Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет и задачи психологии воспитания.




Психология воспитания – это особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса, психологические механизмы воспитания. Задачи психологии воспитания: 1. Раскрыть психологические и личностные особенности и возможности каждого возрастного этапа, учёт которых позволит максимально развивать личность в каждом возрасте. В связи с этим - создание портрета личности для каждого возрастного периода. 2. Выявление качественных сдвигов в развитии личности ребёнка под влиянием воспитания.. 3. Изучение процесса формирования мотивационно-потребностной сферы: потребностей и мотивов, под влиянием которых складываются черты характера, привычки, развивающиеся под воздействием воспитания и обучения. 4. Выяснение оптимальных с точки зрения целей воспитания условий педагогического воздействия. 5. гуманизация отношений взрослого сообщества к миру детства, в обеспечении особого (одухотворённого) пространства детской жизни. Предмет- форми­рование личности на различных возрастных этапах в процессе обучения и воспитания, взаимодействия и вза­имоотношения воспитателя и ребенка, способы психологи­ческой защиты, изучение тех требований, которые предъявляет воспитание к личности воспитателя, его способностям, знаниям, умениям и навыкам.. Она изучает так­же пути и условия формирования у детей единства со­знания и поведения, процесс взаимодействия.

 

7. Теории воспитания.Теории воспитания – это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания. 1.Адлеровская модель. Равенство,сотруднечество,естест.результат.Принчипы воспитания:отказ от борьбы за власть,учет потребностей ребенка,взаимоуважение членов семьи.2Бихевиоральная модель Скинера. Способ формир.пов.-положит.подкрепление, отриц.подкр,отсутствие подкрепления.Соц.научение исп.для изм.пов.детей в дом.условиях.3.Модель чувствен.коммуникации Гордон(осн.на теории Роджерса)Восп-созд.усл.для самовыр.личности реб.Родители должны слушать ребенка,исп-е принципа «оба правы»,правильно ставить проблему,устранить противоречия между «я-реал» и «я-идеал»4.Модель родительского всеобучения.5.Модель Джеймса и Джонрорда№категории 1ребенок(спонтанность,тв-во)2взрослый(наблюдение,объективность)3родитель(нормы пов,целостность)

8. Психологическая сущность воспитания. Воспитание и его закономерности Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения;

3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах. Методы воспитательного воздействия — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем. Л.С. Выготский считал, что сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Он выделил два уровня умственного развития:• уровень актуального развития; • зона ближайшего развития.На первом уровне ребенок выполняет задание самостоятельно, на втором с помощью взрослых.Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Общая — должна быть сформулирована у всех людей, индивидуальная — когда происходит воспитание отдельного человека. Современная психология выступает за совмещение ""тих двух целей воспитания. Категория воспитания - одна из основных в педагогике и педагогической психологии. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся в первую очередь к терминологическому рассмотрению. Исходное значение слова "воспитание" обусловлено корневой частью слова: "воспитание" - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном значении слова процесс воспитания свойственен и животным - "питают" своим молоком млекопитающие.

 

 

9. Воспитательные возможности коллектива. А. С. Макаренко выдвинул идею воспитания параллельного педагогического действия, т. е. воспитания через коллектив. Ей противостоит идея парного педагогического действия, в котором взаимодействует пара «учитель — ученик» вне коллектива.Педагогическая практика и специальные исследования социальных психологов выявили некоторые условия (механизмы) эффективного воздействия коллектива на личность.Одним из этих условий является признание личностью коллектива своей референтной группой. Важно, чтобы та группа, в которой он числится формально, была для него референтной. Для положительного влияния на ученика важно, чтобы референтная для него группа характеризовалась общественно значимыми для него целя ми и задачами.Воспитательные воздействия коллектива на личность эффективны тогда, когда уровень притязаний ученика соответствует его реальному положению в группе. Достижение целей коллективного воздействия на личность обеспечивается также тем, что ученики сами вырабатывают правила поведения, являющиеся для них обязанностями и правами. Воздействие группы имеет воспитательный эффект, если общественная активность группы совпадает с ее общественной направленностью (системой общественных мотивов). Наконец, коллектив влияет на личность, если цели и задачи, стоящие перед коллективом, имеют объективный общественный смысл, близки и доступны детям. К воспитательным возможностям коллектива относятся: 1) общественное мнение, 2) специальный психологический климат, 3) соревнование 4) взаимопомощь, 5) взаимная требовательность, 6) социальные ценностные ориентации и др. Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности —творческое отношение к общественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных