Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этнографические знания в Средние века.




 

Крушение Западной Римской империи в У в. и образование на ее месте многочисленных «варварских королевств» сопровождалось катастрофической ломкой всего экономического и политического строя античности, вместе с тем, огромным культурным кризисом. Накопленные в античную эпоху культурные ценности гибли при завоевании городов варварами, научные рукописи сжигались, памятники уничтожались. Простая грамотность стала редким явлением среди массы населения.

Этому процессу способствовало развитие христианства. Его роль двояка. С одной стороны, в монастырях сохранились какие-то остатки образованности, монахи умели читать и писать, с другой стороны, фанатическая вражда христианства ко всему языческому направлялась и против античной науки, литературы и искусства. Отсюда такие эксцессы, как разграбление богатейшей Александрийской библиотеки 415г), разрушение культурных сокровищ Рима в 455 году арианами-варварами. И сама идея христианства, где целью человека провозглашается не земная жизнь, а небесное блаженство, не мирская мудрость, а благочестие.

Все эти условия приводят к сужению круга умственных интересов, к обеднению духовных запросов людей и огромному сокращению самого запаса фактических знаний о мире, о земле и ее жизни.

Когда улеглись волны широких этнических переселений, жизнь разбилась на мелкие замкнутые уголки, где христиане вели свое маленькое натуральное хозяйство, работали на своего сеньора и мало интересовались тем, что происходит за пределами их округи. Сузился общий географический и этнический кругозор.

Так как Восточно-Римская империя была в меньшей степени затронута варварскими нашествиями, давала им успешный отпор и сохраняла до позднего средневековья свой суверенитет (ХУ в), то и культурные традиции сохранились тут в большей степени. У византийских писателей У1 – ХХ вв. можно найти немало этнографических сведений, особенно в исторических сочинениях, хотя географический охват их тоже сузился: по большей мере они касались лишь тех народов, с которыми империя непосредственно соприкасалась, воевала или вела дипломатические переговоры и торговлю.

К У1 веку относится хорошо известный исторический труд Прокопия Кесарийского «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами» (543-554). Прокопий был ближайшим советником полковника Велизария и участвовал в его походах в Переднюю Азию и Северную Африку, Италию. Его сведения отличаются большой точностью.

Особенно много ценных этнографических сведений о славянах в книгах «История войн с готами» (кн. 1-1У). Обстоятельный экскурс об образе жизни «славян и антов». Это описание является самым ранним в литературе описанием быта средневековых славян и отличается редкой точностью. Прокопий описывает не только военный быт, но и внешний вид, повседневный образ жизни, общественное устройство, психический склад, верования. Очевидно, славянами Прокопий называет группу западнославянских племен, а антами – восточнославянских.

Немало сведений у Прокопия таже о германских племенах – франках, готах, герулах, народах Кавказа – армянах, месхах, иберах, аланах и т.д.

 

На общем скудном фоне Западно-Римской империи ярим пятном выделяется сочинение готского историка Иордана «Опроисхождении и деяниях гетов» (550г). предполагается, что он был епископом, перешедшим из арианства в православие. Он рисует картину возвышения готтского племенного союза, расцвета, а потом падения Готского государства и рисует ее на очень широком историко-этнографическом фоне. Он набрасывает схему расположения известных ему стран – от Британских островов до Индии – и обстоятельно перечисляет народы и племена, расселенные в этих странах.

У Иорадана сведения о славянах во многом совпадают с Прокопием. Он выделяет две славянские группы – склавены и анты, одинаково указывает их расселение (граница между ними – Днестр), но предками называет не споров, как Прокопий, а венедов, что согласуется с сообщениями античных авторов о венедах.

 

В Византии Хв. Наиболее интересно сочинение императора Константина Багрянородного (Порфирогенета) «О народах» или «Об управлении империей». 934г. Труд написан в форме наставления сыну и наследнику Роману и автор не скрывает практической цели своего изложения – как знания об особенностях тех или иных народов повернуть во благо своей стране. Сведения отрывочны, изложены бессистемно. Количество упомянутых народов велико, но о большинстве говорится кому они подвластны, с кем воюют. Обычаи его не интересуют. Но у него есть интересные сведения о происхождении и прежних переселениях некоторых народов – например, о переселении в У11 в. предков хорватов и сербов с севера «Франкии», то есть, видимо, из бассейна верхней Эльбы и с Карпат в Далмацию и в пределы Византийской империи. Там на севере сохранились еще во вр. Константина «Белая Хорватия» и «Великая Сербия».

Наиболее обильные сведения о странах и народах Азии исходили от Марко Поло, венецианца, совершившего со своим отцом и дядей многочисленные странствия по землям центральной и восточной части этого материка, долгие годы проведшего на службе монголо-китайского хана Хубилая. Он провел в Китае 25 лет. Свой рассказ путешественник излагал устно, сидя в генуэзской тюрьме, и его товарищ Рустичано записал рассказ на старофранцузском. Сам Марко Поло говорил на венецианском диалекте, поэтому большинство географических и этнических названий и личных имен настолько искажено в рассказе, что опознать их нельзя.

В повествовании Марко Поло встречаются баснословные эпизоды. Рассказ о хвостатых людях в Западной Суматре, о людях с песьими головами на Андаманских островах. Но таких немного. Некоторые сведения были совсем новыми для европейцев. От Марко Поло европейцы узнали о бумажных деньгах в Китае, о 12-летнем цикле летоисчисления, об обычае гостеприимного гетеризма у тибетцев, об обычае «кувада» у жителей области» «Зардандан» (Ю-З Китай), об обычае татуировки в странах северной Африки и многое другое.

Сведения Марко Поло надолго стали энциклопедией знаний европейцев о Востоке. Ими впоследствии пользовались Колумб, Магеллан и другие мореплаватели, стремясь найти короткий водный путь в заманчивые восточные страны.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных