Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сфера межличностных отношений




Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охваты­вает практически весь диапазон существования человека, от его отношений к большим социальным группам до интимных, диадных отношений. Мож­но утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, про­должает опираться в своих действиях и мыслях на имеющиеся у него пред­ставления об оценках значимых других. Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы. Важное место среди внешних воздействий, вли­яющих на развитие ребенка, занимает его среда, та общая ситуация, в кото­рой развивается индивид, особенно социальные, экономические, культур­ные условия его жизни.

Наиболее близкой к человеку «клеточкой» общества, где возникает и ре­ализуется «социальная ситуация развития личности», является семейная микросреда. Фактически микросреда, представляющая собой социальную ситуацию развития, по своей социально-психологической сущности явля­ется ни чем иным, как малой контактной группой.

На старте вертикальной оси жизненного пути личности находится пер­вичная диада «мать (или значимый взрослый) — дитя». С первых мгнове­ний жизни ребенок развивается как социальное существо, ведь перед ним раскрывается мир человеческих предметов, преображенных общественной деятельностью всех поколений. Особенное значение при этом имеет «веду­щая деятельность», именно в ней впервые возникают и внутри нее диффе­ренцируются другие виды деятельности; в ней формируются или перестра­иваются частные процессы; от нее теснейшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности. В жизни ребенка имеются шесть генетических преемственных типов веду­щей деятельности.

В каждом возрасте своя ведущая деятельность. Так, в младенческом воз­расте ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение, которое определяет формирование психического склада личнос­ти ребенка. Главная цель и результат такой деятельности — установление социальных контактов ребенка со взрослыми, что обеспечивает присвое­ние их опыта.

Психологическое исследование начинается с осознания необходимости решить определенную проблему. При этом исходя из особенностей объек­та, предмета и задач исследования разрабатываются определенные вариан­ты основных методов.

Наблюдение — это планомерное, целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Главной особенностью наблюдения как метода является то, что исследова­тель не вмешивается в ход психических проявлений испытуемого, и они протекают естественно. Далее, наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Составляется подробная программа, из которой становится ясно, какие группы будут наблюдаться, в какие часы дня будет проводиться наблюдение, какие моменты будут фиксироваться. Затем тщательно разра­батывается схема наблюдений. В схеме важно предусмотреть основные ас­пекты поведения, возможные действия испытуемых и т. д. Чем более под­робной будет схема, тем более точными окажутся результаты наблюдения. На основе схемы-таблицы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Для достижения точности и объективности наблюдения используются тех­нические средства: кинокамера, магнитофон и фотоаппарат. Для уточнения результатов наблюдения используется и шкала, на которой отмечается ин­тенсивность протекания того или иного психического явления.

. ч

Метод изучения привязанности у младенцев и детей раннего возраста

В настоящее время существует несколько процедур, которые используются для изучения привязанности: процедура «Незнакомая ситуация» (Ainsworth, 1969), метод исследования привязанности у детей первых месяцев жизни (Crittenden, 1994), детей дошкольного возраста (Critteden, 1994), метод иссле­дования привязанности у взрослых (Main, Goldwyn, 1994). В настоящей статье приводится классическая процедура «Ситуация с незнакомцем», разработан­ная М. Айнсворт (Ainsworth, 1978). Согласно полученным в течение последних лет экспериментальным данным, она наиболее адекватна для изучения типа привязанности у детей в возрасте от 11 до 15 месяцев. Предлагаемое описание включает характеристику процедуры (табл. 9.1), систему для оценки качества взаимодействия матери и младенца, критерии классификации типов привя­занности. В данном виде классическая процедура используется в эксперимен­тальных исследованиях, проводимых группой сотрудников Службы ранней помощи Центра интегративного воспитания Санкт-Петербурга.

Таблица 9. 1. Краткое описание эпизодов ситуации с незнакомкой М. Айнсворт
Номер эпизода Присутствующ ие Продолжитель­ность Краткое описание ситуации
  Мама, ребенок и наблюдатель 30 с Наблюдатель приглашает маму и ребенка в экспериментальную комнату, затем покидает их.
  Мама и ребенок 3 мин Ребенок исследует комнату и игрушки, мама не участвует. Если необходимо, она стимулирует игру через 2 мин
  Незнакомка, мама и ребенок 3 мин Входит незнакомка. Первые 1,5 мин: незнакомка разговаривает с мамой. Вторые 1,5 мин: незнакомка подходит к ребенку. Через 3 мин мама, не привлекая внимания, покидает комнату
  Незнакомка и ребенок 3 мин или меньше* Первый эпизод разлучения. Незнакомка подстраивает свое поведение под поведение ребенка
  Мама и ребенок 3 мин или больше" Первый эпизод встречи. Мама приветствует и/или утешает ребенка, затем сажает его обратно к игрушкам. Конец эпизода: мама покидает комнату, говоря: «Пока!»
  Ребенок один 3 мин или меньше* Второй эпизод разлучения
  Незнакомка и ребенок 3 мин или меньше* Продолжение второго разлучения. Входит незнакомка. Она подстраивает свое поведение под поведение ребенка
  Мама и ребенок 3 мин Второй эпизод встречи. Мама входит, приветствует ребенка, берет его на руки. Тем временем незнакомка незаметно покидает комнату

 

Примечание. * Эпизод сокращается, если ребенок чрезмерно расстроен; ** эпизод удли­няется, если потребуется больше времени, чтобы ребенок вновь увлекся игрой.

Незнакомка

Незнакомка — это взрослый-заместитель, чье влияние на ребенка мож­но сравнивать с влиянием мамы. Незнакомка также должна успокаивать ребенка, если он расстроен. Если мама забыла, что ей нужно делать, незна­комка может подсказать. Поведение незнакомки не кодируется. Оно долж­но быть таким, чтобы упрощать запись и кодирование поведения ребенка.

Что должна делать незнакомка

Незнакомка должна быть максимально нейтральна; все незнакомки дол­жны быть максимально похожи друг на друга. Незнакомка должна играть с ребенком ненавязчиво, и в то же время ее задача — увлечь его. Незнаком­ка должна представлять, каким образом может развиться ситуация далее и, если необходимо, подготовить к этому маму. В целом незнакомка не долж­на привлекать к себе внимание необычным поведением; ее присутствие дол­жно казаться для ребенка естественным.

Когда ребенок находится на руках у незнакомки, она должна продемонстрировать для камеры, как он себя ведет, по возможности повернуть ребенка лицом к камере. Желательно незаметно для ребенка сообщать для камеры информацию о том, что это за ребенок, каково его самочувствие. (Лучше всего это можно делать, разговаривая с ребенком и одновременно утешая его; например, можно сказать: «Ты хочешь меня обнять, тебе, наверное, так лучше?» или: «Неужели ты не хочешь посидеть у меня на руках?» и т. п.)

Если ребенок произнес что-то, что будет трудно понять на записи, незнакомка должна повторить за ребенком его слова («Ты хочешь маму?»).

Что незнакомка не должна делать

1. Незнакомка никогда не должна закрывать ребенка от камеры. В особен­ности, никогда нельзя закрывать эпизод встречи ребенка с мамой. Когда вхо­дит мама, задача незнакомки — быстро и незаметно исчезнуть.

2. Незнакомка не должна искренне включаться в игру, так как ей будет неловко бросать игру в тот момент, когда ребенок чувствует себя комфортно.

3. Незнакомка не должна быть навязчивой, излишне сентиментальной или льстивой.

4. Незнакомка не должна быть вялой, скучной или раздраженной.

5. Незнакомка не должна входить в стрессовое состояние вместе с ребен­ком.

6. Незнакомка не должна уделять очень много внимания маме.

Цель видеосъемки — получить запись, которую можно было бы исполь­зовать для определения качества привязанности ребенка к родителям. Че­ловеку, осуществляющему съемку, необходимо иметь четкое представление о том, что будет кодироваться, так как он должен знать, что именно записы­вать на видео.

Поведение ребенка по отношению к матери — это самое важное, что не­обходимо увидеть на пленке. Сюда включаются действия, выражения лица и речь. Так как речь иногда трудно понять, то в этом случае выражение лица может дать дополнительную информацию.

Также важно знать, кто находится в комнате, что делает мама и как она себя чувствует.

Наиболее важные моменты

Встреча ребенка с мамой — это наиболее важная часть видеозаписи. Опе­ратору не следует отвлекаться, когда на исходе третья минута эпизода раз­лучения или когда ребенок очень сильно расстроен (и мама может вернуть­ся раньше). Задача оператора — предвидеть встречу. Камеру нужно располагать так, чтобы встреча была хорошо видна на экране.

Надо быть готовым к тому, что ребенок может направиться к двери, и рас­положить камеру так, чтобы ребенок находился с противоположной сторо­ны экранной картинки.

Всегда нужно следить за тем, чтобы ребенок полностью находился в кадре и был максимально приближен. Следует снимать также и маму, если они оба могут поместиться в кадр или когда ребенок находится рядом с мамой.

В целом: Нельзя терять ребенка из кадра ни на секунду.

Возможно лишь одно исключение: когда ребенок находится у игрушек и не занят чем- либо важным (мама при этом сидит на стуле, и они не взаимодействуют), то вполне возмож­ны краткие «перескоки» камеры на маму, чтобы увидеть, что она делает в это время (смотрит ли она на ребенка, каково выражение ее лица и т. д.) По возможности покажите лицо матери крупным планом хотя бы один раз (желательно пораньше).

Оператор управляет камерой, предвидя движения ребенка, т. е. по воз­можности предполагая, куда собирается двигаться ребенок, и оставляя про­странство с той стороны экрана, куда он направляется.

Нужно максимально приближать изображение ребенка в кадре на про­тяжении всего времени, когда мама не взаимодействует с ребенком. При по­пытках показать выражение лица ребенка, следует держать в кадре всю вер­хнюю часть его тела.

Если во время передвижения ребенка он был потерян из кадра, то в первую очередь нужно настроить камеру на максимальное удаление объекта, а затем найти ребенка и вновь снимать его крупным планом. А для страховки от подоб­ных недоразумений лучше не показывать движущегося ребенка крупным планом.

Руководитель

Руководитель должен контролировать подготовку эксперимента, пове­дение всех участников, а также сам процесс; руководитель должен быть уве­рен, что ребенок не болен, не переутомлен, не расстроен какими-то вне­шними по отношению к исследованию обстоятельствами. Кроме того, руководитель должен убедиться, что ребенок поел и сходит в туалет перед самым началом эксперимента.

Во время ситуации с незнакомцем руководитель самыми простыми сло­вами дает инструкции лицу, к которому ребенок привязан (фигура привя­занности). Инструкции даются только по мере необходимости, т. е. ровно столько, сколько нужно до возвращения фигуры привязанности в комнату наблюдения, где ей или ему можно будет дать дополнительные указания.

Именно руководитель ответствен за то, чтобы уравновешивать потреб­ности исследуемой пары с потребностью в доступной для кодирования ин­формации. Сильный стресс взрослого или ребенка может потребовать со­кращения эпизода; сделать это желательно так, чтобы кодировщики могли понять, что произошло, если бы эпизод продолжился. Как правило, 30 с вполне достаточно, чтобы установить, что ребенок не может или не хо­чет регулировать свое состояние возбуждения.

Дошкольники с большей вероятностью, чем младенцы, социально скры­вают свой стресс (а значит, не допускают неконтролируемого плача). Вмес­то этого они часто начинают проситься в туалет. Так как ребенок был там недавно, то можно приложить усилия, чтобы отложить этот поход. Если ребенок все-таки настаивает, то руководитель должен решить, как лучше всего завершить ситуацию с незнакомцем. В большинстве случаев процедуру возоб- новляютс эпизода, когда ребеноки фигура привязанности были вместе, и про­должают как обычно. Если это была последняя встреча, то необходимо снять на пленку хотя бы 30 с эпизода, а затем окончательно завершить эксперимент.

Руководители должны также контролировать поведение незнакомок и внимательно следить за тем, чтобы оператор не испытывал никаких труд­ностей. Несомненно, цель руководителя — дать испытуемым чувство под­держки и опоры и одновременно получить видеозапись, на которой можно будет достоверно увидеть ожидания ребенка по поводу фигуры привязан­ности и организацию поведения ребенка вокруг этих ожиданий.

Инструкции для мамы

Это ряд указаний, объясняющих, что будет происходить в нашем отделе­нии психологии. Мы готовы ответить на любые вопросы, связанные с прове­дением ситуации с незнакомцем. Когда мы все будем готовы, вам покажут дверь в комнату наблюдения, а затем проведут в игровую. Вы будете находиться с ре­бенком в игровой комнате до окончания эпизода. Затем вы можете войти в ком­нату наблюдения и смотреть на ребенка через одностороннее зеркало.

Попытайтесь вести себя с ребенком абсолютно естественно, как обыч­но. Не начинайте игру с ребенком, но реагируйте так, как вы обычно это делаете, когда ребенок подходит к вам. Если ваш ребенок чем-то сильно расстроен, пожалуйста, успокойте его так, как вы делаете это дома. Мы хо­тим увидеть, как ребенок реагирует на игрушки и новизну ситуации. По­этому мы просим вас не начинать игру с ребенком. Однако мы не хотим, чтобы ребенку казалось, что мама ведет себя странно.

Эпизод 1

Вы входите в комнату и сажаете ребенка напротив игрушек. Сами сади­тесь на стул.

Эпизод 2

Пусть ребенок играет в течение трех минут. Если ребенок не начнет иг­рать через две минуты, мы постучим в окошко, и тогда вы можете помочь ребенку начать игру. Затем вновь сядьте на стул.

Эпизод 3

В комнату войдет незнакомка и сядет на стул. Она начнет с вами разго­вор. Услышав условный сигнал, она начнет играть с ребенком. Затем мы постучим два раза, и тогда вы должны будете покинуть комнату.

Эпизод 4

Незнакомка позволит ребенку играть или будет сама играть с ним, если ребенок расстроится. Вы можете вернуться в комнату, если посчитаете, что ребенок в вас нуждается.

Эпизод 5

Вы входите в дверь и громко зовете ребенка по имени. Откройте дверь и позвольте ребенку самому приветствовать вас. Затем успокойте ребенка и садитесь на стул.

Эпизод 6

После сигнала встаньте, возьмите свою сумочку и подойдите к двери. Ска­жите ребенку «До свидания!» и выйдите из комнаты, закрыв за собой дверь.

Эпизод 7

Незнакомка входит в комнату. Она успокоит вашего ребенка, или помо­жет ему продолжить игру, или просто сядет на стул, если ребенок уже играет.

Эпизод 8

Кто-нибудь скажет вам, когда вы можете войти в комнату. Входя, подож­дите немного, чтобы ваш ребенок смог вас увидеть и поприветствовать. Мы хотим посмотреть, что он/она будет делать, когда вы войдете. Заговорите с ним, возьмите его на руки. Если ребенок успокоился, пусть он опять игра­ет. Когда эпизод закончится, мы войдем в комнату.

Обработка и интерпретация результатов
Поиск близости и контакта

Эта величина отражает интенсивность и устойчивость попыток ребенка в достижении телесного контакта или хотя бы близости со взрослым, рас­сматривает поведение, при котором ребенок проявляет инициативу в дос­тижении контакта и у него сразу это получается. Если эпизод состоит из нескольких случаев поведения по поиску близости и контакта (proximity- and-contact-seeking behavior), эпизод необходимо оценивать по тому случаю, которому подходит наивысший балл, если нет специальных примечаний.

7. Очень активные попытки и инициатива в достижении контакта

Ребенок преднамеренно приближается к взрослому — подползает или подходит. Он проходит все расстояние до матери и действительно достигает контакта с первой попытки: ребенок карабкается или ухватывается за мать. Контакт мгновенный, ребенок не отворачивается, не отвлекается в течение как минимум 15 с.

ЗАМЕЧАНИЕ. В эпизодах 5, 7, 8 эта оценка не может использоваться, если первоначаль­ное приближение ребенка существенно задерживается (более чем на 30 с), даже если примеры данного поведения выше критериев этой оценки. Однако если имеется первоначальное обра­щение или сигнал к контакту без существенной задержки и следующие за ним другие случаи обращения к матери удовлетворяют описанным критериям, эпизод можно оценить в 7 баллов.

6. Активные попытки в достижении телесного контакта

Эти критерии в целом похожи на отдельные детали критериев, предла­гаемых для оценки 7 баллов.

а. Ребенок преднамеренно подходит к взрослому (т. е. он подходит не для того, чтобы заняться игрушкой). Он проходит все расстояние до матери, тянет­ся к ней либо делает что-нибудь подобное, чтобы его взяли на руки, но не ка­рабкается и не хватается за мать, чтобы всецело установить контакт только с его инициативы. Он требует соучастия взрослого при восстановлении контакта.

б. Ребенок преднамеренно подходит ко взрослому, проходя все расстоя­ние и выражая желание, чтобы его взяли на руки, но взрослый не сотрудни­чает с ним, не берет на руки или не держит его, и контакт таким образом не достигается, несмотря на то, что ребенок совершает по крайней мере еще две другие попытки инициировать взаимодействие в этом эпизоде, незави­симо от того, успешны они или нет.

в. В эпизодах 5, 7, 8 поведение, которое могло бы оцениться в 7 баллов, но не получило этой оценки из-за существенной задержки, оценивается в 6 баллов.

г. Ребенок по крайней мере три раза полностью сближается с матерью. Он карабкается и/или недолго держится за нее (от 5 до 15 с) — любой из этих примеров пригоден для того, чтобы оценить его в 6 или 7 баллов.

д. Ребенок не подходит преднамеренно к матери, а предпочитает обратить­ся к игрушкам (для их изучения), находясь при этом близко к матери, затем он целенаправленно заканчивает игру и карабкается или ухватывается за мать, до­стигая при этом контакта по своей инициативе (держится при этом более 15 с).

5. Достаточно активные попытки достичь телесного контакта

Так будут оцениваться активные попытки достичь контакта, которым по тем или иным причинам нельзя дать 6 баллов.

а. Ребенок целенаправленно приближается, ноне завершает это действие, даже не пытаясь дотянуться или сделать что-нибудь подобное (правда, он может заплакать), но скорее всего его возьмут на руки и без этого, достаточно того, что ребенок просто подошел.

б. Ребенок, находясь на руках у незнакомки, не может подойти к матери, но он активно стремится к ней, напрягая все тело, и делает что-либо более активное, чем простое поднимание ручек и т. п.

в. Ребенок, либо потому, что он уже находится у двери, либо потому, что незнакомка опустила его рядом с матерью, хочет подойти, и, несмотря на это, он активно тянется, чтобы его взяли на руки.

г. В эпизодах 5,7,8, если у ребенка наблюдалась существенная задержка в проявлении активных попыток восстановить контакт, но теперь есть полное завершение сближения, из которого следует, что ребенок хочет, чтобы его взяли на руки (ребенок может либо тянуться к матери, либо заплакать).

д. Ребенок совершает минимум три активные попытки восстановить контакт (т. е. подходит, тянется, прибегает к «управляемому плачу»), по крайней мере одна из которых является целенаправленной. Такое поведение можно оценить в 5 баллов, даже если ребенок не завершает попытку к контакту, возможно, что взрослый не хочет участвовать в этом.

4. Явное желание достичь контакта при наличии безрезультатных или недостаточно активных попыток к достижению близости

Как можно предположить, это средняя оценка действий ребенка, кото­рый ясно выражает свое желание контакта, но при этом проявляет сравни­тельно небольшую активность, чтобы достичь его; также для действий, кото­рые были успешны в достижении контакта, но ребенок довольствовался кратким контактом или просто близостью.

а. Ребенок спонтанно выражает свое желание восстановить контакт: он тянется, наклоняется или плачет, т. е. он ожидает, что взрослый возьмет его на руки (т. е. он делает это до того, как взрослый подойдет к нему или про­тянет руки). («Управляемый плач» — это плач либо обособленный, либо плач, при котором явно увеличивается интенсивность; этот плач явно на­правлен ко взрослому, именно это и отличает его от продолжительного или прерывистого плача, который говорит о том, что ребенок расстроен, но не является попыткой дать понять взрослому, что ребенок хочет, чтобы его взяли на руки, и взяли именно сейчас.)

б. Ребенок начинает приближаться ко взрослому, но проходит только часть расстояния. При этом могут присутствовать или отсутствовать сигналы, направленные ко взрослому, который возьмет ребенка на руки (однако если ребенок проходит большую часть пути и, возможно, прошел бы все расстояние, такое поведение можно считать полным сближением и можно дать ему наивысший балл.)

в. Ребенок подходит к матери, при этом может быть завершенный кон­такт либо быть только краткий контакт.

г. Ребенок близко подошел к матери, явно ожидая контакта, но она не принимает в этом участия и не поднимает ребенка на руки.

д. Ребенок приблизился к матери, это завершилось контактом (либо по инициативе ребенка, либо по инициативе матери), но ребенок идет на контакт только после того, как предложит мать: протягивая руки или как-либо иначе.

3. Слабые попытки достичь контакта или попытки средней силы к достижению близости

Ребенок может проявлять желание достичь контакта, но сравнительно сла­бо, или проявлять же безрезультатные попытки осуществить свое желание.

Либо он может проявлять инициативу, чтобы иметь контакт со взрослым или близко находиться к нему. В последнем случае вполне ясно, что ребе­нок не получает контакта, так как он специально не ищет его, а не потому что взрослый недостаточно принимает в этом участие.

а. Ребенок расстроен, он плачет и, можно предположить, что он хочет кон­такта, так как прекращает плач или по крайней мере существенно успокаива­ется, когда получает контакт; ребенок не демонстрирует других специфичес­ких сигналов, по которым можно судить о его желании контакта — он не тянется, не приближается ко взрослому. Отсутствует «управляемый» плач.

б. Как и в предыдущих случаях, ребенок расстроен, плачет, тянется, наклоняется или даже немного подползает, что выражает его желание контакта, — но только после того, как взрослый сам поднял его или протянул руки, или же ребенок так себя ведет после длительной задержки.

в. Ребенок спонтанно подошел ко взрослому, но не вступил в контакт и, как кажется, не хочет этого делать. Вместо контакта он предлагает игрушку или делает что-либо подобное, или же создается впечатление, что доволь­ствуется просто близостью.

г. Ребенок совсем подошел и/или только тянется ко взрослому, может встать на ножки, чтобы изучить его, но складывается впечатление, что взрослый для него — то же самое, что стул или другой неодушевленный объект и что поддержание контакта не является целью ребенка. Однако если ребенок остается около взрослого, это может означать, что он хочет контакта, даже если кажется, что он этого не хочет, и такому поведению можно присвоить высокий балл (3 соответствует только мгновенному контакту этого типа).

д. Ребенок спонтанно или намеренно проявляет свое желание достичь контакта: он тянется (но не плачет), но по выражению лица, которое было, когда вошел взрослый, нельзя понять, что ребенок стремится к контакту (отсутствие плача означает сравнительно слабое желание контакта).

е. Ребенок, приглашенный взрослым, близко подходит к нему, но это не завершается ни контактом, ни проявлением желания контакта.

2. Минимальные попытки достичь контакта и близости

а. Ребенок намеренно подходит, но останавливается, сделав несколько шагов, и больше ничем не выказывает желания достичь контакта.

б. Ребенок, как кажется, совсем уже подошел, но он либо изменяет на­правление, либо проходит дальше взрослого, например за дверь, или к две­ри, или чтобы посмотреть что-нибудь около взрослого, не останавливаясь, чтобы вступить в контакт со взрослым.

в. После того как взрослый протянет руки к ребенку, ребенок автомати­чески потянется к нему. Вывод о слабом желании контакта с матерью сле­дует из того, что ребенок даже не плачет, когда мать протягивает к нему руки.

1. Отсутствие попыток достичь контакта и близости

Эпизоду будет присвоен 1 балл всякий раз, когда ребенок занят игрой или изучением комнаты, или сильно плачет, или не проявляет внимания к матери. Также эпизод будет оценен в 1 балл, когда наблюдается отсутствие попыток или настоящего желания достичь контакта.

а. Ребенок просто смотрит или улыбается или ходит по комнате, не умень­шая расстояние между собой и матерью и не подавая сигналов того, что он хочет иметь контакт.

б. Ребенок соглашается на контакт, даже позволяет взять себя на руки, но только позволяет это. Он не проявляет своего желания иметь контакт: ребенок не плачет, не тянется, не подходит ко взрослому. Даже если он пла­чет, видно, что он не особенно хочет иметь контакт: ребенок не прекращает плач, не подползает к матери, не обнимает ее. (Это особенно часто встреча­ется, когда присутствует незнакомка).

в. Ребенок случайно оказался рядом с матерью, когда изучал комнату или занимался игрушкой-каталкой. Ребенок не проявляет попыток дос­тичь контакта, не останавливается, чтобы дотянуться до матери, когда проходит мимо нее.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных