Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этнические процессы 4 страница




Главную хозяйственную роль играло в древности собирательство. При помощи палки-копалки женщины выкапывали съедобные корни и клубни, собирали в плетеные корзины, носимые за спиной, плоды и ягоды, а также некоторых насекомых и их личинки. Охота, бывшая мужским занятием, имела второстепенное экономическое значение; в качестве охотничьего оружия применялись простые луки и стрелометательные трубки (сумпитаны) с отравленными стрелами. Жилищами служили примитивные ветровые заслоны, хижины из пальмовых листьев или навесы без стен, на платформах, укрепленных на деревьях или искусственных сваях. В питании преобладали растительные продукты; варили пищу обычно в бамбуковых сосудах. Одежду изготовляли из травы или луба; мужчины носили пояса, женщины — короткие юбочки. Верхняя часть тела, как правило, оставалась открытой; обувь и головные уборы отсутствовали.

Хозяйственно-культурные типы второй группы — мотыжно-земледельческие и животноводческие — начали складываться на востоке Азии на рубеже IV и III тысячелетий до н. э., когда древнекитайские племена бассейна Хуанхэ стали постепенно переходить от охоты и собирательства к выращиванию культурных растений и домашних животных. В субтропических и тропических районах Восточной Азии переход этот начался, по-видимому, несколько позднее; однако и здесь неолитические культуры Южного Китая принадлежали в основном земледельческим племенам — древнейшим представителям хозяйственно-культурного типа мотыжных земледельцев теплого и влажного пояса Восточной Азии. В дальнейшем тип этот стал господствующим у большинства народов, говорящих на южноазийских (мон- кхмерских), чжуан-дунских и мяо-яоских языках, а также у некоторых групп тибето-бирманцев. По существу почти все народы, расселенные к югу от Янцзы, принадлежали к рассматриваемому типу вплоть до распространения у них плуга. Важнейшими сельскохозяйственными культурами у мотыжных земледельцев теплого и влажного пояса Восточной Азии были с глубокой древности различные съедобные клубнеплоды и корнеплоды, в особенности таро и ямс, имеющие, по-видимому, местное происхождение. Таро выращивалось больше в долинах, а ямс — в предгорьях. Наряду с ними, однако, уже в эпоху неолита на юге Китая был известен рис, хозяйственное значение которого в дальнейшем непрерывно возрастало, так что в настоящее время он стал основной сельскохозяйственной культурой всех низинных, а отчасти и предгорных районов, расположенных южнее Янцзы. Первоначально выращивался суходольный рис, посевы которого и теперь еще нередки на горных склонах юга и особенно юго-запада страны (например, у кава, бэнлун, цзинпо и других народов). Однако еще до распространения плуга земледельцы тропиков и субтропиков стали постепенно переходить к выращиванию заливного риса, связанному с развитием искусственного орошения, достигшего у многих национальностей этой зоны, например, у чжуан, тай, буи, дун, высокого совершенства. хозяйственно-культурные типы третьей группы (пашенно-земледельче ские), встречающиеся у народов Восточной Азии. Ьопрос о времени появления в этой части эйкумены пахотных орудий не может считаться окончательно разрешенным. В надписях на древнекитайских бронзовых сосудах XI—IX вв. до н. э.) встречается иероглиф «лэй», который некоторые исследователи считают схематизированным изображением двузубого пахотного орудия и переводят на русский язык словом «соха». Однако иероглиф этот в записях иньского времени употребляется, по-видимому, в переносном значении (в смысле «обрабатывать землю», «заниматься земледельческим трудом») и в силу этого не может служить бесспорным доказательством наличия тогда пахотного орудия типа сохи. Скорее лэй представлял собой двузубый заступ, подобный баскской лайе. Относящиеся к более поздним эпохам археологические и этнографические материалы также не дают никаких оснований для вывода о бытовании в Восточной Азии двузубых пахотных орудий.

Первые хорошо датированные вещественные доказательства существования плужного земледелия (железные лемехи) в нашем распоряжении имеются только для периода VI—V вв. до н. э. Очевидно, однако, что задолго до массового внедрения в сельскохозяйственное производство пахотных орудий с железными сошниками могли употребляться более примитивные орудия того же назначения, целиком состоящие из дерева или снабженные лемехами из бамбука. На юге Восточной Азии (например, у хайнаньских ли) такие орудия сохранились до настоящего времени. Вероятно, таким образом, что постепенный переход от чисто ручного (мотыжного) земледелия к плужному происходит в бассейне Хуанхэ в первой половине I тысячелетия до н. э. Время это можно принять при современном уровне наших знаний и за исходный период формирования самого древнего в Восточной Азии хозяйственно-культурного типа третьей группы — типа плужных земледельцев умеренного и засушливого пояса.

К концу I тысячелетия до н. э. основные характерные особенности этого типа уже вполне сложились. Как письменные, так и археологические материалы, относящиеся к периоду III в. до н. э.—III в. н. э., с полной убедительностью свидетельствуют о том, что в то время существовали уже те специфические черты хозяйства и культуры, которые с такой большой яркостью выступают на протяжении всей дальнейшей истории народов Восточной Азии. Сформировавшийся тогда тип плужных земледельцев открытых ландшафтов засушливой зоны оставался господствующим на севере Китая на протяжении более двух тысяч лет вплоть до настоящего времени. Прогрессивно развиваясь и обогащаясь все новыми и новыми хозяйственными и культурными достижениями, тип этот как бы аккумулировал творческий опыт многомиллионного китайского крестьянства на всем пути его долгой исторической жизни. Кроме северных китайцев (хань), рассматриваемый тип в различных местных вариантах стал характерным и для некоторых других народов севера Восточной Азии, например для хуэй (дунган), маньчжуров, уйгуров, части ^монголов (перешедших к земледелию), корейцев.

Основными сельскохозяйственными культурами пашенных земледельцев севера являются с глубокой древности засухоустойчивые злаки — просо, чумиза, гаолян (один из видов сорго), некоторые сорта пшеницы. Большую экономическую роль играют также бобовые — соевые и другие бобы, земляной орех (арахис), фасоль, горох и т. п. Сильно развито овощеводство, особенно выращивание всевозможных сортов капусты, редьки, лука, чеснока, огурцов и тыкв. Очень распространен также в качестве полевой культуры батат. Из фруктов наиболее характерны абрикосы, хурма и китайский «финик» (жужуб). Виноградарство развито только л оазисах Синьцзяна; там же издавна процветает и бахчеводство (особенно славятся превосходные хамийские дыни). Культура риса не является здесь ведущей. Однако у корейцев, даже живущих на севере своей страны и в соседних районах Маньчжурии (провинции Цзилинь), рис, несмотря на сравнительно холодный и сухой климат, занимает в продукции земледелия первое место. Из технических культур существенное значение имеют хлопчатник, тутовое дерево (шелковица), рами (китайская крапива), табак, некоторые масличные (кунжут, сурепка, теперь также подсолнух). Повсеместно широко применяется ирригация арычного типа, связанная с недостатком воды.

Основным пахотным орудием в настоящее время является плуг, большей частью с тонким и широким двусторонним лемехом, напоминающим по форме лопату (заступ). В качестве тягловой силы используются ослы, лошади, помеси между ними (мулы и лошаки), а также крупный рогатый скот. При вспомогательных полевых работах и особенно на огородах широко применяются ручные орудия — мотыги, тяпки и лопаты различных типов. Характерно употребление вертикальных и двурядных горизонтальных борон, катков для разбивки комьев земли (большей частью каменных), однорядных и двурядных сеялок оригинальной конструкции е полыми бороздящими сошниками, в каналы которых подаются семена из особой коробки. Уборка зерновых производится «угловатыми» серпами с лезвием, почти перпендикулярным к рукояти. Молотят чаще всего на утрамбованном току при помощи катков, влекомых различными домашними животными. Веют обычно с лопаты.

Животноводство играет подсобную, но существенную экономическую роль. Кроме рабочих животных, китайцы и корейцы разводят преимущественно свиней, кур, уток. У мусульман (хуэй, уйгуры) свиней, конечно, нет, но зато больше крупного рогатого скота, овец и коз. Из весьма разнообразных и высокоразвитых видов домашнего производства и ремесел наиболее характерны для рассматриваемого хозяйственно-культурного типа гончарство (на базе которого развилась позднее выделка фаянса и фарфора), обработка дерева, плетение циновок, корзин и других вещей из гибкого лозняка, камыша, травы и соломы, прядение и ткачество (в частности, шелкоткачество), изготовление различных пищевых продуктов. Из сухопутных средств передвижения должны быть отмечены ручные одноколесные тачки, а также двуколки с большими колесами, влекомые теми же животными, которые служат тягловой силой в сельском хозяйстве.

Жилища народов севера Восточной Азии, относящихся к рассматриваемому типу, отличаются значительным разнообразием. При строительстве, однако, почти повсеместно широко используется глина. У народов Синьцзяна, а также у корейцев встречаются чисто глинобитные или саманные постройки; бытуют в этих местах, впрочем, и жилища с глиняной обмазкой плетеных стен. Для северных китайцев характерны каркасно-столбо- вые дома со стенами из сырцового или обожженного кирпича. Кровельными материалами служат солома, тростник, черепица. В Синьцзяне крыши часто бывают совсем плоскими, на севере Китая — плоско-двухскатными, в Корее — четырехскатными; градация эта связана с последовательным нарастанием количества осадков. Пол в крестьянских жилищах всех этих районов, как правило, земляной; на нем имеется обычно возвышение, занимающее значительную площадь; у северных китайцев и корейцев оно обогревается горячим воздухом (кит. кан, кор. ондолъ). Мебели в домах мало; наиболее характерны низкие столики различной формы и деревянные сундуки для домашнего скарба.

Пища восточноазиатских пашенных земледельцев засушливой зоны преимущественно растительная. Распространены пшеничные лепешки (в Синьцзяне) или «пампушки» (на севере Китая), каши из проса, чумизы и гаоляна (в Корее также из риса), разные блюда из бобов и овощей. Мясные кушанья китайцы и корейцы готовят главным образом из свинины или курятины; хуэй и уйгуры — из баранины или говядины (у уйгуров очень популярен плов). Везде в большом ходу различные острые приправы (красный перец, уксус, соевый соус). Костюм изготовляется преимущественно из хлопчатобумажных тканей (зимой — на вате); наиболее распространенными его элементами, общими для всех народов рассматриваемого типа, являются распашные куртки и халаты, штаны с широким шагом, носимые как мужчинами, так и женщинами, матерчатые туфли или плетеные сандалии, головные повязки, соломенные шляпы разных типов. Большим разнообразием отличается этническая специфика убранства, не связанная непосредственно с природными и хозяйственными условиями.

 

Билет №12

 

У монголоидов цвет кожи желтоватый или темно-смуглый, во­лосы большей частью тугие (жесткие), по форме прямые. Окраска волос и глаз, как правило, черная или темно-коричневая, борода и усы у мужчин появляются поздно и редко достигают большой гус­тоты. Лицо широкое и высокое, уплощенное, скулы сильно высту­пают, а нос - слабо. Глаза нередко узкие, оси их наклонены, склад­ка верхнего века сильно развита, часто доходит до ресниц. Харак­терен также эпикантус - особая кожная складка, частично или пол­ностью закрывающая слезный бугорок во внутреннем углу глаза.

эпоху позднего палеолита (40 —16 тыс. лет до н. э.) и мезолита (15—8 тыс. лет до н. э.) на территории Азии уже были представлены почти все основные расы, существующие в настоящее время. В Юго-Западной Азии расселялись различные группы европеоидов, кое-где с негроидной примесью.

 

В Южной и Юго-Восточной Азии имелось австралоидное население. В Восточной Азии обитали преимущественно тихоокеанские монголоиды, южные группы которых составляли переход к австралоидам. Центральная Азия была зоной расселения континентальных монголоидов.

 

По мнению большинства советских и многих зарубежных ученых, процесс формирования людей современного вида происходил на достаточно обширном очаге, скорее всего в Восточном Средиземноморье и соседних областях Юго-Западной, а может быть, и Южной Азии. Расселяясь из этого очага, люди современного вида осваивали Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию, где они смешивались со своими неандерталоидными предшественниками, стимулируя их развитие. По мнению некоторых антропологов, в это время сложилось разделение единого по своему происхождению человечества на два массива популяций (локальных групп населения)—западный и восточный. Оно могло быть связано с тем, что в разных районах первобытной ойкумены люди современного вида смешивались с различными группами неандертальцев. Население Юго-Западной и частично Южной Азии относилось к западной группе, а население Восточной и Юго-Восточной Азии — к восточной группе.

 

В неолите (7—4 тыс. лет до н. э.) и в следующем за ним бронзовом веке (3—2 тыс. лет до н. э.) Юго-Западная Азия, как и в позднем палеолите, была заселена различными, преимущественно длинноголовыми, популяциями южных европеоидов, среди которых уже начался процесс брахикефализации (расширения и укорочения черепа). Костные остатки людей этого времени, найденные в Малой Азии, Сирии, Ираке, Иране, Пакистане и Северо-Западной Индии, а также сохранившиеся до наших дней скульптурные и иконографические изображения древних азиатских народов (шумеров, аккадов, эламитов, финикийцев, ханаанеян. халдов, хеттов, ассирийцев, вавилонян, мидян и др.) показывают, что тогда уже происходило формирование основных территориальных групп южных, интенсивно пигментированных европеоидов (маланохроев): средиземно-балканской, переднеазиатской (арменоидной) и индопамирской.

 

В бассейне Инда южные европеоиды, к которым принадлежали создатели хараппской культуры (3—2 тыс. лет до н. э.), говорившие, вероятно, на дравидских языках, смешивались с австралоидными популяциями аборигенов Южноазиатского субконтинента.

 

Костные находки эпохи неолита довольно многочисленны также в Индокитае. Большинство черепов этого времени, найденных на стоянках Северного и Южного Вьетнама, должны быть отнесены к различным вариантам австралоидов, расселенных здесь еще с позднего палеолита. Однако среди неолитических краниологических серий из Вьетнама встречаются группы черепов, обладающих сочетанием австралоидных особенностей с монголоидными. К ним принадлежат, например, черепа из Фобиньзя и Камау (Вьетнам). Можно предполагать, что в неолите в Индокитае и на Японских островах уже началась метисация австралоидных аборигенов с генетически родственными им южными монголоидами, продвигавшимися из южных районов Восточной Азии.

 

В Индонезию и на Филиппины южные монголоиды проникли позднее, вероятно, во 2 тысячелетии до н. э. Немногочисленные в этих странах древние костные находки не имеют монголоидных признаков, но обладают определенными австралоидными чертами. Расселение южных монголоидов на востоке Индокитая, в Индонезии, на Филиппинах, на Тайване и на юге Японии, а также в Океании было связано с распространением языков австронезийской (или малайско-полинезийской) семьи, а на западе Индокитая, на юге Китая и в Северо-Восточной Индии с распространением австро-азиатских языков: мон-кхмерских (включая кхаси) и мунда. К австронезийцам и особенно к австроазиатам антропологически, этнографически и лингвистически близки вьетнамцы, мяо (мео), яо и народы тайской группы.

 

Потомками позднепалеолитического населения Северного Китая были по всей вероятности, протокитайские неолитические племена бассейна Хуанхэ (5—2 тыс. лет до н. э.), создавшие культуры Яншао, Луншань и др. Антропологически эти племена принадлежали к восточноазиатской группе тихоокеанских монголоидов, обнаруживая ясные генетические связи с более южными популяциями, переходными к австралоидам. К восточноазиатской расе относятся и неолитические черепа из Унги на севере Кореи; в них можно видеть начало формирования относительно короткоголового корейско - маньчжурского типа восточных монголоидов, распространившегося в первых веках н. э. на Японские острова, где он смешался с айноидными и южно-монголоидными формами. Другим вариантом восточных монголоидов был относительно длинноголовый «северокитайский тип», характерный для черепов, связанных с культурой Яншао, а также костяков из Иньских могильников II тысячелетия до н. э.

 

Можно предполагать, что одним из вариантов тихоокеанских монголоидов были также аборигены Тибета, освоение которого людьми началось еще в палеолите. В северных и западных районах Центральной Азии на территории современных МНР, Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР и Афганистана на протяжении всего неолита, бронзового, а отчасти и железного веков расселялись различные, преимущественно ираноязычные, популяции, принадлежавшие к европеоидным расам. С середины I тысячелетия до н. э. континентальные монголоиды из восточных районов Центральной Азии начинают продвигаться на запад и смешиваться с более древним европеоидным населением. Продвижение это, связанное с массовыми миграциями алтайских народов, в первую очередь тюрков и монголов, продолжалось до XIII—XV вв. н. э. и привело к формированию разнообразных расовых типов, промежуточных между европеоидами и континентальными (северными) монголоидами.

 

Билет №13

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных