Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эллинистический этап греческой и римской философско-психологической мысли.




В период эллинизма психология была ориентирована на исследование более локальных проблем, практического характера. Наиболее важная – проблема развития нравственности, формирования нравственного поведения.

Школа Киников (циников)

Каждый человек самодостаточен, т.е. имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом. Диоген Синопский (ок. 400-325 гг до нэ) не каждый человек способен понять себя прийти к самому себе и довольствоваться только тем, что он имеет в себе самом. Люди привыкли к помощи общества, других людей, комфорту.

Единственный путь для нравственного самосовершенствования – путь к себе, ограничивающий контакты и зависимость от внешнего мира. Путь нравственного развитии и обучения состоял из 3 ступеней – аскезы, ападейкии и автаркии. Аскеза – отказ от комфорта и благ, которые дает общество. Киники ходили в ветхой одежде, лохмотьях в любую погоду. Не признавали теплых вещей, мало и плохо ели, не имели постоянного жилья, могли спать под открытым небом, не мыться. Отрицали все достижения культуры. Так преодолевалась зависимость от общества, которое в обмен на комформ требовало от человека ухода от себя. Следующая ступень – внушалась мысль о необходимости игнорировать знания, накопленные обществом, утверждалось, что неграмотность тоже может являться достоинством. Третья ступень – не обращать внимание на общественное мнение, на похвалу и порицание людей. С этой целью было даже придумано специальное упражнение: просить подаяние у мраморной статуи. Успешным считалось поведение, при котором ученик продолжал свою речь несмотря на молчание статуи. Не обращать внимание на негативную реакцию окружающих. Киники стремясь к независимости, демонстрировали негативизм по отношению к обществу, эпатируя общественное мнение. Подобные идеи не получили распространения, а служили темой для анекдотов.

Эпикур (341-270 гг до нэ)

Интересовался проблемой критериев нравственного и безнравственного, на основе которых можно оценивать поведение человека.

Родился и вырос на острове Самос, где его отец был военным поселенцем. В 14 лет начал заниматься науками, в 18 приехал в Афины учился в академии (у ученика Платона Ксенократа). Путешествовал по Малой Азии, познакомился с трудами многих крупных ученых. В 306 г. переселился в Афины, где купил дом с садом и основал свою школу «Сад Эпикура». Надпись на воротах: «Странник, тебе здесь будет хорошо: здесь удовольствие – высшее благо». Отношения в школе были дружеские, а не учитель – ученик. Эпикур считал наибольшим благом в жизни дружбу и духовное общение.

Эпикур модернизировал учение Демокрита. Считал, что существует 4 вида души: три существуют у животных и у человека. Это огонь, дающий тепло, пневма, обеспечивающая движение, и ветер, позволяющий дышать. Четвертая – «душа души» есть только у человека и связана с чувствами, мышлением, нравственностью. Т.е. у него качественные отличия психики человека от животных.

Лукреций Кар (1 в до нэ) последователь Эпикура также говорил о функциональном различии частей души, он дал название четвертой части души – «дух». Отсюда закрепилось два понятия – душа как символ психики и дух как символ высших, идеальных стремлений человека, в том числе нравственных, эстетических и этических.

Эпикур по-новому интерпретировал роль ощущений и мышления в процессе познания. У него есть все этапы переработки знаний, что и у Платона и Аристотеля, но добавляет «истечения – эйдолы», которые обуславливают восприятие предметов, настаивая на том, что именно ощущения и есть основа всех наших знаний.

Лукреций Кар также считал, что все наши заблуждения от неправильных обобщений, от разума, в то время как органы чувств дают нам абсолютно верную информацию, которой мы не всегда можем распорядиться.

Эпикур считал, что единственным источником добра и зла является сам человека, он же и главный судья собственных поступков. Т.о. источник активности, как и источник морали – в самом человеке. Утверждая свободу воли, Эпикур стремился преодолеть детерминизм Демокрита. Он ввел новое свойство атомов – вес. Под действием собственного веса атомы могут отклоняться от заданной траектории, точно также усилием воли человека может менять свои поступки, изменять свою судьбу.

Отвергал идею, что нравственным является только поведение, основанное на разуме. Полагал, что чувства управляют поведением человека, вызывая в нем стремление совершать то, что вызывает чувство удовольствия и избегать того, что вызывает чувство неудовольствия. Человек должен уметь различать свои желания и строить свое поведение опираясь на это знание. Т.е. особенность его позиции не в отрицании разума, а в обосновании ведущей роли эмоций, которые и являются, по его мнению, причиной активности. Осознание своих эмоций, мотивов своих поступков дает человеку возможность сделать положительные переживания не случайными, но постоянными фактами жизни. Пои этом он доказывал, что нет противоречия между приятным и нравственным поведением. Все, что вызывает приятные чувства, является нравственным: «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно». Но истинное наслаждение доставляют только духовные удовольствия, которые вечны и непреходящи, в то время как телесные удовольствия имеют временный характер и могут обернуться своей противоположностью.

Основная проблема человеческой жизни - преодоление страха страданий, страха перед смертью. Считал, что не страх перед наказанием, перед загробными муками, а собственный разум и воля должны удержать человека от дурных поступков. Страх не может привести к нравственности т.к. в его основе лежит страдание. Любой страх тормозит развитие человека. Проповедовал атеизм – боги существуют, но не вмешиваются в жизнь людей. Это погруженные в высшее счастье самонаслаждения и блаженства высшие существа, которые обитают в пространстве между мирами совершенно безотносительно к этим мирам. Поэтому человеку не надо их бояться или надеяться на них, а опираться только на себя, свои потребности и мотивы, понятия о добре и зле.

Анализируя причину страха смерти, Эпикур утверждал, что это не страх наказания, а страх перед неопределенностью, неизвестностью. Поэтому разум не только делает более устойчивыми наши положительные эмоции, но и является причиной отрицательных – когнитивная психология.

Счастье состоит в атараксии – состоянии душевной невозмутимости, которая достигается воспитанием и размышлениями. Человек достигший ее стремиться прожить незаметно – не участвовать в политике, бесплодных спорах с неучами, общественной жизни. Только уединение и размышления с близкими друзьями дают настоящее наслаждение и приводят к открытию истины. Общественная жизнь – источник тревог, зависти, жестокости и конформизма, в отличие от нее нравственная жизнь – жизнь личная, в кругу книг и близких, жизнь имеющая целью самосовершенствование и познание. Правда Лукреций Кар считал, что наибольшее удовлетворение приносит активная позиция, предполагающая передачу своих знаний другим людям. Надо пытаться построить жизнь по лучшему образцу. Есть данные, что он принимал непосредственное участие в восстании Спартака и покончил с собой совсем молодым.

У Эпикура не было четких критериев добра и зла, что было важно. Если нравственно то, что приятно конкретному человеку, то в ряде случаев придется признать поступок, который приносит боль другому, а это плохо с позиции общества. Следовательно, делая этический критерий внутренним, связывая его с пользой для конкретного человека, Эпикур лишал человека возможности объективной оценки своего поведения. Если человека в себе находит силы для своей деятельности, сам себя и наказывает и поощряет, у него отсутствует необходимая для многих опора, помогающая преодолеет трудности и искушения, дающая надежду на то, что кто-то оценит его поведение и наградит. Это полезно сильным людям, но опасно для слабых, которым нужна помощь и поддержка.

Стоики. Говорили о независимости и автономии человека. Но подчеркивали необходимость ранней социализации, подчинения законам, каждый должен честно выполнять возложенные на него обязанности, диктуемые его ролью. У стоиков была разработана более приемлемая этическая концепция, получившая широкое распространение. Закладывали основ этики бывший борец Зенон (336-264 гг до нэ) и отпущенный на свободу раб Хризипп (281-208 гг до нэ). У них не было денег на покупку земли для своей школы, поэтому свои беседы они вели прогуливаясь по внешней колоннаде греческих храмов – стое. Отсюда название стоики, которое стало нарицательным. Концепция была очень распространенной в римский период к ней принадлежали Сенека, Катон Младший, Цицерон, Брут, Марк Аврелий.

Начало начал – это бытие, состоящее из атомов, которые являются первоосновой всей вселенной, в том числе и души и тела человека. Душа – божественное начало, присущее всей природе. Душа человека развивается, а после смерти тела умирает, поскольку атомы души рассеиваются в воздухе. Однако умирает душа не сразу, а постепенно, теряя изначальную форму и концентрацию атомов. Это время дается человеку на то, чтобы его мысли, открытия, переживания вместе с атомами его души в процессе дыхания передались другим людям. Так передаются знания.

Стоики выделяли 8 частей души, из них только одна не связана с процессом познания, а отвечает за продолжение рода. Остальные части – это 5 органов чувств и мышление и речь. Шесть низших частей присуще и животным. Мышление и речь только человеку.

В процессе познания выделяют 5 ступеней – ощущение, память, воображение, фантазия, мышление (внешнее и внутреннее). Внешнее – речь. Мышление пронизывает весь процесс познания, оказывая влияние уже на первых его ступенях т.к. именно разумность ощущений делает их правильными. Мышление т.е. осознание и оценка истинности и очевидности наших представлений, продолжается и при запоминании, и при фантазии, т.е. на всех этапах переработки знаний.

Логика – наука о мышлении и речи. Мысль обозначается словом, то разница между ними в том, что мысль – это обозначаемое, а слово (символ) – обозначающее. Мысль и слово связаны с реальным предметом, составляя «треугольник отношений»: слово –мысль-предмет, т.к. слово правильно передает мысль и адекватно реальному предмету, который верно отражен в мысли. Изучали связи слова и значения, слова и его внутренней формы, представления. У них слово приобретало дополнительное значение и силу, если было подано в совершенной, поэтической форме. Гекзаметр (форма стиха) для философских произведений, поучений и пр. Также с музыкой придающей словам новый лад.

Доказывая, исходя из треугольника отношений, что слово существует до и независимо от реального предмета, являясь не только его названием, но и сутью, стоики идеализировали слово, отождествляя его с законом, которому подчиняется и природа, и человек, и космос.

Они основывались на идее Логоса, они признавали существование причины всех причин - судьбы. Один из главных вопросов – о свободе духа. Провозглашали абсолютную свободу личности, они подчеркивали, что свобода духа не равна свободе действия. Для них в мире существует только три категории – благо, зло, безразличие. Благо – все то, что соразмерно с природой человека, в том числе выдержка, умеренность, разум. Зло – излишества, аффекты. А безразличие – это то, что относится только к внешней стороне жизни людей, т.е. богатство и бедность, смерь, болезнь или здоровье. Понимание того, что ни богатство, ни власть ничего не прибавляют к внутренней силе человека, помогает ему преодолевать аффекты и не впадать в ярость или отчаяние при разорении. Т.о. один из главных постулатов школы: человек не может быть абсолютно свободным, т.к. он живет по законам того мира, в который попадает. Он не может выбрать для себя ни пьесы, ни роли, а может только с достоинством играть ту роль, которая ему уготована. В его власти только способ игры этой роли. Это и есть внутренняя свобода. Понимание своей роли и предназначения в жизни дает человеку ощущение свободы. Об этом же напишет позднее Б.Спиноза и В.Франкл. Каждый человека может сохранить свою сущность свое достоинство в любых обстоятельствах. Сенека: «желающего судьба ведет, а нежелающего – тащит». Хочет человек или нет, он все равно будет выполнять волю рока. Человек не должен уклоняться от общественной жизни и любую посланную роль должен играть до конца. Чтобы быть счастливым надо приучить себя желать того, что требуют обстоятельства. Рабом является любой человек, который требует от жизни невозможного и находится в рабстве у страха, зависти, жадности. Свобода духа проявляется не тлько в рациональной оценке себя и своей судьбы, но и в возможности уйти из этой жизни, если она тебя не устаивает.

В концепции стоиков не было идей о пассивности. Сенека: деятельный человек не станет отчаиваться если у него что-то не получается, он остановится, скажет «не судьба», улыбнется и снова примется за дело. При воспитании каждый ребенок должен был понять, что несмотря на внешние ограничения (бедность, болезнь), в нравственном и интеллектуальном плане он ничем не отличается от более удачливых сверстников, и потому законы и требования для него такие же.

Единственное, что мешает свободе человека – это аффекты, поэтому их надо обуздать. Человек должен соблюдать внешние правила поведения, диктуемые его ролью, чтобы получать как можно меньше замечаний, ущемляющих его достоинство. Полное владение собой, спокойствие, которое не нарушается никакими житейскими волнениями – признак наивысшего психического здоровья. (Марк Аврелий).

Стоики разработали теорию аффектов и способы борьбы с ними. Они открыли, что аффекты связаны с телесными изменениями, и доказали. Что первой стадией развития аффекта являются соматические нарушения, вследствие которых развиваются психологические – возникает мысль о том, что что-то случилось и желание реагировать. Соответственно и при борьбе с аффектом телесные выражения, движения играют большую роль, усиливая аффект. Поэтому нельзя придавать аффекту внешнее выражение. Также нельзя усиливать аффект воображением и нельзя одобрять поведение, связанное с ним.

Гален (ок 130-200 гг)

Интересовался экспериментальной медициной. Побывал в Александрии, где познакомился с результатами деятельности александрийской школы физиологов, в том числе и с некоторыми их работами на человеческом мозге. Вернувшись в Рим он продолжил исследовать деятельность нервной системы, анатомируя животных. В его работе «О частях человеческого тела» описывается взаимосвязь жизнедеятельности организма и нервной системы. Гален считал, что органами психики являются мозг, сердце, печень. Исходя из Платона он связывал печень с вожделением, сердце со страстями, мозг с разумом. Открыл задние и передние корешки мозга, исследование которых впервые показало существование разных, специальных волокон, связывающих мозг с мышцами и органами чувств. Высказал гипотезу о том, что темпераментов не четыре, а больше, в зависимости от разных сочетаний соков организма. Описывая теплые (мужественные) и холодные (медлительные) типы, подчеркивал, что темперамент имеет не только медицинское, но и психологическое значение, раскрывая специфику поведения в определенной ситуации. Преобладание соков связано с развитием аффектов. Гнев – повышение сердечной теплоты, которая и приводит к возникновению определенного эмоционального состояния, осознаваемого как гнев.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных