе не хочется никого видеть
6. Говорит ли тебе мама, что ты медлителен или ты делаешь все быстро
7. Другим детям нравится то, что ты предлагаешь или им не всегда это нравится
8. В школе ты выполняешь все точно так, или твои одноклассники выполняют
  как требуют   требования учителя более точно
9. Думаешь ли ты, что дети стараются перехитрить тебя или они относятся к тебе по-дружески
10. Ты делаешь все всегда хорошо или бывают дни, когда у тебя ничего не получается
11. Больше всего общего со «ЛЬДОМ», «ПАРОМ», «СНЕГОМ» имеют «ВОДА», или «БУРЯ», или «ЗИМА»
12. Ты сидишь во время урока спокойно или любишь повертеться
13. Ты возражаешь иногда своей маме или ты ее побаиваешься
14. Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу или кататься на лыжах с высоких гор
15. «ХОДИТЬ» так относится к слову «БЕГАТЬ», как «МЕДЛЕННО» к слову
  «ВЕРХОМ», или «ПОЛЗКОМ», или «БЫСТРО»
  Ты считаешь, что ты всегда вежлив или бываешь надоедливым
17. Говорят ли, что с тобой трудно договориться (ты любишь настаивать на своем) или с тобой легко иметь дело
18. Менялся ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой) или ты этого никогда не делал
19. Дан цифровой ряд: 7, 5, 3... Какая следующая цифра в этом ряду?
2, или 1, или 9    
20. Хочется ли тебе быть иногда непослушным или у тебя никогда нет такого желания
21. Твоя мама делает все лучше, чем ты или часто твое предложение бывает лучше
  Если бы ты был диким животным, ты охотнее стал бы быстрой лошадью или тигром
  Дана группа слов: «НЕКОТОРЫЕ», «ВСЕ» «ЧАСТО», «НИКТО». Одно слово не
  подходит костальным. Какое?    
  «ЧАСТО», или «НИКТО», или «ВСЕ»
  Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно или тебе от радости хочется прыгать

 

25. Если кто-то к тебе относится не очень или ты относишься к нему так же
хорошо, ты прощаешь ему это    
26. Что тебе больше понравилось бы в или нырять с вышки
бассейне: плавать    
27. ВОВА моложе ПЕТИ, СЕРЕЖА моложе ВОВЫ. Кто самый старший?
СЕРЕЖА, или ВОВА, или ПЕТЯ
28. Учитель иногда говорит, что ты или он этого почти никогда не говорит
недостаточно внимателен и допускаешь    
много помарок в тетради    
29. В спорах ты во что бы то ни стало или спокойно можешь уступить
стремишься доказать то, что ты хочешь    
30. Ты лучше послушал бы историю о войне или о жизни животных
31. Ты всегда помогаешь новым ученикам, или обычно это делают другие
которые пришли к вам в класс    
32. Ты долго помнишь о своих или ты быстро о них забываешь
неприятностях    
33. (Для мальчиков.) В игре ты с большим или известного писателя
удовольствием изображал бы пилота    
сверхзвукового самолета    
(Для девочек.) Тебе бы больше или быть балериной
понравилось уметь хорошо шить наряды    
34. Если мама тебя отругала, ты становишься или настроение у тебя почти не портится
грустным    
35. Ты всегда собираешь портфель с вечера или бывает, что делаешь это утром
36. Хвалит ли тебя учитель или он о тебе мало говорит
37. Можешь ли ты прикоснуться к пауку или паук тебе неприятен
38. Часто ли ты обижаешься или это случается очень редко
39. Когда родители говорят, что тебе пора или еще какое-то время продолжаешь
спать, ты сразу же идешь   заниматься своим делом
40. Ты смущаешься, когда приходится или ты совсем не смущаешься
разговаривать с незнакомым человеком    
41. (Для мальчиков.) Ты скорее бы стал или охотником
художником    
(Для девочек.) Ты скорее стала бы или хорошим парикмахером
художником    
42. У тебя все удачно выходит или бывают неудачи
43. Если ты не поняла условие задачи, ты или к учителю
обращаешься к кому-либо из ребят    
44. Можешь ли ты рассказывать смешные или ты находишь, что это не очень легко
истории так, чтобы все смеялись    
45. После урока тебе хочется некоторое или тебе хочется сразу же идти гулять в
время побыть около учителя   коридор
46. Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь или такого с тобой не бывает
себя плохо    
47. По пути из школы ты останавливаешься или после школы ты идешь сразу домой
поиграть    
48. Всегда ли твои родители выслушивают или они часто сильно заняты
тебя    
49. Когда ты не можешь выйти из дома, тебе или тебе это безразлично
грустно    

50. У тебя мало затруднений или много
51. В свободное время ты лучше пошел бы или сажать цветы и деревья во дворе
в кино    
52. Ты охотнее расскажешь маме о своих или о прогулке, экскурсии
школьных делах    
53. Если друзья берут твои вещи без спроса, или ты сердишься на них
ты считаешь, что в этом нет ничего    
особенного    
54. При неожиданном звуке тебе случалось или ты просто оглядываешься
вздрогнуть    
55. Тебе больше нравится, когда вы или тебе больше нравится играть с ними
с ребятами рассказываете что-то друг    
другу    
56. Повышаешь ли ты голос в разговоре, или ты всегда разговариваешь спокойно
когда сильно взволнован    
57. (Для мальчиков.) Охотнее ты пошел бы на или посмотрел бы встречу по футболу
урок    
(Для девочек.) Охотнее ты пошла бы на или посмотрела бы выступление
урок   фигуристов
58. Если ты слушаешь радио или смотришь или ты их не замечаешь
телевизор, тебе мешают посторонние    
разговоры    
59. Бывает ли тебе трудно в школе или тебе легко в школе
60. Если тебя дома чем-то разозлили, ты или выходя из комнаты, ты можешь
спокойно выходишь из комнаты   хлопнуть дверью

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных