Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВО ФЛОРЕНЦИИ во 2-ой половине 15в.




 

В последней трети 15в. во Флоренции завершается процесс постепенного превращения республики в тиранию. Если Козимо Медичи еще стремился замаскировать свою власть видимостью республиканских свобод, то при его внуке Лоренцо (1448-1492гг.), правившем во Флоренции с 1469г., монархические тенденции дома Медичи проявляются уже очень ясно.

Лоренцо Медичи, прозванный "Великолепным", был одним из "просвещенных тиранов", сумевшим привлечь к себе немало крупных художников, поэтов, гуманистов.

Обстановка в Италии в этот период была очень неспокойной и напряженной, повсюду чувствовалось приближение кризиса.

Искусство Флоренции этого периода отмечено чертами аристократизма и рафинированной утонченности. Появляются произведения искусства, созданные не для широкого круга зрителей, а для ценителей и знатоков, которые могут оценить изысканность формы.

Для ряда крупнейших художников последней трети 15в. были характерны новые искания, которые сказались прежде всего в стремлении к более глубокому проникновению во внутренний мир человека, к передаче разнообразия человеческих чувств и страстей, а также в усилении динамики и увеличении значения линии, приобретающий особую экспрессию.

По мере накопления художниками знаний в области перспективы и анатомии возникло противоречие между реалистической точностью и требованиями композиционной гармонии. Вооруженность художников новым видением грозила разрушить их ценнейшее достижение - единство формы, композиции.

 

Поисками решения этой проблемы в своей живописи занимался Антонио Поллайоло (1432? - 1498гг.). Увлечение античностью пробудило у него интерес к изображению нагого тела. Он уделял большое внимание изучению анатомического строения тела и передаче разнообразных ракурсов и движений.

В произведениях Поллайоло экспрессивность сочетается с рационалистическими методами познания реального мира.

Одним из не самых лучших с художественной точки зрения, но показательным примером поисков, примером экспериментирующей живописи является его произведение "Мученичество Святого Себастьяна" (около 1475г.). (Рис. 703). Привязанного к столбу Себастьяна окружают шесть палачей. Группа образует правильную форму остроугольной пирамиды, и каждой фигуре слева соответствует парная ей правая. Чтобы избежать жесткого схематизма симметрии находящихся в одинаковых позах персонажей каждой пары, художник показывает их с противоположных точек зрения.

Великолепные дали тосканского пейзажа развертываются по всем правилам перспективы, но они оторваны от драматического действия.

Подобный рационалистический подход наблюдается у большинства современников Поллайоло.

 

Вся сложность и противоречивость флорентийской культуры конца 15в. нашла выражение в творчестве самого яркого художника этого времени Сандро Боттичелли (Алессандро Филипепи, 1445 - 1540гг.).

Боттичелли не проявляет интереса к развитию повествования, к бытовым мотивам, драматическим событиям или героическим подвигам.

Он концентрирует внимание на духовном мире и настроении своих персонажей.

В ранних произведениях Боттичелли можно отметить поэтичность образов, обилие портретов, внимание к деталям.

Он отступает от господствующей в искусстве Италии 15в. традиции профильного изображения портретов: поворачивает лицо к зрителю, вводит в композицию руки.

Рис. 704 - Портрет молодого человека с медалью. 1473 - 1474гг.

В произведениях зрелой поры творчества художника яркость образов сочетается с внутренней тревогой, скрытым трепетом. Появляется неповторимо боттичеллевское нервное изящество линий, хрупкость вытянутых фигур, которые, слегка изломанные в своем движении, скользят над землей, едва прикасаясь к ней, прозрачность холодных, изысканных красок.

Его произведения отмечены чертами утонченного декоративизма.

Часто художник избегает изображения большой пространственной глубины. Манеру письма Боттичелли отличает прерывистый волнистый ритм, созданные им образы - всегда на грани "бестелесой красоты" и утонченной чувственности.

В картине художника "Весна" (1477- 1478гг.), написанной для украшения виллы Медичи, все внимание сосредоточено на передаче настроения мечтательной грусти, на создании впечатления утонченного изящества (Рис. 705). Особенно восхитительны фигуры трех танцующих граций. Покоряет прелесть очертаний их фигур, одежд, словно сотканных из воздуха, движений рук, касаний пальцев.

Боттичелли любил эти колеблющиеся позы незаконченного, длящегося движения.

Настроением мечтательной грусти отмечена и картина "Рождение Венеры" (Рис. 706) (1484 - 1486 гг.). На ней изображена богиня любви, появившаяся из морской пены. Рассказ о рождении Венеры символизировал таинство пришествия в мир красоты, ниспосланной божественной любовью.

 

В начале 90-х годов 15в. в творчестве Боттичелли произошел решительный перелом. На него оказали сильнейшее влияние страстные проповеди доминиканского монаха Савонаролы.

В последних работах Боттичелли "Пьета" (Рис. 707) и "Покинутая" (Рис. 708) звучат трагические ноты отчаяния.

В 80 - 90 гг. в искусстве Флоренции зарождается новое направление. Здесь начинают работать Леонардо да Винчи и Микеланджело, однако творчество их принадлежит следующему этапу Ренессанса - Высокому Возрождению.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных