ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Живопись раннего В. Творчество Антонелло да МессинаАнтонелло да Мессина, учившийся у Колантонио в НЕаполе, считается крупнейшим представителем южной живопписи и посредником, благодаря которому фламандский стиль распространился в Италии. Вероятно, он получи образоваие на родине, между НЕаполем и Палермо, где усвоил манеру, в которой сочетаются фламадские, каталонские и провансальские элементы. эти составляющие преоразуются под влиянием творчества Пьеро делла Франческа: фигуры обретают материальность, пластику и четкие объемные формы, тяотеющие к упрощению. однако художник не отказывается от фламандской цветовой гаммы, создавая уникальный синтез колористических эффектов и монументальных форм, поэтических образов и целостного видения реальности. с наиольшей полнотой оригинальная манера Антонелло проявляется в " Благовещении "из Палермо, где представлена Мадонна, поглощенная чтением, - этой картине присущи все свотва портрета: изображение отличается реализмом, синее покрывало выделяется на темном фоне. в то же время художник проявляет большое внимание к чертам лица, трактуя их как пример соотношения телесной формы с абстрактными геометрическими фигурами. в 1475 г. Антонело побывал в Венеции - эта поездка, несмотря на краткость (1475 по 1476), имела важые последствия для его искусства и сыграла большую роль в истории венецианской живописи. Пьета (ок. 1476) на картине изображен мертвый Христос, отяжелевшее тело которого поддерживает ангел. это северная иконография известная в Италии по многочисленным гравюрам, оказавшим значительное влияние на художников Ренессанса. тело Христа написано чревычайно реалистичн: кровоточащая рана в груди, страдание, отразившееся на лице. Страдальческому лицу Христа противопоставляется идеализированная красота ангела. в глубине сцны открывается пейзаж. сухие стволы и череп на переднем плане символизирует смерть. зеленый пейзаж на дальнем плане напоминает о Воскресении. Композиция выстраивается по диагонали, идущей от головы ангела к правой ноге Христа. этой линии следует и тело Хрита, севшее в пространстве, что создает эффект пространственно йглубины. Фигуры Христа и ангела доминируют на сцене, роль пейзажа второстепенна. линия горизонта делит композицию на две равные части. 2.Искусство последователей Дуччо: творчество Симоне Мартини Основная суть искусства Дуччо заключалась в стремлении обновить художественный язык, выйдя за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала в его время в искусстве Сиены. И он смог это сделать как истинный мастер, не порывая с прошлым, а создавая прекрасную смесь старого и нового всей силой своего таланта и тонкого вкуса.
Билет 14. 1.Ансамбль капеллы дель Арена. Живописный цикл Джотто Год 1300 римский папа Бонифаций VIII объявил юбилейным – 1300 лет от рождества Христова. Развернулось повсеместное строительство новых церквей и капелл. К этому событию было приурочено и строительство капеллы в Падуе. Заказчиком был купец Энрико Скровеньи. Отец его Реджинальдо Скровеньи был ростовщиком и нажил крупное состояние. Ростовщичество считалось в то время греховным занятием, поэтому сын боялся за душу своего покойного отца и торопился принести свои дары властям небесным. Капелла эта называется также «Капелла дель арена», поскольку построена на месте древнеримского театра. Архитектор фра Джованни выстроил ее в форме параллелепипеда. Стены украсил фресками Джотто ди Бондоне (1266 – 1337). Одна из торцевых стен полностью занята фреской «Страшный суд» (I). Слева помещены праведники, справа – грешники. Внизу слева можно видеть композицию с макетом капеллы (II). Стоя на коленях в пурпурных одеждах (символ покаяния), Энрико Скровеньи предлагает этот макет Деве Марии, находящейся в окружении св. Иоанна Крестителя и св. Екатерины Александрийской. На своем плече макет держит Альтеградо де Катанеи, богослов, помогавший Джотто в выборе сюжетов. Сюжет цикла из 37 фресок – житие Девы Марии и Иисуса – взят из «Золотой легенды» Якопо да Вораджине (1228 – 1298), доминиканского монаха, епископа Генуи. «Золотая легенда» в свою очередь основана как на канонических, так и на апокрифических евангелиях, которые хотя и не были узаконены, но имели широчайшее распространение. Протоевангелие Иакова «История Иакова о рождении Марии» написано от имени брата Иисуса и сына Иосифа от первого брака и повествует о родителях Марии, ее детстве и юности. Двенадцать первых фресок Джотто полностью совпадают с этим протоевангелием, поэтому мы приводим их с текстами из «Истории Иакова о рождении Марии», в то время как остальные фрески – с текстами из канонических евангелий, с соответствующими ссылками. Все фрески цикла одного размера (200x185). Три из них расположены над алтарем, остальные – на длинных боковых стенах в три ряда, что демонстрирует схема расположения фресок и внутренний вид капеллы. Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери). Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объемов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья. Мастер устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования.
Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона. Новые стилистические приемы: вместо четких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы[9]. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне[10]. Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приема — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто[2], хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.
2.Живопись раннего В. Творчество Джованни Беллини Беллини, знаменитая семья итальянских живописцев, основоположников искусства Возрождения в Венеции. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (“Оплакивание Христа”, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х годов под воздействием живописи Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая “Озерная мадонна”, 1490-е годы, Уффици; “Пиршество богов”, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные “Мадонны” (“Мадонна с деревцами”, 1487, Галерея Академии, Венеция; “Мадонна”, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (“Мадонна на троне в окружении святых”, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон; портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными ("Стигматизация святого Франциска", Нью-Йорк, собрание Фрик; "Святой Иероним" для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс; "Преображение", Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием "Священная Аллегория" (иногда также — "Души в Чистилище", "Озерная Мадонна"; Галерея Уффици, Флоренция). В ней видели иллюстрацию к поэме "Паломничество души" Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Мир в "Священной Аллегории" преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина — Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне. Особая тема искусства Беллини — его многочисленные "Мадонны", большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции картин. Ранние "Мадонны" Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы; фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа ("Мадонна в лугах", около 1505, Национальная галерея, Лондон), иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали ("Мадонна", Академия Каррара, Бергамо).
В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии; одной из последних картин художника стала мифологическая композиция "Пиршество богов" для «camerino» Альфонсо д'Эсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Красота и умиротворенность пейзажа, спокойные позы и неторопливость движений персонажей, сосредоточенность их лиц рождают атмосферу покоя, сродни безмятежной простоте буколики, и здесь Беллини остался верен своему чувству гармонии и ясности. В работах Беллини не существует строгих различий между священным и мирским, напротив, этими темами художник как бы отвечает на излишне систематичный классицизм нового поколения. Так, например, в одной из последних картин "Опьянение Ноя" художником выражена юношеская приверженность к жизненным ценностям и легкость непринужденности существования. Картиной "Фра Теодоро да Урбино" живописец завершает свой творческий путь. Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Он не переставал получать заказы, большая мастерская и значительное число произведений, вышедших из ее стен, говорят об успехе, популярности и процветании. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.
Билет 15. 1.Живопись раннего В. Творчество П.Учелло, Андреа дель Кастаньо и Доменико Венециано 2.Живопись ПРоторенесснаса.вторчество братьев Лоренцетти
Билет 16. 1.Живопись раннего В. Художкники Флоренции 2 половины 15 века(кроме Боттичелли) 2.Скульптура раннего В. Развитие типологии ренесснасного надгробия
Билет 17. 1.Скульптура раннего В.Ансамбль капеллы кардинала Португальского в ц.Сан Миньято аль Монте 2.Живописьраннего В. Творчество Беноццо Гоццоли.Ансамбль капеллы Волхвов в палаццо Медичи-Рикарди
Билет 18. 1.Скульптура раннего В. Мастерская Луки дела Роббиа 2.Живопись раннего В. Творчество Якопо и Джентиле Беллини
Билет 19. 1.Живопись раннего В. Живописный ансамбль капеллы Бранкаччи. Мазаччо-Мазолино. 2.Архитектура раннего В. Идея центрического храма в творчестыве Л.Б.Альберти и ее реализация в его постройках
Билет 20. 1.Живопись раннего В,Мастера Феррарской школы 2.Скульптура Раннего Возрождения. Лоренцо Гиберти: третьи двери флорентийского баптистерия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|