Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ




Допускается использовать исключительно в образовательных целях.

Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

 


Елисеев Олег Павлович

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

Серия «Практикум по психологии»

 

Главный редактор В. Усманов

Заведующий психологической редакцией А. Зайцев

Зам. зав. психологической редакцией Я. Мигаловская

Ведущий редактор А. Борин

Редактор П. Предбанникова

Художник обложки В. Шимкевич

Обработка иллюстраций А. Кудрявцев

Корректор Я. Баталова

Оригинал-макет подготовил А. Борин

 

ББК 88.37я7 УДК 159.923(075)

 

Елисеев О. П.

 

Е51 Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2001. — 560 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).

 

ISBN 5-272-00115-Х

 

Предлагаемая книга является современным учебным пособием по одной из самых актуальных психологических дисциплин, которое может быть использовано как для семинарских и лабораторных, так и для лекционных занятий по курсу психологии личности. Автор предлагает технологию комплексного изучения личности на основе объединения ее индивидных, индивидуальных, объектных и субъектных свойств. На основе универсальной шкалы выстраивается единый профиль психологической активности, что открывает новые возможности для составления диагноза и прогноза личностного развития человека и объективной оценки его психологического здоровья.

Учебное пособие по курсу «Психология личности» рекомендуется для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных и медицинских вузов и колледжей, а также для широкого круга специалистов, интересующихся проблемами системного познания личности.

 

© О. П. Елисеев, 2000

© Серия, оформление, Издательский дом «Питер», 2001

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

 

ISBN 5-272-00115-Х

 

ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00.

Налоговая льгота общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3000 –

книги и брощюры.

Подписано в печать 27. 12. 2000. Формат 60x90 /16. Усл. п. л. 35. Доп. тираж 7000 экз.

Заказ № 1358

Отпечатано с готовых диапазитов в АООТ «Типография «Правда»».

191119, Санкт-Петербург, Социалистическая ул., 14.

 


Содержание

Предисловие.......................................................................................................................................................... 3

Раздел I. Личность как предмет психологического познания......................................................................... 4

Глава 1. Философско-антропологические и психологические вопросы гуманитарного образования человека............................................................................................................................................................. 4

§1.1. Взаимоотношение объектных и субъектных аспектов гуманитарного и психологического образования человека................................................................................................................................... 4

§1.2. Гуманистический смысл понятий социализации и аккультурации.............................................. 5

§1.3. О природе кризиса гуманистического образования человека........................................................ 6

§1.4. Категория общности как первичная абстракция общей теории личности................................... 8

§1.5. Субъектная активность человека как условие эволюции его личности....................................... 9

Глава 2 Системная асимметрия становления макрохарактеристик человека как условие его личностного развития........................................................................................................................................................... 10

§2.1. Функциональная асимметрия........................................................................................................... 10

§2.2. Гендерная асимметрия...................................................................................................................... 15

§2.3. Культуральная асимметрия............................................................................................................... 17

§2.4. Системная асимметрия личностного развития человека.............................................................. 19

Глава 3. Логика процессов личностного развития человека..................................................................... 22

§3.1. Системно-структурное представление о развивающейся личности............................................ 22

§3.2. Стадии личностного развития человека......................................................................................... 25

§3.3. Логические основания личностного развития человека............................................................... 25

Глава 4. Психологическая активность человека как основа эволюции его личности........................... 27

§4.1. Сознание и самосознание человека в структуре его психологической активности.................. 27

§4.2. Мотивационные стратегии развития личности в ее эволюции................................................... 30

Глава 5. Развитие и эволюция личности...................................................................................................... 34

§5.1. Приоритетность саморазвития личности по отношению к содержанию ее эволюции............. 34

§5.2. Конструктивный подход в определении содержания развития и эволюции личности............ 35

§5.3. Философско-исторические основания конструктивного подхода.............................................. 37

§5.4. Психологический смысл конструктивного подхода..................................................................... 39

§5.5. Интегративная модель структуры личности в системе конструктивной типологии................ 42

Глава 6. Логическая структура взаимосвязи процессов развития и эволюции личности...................... 45

§ 6.1. Принципы конструирования структуры развивающейся личности.......................................... 45

§6.2. Логика взаимосвязи процессов эволюции и развития личности................................................. 48

§6.3. Психология саморазвития личности в ее эволюции..................................................................... 52

Глава 7. Конструктивный подход в системном познании личности....................................................... 55

§7.1. Конструктивный подход в разрешении проблем целостности личности................................... 55

§7.2. Дифференциация форм системного конструирования................................................................. 56

Глава 8. Личность как предмет конструктивного самопознания.............................................................. 59

§8.1. Развивающаяся личность человека как предмет конструктивного самопознания.................... 59

§8.2. Психологический смысл активности развивающейся личности человека................................. 60

Глава 9. Мера свободы и необходимости в эволюции и в развитии личности....................................... 62

§9.1. Принцип развития в исследовании и самопознании личности................................................... 62

§9.2. Понятия свободы, необходимости и ответственности в эволюции и развитии личности....... 63

§9.3. Пространственно-временные координаты и законы развития личности в ее эволюции......... 65

Глава 10. Личность как объект и субъект психологического познания................................................... 67

§10.1. Типологическое значение макрохарактеристик личностного развития человека................... 67

§10.2. Личность как объект психологического познания...................................................................... 68

§10.3. Определение понятия «личность»................................................................................................. 69

§10.4. Идея соотносительности в психологическом познании личности............................................ 71

Раздел II. Темперамент как мера развития и эволюции индивидных психологических свойств личности.............................................................................................................................................................................. 75

Глава 11. Активность и реактивность личности как основа причинных типологий индивидуальных различий.......................................................................................................................................................... 75

§11.1. Проблемы конструирования типологий личности...................................................................... 75

§11.2. Типология и психодиагностика темперамента............................................................................ 77

§11.3. Общая характеристика развития психодинамических свойств личности................................ 80

Глава 12. Содержание психодиагностических методик исследования индивидных психологических свойств личности по параметру реактивности........................................................................................... 83

§12.1. Объективная оценка и самооценка развития индивидных психологических свойств личности...................................................................................................................................................................... 83

Методика Я. Стреляу...................................................................................................................................... 84

§12.2. Проблема взаимосвязи темперамента и характера...................................................................... 88

§12.3. Методики исследования развития индивидных психологических свойств личности........... 90

Методика 1 Самооценка структуры темперамента..................................................................................... 90

Методика 2 Личностный опросник Я. Стреляу.......................................................................................... 92

Методика 3 Личностный опросник Д. Кейрси........................................................................................... 96

Методика 4 Опросник ОСТ В. М. Русалова.............................................................................................. 100

Методика 5 Оценка умственной работоспособности по Э. Крепелину................................................. 104

Методика 6 Определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям...................................................................................................................... 105

§12.4. Пример построения профиля индивидных психодинамических свойств человека по параметру реактивности............................................................................................................................................. 106

Раздел III. Характер как мера развитияи эволюции индивидуальных психологических свойств личности............................................................................................................................................................................ 107

Глава 13.Взаимоотношение типов темперамента и характера по параметрам реактивности и активности........................................................................................................................................................................ 107

§13.1. Развитие представлений о связи темперамента и характера в истории психологии........... 107

§13.2. Графическое представление взаимосвязи типов темперамента и характера.......................... 108

§13.3. Интегративная модель взаимоотношения типов темперамента и характера......................... 109

Глава 14. Методики исследования индивидуальных свойств личности по параметру активности... 110

§14.1. Субъективная и объективная оценка обобщенных индивидуальных характеристик личности 110

Методика 1 Самооценка человека по его жизненным конструктам..................................................... 110

Методика 2 Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина........................................................................................................................................................... 111

Методика 3 Оценка ситуативной тревожности........................................................................................ 113

Методика 4 Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности............... 114

Методика 5 Самооценка эмпатических способностей............................................................................. 115

Методика 6 Оценка суггестивности........................................................................................................... 116

Методика 7 Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду)............................................................. 117

Методика 8 Самооценка депрессии............................................................................................................ 118

Методика 9: Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение (САН)........................................................................................................................................................................ 119

§14.2. Типологический подход в исследовании индивидуальных свойств личности..................... 120

Методика 1 Самооценка экстравертности, ригидности и тревожности................................................ 120

Методика 2 Личностный опросник Г. Ю. Айзенка для подростков (FPI)............................................. 121

Методика 3 Личностный опросник Г. Ю. Айзенка для взрослых (EPQ)............................................... 123

§14.3. Дифференциальный подход в исследовании индивидуальных свойств личности............... 126

Методика 1 Самооценка характера............................................................................................................. 126

Методика 2 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-ФЛО-105-С)............................ 127

Методика 3 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-FPQ-187-A)............................. 139

Методика 4 Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда — Г. Шмишека.......... 150

§14.4. Интеграция типологического и дифференциального подходов в исследовании индивидуальных свойств личности...................................................................................................................................... 154

Методика 1 Системный психодиагностический тест............................................................................. 159

§14.5. Проективные методы исследования индивидуальности человека.......................................... 164

Методика 1 Тест руки (Hand-test)................................................................................................................ 164

§14.6. Пример построения профиля психологической активности личности по основным характеристикам ее индивидуальности................................................................................................. 225

Раздел IV. Способности как мера развития и эволюции объектных психологических свойств личности 226

Глава 15. Интеллектуальный потенциал личности.................................................................................. 226

Методика 1 Самооценка интеллекта.......................................................................................................... 226

Методика 2 Оценка сообразительности..................................................................................................... 227

Методика 3 Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра.................................................................... 228

Методика 4 Кубики Кооса.......................................................................................................................... 241

Методика 5 Творческие способности......................................................................................................... 242

Методика 6 Куб Линка................................................................................................................................. 243

Глава 16. Диагностика интересов и профессиональных склонностей................................................... 244

Методика 1 Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)....................................................... 244

Методика 2 Анкета интересов.................................................................................................................... 246

Методика 3 Опросник Дж. Холланда......................................................................................................... 250

Методика 4 Структура интересов............................................................................................................... 251

Раздел V. Мотивация как мера развития и эволюции субъектных психологических свойств личности 255

Глава 17. Типология и диагностика свойств личности по параметру направленности....................... 255

§17.1. Типологическое единство темперамента, характера и мотивации.......................................... 255

§17.2. Диагностика мотивации психологической активности личности.......................................... 256

Методика 1 Конструктивность мотивации............................................................................................... 258

Методика 2 Локус контроля........................................................................................................................ 263

Методика 3 Самооценка направленности контакта................................................................................. 266

Методика 4 Направленность личности...................................................................................................... 268

Методика 5 Потребность в достижении.................................................................................................... 272

Методика 6 Потребность в общении.......................................................................................................... 272

Методика 7 Структура мотивации............................................................................................................. 274

§17.3. Пример построения профиля психологической активности личности по основным характеристикам ее субъектных свойств............................................................................................... 275

Раздел VI. Системное исследование психологической активности человека в профессиональной деятельности практического психолога......................................................................................................... 275

Глава 18. Физические и психологические представления о времени................................................... 276

§18.1. Физические представления о времени........................................................................................ 276

§18.2. Психологическое представление о времени.............................................................................. 276

§18.3. Конструктивное значение понятия психологического времени............................................. 277

§18.4. Психофизические исследования времени реакций................................................................... 279

§18.5. Обобщение психофизических закономерностей исследования времени реакций................ 280

Глава 19. Интеграция субъективных и объективных представлений о времени................................. 281

§19.1. Современные психофизические представления о времени реакции...................................... 281

§19.2. Приоритет фактора времени в современных психологических исследованиях.................... 282

§19.3. Понятия физического и психологического времени в онтогенетических исследованиях... 283

§19.4. Время как параметр нормального распределения психологической активности человека.. 284

Глава 20. Время, пространство и нормальное распределение как исходные понятия прикладных психологических и социологических исследований............................................................................... 287

§20.1. Количественные и качественные характеристики распределения психологической активности человека по фактору времени................................................................................................................. 287

§20.2. Взаимосвязь понятий времени, пространства и нормального распределения....................... 289

§20.3. Прикладные аспекты пространственно-временного обоснования психологических исследований свойств личности...................................................................................................................................... 290

§20.4. Значение фактора времени в социологических и психологических исследованиях............ 292

§20.5. Возраст как параметр нормального распределения................................................................... 293

§20.6. Пример профориентационного исследования психологической активности личности...... 296

§20.7. Пример построения личностного профиля психологической активности на основании результатов системного обследования................................................................................................... 300

§20.8. Дифференциация методов коррекции девиантного поведения по параметру типов непродуктивных социальных ориентациий.......................................................................................... 306

Литература..................................................................................................................................................... 312


Предисловие

 

Уважаемый читатель! Эта книга представляет собой практикум по психологии личности, то есть форму научно-методического преломления основных теоретических положений современного человекознания через призму практического исследования личности.

Цель практикума - теоретически обосновать и конкретно представить технологию профессионально грамотного психологического познания личности. Поэтому основная задача практикума состоит в раскрытии существа этой технологии на основе описания целого ряда методик, направленных на изучение отдельных элементов целостной структуры личности.

Такой подход, реализуемый в данной книге, является в полном смысле слова конструктивным, то есть он безусловно предполагает, что наилучшей опорой как для практики размышлений о личности, так и для практического ее изучения являются наиболее прочные положения соответствующей теории.

Основой представления конструктивного процесса построения психологического портрета личности стало положение, что в ее развитии и эволюции наличествует тесная взаимосвязь количественных и качественных изменений, и эта взаимосвязь выражается определенной мерой потенциального и актуального, мерой индивидуального и социального.

Именно укорененность личности в социуме, подчас противополагаемая ее индивидуальности, до сих пор является камнем преткновения, который не позволяет проложить путь к единой и вполне самостоятельной психологической теории личности.

Существует множество частных теорий, студентам читается курс психологии личности, однако учебники по этому курсу как таковые пока еще отсутствуют. Видимо, не случайно известный отечественный психолог А. А. Бодалев назвал свое учебное пособие «Психология о личности», тем самым очень точно выразив суть современного отношения специалистов к психологии человека (выделено мной. - О. Е.).

Вот почему практикум по психологии личности не может быть в настоящее время только сборником известных, а то и вовсе никому не известных, неапробированных методик.

Сравнительно с другими психологическими практикумами в настоящем учебном пособии значительное место занимают теоретические главы. Однако те из читателей, кто интересуется только вопросами сугубо практическими, до известных пределов могут обойтись и без внимательного изучения теоретических вопросов практикума, поскольку профиль личностной активности может быть построен ими по образцам, которые представлены в книге и порознь, и совместно.

Преподаватели и студенты, наоборот, могут вначале обратиться к теоретической части книги и на основе авторского обобщения современных представлений о личности попытаться выстроить собственную «рабочую» концепцию развивающейся личности, что необходимо для свободного применения технологии ее изучения в различных сферах практической психологии.

С этой целью в первой главе книги предлагается такое понимание личности, которое утверждает идеальность ее существования в форме общности, - с тем, чтобы уже в самом начале диалога с читателем «снять», как говорят философы, непродуктивное противопоставление индивидуального и социального. При этом понятие «общность» означает не столько условное объединение людей в группу, сколько действительное их психологическое единство, их единодушие, существующее по тому или иному психологическому признаку.

В главах со второй по четвертую рассматриваются механизмы возникновения общностей, содержательно представляющие психологическую активность человека.

Возможность построения профиля этой активности обосновывается в главах с пятой по седьмую логикой конструктивного подхода, позволяющей дифференцировать процессы развития и эволюции личности в пределах единой их структуры.

Смысл психологической активности человека раскрывается в последующих трех главах, где ее закономерности проявляются на основе типологического подхода, столь необходимого в практике межличностного взаимодействия.

Сознательное «снижение» сложности научно-практического определения структуры личности вовсе не означает, что качество личности как таковое сводится всего лишь к нескольким составляющим его компонентам.

Глубина и трудность проникновения в сущность личностного бытия человека относительно независимы от его структурирования, но простое изложение сложного материала позволяет расширить круг потенциальных потребителей психологических и вообще гуманитарных знаний. Тем самым разрешается не только проблема экономической состоятельности гуманитарной науки, но и другие, гораздо более сложные, глобальные проблемы современной эпохи, в которой значение человеческого фактора неуклонно возрастает.

В согласии со взглядами Б. Г. Ананьева, Э. В. Ильенкова и П. Тейяра де Шардена, современный австрийский философ П. Фишер подчеркивает: «Мы, люди планеты Земля, начиная с 1945 года движемся по самому узкому месту ущелья», которое на самом деле «...не конец пути, а всего лишь барьер и ключ к Омеге... Оптимизм... мы можем почерпнуть из действенных законов эволюции, которые представляют человека как существо, способное учиться» [123, 36].

Понятно, что столь необходимое самообучение человека не в последнюю очередь зависит от массового психологического просвещения. Только на этой основе личностное самопознание человека может приобрести необходимый, в конце концов, планетарный характер. Как обобщает известный философ В. И. Стрельченко: «Космоцентризм как форма преодоления тенденций дезинтеграции и распада культуры... принадлежит к числу важнейших системообразующих начал становления и развития отечественного духовного и практического, опыта» [116,73].

Имея в виду социальную значимость психологического просвещения, содержание практикума не должно сводиться только к построению единого профиля психологической активности личности. Определение качества этой активности представляет собою сверхзадачу практического изучения личности, разрешаемую в контексте духовного здоровья человека. В том, что такая сверхзадача практикума может быть разрешима, меня убеждает в целом благожелательный прием прежних моих работ в России и в странах ближнего зарубежья. Всем читателям, приславшим мне свои отзывы и замечания, выражаю свою искреннюю признательность и надеюсь, что эта новая книга может послужить некоторой предпосылкой для самостоятельного и творческого поиска новых конструктивных путей в познании человека и в его практике.

О. П. Елисеев

Санкт-Петербург, 10 мая 2000 г

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных