Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Трактовка души Аристотеля.




Аристотель (384-322 гг. до нэ)

Его работа «О душе» считается первой психологической монографией. В ней обобщены все созданное предшественниками и выстроена новая система психологических знаний.

Аристотель родился в Македонии на севере Греции в семье врача при дворе правителя Македонии Филиппа. Аристотель хотел связать свою жизнь с медициной, но получив мед образование отправился в Афины изучать философию у Платона. Вернувшись в Македонию, он стал наставником сына Филиппа – Александра Македонского. А.М. присылал из всех походов редкие манускрипты, книги, гербарии учителю. Что помогло Аристотелю в систематизации психологических знаний, накопленных его предшественниками. После того как Александр вырос, Аристотель вернулся в Афины, купил участок и построил свою школу – Ликей (лицей). Существовала 6 веков до 3 в. Аристотель к проблемам психики подходил с естественно-научных позиций (как медик), положив биологию, медицину в основу, а не математику. Его взгляды отличались большей, чем у Платона, цельностью и гармоничностью. В учении о душе заложена не идея конфликта, а идея развития, эволюционного перехода от одного уровня к другому. С его точки зрения, разделение души и тела – невозможно, т.к. «идея», «понятие» не может быть реальным физическим предметом, каковым является человек. Следовательно душа – это форма реализации способного к жизни тема, не может существовать без тела и не является телом. Если бы мы хотели найти душу глаза, то ею стало бы зрение, т.е душа является сутью данного предмета, выражая цель его существования. Материя без души есть чистая потенция, она ничто и одновременно может стать всем, как расплавленный металл, который еще не принял определенной формы. Но если его отлить в форме меча, или ножа, то он сразу же обретет цель, которую можно определить, исходя из его формы. Т.о. душа не может существовать без тела, т.к. форма – это всегда форма чего-то. У Аристотеля как и у Платона душа является целью к которой стремится вещь. Поэтому исходя из души можно понять, к какому классу относится данный предмет, зачем он нужен.

Аристотель выделял три вида души – растительная, животная и разумная. Растительная способна к размножению и питанию. Животная обладает кроме них еще четырьмя – стремлением (чувствами), движением, ощущением и памятью. А разумная душа, которая есть только у человека, имеет еще и способность к мышлению. Каждая более высокая форма души надстраивается над предыдущей, приобретая те функции, которые ей были присущи. Поэтому у растительной души всего 2 функции, у животной – 6, у разумной – 7. Так впервые появилась идея генезиса, развития психики при переходе от одной формы жизни к другой – от растений к животному миру и к человеку.

Аристотель соотнес развитие отдельного организма с развитием всего живого мира. При этом в отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. Это идея будущего биогенетического закона.

Аристотель подчеркивал, что функции души не могут осуществляться без тела – невозможно ощущать, двигаться или стремиться к чему-то не обладая материальной оболочкой. Следовательно, растительная и животная души смертны т.е. появляются и исчезают вместе с телом. Эти идеи ведут к мысли о смертности и разумной души, однако тогда Аристотелю пришлось бы сделать вывод о том, что все знания, которые есть в душе, формируются только в процессе жизни человека, умирая вместе с ним. Но его педагогический опыт и научно-исследовательская деятельность которой он занимался доказывали, что человек не может существовать в мире, не используя тех знаний, которые были накоплены до него. Если бы люди не передавали друг другу знания, им пришлось бы изобретать, открывать заново уже открытые кем-то законы. Человек не смог бы жить в таком сложном мире. Т.о. человек не только живет в пространстве культуры, но и является ее носителем в своей душе.

Вопрос: каким образом знания, открытые другими становятся достоянием конкретного человека? Платон и Сократ: знания находятся с самого рождения в душе человека, а обучение, чтение книг лишь помогают их актуализации. Аристотель был согласен с ними т.к. с позиций науки того времени он не смог объяснить интериоризацию внешнего по отношению к человеку знания. Напротив, его наблюдения показали, что чужой опыт, почерпнутый с помощью чтения, лекции уважаемого преподавателя, не становится для человека своим, не убеждает его, но в лучшем случае помогает справиться с определенной проблемой или формирует поведение, охраняющееся лишь при наличии контроля. Возможность интериоризации, эмоционального опосредования в процессе присвоения культуры еще не была открыта, поэтому Аристотель пришел к выводу о существовании врожденного знания, т.е. о бессмертии и нематериальности разумной души.

Этот вывод не соответствовал его взглядам на первичные формы души, но зато не противоречил его убеждению в том, что культура является внутренним достоянием души человека, а не внешним по отношению к ней фактором. Следовательно для Аристотеля в отличие от Демокрита все наши знания истинны уже по своему происхождению, кА часть бессмертного разума. Следуя этой же логике, Декарт придет к выводам о врожденности знания, врожденных идеях.

В результате этих размышлений в концепции Аристотеля появилось понятие нус -всеобщей разум. Нус служит хранилищем разумной части души человека после его смерти. Пои рождении ребенка часть этого разума, образуя новую разумную часть души, вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животными частями. Т.о. и происходит передача опыта, т.к. разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т.е. всю культуру, накопленную человечествам к моменту рождения данного ребенка. Эти знания не осознаются человеком, но актуализируются в процессе обучения или рассуждения. Похоже на Платона и Сократа. Но есть важное отличие у Аристотеля в понятии нус. У Платона душа неизменна, у Аристотеля нус это вечно изменяющаяся культура, в которую каждое новое поколение людей добавляет что-то свое, т.е. нус вечно изменяется, его содержание непостоянно. Каждый человек, узнавший что-то новое, сделавший какое-то открытие, носит его в своей душе. После его смерти разумная часть души вместе с теми знаниями, которые были накоплены данным человеком сливается с мировым разумом, изменяя и обогащая его. Поэтому следующему поколению передается разумная душа уже с другим содержанием. У Аристотеля человек способен к творческому мышлению.

Теория познания Аристотеля. Он анализировал процесс перехода от единичного знания о каком-то одном свойстве предмета к обобщенному суждению и понятию. Он ввел понятия общего чувствилища и ассоциаций, которые являются механизмом переработки знаний. Первый этап познания – ощущение, которое является активным процессом взаимодействия органов чувств с внешним миром. При этом душа уподобляется форме того тела, которое воспринимает, хотя и не является пассивным слепком с этого тела. Аристотель считал, что не только мышление, но и ощущения активны, поэтому невозможно разграничить качества воспринимаемых предметов на первичные и вторичные.

На следующем этапе – памяти – психика сохраняет те первичные знания, которые она получила при восприятии внешнего мира, первичная переработка опыта начинается уже на данной ступени. Эта переработка возможна потому, что следы впечатлений хранятся в общем чувствилище. Где происходит первое сравнение и соотнесение между собой полученных в чувственном опыте знаний. Чтобы отличить горькое от синего, необходимо иметь эталоны того и другого, а кроме того эталоны цвета и вкуса как таковых. Т.е на этапе переработки знаний в общем чувствилище происходит выделение модальностей ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.), а затем их хранение и объединение в образы предметов и в их первичные схемы. Сличение и переработка осуществляются в чувствилище при помощи ассоциаций. В дальнейшем в 18 веке английский психолог Д. Гартли, создаст первую психологическую школу ассоцианизма продолжив эти идеи.

Аристотель выделил несколько видов ассоциаций – по сходству, контрасту и смежности в пространстве и времени. Благодаря им в общем чувствилище появляются первые обобщенные образы окружающего – представления и схемы. Эти образы человек может подвергнуть дальнейшей обработке, используя, например, воображение и фантазию. При воображении используются в качестве исходного материала реальные представления. В результате возникают воображаемые образы, в которых соединяются несоединимые в жизни вещи. Фантазия же не имеет прямого отношения к действительности, в ней не только результаты, но и исходные продукты являются воображаемыми. Ассоциации – механизмы переработки знаний на низших уровнях познания, логика – на высших. Логические операции помогают образованию понятий.

У Аристотеля два вида мышления. Логическое завершает сенсуалистический путь, в то время как интуитивное помогает в актуализации знаний из врожденной, разумной части души. Это репродукция тех знаний, которые уже имеются у человечества. А творческое мышление, получение принципиально нового знания основывается на собственном опыте, переработанном человеком. Парадоксально, что интуитивное мышление, которое в современной психологии часто связывается с творчеством, в античности рассматривалось как репродуктивное и противопоставлялось логическому. Аристотель: анализ внешних впечатлений, данных в ощущениях, может привести к открытию, появлению абсолютно нового знания.

Аристотель подчеркивал новаторство и авторский характер научного и художественного творчества. Доказывая, что отпечаток личности творца лежит на его произведениях. Пример, как разные художники по-разному трактуют одни и те же сюжеты. Поэтому важно с раннего возраста обучать детей творчеству, умению наблюдать и понимать окружающих людей, их переживания. Необходимо развивать самостоятельность, активность и индивидуальность в людях т.к. это качества выдающихся ученых и художников. Также развивать навыки творческой деятельности с детства т.к. дети наиболее восприимчивы к обучению, чем раньше начать, тем искусней они становятся.

Знание как таковое само по себе не делает человека нравственным. Добродетели не зависят ни от теоретического знания, ни от природы, которая только потенциально наделяет индивида задатками, а из них в дальнейшем могут развиваться его качества. Нравственное поведение формируется в реальных поступках. Поэтому важно с раннего детства направлять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и отношение к ним. При этом важно учитывать индивидуальные особенности человека. Все что мы имеем от природы, мы получаем первоначально в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность. У Аристотеля привычное поведение является волевым, как и сознательно регулируемое, т.к. привычки человек сознательно выбирает и потому может отвечать за собственные поступки.

Регуляция поведения. Возможна двойная – эмоциями и разумом. Был убежден, что истинную свободу и ответственность может дать только разумная регуляция, но признавал, что бороться с эмоциями бесполезно. Выделил несколько видов эмоций, разделив чувства и аффекты по степени их влияния на поведение. Чувства, с его точки зрения, могут быть осознаны разумом и потому не обязательно сказываются на поведении, придавая нашим разумным поступкам лишь некоторый эмоциональный контекст. Положительные чувства помогают совершать определенные действия, отрицательные – мешают. Благодаря познавательной составляющей, имеющейся в каждой эмоции, человек получает удовольствие от произведений искусства. При этом не надо бояться показывать и дурные образцы, т.к. человек должен знать о них, и лучше пережить их в воображении, чем пытаться в реальной жизни.

Если мы хотим, чтобы человек лучше понял определенное понятие, надо его подавать в совершенном виде – например, хорошо сыгранной пьесы, после которой возникает желание быть таким же хорошим как герой. Это важно т.к. понятий добра и зла абстрактны и могут не вызвать в ребенке желания следовать нормам.

Аффекты - наиболее ярко выраженные виды эмоций мало поддаются рациональному осмыслению и потому с ними очень сложно бороться. Они всегда приводят к спонтанному поведению или к изменению ранее планировавшегося действия, поэтому их последствия могут быть разрушительными для человека. У человека поддающегося эмоциям не может быть истинной свободы. Свобода лишь при разумном управлении поведением.

Исследуя проблему борьбы с аффектом вывел роль катарсиса (очищения). Аффект нельзя победить если он уже наступил, но можно его предупредить, очиститься от него т.е. от накопившегося эмоционального напряжения. Очищение можно вызвать специально – в этом роль искусства. При чтении книги /пьесы зрители идентифицируют себя с ее героями, переживая вместе с ними их проблемы, страдая и радуясь вместе с ними. Это катарсис, т.к. собственные переживания сливаются с переживаниями героев и переносятся на них. Так, эмоциональное напряжение человека снижается при слезах радости вызываемых пьесой. Особенно важна драма т.к. кроме текста и сюжета есть игра эмоций актеров. – Психотерапевтическая роль искусства.

Аристотель соотносит переживания с мотивацией поведения человека. Поступок всегда сопряжен с аффектом, причем каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Когда она избыточна или недостаточна люди поступают дурно. Если аффект и действие адекватны ситуации, то расходование денег принято называть щедростью, если не адекватны – расточительством. Правильный способ реагирования вырабатывается опытом, изучением себя и других.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных