Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Охотничье-рыболовецкие племена Огненной Земли.




На крайнем Юге материка и на островах Огненной Земли среди суровой негостеприимной природы до недавного времени сохранялся один из самых примитивных типов хозяйства и культуры. Если на большом острове Огненной Земли жило племя она, которое по типу хозяйства, как и по языку, стояло близко к племенам пампы и Патагонии (охотники на гуанако),— то в южной и западной части архипелага обитали морские собиратели, рыболовы и морские охотники — племена яганов и алакалу- фов. Культурный уклад этих племен, видимо оттесненных некогда на Крайний Юг более сильными соседями, поражал своей примитивностью. Полукочевой быт; конический или куполообразный шалаш, крытый травой или листьями; утлая лодка из коры, позже — однодеревка; посуда пз коры или плетеная; добывание огня высеканием; скудная одежда из шкур,— вот убогий культурный инвентарь этих племен. Общественный строй был крайне примитивен: группа родственных семей составляла основную и единственную социальную ячейку. Уже к концу XIX в. от слабых и отсталых племен Огненной Земли почти ничего не осталось: они вымерли от насилий колонизаторов, от эпидемических болезней.

Народы Западной Азии (Афганистан, Бахрейн, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция)

Населением около 140 млн. человек. Этнический состав населения Западной Азии в это время установить пока невозможно. Антропологически оно было, очевидно, европеоидным. Подавляющее большинство населения Передней Азии занято в сельском хозяйстве.В Передней Азии преобладают два хозяйственно-куЛьтурных типа: плужное—земледелие и кочевое скотоводство (номадизм). Земледелие в странах Западной Азии имеет много общих черт, так как в условиях жаркого климата, недостатка естественных осадков оно ведется главным образом в орошаемой форме. В пустынях, полупустынях и горах Западной Азии распространен кочевнический хозяйственно-культурный тип, включающий кочевое, полукочевое и полуоседлое скотоводство. Кочевым, полукочевым и отгонным скотоводством занимаются в Передней Азии часть, арабов, пуштунов, курдов, белуджей, некоторые племена Ирана и Афганистана, полукочевые тюрки-юрюки, туркмены. Кочевание ведется в различных формах: «меридиональной»,«вертикальной»,«стационарной». Так, некоторые группы арабов-бедуинов совершают в год кочевания на 2—2,5 тыс. км. Бедуины Аравии разводят главным образом одногорбых верблюдов-дромедаров и в небольшом количестве породистых скакунов. Верблюды используются под верх, под вьюк, от них получают молоко и шерсть. Мясо верблюдов арабы обычно не едят. Своеобразная форма полуоседлого скотоводства, связанная с разведеием ангорских коз, бытует у некоторых групп населения Турции. Свиней, как правило, население Передней Азии вследствие религиозных запретов не разводит. Высокое развитие и древние традиции имеют в Передней Азии ремесла и домашние производства. Еще в глубокой древности славились там мастера по выплавке и обработке металлов, была изобретена знаменитая оружейная дамасская сталь. Ценятся высокохудожественные ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней. Особенно излюблены украшения с бирюзой и красными камнями (рубинами, сердоликами). Большого совершенства достигают резчики по камню, кости, дорогим сортам дерева. В Западной Азии выделываются лучшие в мире ковры. Особенно славятся изделия иранских, турецких, туркменских мастеров. Ковры ткутся из шерсти, а самые дорогие экземпляры выделываются с добавкой шелковых и хлопковых нитей, что придает изделиям особую красоту. В старину вырабатывались шелковые ворсовые ковры. Многие тысячи лет насчитывают традиции изготовления гончарной посуды. В прошлом большое распространение имело ткачество. Сейчас этот вид ремесла почти исчез, и только в отдаленных сельских местностях кое-где еще сами ткут шерстяные, шелковые и хлоп­чатобумажные ткани для национальных костюмов. Кочевники выделывают овчины, каракуль, валяют кошмы. В последнее столетие ремесла и домашние производства неуклонно сокращались, вытесняемые фабричными изделиями. Однако в наши дни в связи с широким развитием туризма и спросом на сувениры и этнографические предметы вновь расцветают многие традиционные народные промыслы. Материальная культура. Население Западной Азии обитает главным образом в сельских поселениях. Число городов сравнительно невелико, хотя в последние десятилетия наблюдается заметный их рост. Облик поселений значительно отличается в зависимости от природных условий и местных традиций. В Турции поселения тяготеют к морскому побережью и тянутся по долинам, в Иране преобладают в предгорьях и по долинам рек, в Афганистане сосредоточиваются в горных долинах, на Аравийском полуострове располагаются на равнинах и в горах. Как правило, в центре каждого крупного поселения находится базарная площадь, мечеть или церковь, кофейня, чайная, административные постройки. От центра тянутся кривые улочки, образованные глухими стенами усадеб, без окон, с воротами и небольшими дверными проемами. Обычно улицы настолько узки, что там с трудом могут разъехаться две повозки. Водопроводы имеются только в центре самых крупных городов, и большая часть населения берет воду из каналов, где купаются животные и стирают белье. Типы жилищ у земледельческого и скотоводческого населения разннообразны.Земледельцы равнин и предгорий сооружают обычно прямоугольные или квадратные в плане дома из сырцового кирпича или глинобитные, с плоской крышей. В горных местностях распространен прием строительства домов из обломков камня, скрепленных глиняным раствором. Традиционная утварь у земледельцев и скотоводов состоит главным образом из глиняной и металлической посуды. Наиболее распространенный мужской костюм состоит из широкой, ниже пояса или до колен рубашки с рукавами, штанов с широким шагом и наплечной одежды — халата или плаща. Зимой носят шубу из овчины. Земледельцы используют для одежды по большей части хлопчатобумажные ткани. Традиционная женская одежда состоит по большей части из длинной, до щиколоток рубахи-платья и узких, длинных, как и платье, штанов. Платья дополняются в разные сезоны безрукавками, кафтанами, плащами, халатами. Традиционные транспортные средства состоят в Передней Азии из верхового, вьючного, колесного и водного транспорта. Традиционный пищевой рацион включает у земледельцев и кочевников главным образом пшеничные лепешки, блюда из растительной и молочной пищи. Семья. Социальные отношения. Семья и семейные отношения основываются у многих групп населения Передней Азии на нормах религиозного и обычного права. Мусульманское право—шариат—допускает полигамию, но на практике она имеет небольшое распространение только среди некоторых социальных слоев, придерживающихся старинных обычаев.Положение женщин в большей части стран Передней Азии неполноправное. За исключением наиболее прогрессивных слоев общества, женщина считается еще собственностью мужа и семьи. Общественная организация кочевников строится по общинно-племенному принципу. В арабских странах племенная форма организации сохраняется у бедуинов (например, племена аназа, шаммар и др.). Разнообразно турецкое народное искусство. Множество жанров насчитывает фольклор: сказки, легенды, сатирические произведения, мировую известность имеет цикл рассказов о народном мудреце Ходже Насреддине. Национальную традицию фольклора поддерживают многочисленные певцы-сказители, без которых не обходится ни один сельский праздник. В селах и городах популярен уличный народный театр марионеток и теней.Религия удерживает в странах Передней Азии еще довольно сильные позиции и оказывает влияние на семейно-брачные отношения, образование, порой и политическую жизнь.

Народы Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Мальдивы, Андоманские и Никобарские острова)

Тип пашенных земледельцев засушливой зоны. Именно в пределах этой зоны в долинах Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ на основе развитого мотыжного земледелия с применением искусственного орошения и разведения различных пород домашних животных, в первую очередь крупного рогатого скота, возникли древнейшие очаги земле­дельческого хозяйства с использованием тягловой силы этих животных, т. е. древнейшие очаги пашенного земледелия. Попятно поэтому, что развившийся здесь хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев влажных тропиков и субтропиков унаследовал многие характерные черты предшествовавшего ему типа ручных земледельцев. Однако в связи с переходом к пашенной обработке земли у народов Южной и Юго-Восточной Азии сложились и некоторые новые хозяйственные и культурные особенности: интенсивное заливное рисоводство, искусственное орошение в условиях избытка воды (главным образом, для ее рационального распределения), использование буйволов в качестве основной тягловой силы. Основным сельскохозяйственным орудием пашенных земледельцев влажных тропиков и субтропиков стал легкий плуг (рало) с толстым и узким односторонним лемехом в виде острого клипа. Наряду с рисом широкое распространение получили культуры различных тепло- и влаголюбивых овощей и фруктов (в частности, бананов и цитрусовых), а также чая.

Проживают народы, говорящие на языках китайско-тибетской семьи, принадлежащие к семье мон-кхмер. Народы южной части Индии говорит на языках индийской группы, входящей в состав индоевропейской семьи, и относятся к южной ветви европеоидной расы. Наиболее многочисленными народами являются хиндустаны, бенгальцы, пенджабцы, маратхи, ория, гутжератцы, синдхи, ассамцы, сингалы Цейлона, гурки Непала и др. В целом все население Индии, Пакистана и Цейлона объединяется под названием индийцев. В это понятие включается, однако, очень большое разнообразие расовых типов, языков и уровня развития материальной культуры. Господствующими религиями являются индуизм и мусульманство, на Цейлоне и в Непале- также буддизм.

Народы Юго-Восточной Азии (Мьянма, Таиланд, Лаос, Вьетнам, Камбоджа, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Бруней, Филиппины)

Народы Юго-Восточной Азии говорят на языках сино-тибетской семьи (включает китайскую и тибето-бирманскую группы); тайской семьи; австроазиатской и австронезийской семей и некоторых других языках, чья принадлежность к определенным семьям еще не установлена. Хозяйство. В Юго-Восточной Азии распространены самые разнообразные виды хозяйственной деятельности, существует большое многообразие хозяйственно-культурных типов — от очень примитивных до высокоразвитых. До наших дней в трудно доступных тропических лесах еще встречаются небольшие группы населения, добывающие средства к существованию бродячей охотой и собирательством. Более распространен хозяйственно-культурный тип мотыжных земледельцев, обрабатывающих поля на выжженных участках леса (подсечно-огневой тип земледелия) без применения искусственного орошения, а также на примитивно орошаемых полях. На острове Мадура часть населения занята животноводством. На берегах морей и озер живут рыболовы. Впрочем, рыболовство сочетается обычно с другими видами хозяйственной деятельности. Главным видом занятий подавляющего большинства обитателей Юго-Восточной Азии является плужное земледелие, в первую очередь рисосеяние на заливных равнинных или террасных полях.

Материальная культура. Орудия труда очень различны у народов, стоящих на разных уровнях социально-экономического развития и относящихся к разным хозяйственно-культурным типам. Мотыги далеко не всегда сделаны из металла и тем более не обязательно фабричного производства. Железные мотыги выковывает обычно деревенский кузнец или сам владелец. Но часто мотыга — это всего лишь палка-копалка (или сажальный кол), представляющая собой заостренную и обожженную на огне палку. Столь же просты и другие орудия труда из дерева, кости, камня, раковин, металла. Охотничье и боевое оружие чаще покупное, но встречаются и традиционные предметы вооружения: луки и стрелы, иногда отравленные, духовые трубки, мечи, ножи. Традиционное вооружение составляет, как правило, обязательную принадлежность мужского праздничного костюма. У многих народов, например у даяков, мечи считаются священными предметами и передаются по наследству от отца к сыну. Традиционные орудия и вооружение бытуют у народов, обитающих на периферии классовых обществ. Они довольно разнообразны у охотников и собирателей Юго-Восточной Азии и часто представляют собой настоящие произведения искусства Поселения и жилища в Юго-Восточной Азии очень разнообразны, но вместе с тем имеют и много общего. Значительная часть народов Юго-Восточной Азии сооружает постройки на сваях, на которые настилается пол, устанавливаются стены и крыша. Традиция эта сложилась в приморской полосе, где прилив и прибой заливали дома, стоящие прямо на земле. Материалом для полов жилищ и стен служат бамбук, расщепленные стволы пальм. Крыша обычно двускатная (прямая или седловидная), иногда коническая. Кроется листьями пальмы. Зажиточное население нередко строит теперь коттеджи современного типа из покупных материалов. Во Вьетнаме обычны наземные дома с кирпично-глинобитным или земляным заполнением каркасных стен.У сельского населения Лаоса, Таиланда, некоторых местностей Бирмы и Малакки дома возводятся на сваях и сооружаются из подручных материалов. В Индонезии на разных островах распространены различные типы жилых и хозяйственных построек. Одежда народов Юго-Восточной Азии внешне разнообразна, особенно в отделке, но имеет в основных чертах много общего. В старину были широко распространены различные виды несшивной одежды, постепенно вытесняемой сшивной. Так, во Вьетнаме мужская одежда состояла из набедренной повязки, широких штанов и короткой куртки или халата. На голову надевали конусовидную шляпу. Традиционный женский костюм состоял из нательной распашной кофты, длинных штанов, в холодное время стеганой куртки или халата. Головной убор составляла плетеная шляпа. И мужчины и женщины носили на ногах сандалии. Излюбленным цветом одежды был белый и черный.Семья и общественный строй. Для более развитых народов до недавнего времени было характерно сохранение традиций родовых общин и больших семей главным образом в патриархальной, но, как исключение, и в матрилокальной форме (например, у минангкабау).Архаические формы семьи повсеместно сменились моногамными семьями. На семейно-брачные отношения большей части народов Юго-Восточной Азии сильный отпечаток наложили религиозные обычаи: в Индокитае— буддийские, в Индонезии и на Малакке— мусульманские, на Филиппинах — христианские. Так, в областях, где получил распространение ислам, существует полигамия.Духовная культура-для них характерны глубокие народные традиции и связи с культурой соседних народов. Уже в средние века во многих странах этого региона существовали развитые наука культура, искусство, была создана обширная духовная и светская литература. Но в период колонизации, колонизаторы проводили политику угнетения и эксплуатации, подавления культурной самостоятельности, тормозили развитие образования населения. Но традиции выжили.Так, у вьетнамцев широко распространены различные жанры эпических произведений.Богато представлен фольклор в Таиланде. Знамениты бирманский и кхмерский балет. В Индонезии издавна большой любовью пользуется народный театр теней ваянг-пурво, в котором исполняют пьесы героического содержания.

Народы Восточной Азии (Монголия, Китай, Корея (обе), Япония)

в данном регионе представлены различные хозяйственно-культурные типы двух географических поясов — теплого (субтропического и отчасти тропического) и умеренного.

Они могут быть объединены в четыре группы. Хозяйственно-культурные типы охотников, рыболовов и собирателей — исторически самые древние на территории Восточной Азии. С эпохой неолита связано формирование второй группы хозяйственно-культурных типов связанных с ручным земледелием.Выращивание в поймах рек таких относительно засухоустойчивых культур, как чумиза и просо, осуществлялось с помощью копательных орудий типа лэй (двузубая деревянная палка с упором для ноги). Для сбора урожая использовались каменные или керамические жатвенные ножи. С земледелием было связано разведение свиней и собак (мясо и тех и других шло в пищу). Третья группа хозяйственно-культурных типов связана с распространением пашенного земледелия. Основой его является применение пахотных орудий типа рала (позже — плуга) с железными наконечниками. В качестве тяглового животного чаще всего используются быки. Урожай зерновых убирают железными серпами характерной формы (лезвие закрепляется перпендикулярно рукоятке). Четвертая группа хозяйственно-культурных типов, экономической базой которых является скотоводство, сформировалась преимущественно у монгольских, тюркских и отчасти у тунгусо-маньчжурских народов.Разведение овец и лошадей (в меньшей мере — крупного рогатого скота и верблюдов) основано на сезонных перекочевках. Наконец, на северо-востоке КНР у отдельных групп ороченов и эвенков может быть выделен особый хозяйственно-культурный тип таежных оленеводов, возникший под влиянием восточноазиатского очага кочевого животноводства. Материальная культура. Разноообразие типов жилища у народов Восточной Азии определяется прежде всего особенностями хозяйственно-культурного типа. Образ жизни оседлых земледельцев обусловил распространение у них постоянных, долговременных жилищ, тогда как у кочевников-скотоводов преобладают различного рода разборные и переносные жилища. Специфика хозяйственного уклада и естественно-природной среды сказывается также в конструкции дома и традиционном наборе строительных материалов. Черты одежды кочевников-скотоводов издревле отражали специфику их хозяйственно-культурного уклада. В частности, «изобретением» кочевников были штаны, совершенно необходимые при верховой езде и лишь сравнительно поздно заимствованные земледельческими народами.Наконец, неотъемлемой частью костюма скотовода-кочевника были высокие кожаные или войлочные сапоги. У народов юга Восточной Азии, принадлежавших к ХКТ ручных земледельцев теплого пояса, первоначально были распространены набедренные повязки (у мужчин) и несшитые юбки типа саронга (у женщин), а наплечная одежда и обувь зачастую отсутствовали вовсе. В пище народов Восточной Азии противопоставлены друг другу два различных комплекса. Первый из них характерен для скотоводов-кочевников, второй — для земледельцев. Основу рациона кочевых народов Восточной Азии составляют мясные и молочные продукты. Согласно представлениям монголов, лошади и бараны относятся к животным с «горячим дыханием», поэтому конина и баранина считаются наиболее полезными сортами мяса и им отдается предпочтение перед говядиной. Социальная организация. У многих народов Восточной Азии вплоть до недавнего времени сохранялись пережиточные формы клановой (патронимической) организации.Этим объясняется длительное сохранение в Китае права предпочтительной покупки земли членом клана; перед совершением акта продажи владелец участка обязан был получить согласие на это со стороны сначала близких, а затем и дальних родственников. Единство цзунцзу поддерживалось общим культом предков. Браки внутри такой группы Особенности социальной организации в известной мере находят свое отражение и в специфике систем личных имен. Внешним признаком принадлежности к определенной группе родственных семей (клану) у народов Восточной Азии чаще всего является общее клановое имя. Личное (индивидуальное) имя, являющееся у китайцев, корейцев, японцев вторым компонентом наименования, нередко не только отличает данное лицо от других, но и указывает на его место в рамках родственной группы. Духовная культура. Многие черты культуры народов Восточной Азии сформировались под воздействием тех или иных религиозных представлений. Большую роль сыграло в истории народов Восточной Азии мусульманство, распространившееся прежде всего среди тюркских народов Китая. Принятие мусульманства способствовало формированию особой этнографической группы китайцев—хуэй (та ее часть, которая в конце 19 в. переселилась, в Среднюю Азию, получила название «дунгане»). Наибольшее воздействие на культуру народов Восточной Азии оказал буддизм. Он проник в Китай, а оттуда в Корею и Японию в первых веках нашей эры. Одной из важных особенностей духовной культуры народов Восточной и Центральной Азии является существование у них длительной письменной традиции. Древнейшей системой письма в этом регионе была древнекитайская иероглифика, возникшая в начале 2 тысячелетия до н. э. и непрерывно развивающаяся вплоть до настоящего времени.

 

Народы Северной Европы (Финляндия, Норвегия, Дания, Нидерланды)

Датчане – Датский язык относится к восточноскандинавскому ответвлению германской группы индоевропейской семьи языков.

Земледелие в Дании развито сильнее, чем в других Скандинавских странах, но не покрывает потребности страны. Важной отраслью является рыболовство. В средние века датчане снабжали сельдью многие страны Европы. Там не было соляных разработок, поэтому соль для засолки рыбы выпаривали из морской воды на кострах, для чего вырубались сосновые леса. Сегодня Дания – самая безлесная страна в Европе.

Поселения и жилища. 62% датчан – жители городов. В столице Копенгагене и двух слившихся с ним городах Орхус и Оденс живет половина всего городского населения Дании.

До середины Х1Х века в сельской местности преобладали поселения типа деревень.

Пища. Традиционные датские блюда – каши. Наиболее древнее лакомство, известное со времен раннего средневековья – пшеничная каша на сливках с малиной – фледегред. Но королем датской кухни считается бутерброд, известно до 700 видов

Общественный и семейный быт. В Дании очень популярна идея воспитания ребенка в детском коллективе. Даже во время каникул, когда ребенок не посещает детский сад или школу, его отправляют погостить в семью друзей или родственников, а на следующий год принимают их детей. По окончанию школы, если ребенок изъявляет желание продолжать учебу, между родителями и ребенком заключается своеобразный финансовый договор, иногда заверяемый нотариально, в котором оговаривается сумма, ежемесячно представляемая родителями своему ребенку на все время учебы и сроки, в которые ребенок по окончанию учебы обязуется эти деньги вернуть.

Религия. национальной церковью Дании, согласно Конституции, считается евангелическая лютеранская церковь. Она содержится за счет государства, не отделена от школы.

Финны. Самоназвание – суоми. Финны По типу поселений территория Финляндии четко делится на две части: восточную и западную. Восточная часть заселялась медленно, преобладали однодворки. Западная – густо населена, преобладают кучевые деревни, сменившиеся планировочными поселениями в ХУ1 – ХУ11 вв. Со второй половине ХУ111 – осуществляется переход к хуторам, деревни приобретают рассеянную планировку.

Пища. В феодальный период очень ощутим был недостаток хлеба, что сказывалось даже в урожайные годы. Только в юго-западных районах у крестьян был хлеб на столе в будние дни.

Норвежцы. Говорят на норвежском языке германской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — лютеране, имеются последователи других течений протестантизма, католики.

Главная отрасль традиционного хозяйства — сельское хозяйство, с преобладанием молочного животноводства, в XX веке уступило первое место промышленности.

В средневековье бытовали сотни местных вариантов одежды из сермяги (вадмеля), простонародной — фолькедракт, а также зажиточного крестьянства — бунад (из лучшей ткани, с вышивками серебряными нитями, украшениями из серебра — пуговицами, брошами, цепочками

Голландцы или нидерландцы Язык — нидерландский, германской группы индоевропейской языковой семьи, особенно близок немецкому. Религия — протестантизм разных толков, католицизм. Письменность на латинской основе. Название голландцы получили по названию самой крупной провинции Нидерландов, Голландии.

Образ жизни

Давняя традиция — рыболовство. Традиционные ремёсла — обработка дерева, высокоразвитая резьба, роспись, кузнечное (изготовление каминных щипцов, флюгеров, художественных изделий), серебряные изделия, производство фаянса (в Дельфте). Национальный вид обуви — деревянные башмаки (кломпы).

Голландцы известны искусством осушать участки моря (польдеры)

Кухня

Основная пища — в первую очередь — сыр, картофель, овощи, рыба, молочные продукты. Хлеба едят мало. Традиционные блюда — картофель с овощами, мясо, тушёное с овощами, морковью, луком, гороховый суп. Особое лакомство — харинг (сельдь). Разнообразны кондитерские изделия. Традиционный напиток — пиво.

Голландцы имели одну из сильнейших в Европе школ живописи. В период Старых Нидерландов существовала нидерландская школа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных