Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Шкала оценки: Баллы




Психологический анализ урока

Введение

Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и обучающихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности.

Психологический анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этой деятельности учителем. Психологический анализ урока проводится студентами во время педагогической практики. Его основная цель - помощь студентам в повышении эффективности педагогической деятельности при проведении уроков. Способствуя становлению этой деятельности, психологический анализ урока имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития будущего учителя. В процессе и результате, такого анализа он получает возможность посмотреть на свой урок отстраненно, благодаря чему происходит переосмысление, оценка урока в целом и каждого его компонента в отдельности. В тоже время психологический анализ урока позволяет студенту применить его собственные теоретические знания для осмысления способов, приемов его работы, используемых в обучении, во взаимодействии с классом. Это осмысление себя, собственного поведения своих сильных и слабых сторон есть проявление и результат предметно-личностной рефлексии, развитие проективно-рефлексивных способностей будущего учителя. С этой точки зрения рекомендуется проводить психологический анализ собственного урока.

В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф.Добрынин, Н.В.Кузьмина, Л.Т.Охитина, С.В.Иванов, И.А.Зимняя, В.С.Ильинская и др.). В основу предлагаемой нами схемы психологического анализа урока положена структура педагогической деятельности учителя (Н.В.Кузьмина, А.С.Шаров) и психологическая структура человека (А.С.Шаров).

Педагогическая деятельность учителя представлена следующими структурными компонентами:

  • конструктивная деятельность,
  • организаторская деятельность,
  • коммуникативная деятельность.

В психологической структуре человека выделяют следующие блоки:

  • ценностно-смыслового содержания (Ц-СС),
  • активности,
  • рефлексии.

Раскроем более подробно перечисленные выше структурные компоненты.

Педагогическая деятельность:

I) Конструктивная деятельность. Ее реализация связана с целями и задачами, которые ставит и собирается реализовать на практике учитель, с его предметной и общекультурной

подготовкой, с умениями и навыками проектировать и конструировать учебный процесс. Этот вид деятельности включает в себя две стороны:

  • знание о предмете, который ведет учитель и об окружающем мире;
  • профессионально-творческое мышление учителя.

Все это составляет содержательную основу конструктивной деятельности.

Таким образом, конструктивная деятельность выполняет следующие функции:

- отбор и организация содержания учебной информации, которая должна быть усвоена обучающимися;

- проектирование видов деятельности обучающихся, в которых информация может быть усвоена;

- проектирование будущей деятельности и поведения учителя, какими они должны быть в процессе

взаимодействия с учащимися.

II ) Организаторская деятельность включает в себя следующие стороны:

  • помощь учителя обучающимся в усвоении имеющихся в культуре знаний, умений, навыков, а также ценностей и смыслов жизнедеятельности. Эта сторона направлена на трансляцию культуры школьнику, на формирование его внутреннего мира;
  • организация учителем, процесса продвижения школьников в ходе усвоения им культурных ценностей и смыслов.

Организаторская деятельность учителя реализуется через:

- оформление учебной информации в процессе ее изложения;

- активизацию познавательных процессов учащихся;

- осуществление контроля за собственной деятельностью и поведением в процессе взаимодействия с обучающимися;

- использование различных форм деятельности обучающихся на уроке (фронтальная, групповая, самостоятельная);

- поддержание дисциплины и рабочей обстановки в ходе урока.

Высшее проявление организаторских способностей учителя заключается в том, чтобы обучающиеся могли сами организовать свою учебную деятельность. Для этого учитель должен владеть способностью косвенного воздействия на обучающихся и создавать условия для их организаторской деятельности. Педагогу необходимо постоянно рефлектировать процесс обучения школьников и свою деятельность в ходе урока.

III) Коммуникативная деятельность - это общение учителя с обучающимися, которое развивает детей, помогает самому учителю двигаться вперед в освоении культуры. Для осуществления этого необходимо знать и понимать индивидуальные и возрастные особенности детей, а также владеть умениями и навыками педагогического общения, активными формами продуктивного взаимодействия.

Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязь групп перцептивных умений, собственно умения общения и педагогической техники. Перцептивные умения – это:

- умения понимать обучающихся:

- определять характер переживаний, состояние человека;

- учитывать в поведении обучающихся "поправки" на воспринимающего (учителя) и противостоять стереотипам восприятия ("эффекту ореола", идеализации и др.)

Умения общения в педагогическом процессе - это умения:

- распределять внимание и поддерживать его устойчивость;

- выбирать по отношению к классу и отдельным обучающимся наиболее подходящий способ поведения и обращения;

- анализировать поступки обучающихся, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются;

- создавать опыт эмоциональных переживаний обучающихся, обеспечивать атмосферу благополучия в

классе;

- управлять инициативой в общении.

Педагогическая техника представляет собой совокупность умений необходимых для стимулирования активности обучающихся:

- выбирать правильный стиль и тон в общении;

- управлять вниманием, темпом деятельности обучающихся;

- демонстрировать свое отношение к поступкам обучающихся.

Кроме названных, к умениям и навыкам педагогической техники относят следующие: владение учителем речью, техникой интонирования и выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета и т.д.), регуляция своих психических состояний, умение располагать к себе обучающихся.

Реализация педагогической деятельности зависит от многих составляющих, в разной степени ориентированных на личность школьника и учителя.

Каждый из видов педагогической деятельности опосредован структурными компонентами личности, представленными ценностно-смысловым содержанием (Ц-СС), активностью и рефлексией.

Блок Ц-СС включает в себя общекультурную подготовку учителя, сформированное мировоззрение, педагогическую культуру учителя, предметное знание основ тех наук, которые учитель преподает.

Ц-СС учитель реализует, проявляя активность в педагогической деятельности. Что касается обучающихся, то их Ц-СС формируется в активности, которую они проявляют на уроке.

Блок активности включает в себя следующие ее виды:

- когнитивная (проявляется в функционировании познавательных процессов - воспитания, памяти, мышлении, воображения);

- аффективная (проявление эмоций, чувств, переживаний - положительных и негативных эмоции у

обучающихся при восприятии учебного материала, их эмоциональная вовлеченность в решение учебных задач, умение учителя эмоционально выразить себя);

- конативная (проявляется в поведенческой сфере человека - поступки, особенности поведения учащихся и учителя на уроке, дисциплина, различные виды и формы организации учебной дисциплины).

Блок рефлексии включает в себя обращенность как учителя, так и учащихся на себя и свою деятельность управление собственной активностью, ее коррекцию, наличие постоянной обратной связи.

 

При оформлении отчета на титульном листе, кроме общепринятых сведений, указать номер школы, класса в котором проходил урок, его тему, фамилию классного и группового руководителя; дату проведения урока.

Перед анализом собственного урока рекомендуется сначала провести совместный психологический анализ урока учителя или сокурсника, обсудить проблемные моменты. Необходимо внимательно изучить схему анализа. Важно иметь понимание психологических критериев, представленных в схеме, а также уметь их использовать на практике, поэтому в случае необходимости нужно обратиться либо к руководителю практики, либо к учебной литературе, указанной в методическом пособии. Перед тем, как идти на урок можно вспомнить учебные ситуации, участниками которых Вы когда-либо являлись, и проанализировать их по предложенной схеме.

Для того чтобы осуществлять анализ более объективно, рекомендуется вести наблюдение не на одном уроке, а на нескольких. Делая это, Вы можете сравнить протоколы наблюдения нескольких уроков; сравнить свой протокол наблюдения с протоколами других практикантов, обсудить их, и сделать важные для себя выводы.

Таким образом, для того, чтобы сделать психологический анализ урока необходимо:

1) подготовиться к целенаправленному наблюдению (изучить схему анализа, найти ответы на возникающие вопросы);

2) составить протоколы наблюдения по нескольким урокам, сравнить их и сделать выводы;

3) оформить протокол наблюдения по какому-либо одному уроку.

 

Приведенные в схеме анализа критерии деятельности учителя и ученика на уроке, оцениваются в баллах, которые выставляются в специально отведенной графе (отдельно для учителя и обучающихся).

 

Шкала оценки: Баллы

Да (всегда) - 4

Скорее да, чем нет - 3

Скорее нет, чем да - 2

Нет (никогда) - 1

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных