Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объективный идеализм Платона. Платон (428-348 гг. до нэ) родился в знатной афинской семье, способности стали проявляться очень рано




Платон (428-348 гг. до нэ) родился в знатной афинской семье, способности стали проявляться очень рано, что служило основанием для множества легенд, например, что он был сыном Аполлона. Он был прекрасным гимнастом, обладал поэтическим даром, его философские произведения написаны хорошим литературным языком. Увлечение идеями учителя Сократа отдалило Платона от поэзии. После трагической смерти Сократа Платон покинул Афины, дав клятву никогда больше не вступать в этот город, который осудил на смерть выдающегося ученого. 10 лет путешествовал в итоге был продан в рабство сицилийским тираном Дионисием, который сперва призвал Платона помочь ему в строительстве идеального государства, но разочаровавшись в знаниях, и в самом философе, боясь его растущей популярности, избавился от него. Друзья Платона узнав об этом собрали сумму для выкупа, но он уже был выкуплен к тому времени. Тогда собранные деньги вручили Платону и он купил участок на северо-западной окраине Афин (формально не входивших в черту города). Основал там свою школу – Академию по имени героя этой местности Академа. В преклонных годах пытался еще раз реализовать в жизнь свою концепцию идеального государства с сыном Дионисия – Дионисием младшим. Но опять потерпел неудачу. Разочаровался в обществе, хотя имел много учеников и последователей.

Платон создал теорию объективного идеализма.

В окружающем мире он выделял бытие – душу и небытие – материю, которая ничто без души. Считал, что окружающие предметы является результатом соединения души, идеи с неодушевленной материей. Душа не только идея, но и цель вещи. Существует идеальный мир, в котором расположены души или идеи вещей, т.е. совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стремиться быть похожими, соответствовать им. Т.е. душа не только идея, но и цель реальной вещи. Идея – это понятие, слово, которого нет в реальной жизни и отображением которого являются все вещи, входящие в это понятие, означаемые данным словом. Каждый человек представляет собой определенную вариацию понятия «человек». Понятие неизменно, следовательно, душа или идея также постоянна, неизменна и бессмертна.

Душа человека отличается от души животного тем, что является не только источником активности, но и хранительницей его разума и нравственности. – Идея о качественном а не количественном отличии души человека от душ других живых существ.

Поведение человека должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами. Поэтому человеку доступна свобода разумного поведения. Разум позволяет понять, где добро и где зло и выстраивать поведение в соответствии с этими понятиями. Т.е. свобода связана с необходимостью осмысления своего поведения и его причин т.е. разум – гарантия этой свободы. Поведение же животного побуждается страстями, неосмысленно и потому непроизвольно и несвободно.

Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Подчиненность разумной части может сделать поведение нравственным. Эти три части конфликтуют друг с другом. В практической жизни человека успех его поступков всецело зависит от сознания того, каков этот поступок, каков его смысл, и без разумного понимания невозможно ни жить, ни действовать. Знание гарантирует от ошибок и заблуждений, связанных с путаницей того, что такое хорошо и что такое плохо. Платон впервые представил душу как структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтов, которые можно примирить при помощи разума. Вспомним психоанализ.

Исследуя познавательные процессы, Платон выделил несколько стадий в формировании знаний: ощущение, память и мышление. Первым заговорил о памяти как самостоятельном психическом процессе. Дал ей определение «отпечаток перстня на воске». Память важна т.к. у Платона процесс познания заключается в припоминании того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Память – хранилище всех знаний, как осознаваемых, так и не осознанных в данный момент. Идея о знании как припоминании (диалог «Менон»). Но для Платона память как и ощущения – пассивные процессы, в отличие от мышления. Платон: мышление – диалог с собой, т.е. он отождествлял мышление с внутренней речью.

В основе системы обучения Платона лежал принцип передачи знаний путем образования понятий. Он исследовал процесс генезиса понятий, пытаясь установить основные этапы их формирования. Отсюда пошло исследование вербального мышления в психологии. У Платона понятия являются главным продуктом мышления. Поэтому исследование мышления, этапов его развития, способов его развития вращалось вокруг этапов формирования понятий. Отголоски у Л.С. Выготского, Ж. Пиаже.

Но процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний о вещи, т.к. опирается на исследование окружающих предметов, т.е. копий настоящих знаний о них. Описывая процесс познания приводит пример людей, замурованных в пещере, которые по теням и отблескам внешнего мира, проникающим в пещеру, стараются составить суждение об этом мире. Так и человек. Но есть возможность проникнуть в истинную суть вещей - интуитивное мышление, которое связано с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком и это похоже на инсайт. Но озарение Платона не связано с открытием нового, как инсайт, а лишь с осознанием старого, что уже хранилось в душе.

Т.к. душа постоянна и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе тоже неизменно. Поэтому открытия, совершаемые человеком не являются по сути открытиями чего-то принципиально нового, но лишь актуализацией того, что уже хранилось в душе, хотя и не осознавалось. Само мышление является актом репродуктивным, а не творческим, хотя и оперирует понятием интуиция, ведущим для творческого мышления. Отсюда подход к творчеству как к активности души при актуализации дремавших в ней знаний, т.е. осознание тех смутных образов, которые уже существовали в душе. Т.е. идет актуализация знаний и связей между отдельными понятиями, которые уже существовали во всеобщей душе (и в душе творца тоже), хотя и не были никем до него осознаны и отражены в искусстве. Следовательно, личность творца незначима, т.к. он только транслирует то, что было в нем заложено. Транслирует и форму и содержание. Поэтому не надо учить людей технической, инструментальной стороне искусств, стремиться к индивидуализации личности т.к. это не откладывает отпечаток на творение. В процессе озарения мысль сама примет нужную форму.

Само искусство может приносить не только благо, но и зло т.к. воздействуя на чувства (страстную часть души), она затемняет разум и мешает осознанной регуляции поведения. И под действием его люди могут неожиданно заплакать или засмеяться, сказать неожиданные слова. Поэтому в свеем идеальном государстве Платон жестко ограничивал роль искусства и даже считал необходимым провести отбор сказок и мифов, которые рассказывают детям, чтобы неудачными примерами не портить их. Только небольшой круг музыкальных произведений пригоден для воспитания юношества и способен сформировать социально значимые и одобряемые идеалы. Детей надо учить соединять поэтические строфы с музыкой, такие упражнения заставляют души детей свыкаться с правильными чередованиями и ладами, делают их более кроткими, чинными, уравновешенными.

Платон большое внимание уделял изучению индивидуальных склонностей и способностей людей в детстве. Писал о необходимости («О государстве») профессионального отбора и тестирования детей, говоря, что уже в детстве можно определить не только интеллектуальный уровень, но и склонности ребенка и воспитывать его согласно предназначению – мудрецом, выйном или ремесленником. Кроме наблюдения за детьми следует основываться и на их самоотчетах и предпочтениях. Адекватная самооценка и знание о своих способностях являются одним из важнейших качеств взрослого разумного человека. Но формировать разумную самооценку нужно в детстве, раскрывая перед детьми содержание разных видов деятельности и помогая осознанию у себя способностей к ним.

Платон впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активности мышления, обосновал роль памяти в становлении опыта человека, а также впервые сформулировал положение о внутреннем конфликте души.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных