Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие личность в психологии. Механизмы личн. Формирование самосознания человека.




Личность–это конкретный человек,взятый в системе его устойчивых соц. обусловленных психологических характеристик, кот. проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют сущ. значение для него самого и окружающих.

Критерии сформировавшейся личности:

1) в мотивах человека существует иерархия(ребенок выполняет действие ради похвалы взрослого, дошкольный возраст)

2) человек способен к сознательному руководству собственным поведением, т.е. к сознательному соподчинению мотивов, осуществляемому на основе осознанных мотивов-целей и принципов. (этот критерий предполагает способность человека отвечать за свои поступки, обычно возраст около 18 лет).

Механизмы формирования личности:

1. Механизм сдвига мотива на цель. Данный механизм проявляется в том, что на первых порах человек (ребенок) выполняет требуемое действие (цель) ради общения со значимым взрослым (мотив). Со временем на это действие «проецируется» все большее количество положительных переживаний, и вместе с их аккумуляцией правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом). Таким образом, тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив, происходит сдвиг мотива на цель.

2. Механизм идентификации. Этот механизм обусловливает формирование личности во внешнем пространстве общественных отношений, проявляясь в уподоблении ребенком себя значимому другому как образцу поведения. Особенность процесса идентификации в том, что он происходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка и не контролируется в полной мере родителями.

3. Механизм принятия и освоения социальных ролей.

Структура личности–это относительно неизменные индивидуально-психологические характеристики, демонстрируемые человеком в различных обстоятельствах и в различное время.

Наиболее подробно проблема структуры личности отражена в работах К. К. Платонова. Согласно его концепции:

1) низшим уровень - биологически обусловленная подструктура, (возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента)-биологический уровень

2) 2 уровень - индивидуальные особенности психических процессов человека (мышления, памяти, внимания и т.д)биол-соц.

3) 3 уровень - индивидуальный социальный опыт(приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки)соц-биолог.

4) высший уровень - направленность, (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды и убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки) социальное

 

. Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

2. Самооценка (иногда: самоотношение, субъективное отношение к себе, Я-концепция) – устойчивое структурное образование, наделяемое личностью для обозначения собственной ценности и значимости и влияющее на ее развитие, деятельность и поведение. Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности (термин введен в психологию К. Левином и его учениками).

3. Уровень притязаний личности – стремление человека к достижению целей той сложности, на которую он считает себя способным.

4. Собственное мировоззрение - как целостная система взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии.

5. Самоутверждение своей самостоятельности - стремление заново и критически осмыслить все окружающее, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья и т.д.

Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Ребенок начинает говорить о себе "Я", узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это не позднее 2,5 - 3 лет). Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрастах.

В "Я - концепции" обычно выделяют три основных компонента: 1. Когнитивный компонент - "образ Я" - характеризует содержание представлений человека о себе. 2. Эмоционально-ценностное отношение к себе - отражает отношение человека к себе в целом. Фундамент самоуважение. 3. Поведенческий. Он определяет способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением.

Структура самосознания по С.Л.Рубинштейну.

1. Непосредственно чувственный уровень, через который в самосознании индивида отражаются психосоматические реакции и процессы (самоощущение).

2. Целостно-личностный уровень, связанный с перцептивными механизмами личностных центров (восприятие, переживание и осознание себя, как деятельного начала).

3. Интеллектуально-аналитический уровень, служащий основанием и средством теоретической ступени самопознавательной деятельности (самонаблюдение, самоанализ, самоосмысление).

4. Целенаправленно-деятельностный уровень, выступающий своеобразным синтезом трех рассмотренных, через который осуществляется отражение и корректировка обратных связей психики с предметной и собственной субъективной реальность

12. Понятие «самооценка» в психологии, эквивалентые понятия. Психологические защиты. Уровень притязании личности.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка. тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных