Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обработка и интерпретация результатов. Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, ча­стота дополнительной части предложения




Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, ча­стота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказы­вания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствует реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

«Наш материал, — пишет автор проективного интервью В. Михал, — представляет собой многократно модифицированный тест Сакса и Леви. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание». Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и чле­нам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны при­влекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотера­пии, 1 балл — умеренные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направлен­ных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих воз­можностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что ду­маю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указы­вает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о чле­нах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особен­ности личности ребенка и, во-вторых, как предположение может быть под­тверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незакончен­ных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по сле­дующим категориям:

а) отношение к матери — 3,15;

б) отношение к отцу — 7, 9;

в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11;

г) отношение к семье — 2, 10;

д) отношение к ровесникам — 4, 8, 12;

е) отношение к учителям и школе — 16, 18, 23;

ж) отношение к людям в целом — 1;

з) отношение к собственным способностям — 6, 21;

и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19;

к) отношение к болезни — 14; ^

л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24.

Но можно судить об особенностях взаимоотношений в семье, тестируя и самих родителей, анализируя их установки на процесс воспитания. Для по­лучения подобной информации используются известные методики «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера, «Тест — опросник родительского отношения» (ОРО) А. Я. Варги и В. В. Столина, «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера и др.

Каждый из перечисленных опросников имеет свою специфику приме­нения. Методика ОРО в большей мере ориентирована на изучение особен­ностей родительской позиции по отношению к конкретному ребенку. Мож­но сказать, что он изучает индивидуальный опыт родителей в воспитании конкретного ребенка.

Методика АСВ стандартизирована и валидизирована на родителях под­ростков от 14 до 18 лет, находящихся на учете. Это определяет цели исполь­зования опросника: выявление ошибок в родительском воспитании. Этот опросник, также как и ОРО, изучает индивидуальный опыт родителя в вос­питании подростка.

Опросник PARY направлен на изучение наиболее общих особенностей воспитания. Он не связан с установками на воспитание конкретного ребен­ка. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей вооб­ще. Это позволяет изучить установки родителей на воспитание ребенка ап­риорно, что необходимо в практике усыновления и при создании семейных детских домов.

Здесь мы остановимся подробнее именно на последнем оЬроснике, так как он затрагивает не только сферу взаимоотношений родителей с ребен­ком, но и отражает позицию в межсупружеских отношениях.

«Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)

Опросник PARY (4-я форма) включает 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В него заложены 23 шкалы, в каждой из шкал по 5 вопросов. Есть шкалы, связанные между собой. Утверждения в опроснике расположены так, что они повторяются в шкале через каждые 23 пункта. Например, шкала 1 «Предоставление ребенку возможности выс­казаться» включает в себя пункты: 1, 24, 47, 70, 93; шкала 2 «Оберегание ребенка от трудностей» — 2, 25, 48, 71, 94 и т. д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных