Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика античного театра и античной трагедии.




· Происхождение драмы. Основные виды древнегреческой драмы.

· Античный театр. Общественная роль и организация представлений.

· Структура древнегреческой трагедии.

Классический период древнегреческой литературы. Складывается новая сложная литературная форма с особой ролью в духовной жизни человечества вообще – это драма. Белинский: «Драма является высшей ступенью развития поэзии». Термин «драма» в переводе с греческого означает «действие». Смысл не случаен. Этот термин отражает сущностную сторону явления. Драматическое произведение качественно отличается от других литературных форм. Жизненные события раскрываются не через рассказ автора, а через поступки и речь героев. Жизнь воспроизводится действием, а не рассказом. Драма – очень сложное синтетическое единство, состоящее из ряда элементов. Основными элементами в драме являются действие и диалог, через которые непосредственно раскрываются события, характеры, мысли и чувства.

Неотъемлемой частью драмы был хор. Он пел под музыку и танцевал. Древнегреческая драма напоминала оперу или ораторию. Драматург сам писал музыку. В драме на первый план (в отличие от эпоса) выдвигался герой, человек, а не событие. Драма строится на напряженном столкновении сил, на острых конфликтах. Герой античной трагедии вступает в конфликт с судьбой, с богами, с себе подобными, намечается конфликт с обществом – 5 век до н.э.

Театр всегда развивается в острые социальные моменты эпохи. Утверждение полиса, Греко-персидская война, где греки победили, потому что строй их жизни был более прогрессивным. Хотя сюжеты были в основном мифологическими, но текущие события тоже отражались. В театре обсуждались все события. Тираны способствовали развитию театра, так как таким образом они привлекали народ на свою сторону.

Театру предшествовало подобие сценок в эпосе (ссора Агамемнона с Ахиллом, Гектор и Андромаха). Но это не корни трагедии. Корни лежат в культах (религиозных и мифологических) в честь бога Диониса: дифирамбы и элевсинские мистерии. Кора – ипостась зерна – элевсинские мистерии, все обставлялось очень пышно. Очень много мистики в обрядах. В первый обрядовый уровень были посвящены все, в храме участие в церемонии принимали избранные, а третий уровень в подземных помещениях храма вообще неизвестен нам. Главным богом – хранителем театра – являлся Дионис. Он символизирует не только культ вина, но и неумирающий принцип жизни и принцип трагического существования человека и вселенной. Дионис теснит культ Аполлона – культ аристократов. Сами театральные представления рождаются из дифирамба. Аристотель отмечал это.

По преданию, первый дифирамб придумал Орион. Но до нас дошли только дифирамбы Вакхилида. Антропоморфизм богов давал большие возможности для театра. До нас дошло семь трагедий Эсхила, семь Софокла и семнадцать Еврипида. Зато до нас дошли перечни трагедий. Что интересно, о Дионисе не написано ни одной пьесы. Этот факт пытался объяснить Фридрих Ницше, немецкий философ: раз для древних греков Дионис представляет собой обобщенный трагический принцип, возведенный в абсолют, то и все пьесы, таким образом, получаются о Дионисе – все это его мучения в разных воплощениях.

Театр не был делом будничным. Представления шли только три раза в год в празднества Диониса. Начинался сезон праздником Антестерии (праздник цветов). Это конец февраля – начало марта. На них пелись не только трагические песни, но и веселые. Толпа исполнявших такие песни называлась коммос. Был еще один жанр – сатировская драма. Древние греки заботились о воспитательной функции театра. Конец марта – начало апреля – это Великие Дионисии, ядро, театральные состязания. Состязания по-гречески – агон. Вся жизнь в Древней Греции была подчинена агональному принципу. Театральные представления шли по принципу агонов – соревновались три трагика. Они появляются на грани 7-6 века, регулярно вводятся при Писистрате в 6 веке. Первое настоящее состязание произошло в 64 олимпиаду, между 536 и 532 годом до нашей эры. На Великих Дионисиях обычно давали премьеры или самые лучшие пьесы. Второй агон – Малые (Сельские) Дионисии. Это конец октября – ноябрь. Премьер в них не давали, а повторяли то, что уже было. Третий агон – самое мрачное время, январь – начало февраля, голодное время. Эти представления называли Ленеи – это один из эпитетов Диониса, который значит «освобождающий».

Театр был государственным учреждением. Те, кто подготавливал его материальную сторону, назывались хореги. Иногда они разорялись, так как театр был делом дорогим, но никогда не отказывались от этой почетной должности. Время представления особое, жизнь в полисе тогда текла совсем по-другому: прекращалось делопроизводство, отпускались заключенные, отпускались должники. Сначала денег за театр не брали, потом стали взимать немного по имущественному цензу (чем богаче человек, тем дороже). Бедным давали на театр деньги (теорикон).

Круг представления начинался проагоном – приносили жертвы Дионису, первоначально даже человеческие. Затем выводились хоры. У каждого трагика должна была быть представлена тетралогия: трагическая трилогия и сатировская драма. Состязания шли три дня. Были судьи, центральное место среди которых занимал жрец Диониса. Первое место награждалось венком из плюща. Трагики и актеры пользовались необыкновенным почетом. Софоклу, например, возносились почести как герою.

Слово «театр» от глагола «смотрю». Древнейший театр состоял из круглой утоптанной площадки, в центре которой находился жертвенник Дионису, вокруг него ходил хор. Эта площадка называлась «орхестра», от глагола «танцевать». Места для зрителей шли подковой – полукругом, делились проходом на две части. Подкова делилась на клинья для прохода. На орхестре располагалась скена (в переводе – палатка), в ней переодевались, хранили реквизит, создавали шумы. Постепенно скена стала мала, к ней пристроили параскены. Передняя часть скены украшалась, Проходы назывались парады.

Сначала их строили деревянными на пустырях, потом стали делать на склонах. В греческом театре главное – акустика. Все актеры играют в масках. Маска имеет большое значение. Содержание произведения – это всегда миф, причем известный всем. Но греков интересовал не результат, а мотивировка действия. Мотивы менялись. Трагики должны были быть изобретательными. Маска выполняла две функции: сразу вводила в курс дела и создавала эффект необычности. Актер играл на высоких деревянных сандалиях – котурнах. Маска давала типаж – жертва, царь, убийца. Еще одна функция – усиление голоса и его видоизменение. Хор в трагедии – 12-15 человек, выступал как нечто неделимое, как коллективный герой. Хор – повествователь, комментатор, занимал центральное место в повествовании. Актеров могло было быть только трое, а сначала вообще один – протагонист (первый отвечающий), который выделился из запевалы хора. Второй отвечающий – девтерагонист, его ввел Эсхил. Они могли конфликтовать. Софокл ввел третьего актера – тритагониста, это вершина грчееской трагедии. Боьше нельзя из-за воспитательных целей – зрители могли рассредоточить свое внимание. Было регламентировано и количество действующих лиц – не больше шести.

Чего добивались греки? Главная задача театра – катарсис (очищение). Очищение от снедающих человека страстей. Он должен был венчать трагедию. Гибель героя не должна была быть бессмысленной. Высший смысл – столкновение субъективных обстоятельств и объективной закономерности. Первое – это герои, втрое – высший закон олимпийских богов, судьба. Побеждает всегда судьба, хотя герой и благороден. Греки считали, что везде должна была быть гармония, а выступление героя нарушает гармонию, расплата за это – жизнь. Герой чаще всего погибает, и зрители ему сострадают. Жить всегда остаются спокойные, пассивные.

Трагедии начинались парадом – песнью хора, идущего по орхестре. В позднейшее время он сменился прологом – это все до первой песни хора, обычно рассказ, экспозиция. Потом шел стасим – песнь стоячего хора. Затем эписодий – поялвляся протагонист. Потом шло чередование стасимов и эписодиев. Эписодий заканчивался комосом – совместной песнью героя и хора. Вся трагедия заканчивается эксодом (уходом) – песнью вообще всех.

По преданию, первым драматургом был Феспид, потом Фриних, но они до нас не дошли. Трилогии писались, потому что действие давалось трудно, пытались сохранить таким образом правдоподобие.

 

Творчество Эсхила.

· Эволюция Эсхила-драматурга. Структура раннего творчества.

· Переработка мифического сюжета в «Прометее Прикованном».

· Трилогия «Орестея» и переработка в ней древних мифов.

· Вопрос о судьбе и личности в трагедиях Эсхила.

Годы жизни: 525-456 гг. до н.э. Эсхил тенденциозен. Он славит зарождение эллинской демократии, эллинской государственности. Эпоха победы в Греко-персидской войне – победу принесло единство, не государственное, а духовное – эллинский дух. Эсхил славит эллинский дух в своих произведениях. Идея свободы, превосходство полисного образа жизни над жизнью варваров. Эсхил – утро эллинского демократизма. Написал 120 пьес. Эсхил имеет отношение к элевсинским жрецам и мистериям. Эпитафию Эсхил написал для себя заранее. Идеальный грек, гражданин, драматург и поэт. Тема патриотического долга. Эсхил – единственный трагик, пьесы которого ставили после его смерти. Трагедия «Просительницы» основана на мифах о данаидах – на этом примере он осваивает проблему брака и семьи. Каждой деталью трагедия Эсхила славит законы греческого полиса. Достоверно несовершенная пьеса. Парки и хоры, сменяющие друг друга, резко контрастны, зритель от этого в напряжении. Отрывок из трилогии «Персы» 472 год. Серединная часть – гигантский плач персидских царевен по павшим персам. Персы – достойный противник. Но они проиграли, так как нарушили меру, захотели слишком много дани с греков, попытались подорвать их свободу. Трагедия заканчивается мощным плачем – треносом.

«Прометей-огненосец» - первая часть.

«Прометей прикованный» - вторая часть.

«Прометей освобожденный» - 3 часть.

Прометей у Эсхила олицетворяет творческие способности человека в борьбе с природой. Блага цивилизации чреваты жертвами на пути.

Герои Эсхила молчат столь долго, сколько это возможно. Прометей приносит людям огонь знаний.

Вера в олимпийских богов у Эсхила поставлена под сомнение: Зевс несправедливо поступает с Прометеем, Ио.

Центр тяжести перенесен на героя, но герой не индивидуализирован.

«Фиванская трилогия», «Семеро против Фив» - борьба между сыновьями Эдипа за власть над Фивами. Попытка создать характер.

«Орестея» - 458 год до н.э. Каждая из входящих в трилогию драм – неотъемлемая часть целого. Судьба рода Танталидов – Атридов. Род – неделимое целое. Первая трагедия – «Агамемнон» - возвращение из-под Трои. Вторая трагедия – «Хоэфоры» - женщины, приносящие надгробные жертвы. Третья трагедия – «Эвмениды». Между действиями в первой и второй трагедии – 7 лет. «Эвмениды» - суд над Орестом. Эриннии по законам матриархата наказывают его. Афина – патриархальная богиня.

Эсхила занимают масштабные события и явления. Персонажи Эсхила монументальны. Нет будничности. Перипетия – переход от существующего к противоположному. Эсхилу трудно давалось действие – прием – смотр со стены.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных