Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Погребальные обряды




Смерть мужа (а иногда даже жениха) не давала женщине права выйти замуж за другого. В императорском Китае для вдовы считалось позорным покинуть дом мужа, если ее не принуждали к этому родители покойного. В феодально-аристократических кругах открыто поддерживалось мнение, что наиболее почтенна та жена, которая «ушла вслед за умершим мужем», т. е. умерла вскоре после него хотя бы в результате самоубийства. Вторичный брак вдовы был по существу запрещен или считался настолько предосудительным, что, даже если семья мужа выдала вдову замуж, позор падал на женщину, а не на ее родственников, так как считалось, что в загробном мире души супругов встретятся, и тогда душа женщины, не несшей вдовства, должна была «делиться» между душами мужей.

По народным верованиям, смерть не прерывает связей души покойного с его родственниками по патронимии. Переселившись в загробный мир, душа покойного продолжает участвовать в хозяйственной и обрядовой жизни своих родственников, помогает им, защищает их от злых духов, ходатайствует за них перед властителем неба Юйхуаном («Яшмовый император»).

Такие воззрения определяли в значительной мере отношение к смерти как моменту перехода души из мира земного в мир загробный. Считалось, что душа явится в загробный мир в том виде, в котором тело будет уложено в гроб. Поэтому самыми страшными видами казни из применявшихся в феодальном Китае считались отрубание головы, четвертование и другие, приводившие к расчленению тела. Обезглавленная душа, соответственно народным представлениям, должна будет терпеть страдания и в загробном мире.

Считалось, что у каждого человека есть несколько душ. По распространенной поговорке, у предельно перепугавшегося человека «все пять душ упали» (ухунъ сядяола). По народным верованиям, было три основных души: телесная, земная и поминальная. Все они могут «покидать тело» еще при жизни (этим объяснялся, в частности, сон). Но, покинув тело, душам нельзя задерживаться. Иначе «потерявший душу» человек умирает. Болезни тела и телесной души тесно связаны. Вместе с тем можно и без видимых причин, т. е. от старости, «переселиться в мир предков».

Естественная смерть в глубокой старости считалась наиболее достойной. С приближением старости заранее готовились к приходу смерти. В помещичьих семьях по завещанию отводился специальный участок земли, урожай которого шел на поминания. Нередко, не надеясь на сыновей, умирающий передавал этот участок монастырю с условием «вечного поминания» своей души.

Еще при жизни шили погребальные одежды из белого холста (шоуи). Готовили заранее и гроб. В старом Китае считалось, что гроб должны преподносить родителям почтительные сыновья. Гроб делали толстостенным, так как между днем смерти и днем похорон нередко проходили месяцы и годы. Такая отсрочка похорон зависела от многих обстоятельств. Считалось, что для души земной, которая остается с телом в гробу, необходимо выбрать «счастливый день» для погребения. Определение «счастливого дня» производилось гадальщиками по небесным корням (тянъганъ). Этот день мог быть назначен и через год после смерти, и позже. Другой причиной задержки похорон являлось убеждение, что хоронить родственников следует только на семейном кладбище, в той местности, где они родились и где жили их предки. Гроб с телом покойного сохранялся до тех пор, пока его семья и родственники не собирали достаточно средств для перевозки гроба в родное село. Нередко из Тяньцзиня или Шанхая отправлялся корабль, груженный гробами членов какого-либо землячества, доставляемыми к месту последнего успокоения за счет родственников усопшего или за счет землячества. Душа бедняка, родственники которого не могли перевезти его тело к семейному кладбищу, «сама путешествовала туда», покидая тело.

Цикл погребальных обрядов открывался подготовкой дома к проведению похорон. Траурное убранство начиналось с ворот. Вместо красных полосок и благожелательных картин на ворота наклеивали белые полосы, а в помещичьих домах нередко иероглифический текст из белой бумаги на бамбуковой основе. В городах л в помещичьих семьях перед воротами усадьбы красные фонари с черными иероглифами (благопожеланиями счастья, богатства и др.) заменялись белыми или же* голубыми с белыми иероглифами. Основным из этих иероглифов был, исходя из представления о бессмертии души, знак шоу — «долголетие». Он же входил в орнаментацию гроба и т. д. В соответствии с народными верованиями отлет души в загробный мир символизировался в старом Китае вывешиванием бумажного изображения птицы над воротами дома, где есть покойник. Таково было второе извещение о смерти. Одновременно, особенно если погребение ожидалось скоро, рассылали баосан — извещения о смерти близким и друзьям. В деревне родственников покойного и друзей извещал о его смерти мальчик, обходивший все указанные ему сыном покойного дома.

Омовение тела покойного совершалось вне дома. На омовение приглашались двое-трое из беднейших односельчан, иногда профессиональные мойщики. С ними расплачивались главным образом носильными вещами покойного. Профессиональные мойщики, как и представители других профессий, связанных непосредственно со смертью и загробным миром, издавна считались людьми «подлой», «нечистой» профессии. Омытое и облаченное тело вносили в дом и, если была возможность, помещали в отдельной комнате. Гроб с телом ставили так, чтобы голова была обращена на юг. При этом гроб прикрывали, но не совсем плотно, чтобы душа могла свободно перемещаться к угощению. Перед гробом ставился поминальный стол. На нем размещались курильницы с дымящимися палочками или фигурными (в виде иероглифа шоу и др.) прессованными плитками благовоний. Здесь же ставились ежедневно «угощения» для души умершего: рис, вареная курица, сушеные фрукты и т. д., а также специально сделанные для обряда погребения изображения денег и целых слитков из золотой и серебряной бумаги, а также лампа, которую не гасили до самого дня первичного погребения. Обычно огня в очаге и других ламп не зажигали всю первую неделю со дня смерти. Пищу готовили и приносили семье покойного ближайшие родственники по мужской линии. Частично пищу присылали и друзья покойного, которые, узнав о смерти, посылали письма-соболезнования, а затем приходили проститься с покойным, принося при этом подношения продуктами и деньгами. Из таких подношений складывались значительные суммы, облегчавшие семье покойного бремя затрат на пышные похороны. В городах существовали так называемые «клубы взаимопомощи». Это были объединения группы сослуживцев или друзей, ежемесячно отчислявших определенную сумму с тем, чтобы по очереди иметь право на крупную разовую затрату (например, на похороны).

После прощания семьи и друзей с телом покойного гроб «запечатывали», т. е. тщательно промазывали все пазы, чтобы можно было выждать для погребения «счастливый день». Гроб укрепляли на длинных бамбуковых шестах. Для того чтобы перенести гроб к могиле, требовалось 18—36 человек. Похоронная процессия также оформлялась возможно более пышно. Существовавшие в городах и местечках костюмерные лавки предоставляли напрокат белые костюмы и белый реквизит. Во главе процессии несли «для устрашения злых духов» бумажные изображения «черного сановника» и «красного стража».9 Далее шли в ряд 5 человек, несущие погребальные хоругви. За ними группа в 30—60 человек с хоругвями, зонтами и флагами. Далее шли музыканты и даоские монахи. За ними несли столы с погребальными вещами: «золотой» и «серебряной» горой, изображениями домов, слуг, экипажей, гор тканей, связок денег и даже жен. По народным верованиям, в загробном мире, где в общем быт тот же, что и на земле, душе праведника все это понадобится. Далее следовали буддийские монахи, затем группа юношей, несущих гирлянды и большие букеты из белой бумаги. За ними на некотором расстоянии шли друзья умершего с дымящимися курительными палочками в руках. Непосредственно перед гробом шли сыновья покойного и музыканты, бьющие в гонг. Гроб еще перед выносом из дома накрывался красным, расшитым золотыми драконами покровом. За гробом шли прочие родственники и присоединившиеся по пути к процессии друзья и знакомые. По прибытии на кладбище монахи поочередно или все вместе читали «отправные» молитвы. После того как гроб опускали в могилу, ближайшие родственники бросали по горсти земли. Затем все присутствующие быстро зарывали могилу. Могильный холм делали обычно овальный. В изголовье холма, т. е. в южной его части, богатые семьи ставили надгробье в виде мифического животного (биси — десятого сына дракона) со стелой на спине, на которой затем писали чин и имя умершего. Формы надгробий различны и по оформлению, и по качеству в зависимости от достатка семьи и от района погребения. После чтения погребальных молитв и прощания с покойным на могиле сжигали для телесной души принесенные изображения ее имущества и спутников.

После сожжения подношении сын покойного обращался к третьей — поминальной душе с просьбой вселиться в табличку (чжу), которую он держал при этом за спиной.

Затем участники погребальной процессии возвращались в дом умершего, где участвовали во второй поминальной трапезе. Поминальные трапезы совершались затем в «семь семерок», т. е. каждый седьмой день до 49-го дня включительно. Дом тщательно окуривался и считался окончательно «чистым» только после завершения траура.

Праздники

Начало Нового года — первого дня первого лунного месяца падает на различные даты солнечного календаря в пределах конца января—середины февраля. В 1965 г., например, первым днем первого месяца лунного года было 1 февраля по солнечному календарю. Празднование Нового года официально приурочено к празднику весны в 140 г. до н. э. Праздник весны сохранился у китайцев как народное празднество и в настоящее время. Однако содержание празднества значительно изменилось. Празднование Нового года длилось от трех дней до полумесяца и включало целый цикл обрядов: малый Новый год, дни семейно-родственного единения, новогодние гостевания и праздник фонарей. К Новому году считалось обязательным возвратить (получить) долги, а также урегулировать спорные вопросы, примирить враждующих. Новый год считался днем примирения. Однако вместо примирения этот день нередко становился днем траура для бедняков, у которых помещик или ростовщик под Новый год за неуплату долга безжалостно отбирал землю, имущество и даже детей; как известно, фактическое долговое рабство в тот период процветало. Перед 23-м днем 12-го месяца, который часто называли «малым очищением», или малым Новым годом, обычно производили генеральную уборку дома и усадьбы, стремились подновить ограду, подкрасить деревянные части ворот, а также инби. Пересматривали и чинили весь комплект земледельческих орудий труда. В доме также все чистили и мыли, подновляли печи и дымоходы канов. Кухне уделялось особое внимание: и помещение, и утварь должны были быть начищены до блеска. В этот день, по народным верованиям, божество домашнего очага Цзаован отправляется к Верховному владыке небес — Юйхуану с донесением о всех событиях, добрых и злых делах семьи за истекший год. Поэтому перед лубочным его изображением в божнице ставили в этот день чашки с рисовыми пирожными и другими сластями, чтобы в его докладе Юйхуану «звучали сладкие ноты». Нередко около иконы можно было увидеть деньги (плата за умолчание о грехах семьи) или тянучки (средство заклеить рот его в момент доклада). Цинмин — «праздник чистоты и ясности» — самый большой после Нового года. Отмечается он в конце второго или начале третьего месяца лунного года.

Погода становится ясной и устойчивой. По народным представлениям, борьба зимы и весны, воспринимавшаяся как борьба Ян — мужского светлого начала с Инь — женским темным началом, заканчивается в пользу весны. Вместе с тем считалось, что в этот день Ян и Инь приходят в равновесие; небо оплодотворяет землю; зарождается новая жизнь. Толпы празднично одетых людей гуляют по улицам с веточками ивы в руках. По-китайски ива — яншу, т. е. дерево Ян, символ торжества Ян. В этот день всей семьей посещали могилы родичей и сжигали «необходимые для их душ» жертвенные предметы‘из золотой и серебряной бумаги.

В день «цинмин» издревле и до конца XIX в. проводился в Китае «праздник первой борозды». Глубоко народный «праздник первой борозды» в феодальном Китае превратился в обряд государственного земледельческого культа. На священном поле Храма земледелия император лично шел в желтых одеждах за плугом, проводя первую борозду. Его два помощника в обряде (даже если император передоверял одному из них заменить себя) имели право надевать лишь красные одежды вассала. В начале и конце обряда проводилось торжественное моление небу иг божествам земледелия. Обрядовые орудия, с помощью которых запахивалось, а затем обрабатывалось священное поле, хранились при Храме земледелия (откуда они были похищены в период японской оккупации Пекина). Начинать запахивание личных полей до обряда первой борозды номинально в императорском Китае воспрещалось. Фактически в обширной стране, где в ряде районов вегетационный период длится весь год, одновременно начинать обработку поля просто невозможно.

Далее следует празднество Дуанъу («начало лета», буквально «пара пятерок»), т. е. праздник 5-го дня пятого месяца лунного года, или так называемый праздник дракона. Цикловая связь этого празднества сейчас в народе почти не осознается (прежде он считался днем окончания посева).13 По народным верованиям, дракон — повелитель водной стихии — представлял в сельскохозяйственном годичном цикле, с одной стороны, подателя влаги, щедро орошающего созревающие поля своих почитателей. С другой стороны, он выступал как защитник от неисчислимых бедствий, вызываемых чрезмерным разливом рек, наводнениями, переменой русел рек. Ясно, что почитание его занимало третье место (после божеств неба и земли). Праздник и поныне отмечается карнавалом на реках и озерах. Причем лодке придается форма, напоминающая голову и узкое туловище дракона. В последние годы в этот день проводятся массовые состязания в различных видах водного спорта (плавание, гребля). В воду бросают цзунцзы — своеобразное кушанье из клейких сортов гаоляна, риса, проса или кукурузы. Это угощение духов вод ассоциируется с распространенным у ряда народов мира обычаем приносить жертвы духам вод и еще раз подкрепляет предположение о связи празднества с сельскохозяйственным календарем. Этот праздник, как и другие праздники земледельческого цикла, явление отнюдь не исключительно китайское, а широко распространенное во всей Восточной и Юго-Восточной Азии.

В народе считалось также, что дракон питает и растит целебные травы и травы-обереги. С утра в день Дуаньу входные двери дома убирались душистыми букетиками трав. Толчеными душистыми травами наполнялись в этот день сотни амулетов, куколок, коробочек и т. д., подвешивавшихся прежде к косичкам и пришивавшихся к одежде детей как обереги. На стенах комнаты вывешивались за- клинательные картины, изображающие поражение пяти основных вредоносных существ: зеленой лягушки, ящерицы, многоножки, паука и змеи. Считалось, что оберегом служат также пятицветные травяные и нитяные ожерелья и браслеты. Праздничная торговля, длящаяся 2—3 дня, развертывалась обычно вокруг часовни божества Чэнхуана, хранителя данной местности, причем в значительной мере предметом торговли являлись именно амулеты и различные вышивки.

Праздник урожая (Чжунцю — «середина осени») отмечается в 15-й день восьмого месяца лунного года. Считается, что в эту ночь луна наиболее ясная и полная. Пища, приготавливаемая в этот день, особенно обильна. Вечерняя трапеза включает несколько сортов печений, изготовленных в форме луны (юэбин). «Лунные» печения не пекутся дома, а покупаются заранее в городе, в лавке. Они делаются из белой муки, обильно глазированы вареным коричневым сахаром. Новый год, Дуаньу и Чжунцю считаются основными празднествами годичного цикла празднеств сельскохозяйственного календаря и носят общее название Санъцзе (буквально «три коленца годичного стебля бамбука»).

Празднество Дэнгао (или Чунцзю), проводившееся в 9-й день девятого месяца* восходит к тому времени, когда значительную роль в хозяйстве народов Северного Китая играла охота. В полной мере сохранялся он в период господства маньчжурской цинской династии:. В этот день проводилась ежегодная облавная охота, совершались также жертвоприношения духам гор и возвышенностей. С давндх времен отмечается обычай проводить этот день на возвышенностях и у вершин, принося- жертву духам гор вином и мясом.

В начале десятого месяца в ряде мест проводилось празднество зимнего солнцестояния (Дунчжи).

В 8-й день двенадцатого месяца праздновался Лаба — праздник по названшо обрядовой жертвы ла против всех вредоносных духов. С ним связано жертвоприношение лабачжоу (каша из круп, фасоли и сушеных плодов). Это жертвенное кушанье в честь Шэньнуна (по народным поверьям — изобретателя плуга,, обучившего людей земледелию), Хоуцзи (якобы подарившего людям просо и другие злаки), а также б духов-покровителей (духов местности, прудов и запруд, водных путей, земледелия, диких животных и насекомых). В северных и северо- западных районах к этому дню приурочивалась охота. Интересно, что, так как Шэньнун и Хоуцзи известны как божества мужские, божественные мужи, то и праздник Лаба считался мужским.

В 23-й день двенадцатого месяца лунного года отмечались проводы Цзаована — божества домашнего очага. С этого дня начинались проводы старого года и встреча нового.

Из всех празднеств, связанных с сельскохозяйственным календарем^ в народе в полной мере сохранилась традиция отмечать Саньцзе, а также Цинмин.

 

Билет №18

Существуют версии происхождения корейцев от протоалтайских, протоавстралийских племен, рассматривается возможность участия в этногенезе палеоазиатских, тунгусских народов. Со времен неолита на Корейском полуострове существовали две мало контактирующих друг с другом общности, южная и северная. Южная жила относительно изолированно и, вероятно, восходит к полинезийско-автралийской популяции. Северная активно контактировала с тунгусо-маньчжурским миром, племенами Северного Китая. Складывание единого корейского этноса связывают с эпохой Троецарствия (I–VII вв.). В России, в Уссурийском крае, первые 19 семей корейцев появились в 1863 г. К началу XX в. на русском Дальнем Востоке было около 30 тыс. корейцев, а к 1926 г. — 87 тыс. Ко второй половине XX в. большинство российских корейцев (коре сарам) обрусели. В меньшей степени обрусение затронуло южно-сахалинских корейцев (сахаллин хангугин) — потомков южнокорейских рабочих, завезенных на Южный Сахалин японским правительством в конце 1930-х — начале 1940-х гг., когда Корея и часть о-ва Сахалин южнее 50 параллели принадлежали Японии. В 1950–1960-х гг. много корейцев (в основном, из числа депортированных в Среднюю Азию) переселилось на Северный Кавказ.

Этногенез корейцев уходит своими корнями в глубокую древность. Предполагается, что в формировании этноса приняли участие племена различного происхождения: так называемое палеоазиатские, протоалтайские и австронезийские. Из них протоалтайские племена явились главным этническим компонентом корейцев, что отразилось в очевидных этногенетических связях корейцев с тунгусо-маньчжурами. Значительную роль в этнической истории корейцев сыграли и северо-китайские племена.

На протяжении многих веков корейский народ был под властью монголов, китайцев, японцев. Бесконечные внутренние междоусобицы, войны, голод вынуждали часть корейцев искать свое пристанище на чужбине.

Однако многие вопросы ранней этнической истории корейского народа не могут считаться окончательно решенными. Это прежде всего касается проблемы этногенеза корейцев. При наличии различных точек зрения наиболее распространено мнение о двух основных противоположных компонентах в этногенезе корейцев: северном, связанном с этническими перемещениями с территории Северо-Восточной Азии, и южном, связанном с малайским миром. В свете этой теории этническая история корейского народа на ранних ее этапах представляется как самостоятельное существование племен южного и северного происхождения.

Согласно преданиям и легендам, нашедшим отражение в китайских («Сань- гочжи», «Цяньханьшу», «Хоуханыпу» и др.) и корейских («Самкук саги», «Сам- кук юса») летописях, племена, населявшие юго-восточную часть Маньчжурии и Корейский полуостров (пуё, когурё, ё, окчо, махан, чинхан, пёнхан), связывали свое происхождение с мифическими героями, которые были правителями расположенных где-то на севере «государств».

На ранних этапах этнической истории, возможно даже в эпоху неолита, на территорию Корейского полуострова проникали группы, связанные в своем происхождении с южным миром. Предполагается, что южные элементы проникали на территорию Кореи наиболее интенсивно со стороны Бохайского залива, имея своей исходной точкой, очевидно, Шаньдунский полуостров. Этнические группы южного происхождения оказали значительное влияние на формирование некоторых специфических сторон хозяйства и материальной культуры предков корейцев. К их числу относятся многие особенности земледелия, в частности, культивирование риса, грядковая система обработки полей, наличие скотоводства без употребления молока, разведение домашней птицы и свиней, употребление в пищу мяса собака.

Согласно письменным источникам, первой крупной федерацией корейских племен было объединение древний Чосон (Кочосон). Ведущую роль в создании Чосона играли племена ё и курё.

В 108 г. до н. э. войска ханьского Китая покорили Чосон и его территория была разбита на четыре уезда.

На протяжении первых веков нашей эры у племен, населявших Корейский полуостров, происходил процесс разложения первобытнообщинных отношений и зарождения классового общества. Наиболее интенсивно этот процесс шел у северных племен: он завершился созданием на севере сильного государства Когурё (III—IV в. н. э.). К IV в. сформировалось другое крупное государство — Пэкче, занимавшее юго-западную часть страны. В юго-восточной части полуострова к VI в. сложилось государство Силла. Ведущую роль в его создании сыграло племя capo, которое, согласно корейской летописи «Самкук саги», пришло из Чосона.

В хозяйственной жизни населения этих трех государств большую роль играло земледелие. Древние корейцы выращивали рис, просо, ячмень, пшеницу, бобовые культуры, разводили шелковицу. Для обработки земли использовали и железные орудия. Наряду с земледелием в хозяйстве древних корейцев известную роль играли скотоводство (лошади, быки, свиньи, собаки), охота и рыболовство. Основным эксплуатируемым классом корейского общества периода трех государств1 было номинально свободное крестьянство. Рабство, хотя и известное корейскому обществу, как уклад не получило широкого развития. Феодальный характер носила известная в Когурё и Силла система дарений земли представителям господствующего класса — сачжон и система кормления — сигып. Мощного союзника в упрочении феодализма господствующие классы Когурё, Пэкче и Силла нашли в лице буддийской церкви. Буддизм проник в Корею из Китая в течение IV—VII вв. н. э. Из Китая корейцы заимствовали учение Конфуция и Jiao Цзы.

В период трех государств (IV—VII вв. н. э.) наблюдается расцвет культуры и искусства. Монументальная живопись когурёских гробниц, буддийская скульптура Пэкче, силланская керамика вошли в сокровищницу корейского изобразительного искусства.

Государство Силла в VII в. н. э. стало наиболее могущественным государством на полуострове. Воспользовавшись тяжелым положением Когурё и Пэкче, Силла повело успешное наступление на Пэкче (660 г.), а затем и Когурё (668 г.) и присоединило их территорию к своим землям.

Объединение трех государств под властью Силла создало условия для этнической консолидации. Установление централизованного государственного аппарата способствовало формированию языковой общности на основе распространения диалекта Силла по всей территории страны. Прекращение разорительных войн содействовало подъему производительных сил, экономическому и культурному росту государства Силла. В стране окончательно утверждаются феодальные отношения. Расширяются обрабатываемые площади, совершенствуются земледельческие орудия. Развиваются ремесла: производство тканей, украшений, предметов домашнего обихода. В VII—X вв. столица государства — г. Кёнчжу — становится центром корейской культуры. О научных достижениях того времени свидетельствует сохранившееся здание древнейшей в Восточной Азии астрономической обсерватории (647 г.). Высокого уровня достигло искусство литья в Силла — статуи Будды и колокола, отливавшиеся для буддийских храмов. Примером может служить известный колокол в храме Пондокса в г. Кёнчжу, отлитый в 770 г. Колокол был внушительных размеров (диаметр 2.3 м, высота около 3 м), на поверхности его были нанесены разнообразный орнамент, изящные изображения небожителей.

В течение IX в. среди феодальной знати Силла усиливается сепаратистское движение. В этот период страну потрясают массовые выступления крестьян. Междоусобные феодальные войны и крестьянские бунты вели к ослаблению централизованного государства. Силла распадается на самостоятельные феодальные владения: Второе Пэкче и Второе Когурё,- или Тхэбон и Силла.

В X в. государственное единство было восстановлено. Новое корейское государство получило название Корё (918—1392 гг.). Для укрепления централизованной королевской власти первыми правителями этой династии был проведен ряд реформ. В 976 г. был издан закон, по которому был восстановлен принцип государственной собственности на землю. По этому закону военным и гражданским чиновникам всех рангов давались наделы с правом взимания с них налогов в свою пользу. Были реорганизованы центральные и местные органы власти: страна разделена на 12 областей и 10 провинций. Столица перенесена из Кёнчжу в Кэгён (современный Кэсон).

В период династии Корё расширяются и укрепляются границы государства. Граница на севере доходит до берегов Амноккана. Для охраны этой границы от нападения северных соседей — киданей — были построены крепости и крепостная стена протяжением в тысячу ли (около 500 км). Правительство проводило политику насильственного заселения северо-западных и северо-восточных районов страны выходцами из распавшегося государства Бохай и крестьянами из южных провинций. Возросшая военная мощь государства позволила успешно отразить трехкратное вторжение киданей в 993, 1010 и 1018 гг.

Укрепление централизованной власти и установление в дальнейшем мирных отношений с соседями (киданями) привело к росту производительных сил страны. В стране расширяется площадь пахотных угодий за счет освоения целинных земель. Оживляется внутренняя торговля; в каждой провинции организуются регулярные рынки, в 1097 г. выпускаются новые медные деньги. Расширяется и внешняя торговля с суи- ским Китаем, киданями, чжурчжэнями, Японией и даже Персией.

Мирное развитие Кореи было прервано вторжением монголов в 1232 г. Монголы в главных городах посадили наместников хана, которые контролировали внутренние дела Корё. Корейский народ оказывал сопротивление монгольским завоевателям, только в 1258 г. король Корё признал себя вассалом монгольского хана, но и после этого борьба против монгольского ига не прекращалась. В 1369 г. корейский король официально отказался считать себя вассалом монгольского хана. Долголетняя борьба с монголами, разорение крестьян, превращение знатных сяновников в крупных землевладельцев ослабили централизованное феодальное правительство Корё, что создало благоприятную почву для укрепления оппозиции. В 1392 г. власть захватил Ли Сон Ге, поддерживаемый средним и мелким дворянством и ориентирующийся в своей внешней политике на Китай. Государство получило вновь название Чосон («страна утренней свежести»), столица была перенесена в г. Сеул.

Для укрепления своей власти новая династия конфисковала земли феодальной знати и монастырские земли и передала их служилому дворянству.

В первый период господства династии Ли проводится целый ряд преобразований, укрепляющих централизованное феодальное государство. Сохранив в целом государственную систему Корё, династия Ли для более четкой системы управления страной создала Государственный совет и 6 палат. Страна была разделена на 8 провинций, управляемых наместниками, назначаемыми королем, и подчиняющихся только ему.

Но как и в предшествующий период, развитие Кореи было прервано и замедлено вторжением иноземцев, на этот раз японских самураев. В 1592 г. японские войска высадились в Корее и подвергли страну грабежу и насилию. Кровопролитная борьба длилась шесть лет и закончилась победой корейского народа. Особенно славные страницы в историю Кореи вписал выдающийся флотоводец Ли Сун Син, которому принадлежит заслуга в создании бронированного корабля «Кобуксон» («черепаха-корабль»). Ли Сун Син с помощью своих кораблей нанес сокрушительный удар японскому флоту.

Не успела Корея оправиться от ударов, нанесенных японскими захватчиками, как на нее двинулись полчища маньчжуров, которые дважды (в 1627 и 1637 гг.) вторгались в Корею. В результате этого нашествия Корея попала в вассальную зависимость от маньчжуров и вынуждена была платить им большую дань. Долголетняя тяжелая борьба с японцами и два вторжения маньчжу ров привели страну в состояние экономического и культурного упадка.

На протяжении XVII—XIX вв. в недрах корейского общества складываются предпосылки для капиталистического развития. Рост городов и городского населения и усиление роли в экономической жизни страны так называемого третьего сословия (горожан, купцов, ремесленников) предопределили пробуждение свободной мысли, направленной против конфуцианской ортодоксии. В Корее начинают распространяться идеи сирхак (движение «за реальные науки»).

В конце XIX в. правительство Кореи под натиском капиталистических хищников вынуждено было «открыть» Корею. Япония первая в 1876 г. навязала Корее неравноправный договор, вслед за которым США (1882 г.), Англия (1883 г.) и Россия (1884 г.) также заключили неравноправные торговые соглашения.

Открытие внутреннего рынка Кореи для иностранной торговли и наплыв дешевых европейских и японских промышленных изделий ускорили разложение феодальных отношений. В Корее на базе докапиталистических мануфактур создаются первые промышленные предприятия. Развитие капитализма в Корее привело к экономическому сплочению и стимулировало складывание корейской народности в буржуазную нацию. Однако процесс национального экономического и культурного развития Кореи был резко заторможен захватом ее Японией и превращением ее в колонию японского империализма.

В период японского господства (1910—1945 гг.) корейский народ подвергался беспощадной колониальной эксплуатации и национальному угнетению.

С конца XIX в. в Корее начинается упорная национально-освободительная борьба. Установление японского протектората (1905 г.) вызвало мощное движение протеста, принявшего характер длительной и упорной партизанской борьбы и массовых восстаний. В этот период растет влияние партизанской армии Ыйбёнъ, созданной еще в 1896 г. Борьба народных ополченцев была особенно ожесточенной в южных провинциях. Поражение Японии во второй мировой войне положило конец сорокалетнему господству японских колонизаторов на Корейском полуострове. Освобождение корейскому народу принесла Советская Армия. Согласно договоренности между союзниками по антигитлеровской коалиции, в Корее были определены две зоны ответственности: советская — к северу от 38-й параллели —и американская — к югу от нее. С самого начала наметились две линии решения корейского вопроса. Игнорируя все предложения Советского правительства, американские правящие круги, опираясь на реакционные и коллаборационистские элементы корейского общества, взяли курс на искусственное расчленение страны. В августе 1948 г. в Южной Корее было сформировано марионеточное правительство. К власти пришел антинациональный, проимпериалистический блок помещиков и крупной буржуазии.

В сентябре 1948 г. Верховное народное собрание Кореи, избранное путем всеобщих выборов как в северной, так и в южной части страны, провозгласило Корейскую Народно-Демократическую Республику.

В Южной Корее вопреки воле корейского народа США сохранили оккупационный режим. Стремясь распространить свое господство на всю Корею, в 1950 г. США начали военную интервенцию против КНДР, но потерпели поражение. В 1953 г. было подписано перемирие.

Народ Южной Кореи никогда не мирился с фашистским режимом, поддерживаемым США. В апреле 1960 г. в результате активных массовых выступлений США были вынуждены убрать Ли Сын Мана и его наиболее ненавистных народу приспешников. К власти пришла военная группировка во главе с Пак Чжон Хи. Первые же шаги нового правительства показали полную его зависимость от директив извне. Не пре терпел изменений и курс внутренней политики. Борьба народа против подчинения страны интересам США, за воссоединение Кореи на демократической основе вступила в новую фазу.

 

 

Билет № 19

В современной материальной культуре корейцев наблюдается органическое сочетание национальных традиций, вырабатывавшихся в течение многих столетий, с элементами так называемой современной иностранной культуры. Городское население Кореи составляет более 25% всех жителей страны. Крупными городами являются Сеул (3 млн человек), столица КНДР Пхеньян (750 тыс. чел.), Пусан, Чхончжин, Инчхон, Тэгу, Хыннам, Вонсан и др. Все большие города страны расположены на морских побережьях или в долинах рек вблизи от моря. Города Кореи очень неоднородны по характеру планировки и архитектуре. Современное градостроительство начало развиваться в последние три десятилетия. Многие крупные города в стране были перестроены и значительно изменились по своему внешнему виду. Изменения коснулись особенно городских центров. Эта часть городов имеет современную планировку с перпендикулярными или расходящимися лучами улицами. Главные улицы широки, асфальтированы и застроены многоэтажными зданиями, часто обсажены деревьями, украшены газонами и скверами с декоративными растениями и цветами. На этих улицах сосредоточена вся торговая жизнь города. Окраины корейских городов сохранили почти без изменений старую планировку. Пхеньян — столица КНДР — является крупным экономическим и культурным центром. Город раскинут по обеим сторонам судоходной реки Тедонган. Пхеньян — колыбель национальной культуры корейского народа. Его история насчитывает более полутора тысяч лет.

Долгое время Пхеньян был столицей государства Когурё, и в его окрестностях находятся многочисленные древние исторические памятники, в том числе гробницы Когурё, а также архитектурные памятники более поздних веков, наблюдательная башня Ыльмильдок, павильон Пубекну, буддийский монастырь Енменса, павильон Енгван (начало XII в.), крепостные ворота Тэдонмун (конец XVI в.) и др.

Крупнейший город Кореи — Сеул — расположен на правом берегу Хангана. С запада на восток через город проходят две магистральные улицы, которые пересекаются четырьмя такими же широкими, прямыми улицами. Эти улицы застроены многоэтажными, благоустроенными зданиями и богаты зеленью. На окраинах города преобладают одноэтажные глиняные дома. Промышленные предприятия.сосредоточены в юго-западной части города. В Сеуле находятся университет, несколько институтов, культурные учреждения. В городе и его окрестностях много архитектурных памятников: дворцовый ансамбль Кенбоккун, мраморные пагоды Ханмётаи, хром Мунмё, остатки средневековой городской стены с восемью воротами.

Характерной чертой жилищного строительства в послевоенные годы в КНДР является переход от застройки небольшими индивидуальными: домами к возведению крупных, многоэтажных зданий и благоустроенных жилых кварталов. Вместо узких улиц создаются широкие, просторные проспекты. На месте глиняных лачуг рабочих кварталов возводятся двух-трехэтажные каменные дома.

Большая часть населения Кореи живет в деревнях и на хуторах, расположенных по долинам рек и на равнинах, удобных для земледелия. В плотнонаселенных земледельческих районах усадьбы тесно примыкают друг к другу и число домов в одной деревне иногда достигает нескольких сот. В таких деревнях нет четкой планировки. Деревенская площадь находится на окраине деревни. Поля располагаются часто на значительном расстоянии от поселения. В горных местностях, где площадь возделываемых полей незначительна, распространены разбросанные поселения, состоящие из 5— 6 домов.

В настоящее время в КНДР происходит строительство новых поселков с четкой планировкой, в которых по стандартным проектам возводятся благоустроенные жилища, школы, культурные и общественные здания.

Для Кореи характерен замкнутый характер застройки. Жилой дом строится, по традиции, в глубине двора, по обе его стороны располагаются хозяйственные постройки, сараи, зернохранилища, между которыми делаются крытые ворота. Очень часто в усадьбах имеется два жилых дома, в одном обычно живут старики, в другом семья старшего сына. Жилые дома располагаются или параллельно друг к другу, или под углом, образуя как бы букву «Г».

В некоторых районах Кореи, например на восточном побережье, оба дома строятся под одной крышей, а хозяйственные постройки примыкают к жилому дому. Как правило, усадьбы огорожены забором.

Характер жилых домов и усадьбы весьма разнообразен. На их архитектуру и планировку оказывают сильное влияние социально экономические и географические условия. На юге жилые дома возводят более легкими, с открытыми террасами и садиками при них. На севере планировка домов более компактна, здание более приспособлена к суровым климатическим условиям.

Наиболее типичным и распространенным жилищем в Корее является каркасно-столбовой дом (чип), обмазанный глиной. Он прямоугольной формы, небольшого размера, обычно 6X3 или 8 X 4 м, высотой около 4.5 м. Стены такого дома состоят из деревянного каркаса, к опорным столбам которого прикрепляются деревянные рейки и скрепленные соломенными веревками гаоляновые стебли. Плетенные таким образом стены обмазываются с двух сторон глиной. Чтобы изолировать жилище от грунтовых вод, под зданием, как правило, устраивают земляную площадку высотой 45—50 см, стены которой укрепляют камнями. Иногда и стены дома обкладывают камнями, чтобы предохранить их от размыва. Как правило, дом трехкамерный и состоит из кухни (пуок), нижней (арыппанъ) и верхней (уппанъ) комнат. В кухне расположен очаг, в который вмазаны один большой и два-три маленьких котла для приготовления пищи и подогревания воды. Топка делается без дверки, ниже пола кухни, пол в кухне земляной, обмазан глиной.

В зависимости от количественного состава и материального положения семьи количество комнат может быть и больше — 4—8. В каждой комнате имеются наружные двери, выходящие на длинную открытую галерею (покто).

Для постройки домов широко используются местные строительные материалы — чаще всего глина, камень, дерево (на севере), стебли гаоляна и чумизы. Кровельным материалом служат черепица, изготовляемая из красной или серой глины, и рисовая солома. Соломенную кровлю для предохранения от сильных ветров покрывают специальной сеткой, к которой привязывают камни. Кровля, двухскатная или четырехскатная, делается с большим выносом. Форма кровли изогнутая, с приподнятыми краями. Такая форма кровли наблюдается у многих современных построек и характерна для корейской архитектуры.

В старых корейских домах окна отсутствовали, если же они и имелись, то они ориентировались большей частью в сторону двора. Для освещения помещения двери устраивались решетчатыми и оклеивались специальной промасленной бумагой, которая хорошо пропускает свет.

Для Кореи характерна своеобразная система отопления жилища — ондол («теплый пол») При такой системе используется тепло кухонного очага, дымоход которого выкладывается по земле, занимая часть пола кухни и весь пол жилых комнат. Дымоход кладется в несколько параллельных рядов из кирпича или камня, вверху обмазывается толстым слоем глины, образуя пол помещения. Вытяжная труба располагается по диагонали от топки и выводится на некотором расстоянии от дома.

На теплом полу корейцы сидят, принимая пищу и занимаясь домашней работой, а также спят. Естественно, что пол содержится в большой чистоте. Корейцы в помещение в обуви не входят, а оставляют ее у входа. Спят на ватных, толстых одеялах, покрываются более тонкими, легкими одеялами, под голову подкладывают мягкие валики. На день постельные принадлежности складываются на сундуки, которые расставляются вдоль стен комнат. Здесь же находятся небольшие, лакированные, красные комодики с выдвижными ящиками, украшенные медными, орнаментированными пластинками.

В послевоенные годы в домах не только рабочих, но и крестьян появляется современная европейская мебель: кровати, гардеробы, комоды, буфеты» столы и стулья. Мебель, изготовляемая на мебельных фабриках, сделана с учетом национальных вкусов.

Пища

Корейцы, как земледельческий народ, питаются главным образом растительной пищей и только в небольшом количестве употребляют мясо (главным образом свинину) и рыбу. Основной пищей корейцев является рис.

Режим питания трехразовый, горячую пищу (суп, кашу) готовят утром и вечером. Обычно в рацион корейцев входят различные каши — рисовые, чумизовые, ячневые и др., которые заменяют корейцам хлеб.

Рисовая каша (пап) приготовляется из специальных, неклейких сортов риса, на пару, без соли. Повседневным блюдом, кроме риса, является овощное острое блюдо кимчхи, из квашеной салатной капусты или редьки. Из свежих овощей кореянки готовят и горячие острые блюда чхэ. В качестве приправы к многим блюдам служит соя.

Соя приготовляется двух видов — жидкая (канчжанъ) и густая, пастообразная (чанъ). Для приготовления сои варят соевые бобы (кхон).

Своеобразным блюдом традиционной кухни является кушанье, приготовляемое из сырой рыбы (хве). Кусочки сырой рыбы заливают уксусом, а затем добавляют перец, соль, чеснок, мелко нарезанную морковь или редиску. Через 20 мин. после смешения блюдо готово к употреблению.

К праздникам и семейным торжествам готовят распространенные блюда куксу и чхалтток. Куксу — домашнего приготовления лапша из пресного теста. Чхалтток — хлеб из клейкого риса или проса.

Пищу приготовляют на растительном масле. Молочные продукты и молоко корейцы, как и многие другие народы Восточной и Юго-Восточной Азии, до последнего времени в пищу не употребляли. В противоположность Китаю и Японии чаю пьют мало. Из спиртных напитков известна рисовая водка (сул). Перед употреблением ее подогревают. В Корее распространены палочки для еды, а для супа и жидких блюд — плоские ложки. Обычно корейцы едят за низким столом, высотой около 30—35 см, сидя вокруг него на ондоле. Пищу готовят в чугунных котлах, вмазанных в печь. Сейчас в городах, да и в сельской местности все большее распространение получает посуда фабричного производства. В деревнях еще бытует старинная латунная и деревянная посуда, различной величины чаши с крышками для еды, тазы, корыта и другая утварь, необходимая в хозяйстве, а также большие глиняные корчаги (док). В них заквашивают овощи на зиму и хранят воду, вино, сою, рис, бобы. Этот способ хранения в горшках в условиях влажного климата очень удобен — продукты предохраняют от порчи и от домашних грызунов, весьма многочисленных в Корее. Эти корчаги обычно помещаются на особых земляных площадках, во внутренних дворах.

Одежда

Корейская национальная одежда самобытна. В литературе укоренилось ошибочное утверждение. что покрой и состав корейской одежды заимствованы из Китая в XIV в. Это мнение верно лишь в отношении придворной одежды, которая действительно не была оригинальной.

Основные элементы национального костюма были выработаны еще в первые века нашей эры. Характерной особенностью одежды является наличие короткой распашной кофты с узкими рукавами и широких штанов. Современная одежда проста и не имеет почти никаких украшений, хотя, как свидетельствуют китайские летописи, одежда древних корейцев была богато расшита серебром и золотом. Возможно, исчезновение золотошвейных украшений в современном костюме объясняется отчасти и тем, что в XVI в. был издан королевский указ, запрещающий простолюдинам ношение расшитых одежд из дорогих тканей, а также серебряных и золотых украшений.

Мужская одежда состоит из запашной куртки и широких штанов (пади). Костюм обычно делается из белой ткани (для зимы на вате). Штаны закрепляются у талии широким, длинным кушаком и у щиколоток завязываются тесемками и заправляются в белые матерчатые носки (посоп).

Женская одежда состоит из короткой кофты (чогори) с узкими, длинными рукавами, широких штанов и широкой распашной или сшитой в сборку юбки (чхима), подвязываемой выше талии широким, длинным кушаком, крепко стягивающим грудь. Интересно отметить, что в Корее до последнего времени существовал обычай бинтования груди. Только кормящие женщины не закрывали и не затягивали грудь. В настоящее время юбки делаются на лифе. В зимнее время поверх чогори носят теплый жилет на меху или длинный халат (турумаги).

Мужская куртка и женская кофта имеют покрой кимоно. Спинка и полы состоят из двух полотнищ, сложенных вдвое, поэтому нет плечевых швов. На спинке делается шов, спереди — глубокий запах. Длинные рукава пришиваются по прямой линии, шов приходится значительно ниже плеча. Вырез прямой, удлиненный, с пришивным воротником-стойкой, переходящей спереди в шальку. Обычно по верхнему краю воротника пришивается узкая, белая полоска, придающая костюму опрятный вид. Еще в начале XX в. в некоторых районах сохранялся древний обычай склеивания одежды. Для этого варили клей из картофельного крахмала. Наиболее долго сохранялась традиция склеивания подола юбки, закрепления клеем завязок и воротничков на кофте. Древний обычай склеивания одежды отразился также на бытовавшем в Корее способе стирки белья, при котором одежда распарывалась и каждый спорок стирался отдельно. До сих пор одежду сильно крахмалят (особенно кофты).

Детская национальная одежда по своему покрою почти не отличается от одежды взрослых. Ее своеобразной особенностью являются красочные рукава детских кофточек, которые шьются из разноцветных полос: красного, белого, синего, голубого и желтого материала.

Мужчины и пожилые женщины предпочитают белые ткани. Одежда молодых корейских женщин отличается богатым сочетанием красок. Для выходных нарядов выбирают ткани различных цветов, подходящих к данному времени года. Так, например, весной предпочитают светло-зеленые или темно-синие юбки и светло-розовые кофты. Летом юбки светло-голубые или светло-зеленые и белые, прозрачные кофточки — тепсам (по покрою то же, что и чогори, но без подкладки). Осенью женщины носят коричневые юбки со светло-оранжевыми кофтами. Зимой, как и в других странах, подбираются темные цвета. Женские кофты нередко отделываются тканью другого цвета, например, к светлым чогори пришиваются темно- бордовые тесемки. Втачиваются такого же цвета ворот и манжеты.

Невесты носят главным образом юбки красного, ярко-розового, малинового цвета и кофты бледно-зеленого цвета с длинными тесемками, воротом и манжетами красного цвета. Яркая, красных тонов отделка символизирует молодость.

В настоящее время национальная одежда наиболее стойко сохраняется у женщин и стариков. В городах и среди сельской молодежи национальный костюм заменяется покупной одеждой или одеждой, сшитой в соответствии с модой из покупных тканей. В КНДР среди партийных и общественных работников наиболее распространен костюм полувоенного типа. В летнее время большой популярностью у мужчин пользуются чесучовые костюмы.

Крестьянской обувью служат плетенные из веревок или соломы сандалии, в дождливую погоду на ноги надевают долбленую деревянную обувь на высоких подставках. Сейчас в городах и сельской местности все большее распространение получает кожаная покупная обувь. В дождливые дни носят цельнорезиновые туфли (комусин) с заостренным, чуть приподнятым носком.

Большинство кореянок носит косы. Девушки убирают волосы в две косы, вплетая в них длинные, красные или бордовые ленты. Молодые и пожилые женщины укладывают косы в пучок на затылке. Пучок держится с помощью длинных шпилек, которые являются атрибутом прически только замужней женщины. Сейчас среди городских женщин распространены стрижка волос и модные современные прически. Женщины и дети обычно ходят с непокрытой головой.

В прошлом мужчины также отращдвали длинные волосы и носили их до свадьбы заплетенными в косу. В день свадьбы волосы собирали на макушке в пучок. Теперь эту старинную. прическу можно встретить только у глубоких стариков. У них же сохраняются и национальные шляпы с высокой тульей и широкими полями из конского волоса или тонких лучин бамбука.

В настоящее время среди мужчин наиболее распространенным головным убором являются кепи, соломенные и фетровые шляпы.

 

 

Билет №20

Корейский язык - изолированный язык, относится к числу древних языков Азии. Близкое соседство Кореи с Китаем обусловило ее связи с этой страной. Не имея своей письменности, более тысячи лет пользовались китайским иероглифическим письмом. Основоположником современного корейского языка является Джу Си Гень (1876— 1914 гг.), посвятивший свою короткую жизнь утверждению корейского национального языка. Корейский язык имеет уникальную фонетику, доступную грамматику и богатую лексику. Корейское письмо буквенно-слоговое и пишется слева направо. Алфавит состоит из 14 согласных и 10 гласных.

 

Одно из наиболее ранних религиозных верований корейцев - шаманизм был принесен на полуостров пришельцами эпохи неолита из регионов Алтая и Сибири. Шаманизм в несколько видоизмененной форме сохранился и по сей день. В современной Корее насчитывается несколько десятков тысяч мудан - шаманов.

Даосизм также появился в Корее в глубокой древности. Однако это религиозно-мировоззренческое течение так и не получило четкого организационного оформления, тем не менее его влияние до сих пор ощущается, в частности, в культе здорового тела и духа, в стремлении к бессмертию, пожеланиях долголетия и счастья. Традиционным занятием корейцев является пашенное земледелие, главная культура - рис. Важнейшие технические культуры — хлопок, конопля, табак, женшень, кунжут и др. Выращивают овощи, дыни, арбузы и плодовые культуры. Одна из древних отраслей сельского хозяйства — шелководство. На побережье развиты рыболовство, добыча морских животных и сбор водорослей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных