ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Составить представление о личности классного руководителяИзучение классного коллектива ( задание на психолого-педагогическую практику для V курса) Шешукова Наталья Николаевна, к. психол. наук, доцент кафедры психологии ВятГГУ, I корпус., каб. 325, тел. (8332) 67-68-33. Присутственные часы на кафедре: среда, I неделя – – 14.00 – 15.30 .
Введение Настоящие рекомендации предназначены для студентов, проходящих педагогическую практику в школе и выполняющих задание по изучению классного коллектива. В ходе педагогической практики студенту предстоит проводить работу в прикрепленном классе, выполняя обязанности учителя и классного руководителя. Успех детальности практиканта зависит от того, насколько полно и глубоко он узнает коллектив класса: его состав, организационную структуру, традиции, содержание деятельности, нормы, ценности, сплоченность, уровень развития и другие стороны жизни коллектива. Для педагога важно знать особенности отношений в классе, кто из ребят является лидером, на какие микрогруппы разбивается коллектив, каковы взаимоотношения между этими микрогруппами, каково отношение каждого школьника к коллективу в целом и, наоборот, как коллектив относится к нему, каков психологический климат в классе. Изучение классного коллектива следует проводить в естественных условиях. Основным методом изучения является психологическое наблюдение за особенностями межличностных отношений, в различных сферах деятельности, которые являются значимыми для данного возраста – учебной и внеклассной. Студент-практикант ведет дневник наблюдения за коллективом, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, и дает им психологическую интерпретацию. Кроме того, используются специальные методы изучения – анкетирование, беседа, эксперимент. На основе накопленного материала составляется психолого-педагогическая характеристика классного коллектива. Характеристика должна носить аргументированный характер, опираться на факты, зафиксированные в дневнике наблюдений, и результаты психологической диагностики. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива оформляется в отдельной тетради или на листах формата А4; обязательно содержит, помимо текста характеристики, приложения (протоколы всех диагностических методик, и наблюдений за обучающимся) и заверяется (подписывается) классным руководителем или школьным психологом.
Программа действий 1. Сбор о бщих сведений о классе: количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, социальный состав (количество детей из полных и неполных, многодетных, неблагополучных семей), наличие второгодников; когда сформировался класс, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей. Пути получения информации: беседа с классным руководителем, школьным психологом, социальным педагогом, анализ классного журнала.
2. Лично познакомиться с классом. Студент-практикант может быть представлен учащимся классным руководителем или кем-либо из администрации образовательного учреждения. Можно представиться и самому. В любом случае следует подготовить и сказать несколько приветственных слов, обратившись к ребятам. В общении со школьниками нужно выполнять несколько правил: · представляясь, назвать себя по имени и отчеству; · стремиться к установлению в отношениях с учащимися оптимальной дистанции, соответствующей статусу: не допускать панибратских отношений, с одной стороны, и не увлекаться ролью Учителя и Наставника, с другой; · проявлять искреннюю заинтересованность в делах класса; · соблюдать правила педагогической этики: не вступать в спор с учителем в присутствии учеников; не критиковать учителя, оставшись наедине с учениками.
3. Определить с одержание и характер коллективной деятельности · учебная деятельность (общая характеристика успеваемости, наличие контроля за успеваемостью отдельных учащихся со стороны родителей; требования к ученикам классного руководителя, актива класса и всего коллектива; взаимопомощь, ее формы и организация; дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание); · жизнь коллектива вне учебных занятий – участие во внеклассных мероприятиях (участвуют с желанием, все или только некоторые), занятия секциях, студиях и т.п.; проявления интереса к современным событиям в стране и мире, интересы к определенным музыкальным стилям и направлениям, литературе и другим жанрам искусства, спорту; отношение к неформальным движениям (ЭМО, готы, рэперы и т.п.); участие в социальных сетях Интернет; участие класса в общественной жизни школы; · общественно-полезный труд и его место в жизни коллектива: виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины в процессе, труда, участие в социально-значимых проектах; · система самоуправления в классе, ее влияние на жизнь коллектива. Пути получения информации: беседа с классным руководителем и другими учителями, работающими в этом классе, школьным психологом, социальным педагогом, анализ классного журнала (информация о внеклассной занятости учащихся).
Составить представление о личности классного руководителя · социально-демографическая характеристика (возраст, образование, педагогический стаж); · отношение учащихся к классному руководителю, его авторитет среди учащихся. Пути получения информации: наблюдение, беседа с классным руководителем, школьным психологом, учащимися (соблюдая правила педагогической этики!).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|