Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Малые народы, автохтонные, индигенные народы, диаспоры




Из головы + Автохтонность, автохтонный (от др.-греч. αὐτός — сам и χθών — земля — местный, коренной) — принадлежащий по происхождению данной территории, местный, коренной по происхождению. Коренные народы — народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ, до прихода туда переселенцев из других мест, исконное население. Чтобы относиться к коренным народам, требуется, чтобы население само считало себя коренным народом, а также имело социальные, экономические, культурные и другие институты, делающие данный народ отличающимся от другого населения, обитающего на этой же или на соседних территориях.

Билет№15

1 Современные концепции этничности
В современной этнологии существуют три основных подхода к этничности: примордиализм, ситуационизм (инструментализм) и конструктивизм.

Термин "примордиальные связи" (от primordial - изначальный) введен социологом Шилсом. А К. Гирц, кто первым применил это понятие в этнической области, отмечает, что "в каждом обществе почти во все времени некоторые привязанности проистекают больше из чувства естественной... духовной, близости, чем из социального взаимодействия".Примордиализм особое значение при определении этноса уделяет культуре. К тому же этничность обладает такими объективными свойствами, как язык, традиции, религия и т.п.
Следующим подходом к определению параметров этничности является ситуационизм или инструментализм (мобилизационизм). Этничность, как бы пребывая в дремотном состоянии, вызывается к жизни определенными условиями. Вызванная потенция и энергия этничности направляется на социальную динамику. Исследователи этого подхода уверены, что ситуационизм (инструментализм) является средством мобилизации за ресурсы в этнических конфликтах. Инструментализм позволил сделать много важных выводов в социальной среде, в политической жизни, а также в области языковых и межэтнических контактов.
Инструментализм утверждает, что отдельные личности (политическая элита) специально мобилизируют этнические ресурсы для достижения собственных интересов. Особое значение ситуационизм уделяет определению этнических потребностей. Ситуационизм пытается отыскать и объяснить взаимосвязь этнических границ с политическими и экономическими изменениями, и на какой фазе этих изменений происходит вспышка этнической энергии.

2 Общая характеристика языков
Думай сам…

Билет№16

1 Связь этнологии с географией, экологией
Придумаю что нибудь.

2 Теория происхождения языков
Звукоподражательная теория происхождение языка объясняет эволюцией органов слуха, воспринимающих крики животных (особенно домашних). Язык возник, по этой теории, как подражание животным (ржанию коней, блеянию овец) или как выражение впечатления о называемом предмете. Лейбниц, например, объясняя происхождение слов, считал, что в латинском языке мёд назван словом mel, потому что оно приятно ласкает слух, немецкие слова leben (жить) и lieben (любить) указывают на мягкость, а Lauf (бег), Löwe (лев) - на быстроту. Сторонником этой теории был Гумбольд.

Звукоподражательная теория основывается на двух предположениях: 1) первые слова были звукоподражаниями, 2) в слове звучании символично, значение отражает природу вещей.Однако оба эти предположения не соответствуют фактам языков. Действительно, в языках имеются звукоподражательные слова и запреты на слова в результате отождествления звучания слова и его значения.Теория социального договора и рабочая теория. Социальные основные теории происхождения языка объясняют его появление общественными потребностями, возникшими в труде и в результате развития сознания человека. Так, уже Диодор Сицилийский писал: «Первоначально люди жили, говорят, неустроенной и сходной со зверьми жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был ещё бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изъяснение относительно всего».В данном отрывке изложена теория социального договора: язык рассматривается как сознательное изобретение и творение людей. В XVII в. она была поддержана Ж. дю Белле Э. Б. Де Кондильяком, А. Смитоми Ж. Ж. Руссо. У Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода - природного и цивилизованного.В конце 70-х прошлого столетия немецкий философ Л. Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения языка, или теорию трудовых выкриков. Эту теорию поддержал К. Бюхер. Л. Нуаре справедливо подчеркнул, что «мышление и действие были первоначально неразрывны», так как прежде чем люди научились изготовлять орудия труда, они в течение продолжительного времени испробовали на разных объектах действие различных естественных предметов.

Билет№17

1 Связь этнологии с историей, археологией,
Сам…

2 Морфологическая классификация языков
морфологическая клас­сификация основана на противопоставлении корней и аф­фиксов в строении слова. Согласно этой классификации, выде­ляется три морфологических типа языков — изолиру­ющий (корневой), агглютинирующий и флек­тирующий.

1) Для флективных языков характерны полифункциональность грамматических морфем, наличие фонетических явлений на их стыках, фонетически не обусловленные изменения корня, большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения. Флективным и языками являются индоевропейские и семито-хамитские.
2) Агглютинативные языки — например, тюркские или языки банту. Для них характерны развитая система словообразовательной и словоизменительной аффиксации, единый тип склонения и спряжения, грамматическая однозначность аффиксов, отсутствие значимых чередований. Агглютинативные формы состоят из ряда однозначных суффиксов-прилеп.

3) Изолирующие (аморфные) языки — например, китайский, большинство языков Юго-Восточной Азии. Для них характерно отсутствие словоизменения, грамматическая значимость порядка слов, слабое противопоставление знаменательных и служебных слов.
Основы этой классификации были заложены Шлегелем, который различал флективные и нефлективные (фактически агглютинативные) языки, в духе времени рассматривая вторые как менее совершенные по отношению к первым.

Билет№18

1 Связь этнологии с психологией, социологией
Весьма важное значение для этноло­гических исследований имеет взаимосвязь этнологии с психологи­ей. Психология, как известно, изучает психические состояния личности, стереотипы поведения и восприятия, психические от­клонения, типичные характеры. В настоящее время психология является одной из наиболее динамично развивающихся научных дисциплин.

Взаимосвязь этнологии и психологии получила свое выраже­ние в формировании их общей межпредметной области знания - этнопсихологии. Предметное поле этнопсихологии включает в се­бя вопросы этнических особенностей психики людей, националь­ного характера, этнического самосознания и этнической само­идентификации, культурно-психологических характеристик этни­ческих групп, рас, семейно-родственных отношений в разнооб­разной культурной среде.

Таким образом, этнология - это новая и интересная область научного познания. В нашей стране она, по существу, только складывается, и поэтому человек с пытливым умом, стремящийся узнать что-то новое о самом себе, происхождении народов и их отличиях друг от друга, найдет в этой науке немало интересного.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных