Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раннехристианские учения Филона Александрийского и Плотина.




В первых веках нашей эры развитие психологических взглядов определялось уже не только греческой мифологией и религией, но и распространившимся христианством.

Филон Александрийский (ок. 25 г до нэ – 50 г нэ)

Одним из первых связал работы Платона и стоиков с библейскими постулатами. Перевел Ветхий завет на греческий язык. Пытался интерпретировать понятие «господь» в понятийном аппарате греческой науки. Античная психология даже в своих идеалистических представлениях опиралась на природные, выведенные из наблюдения и размышления о законах окружающего мира понятия, а потому внеприродные понятия в ее терминах просто невыразимы. У Филона впервые появился термин «откровение», которым он объяснял невыводимые из научных знаний понятия. Так в психологии появилась мистика. Откровение Филон объясняет при помощи теории значения слова, разработанной стоиками. Продолжив предпринятый ими анализ связи слова, мысли и предмета, Филон отождествил понятия слово и Логос, оставляя в стороне сущность этой связи, их соотношение с мыслью и реальным предметом. У него слово и есть закон, по которому создается мир, слово – откровение Бога, данное ми в вербальной форме людям. Такое отношение к слову перешло в христианскую науку т.к. объясняет библейские тексты, говорящие о том, что «вначале было слово…. И слово было Бог».

Человек состоит из трех элементов – разума (духа), души и тела. Разум и душа – это психические и психофизические элементы, которые соединяясь со смертным телом создают конкретного человека. Этот процесс связан с тем, что дыхание божества наполняет материю, тело, наделяя ее пневмой – душой, к которой у человека присоединяется еще и дух. Также он объединял Бога с мировой душой Платона, т.е. с идеальным понятием, к которому стремиться все в мире и в котором есть ответы на все вопросы. Один из способов постижения этого идеального мира – аскеза и экстаз, в котором душа человека созерцает Бога и наполняется им.

Плотин (205-270)

Его учение было в дальнейшем названо неоплатонизмом, т.к. отталкиваясь от учения Платона, он внес в него собственную трактовку бытия в целом и возможностей человеческой души. Одним из главных качеств души выступает ее единство. Она сама создает единство и потому не может ни порождаться отдельными элементами, ни быь из них построенной. Т.е. он ввел понятие холизма – единства, целостности сознания и личности человека, которое формируется в первые годы жизни и является основой тождественности (идентичности) человека самому себе. Основа достижения этого единства – самосознание.

Мир состоит из нескольких концентрических кругов, в центре которых размещен всеобщий разум, излучающий знания так же как солнце тепло. Далее по кругам размещаются души, тела людей, животных, неодушевленные предметы. Т.е. в качестве вершины бытия выступало высшее единое благо, из которого путем эманации (истечения от высшего к низшему) происходит ум и его идеи, затем душа и чувственный космос. При этом каждое из явлений природы находится на определенном месте по отношению к всеобщему благу. Активность души направлена к мировому разуму, чувственному миру и самой себе. Третий вариант – Плотина, первые два – Платона. Вводит три пути познания. Обращаясь к телу, душа получает знания о нем, о природе, познает окружающий мир посредством ощущений. Этот путь – основа формирования новых знаний.

Обращаясь к мировому разуму, душа сливается с ним (экстаз) и в нее переливаются знания из мировой души. Для этого нужно особое состояние души – экстаз. В нем человек ощущает единство с мировым разумом, дающее уверенность в истинности знаний.

В дальнейшем идея экстаза была заимствована христианством для объяснения возможности непосредственного контакта человека с Богом. – Мистика. Мистики отрицали необходимость посредничества между человеком и Богом и настаивали на том, что в момент кульминации молитвенного состояния (экстаза) божественное откровение снисходит на человека и ему открывается истина.

Важно у Плотина возможность души обращаться к себе и получать знания о своей духовной жизни. Эти знания позволяют выстроить представления о себе, своих переживаниях и мыслях, индивидуальных особенностях в единую систему, т.е. сознать себя цельным и уникальным субъектом. Так появился метод самонаблюдения, интроспекции, что в итоге привело к созданию психологии личности. Производными души Плотин считал не только мышление, но и все другие проявления жизни. Уже в ощущениях душа действует, а не только испытывает. В памяти, где нет зависимости от внешнего она получает полный простор. Память – знание души о своих прежних действиях, поэтому она является основой целостности сознания, соединяя в нем прошлое и настоящее. Душа обладает не только памятью на совершенные действия, ей свойственно знание и о тех актах, которые она производит в данный момент. В ней возникает отображение собственной работы. К ее ходу действий как бы пристраивается отражательный аппарат, дублирующий этот ход в виде представления о нем, именуемого фантазией. Так, у Плотина психология становится наукой о явлениях сознания, понятого как самосознание, а самосознание – главным гарантом и основой единства сознания, личности человека, способного к интроспекции – наблюдению за собственным состоянием и анализу его.

Концепции Плотина и Филона завершают этап античной психологии и начинается средневековое христианское мировоззрение.

В период античности были сформулированы основные вопросы психологии, появились идеи о методе исследования психики, развивался сам предмет психологичной науки. Были поставлены главные проблемы – движущие силы и механизмы психического развития, регуляция поведения человека, качественные отличия его психики от психики других живых существ, особенности процесса познания. Началось изучение таких категорий как образ, мотив, переживание, поведение, личность. Открыли широкие перспективы для дальнейших исследований.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных