Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






курс дневного и вечернего отделений

А.Н. Ждан, Б.С. Братусь

Вопросы к зачету по дисциплине «История психологии в Московском университете»

курс дневного и вечернего отделений

(2012 – 2013 уч. год)

1. Назвать научные школы университетской психологии в их преемственных связях и отношениях (нарисовать дерево научных школ).

2. Школа Г.И.Челпанова.

3. Школа С.Л.Рубинштейна. Главные идеи. Принцип единства сознания и деятельности.

4. Школа А.Н.Леонтьева: главные идеи. Направления развития школы.

5. Школа А.Р.Лурия и Б.В.Зейгарник.

6. Школа Л.С.Выготского. Главные идеи. Направления развития.

7. Психофизиологическая школа.

8. Социально-психологическая школа.

9. П.Я.Гальперин и его школа.

10. Университет как социально-культурный феномен. Раскрыть содержание понятия «университетская идея».

11. История создания Московского университета. Общественно-исторические условия, имена основателей и характеристика их вклада, торжественное открытие.

12. Трудности и проблемы первоначального периода развития университета. Структура, общая характеристика факультетов.

13. Уставы Московского университета. Современный Устав.

14. Роль М.В.Ломоносова в создании Московского университета. Биография, личость, направления деятельности М.В.Ломоносова.

15. Роль М.В.Ломоносова в развитии русской культуры и науки. Важнейшие открытия М.В.Ломоносова. 16. М.В.Ломоносов о научном мировоззрении.

17. Вклад М.В.Ломоносова в становление университетской психологической науки. Психологические идеи в трудах М.В.Ломоносова

18. Известные деятели культуры и науки – выпускники и сотрудники Московского университета: назвать имена, дать 2-3 характеристики более подробно.

19. Университет и общественная жизнь.

20. Университет как культурный центр: музеи, научные общества в структуре университета.

21. На каких факультетах и в каких областях знания возникали и развивались психологические представления в университете в XVIII – XIX вв.

22. развитие психологических представлений в русле естественных наук. Профессор К.Ф.Рулье и его вклад в психологию. Идеи зоопсихологии как науки.

23.Развитие психологических знаний в русле физиологии и медицины. Университетские врачи-психиатры и невропатологи: имена, вклад в психологию. Создание психологических лабораторий на медицинском факультете.

24. Роль университета в становлении сравнительной психологии: имена. Основные идеи.

25. Психологические идеи в деятельности юристов.

26. Развитие психологических знаний на историко-филологическом факультете в рамках философии в XIX в. (П.Д.Юркевич, М.М.Троицкий, Н.Я.Грот, Л.М.Лопатин, Вл.С.Соловьев).

27. Московское психологическое общество: цели основания, направления деятельности, этапы развития.

28. Роль Г.И.Челпанова в становлении университетского психологического образования и в развитии психологических исследований. Вехи биографии в связи с общественными условиями.

29. Психологический институт имени Л.Г.Щукиной при Императорском Московском университете: основание. Задачи. Направления работы.

30. Развитие психологии в университете в 20-е годы XX в. в связи с общественно-историческими условиями и реорганизацией университета.

31. Развитие психологии в структуре воссозданного философского факультета в годы Великой Отечественной войны под руководством С.Л.Рубинштейна. Создание кафедры психологии и двух отделений по подготовке психологов.

32. Направления научных исследований в университетской психологии военных лет и в 50-е годы.

33. А.Н.Леонтьев – основатель и первый декан факультета психологии. Первоначальная структура факультета и его дальнейшее развитие. Деканы факультета психологии.

 

Вопросы по монографии А.Р.Лурия «Этапы пройденного пути»

1. Книга А.Р.Лурия «Этапы пройденного пути»: история создания, структура и общее содержание. Что в монографии А.Р.Лурия произвело на вас особенное впечатление7

  1. Вехи научной биографии А.Р.Лурия.

3. Начальный период творчества А.Р.Лурия. Интересы и направления работ до встречи с Л.С.Выготским.

4. Эксперименты А.Р.Лурия по исследованию аффектов.

5. Какие идеи Л.С.Выготского развивал А.Р.Лурия?

6.Поясните следующее выражение: «К концу 20-х годов цель моей дальнейшей деятельности четко определилась – я занялся развитием различных аспектов психологической системы Л.С.Выготского».

7.Эксприменты А.Р.Лурия по исследованию интеллектуальной деятельности в связи с культурно-историческими условиями.

8. Исследования роли речи в организации поведения у детей в норме и патологии.

9. Направления научных исследований А.Р.Лурия в годы Великой Отечественной войны.

10. Цели и задачи исследований психической деятельности близнецов.

11. Что такое нейропсихология?

12. Назовите направления исследований и имена ближайших сотрудников А.Р.Лурия (школа А.Р.Лурия).

13. Покажите преемственную связь исследований А.Р.Лурия с идеями Л.С.Выготского.

14. Связь медицины и психологии в творчестве А.Р.Лурия.

15. Назовите психологические проблемы, которые разрабатывал А.Р.Лурия.

16. В каких книгах А.Р.Лурия описал свои наблюдения над развитием одного человека? Назвать, выделить основные идеи.

17. В какой книге А.Р.Лурия рассмотрел влияние исключительного развития памяти на личность человека? Опишите историю ее возникновения и основные идеи.

18. Черты личности А.Р.Лурия по материалам его автобиографии.

19. Какие методы исследования психологических фактов описал А.Р.Лурия в своей автобиографии? Психология как объяснительная и как романтическая наука.

20. Какие события, книги, люди оказали влияние на формирование и развитие научных взглядов А.Р.Лурия?

21. Главные идеи А.Р.Лурия в области изучения мозговой организации психических процессов.

22. Вклад А.Р.Лурия в развитие психологии в Московском университете.

Литература

  1. Психология в Московском университете: 1755-2005 / Науч. ред. А.Н.Ждан. – М., 2007. Часть 1. Становление психологии в Московском университете. Исторический очерк. С.9 – 88.
  2. Письмо М.В.Ломоносова И.И.Шувалову от июня-июля 1754 г. (Об учреждении Московского университета).
  3. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Любое изд.
  4. Речь Г.И.Челпанова при открытии Психологического института /Психологический институт на Моховой. Авт. колл. М.Э Боцманова и др. – М., 1994. – С.3 – 4.
  5. Кони А.Ф. Психология в судебной практике /Российская психология: Антология.- Авт. – сост.А.Н.Ждан. – М.- Академический Проект.- 2009.- С.59- - 611.
  6. Лопатин Л.М. Метод самонаблюдения в психологии. - Там же, с.205 -244.
  7. «Георгий Иванович Челпанов», «Алексей Николаевич Леонтьев», «Лев Семенович Выготский», «Б.В.Зейгарник», «П.Я.Гальперин», «Сергей Леонидович Рубинштейн» - статьи из книги «Выдающиеся психологи Москвы». – Под ред. В.В.Рубцова, М.Г.Ярошевского и др.. – М., 2007.

Дополнительная

1. А.И.Герцен Былое и думы. Любое изд Часть 1. Гл.VI.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных