Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение референтной группы




 

Референтометрическое исследование является разновидностью социометрии и служит для выявления круга лиц, значимых (референтных) для школьника в отношении оценки качества его личности, мнений и ориентации.

Процедура выполнения такая же, как и в социометрическом эксперименте. Учащимся класса раздают листы бумаги (1/2 тетрадного листа или специально подготовленный бланк), которые учащиеся обязательно подписывают. Инструкция: для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими, человеку важно знать, как его люди оценивают, что они о нм думают если бы у тебя была такая возможность, мнение кого троих своих одноклассников о себе ты хотел бы узнать, чье мнение для тебя значимо, важно?

Обработка результатов референтометрии оформляются в матрице № 3, которая составляется по типу матрицы № 1. те учащиеся, которые набрали больше всех выборов, будут составлять референтную группу, на которую ориентируются многие учащиеся данного класса.

 

Приложение 4.

«Экспресс – методика оценки состояния психологического климата в коллективе» (О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто)

Цель исследования. Выявлениесостояния психологического климата в коллективе.

Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий, когнитивный. Для измерения эмоционального компонента используется критерий привлекательности на уровнепонятий «нравится не нравится», «приятный не приятный». Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируются на основе критерия «желания не желания работать в данном коллективе», «желание не желания общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знания не знания особенностей характера членов коллектива».

Оснащение. Индивидуальные бланки для испытуемых подростков.

Порядок работы. Подросткам раздаютсябланки, содержащие ряд вопросов и дается инструкция: Внимательно прочитайте вопросы на бланке и выберете один вариант ответа. Поставьте рядом с ответом знак «+» или свою оценку.

Вопросы
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных суждений Вы больше всего согласны: А) большинство членов нашего коллектива –хорошиесимпатичные люди; Б) в нашем коллективе есть всякие люди; В) большинство членов нашего коллектива –люди малоприятные.
2. Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы члены Вашего коллектива жили неподалеку друг от друга? 1 –нет; 2 –скорее нет, чем да; 3 –не знаю, не задумывался об этом; 4 –скорее да, чем нет; 5 –да, конечно.
3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику: А) деловых качеств большинства членов коллектива ___________; 1 –нет; 2 – пожалуй, нет; 3 – не знаю, не задумывался об этом; 4 –пожалуй, да; 5 –да.
4. Цифра «один» на приведенной ниже шкале характеризует коллектив, который Вам очень не нравится, а цифра «девять» – коллектив, который Вам очень нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
5. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись: А) это меня бы вполне устроило; Б) не знаю, не задумывался об этом; В) это меня бы совершенно не устроило.
6. Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива? А) нет, не мог бы? Б) не знаю, не задумывался об этом; В) да, мог бы.  
7. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» –наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
8. Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали / учились Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива? 1 –нет; 2 –скорее нет, чем да; 3 –не знаю, не задумывался об этом; 4 –скорее да, чем нет; 5 –да, конечно.

 

Обработка результатов. Интерпретация результатов проводится в несколько этапов.

1 этап: анализ различных сторон отношений к коллективу каждого подростка в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами 1-й, 4-й и 7-ой относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й к когнитивному (вопрос 3 содержит две позиции), причём ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; 1. Для целостной характеристики компонента, полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту обобщаются следующим образом:

положительная оценка (+1) сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 на ответы утверждения; 7, 8, 9 на ответы по шкале «1 9») были даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту или два ответа положительные, а третий имел другой знак;

отрицательная оценка ( 1) сочетания, содержавшие три отрицательных ответа (1, 2 на ответы утверждения; 1, 2, 3 на ответы по шкале «1 9»), или два ответа отрицательные, а третий имел другой знак;

неопределенная (противоречивая) оценка (0) сочетания, когда на все три вопроса был дан неопределенный ответ (3 на ответы утверждения; 4, 5, 6 на ответы по шкале «1 9»); ответы на два вопроса неопределенные, а третий имел другой знак; один ответ неопределенный, а два других имели разные знаки.

2 этап: для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке по следующей формуле:

К = Е (+) – Е () / n,

где Е (+) количество всех положительных ответов;

Е () количество всех отрицательных ответов;

n число испытуемых.

3 этап: анализ полученных средних данных по трем компонентам.

От 1 до 0,33 средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются отрицательными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается неудовлетворительным.

От 0,33 до +0,33 средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются противоречивыми. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается противоречивым, неопределенным и нестабильным.

От +0,33 до +1 средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются положительными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается как благоприятный.

Приложение 5.

Методика «Определение индекса групповой сплоченности»

(К. Сишора)

Цель исследования. Изучениеиндекса групповой сплоченности.

Оснащение. Индивидуальные бланки для испытуемых подростков.

Порядок работы. Подросткам раздаются бланки, содержащие инструкцию и текст методики.

Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы и выберите один из вариантов ответов. Выбранный вариант ответа обведите кружочком.

Образец бланка к методике «Определение индекса групповой сплоченности» К. Сишора

I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе/клаассу?

1) Чувствую себя её членом, частью коллектива (5);

2) Участвую в большинстве видов деятельности (4);

3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3);

4) Не чувствую, что являюсь членом группы (2);

5) Живу и существую отдельно от неё (1);

6) Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы Вы в другую группу/класс, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1) Да, очень хотел бы перейти (1);

2) Скорее, перешел бы, чем остался (2);

3) Не вижу никакой разницы (3);

4) Скорее всего, остался бы в своей группе(4);

5) Очень хотел бы остаться в своей группе (5);

6) Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы/класса?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3);

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2);

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1);

4) Не знаю, трудно сказать (1).

IV. Какие у Вас взаимоотношения с учителями?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3);

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2);

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1);

4) Не знаю, трудно сказать (1).

V. Каково отношение к делу (учёбе) в Вашей группе/классе?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3);

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2);

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1);

4) Не знаю, трудно сказать (1).

Обработка результатов. Полученные данные обрабатываются путем начисления за каждый данный ответ определенного количества баллов в соответствии со шкалой приведенной автором и последующего суммирования баллов по всем пяти вопросам. По общей сумме баллов определяется значение индекса групповой сплоченности:

низкий индекс 5 9 баллов;

средний индекс 10 14 баллов;

высокий индекс 15 19 баллов.

Также проводится качественный анализ, полученных результатов.

 


Приложение 6.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных