Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этнографические знания в ХУ1 – 1 пол. Х1Х в.




 

Середину ХУ века принято считать началом новой эпохи в истории европейских стран. В это время начинают развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество. Это было началом перелома и перехода от феодального к капиталистическому строю, эпоха первоначальных накоплений.

Одной из неотъемлемых сторон этого сложного процесса было появление заморских колоний у европейских государств. В истории науки эта эпоха известна как «эпоха великих географических открытий». Первоначально цели этих открытий были отнюдь не научными, а чисто практическими, хотя значение этой эпохи для науки огромно.

Общие экономические причины, которые толкнули в то время европейцев к поискам морских путей в дальние страны Востока, а потомна поиски новых заокеанских стран были усилившиеся потребности в золоте сростом торговых сношений, а с другой стороны, - закрытие прежних торговых путей на восток вследствие образования Османской империи.

Эпоха великих географических открытий породила великие этнологические проблемы: считать ли американских индейцев людьми? Европейское мышление базировалось на Библии, индейцы же в эту структуру не вписывались. Папа Римский издал буллу о том, что индейцы – люди, произошедшие от Адама. В Библии упоминается о 10 Израилевых коленах, которые исчезли. Следует считать индейцев наследниками этих колен.

В ХУ1 в. стали появляться первые попытки систематического описания новооткрытых земель, их авторами были уже не случайные наблюдатели, а ученые. Первым таким систематическим описанием был обширный труд Петро Мортира «О новом свете». Петро Мортир - итальянский писатель-гуманист, стоявший на службе у испанского короля. Сам он не был в Америке, но мог пользоваться донесениями и письмами вернувшихся оттуда командиров, моряков и солдат. Его труд начал выходить частями с 1511, а целиком издан в 1530. Там есть описание быта индейцев. Это описание похоже на описание земного рая. «Они счастливы. Они ходят голые, у них нет мер и весов, нет убивающего богатства. Это золотой век без законов, без предубеждений, судей, без книг. Довольные своей судьбой, они живут, не тревожась о завтрашнем дне. Но, однако, и их мучает желание властвовать и они воюют между собой».

В более развернутой и обобщенной форме сходная концепция изложена в сочинениях Мишеля Монтеня (1533 – 1592), французского философа и публициста. «Опыты» (1580) Монтеня есть своего рода энциклопедия гуманитарных знаний, притом трактуемых в духе свободомыслия

В главе «О привычках» он очень обстоятельно говорит о крайнем разнообразии обычаев, существовавших у разных народов. «Здесь питаются человеческим мясом, там почтительный сын обязан убить отца, достигшего известного возраста, еще где-нибудь отцы решают участь ребенка, пока он еще во чреве матери, еще в каком-нибудь месте мужья престарелого возраста предлагают юношам своих жен, бывает и так, что жены считаются общими, и в этом никто не усматривает греха». Монтень утверждает, что нормально то, что узаконено обычаем. «Дикари для нас нисколько не меньшее чудо, нежели мы сами для них». Любой обычай имеет право на существование. Неразумно – нарушение обычая. Монтень одним из первых формулирует идею о «добром дикаре», о первобытном состоянии естественной простоты.

В это время встает вопрос о необходимость научного сопоставления между собой особенностей культуры и быта разных народов, искать между ними общее. Существенным шагом вперед было зарождение сравнительного метода, который впоследствии сослужил большую службу этнологической науке. Это было большим шагом вперед в развитии общественного сознания в целом: в кругах европейского образованного общества рождается мысль не только о сопоставлении обычаев разных народов, на и в какой-то мере от их исторической правомерности, а значит, готовилась психологическая почва для признания равноправия народов, для взаимной терпимости в отношении чужих нравов и обычаев. Это было как бы начальным шагом в «интернациональном воспитании» европейской интеллигенции.

Идеализацию первобытности, идеи о «золотом веке», о добродетельных дикарях принято прежде всего связывать с именем Жан-Жака Руссо, французского философа, писателя –просветителя (1712 – 1787). Полнее всего его взгляды выражаются в сочинении «Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми» (1754). Руссо рисует здесь картину «естественного состояния» человека до возникновения «общественного неравенства». Мы приходим к выводу, что блуждая в лесах без промыслов, без языка, без оседлости, без войн и общественных связей, нисколько не нуждаясь в себе подобных и не имея никакой надобности вредить им, мало волнуемый страстями и довольствующийся самим собой, дикарь мог обладать лишь теми чувствами и знаниями, которые соответствовали изучаемому нами состоянию – состоянию счастья. Концепция Руссо получила название концепции счастливого дикаря.

Особенно отчетливо звучал доведенный до крайности тезис о счастливом первобытном состоянии человечества вместе с идеей доброго дикаря в сочинениях Дени Дидро (1713 – 1784), крупного французского философа-просветителя. Наиболее полно Дидро изложил свои взгляды по этому вопросу в небольшом сочинении-памфлете «Добавление к путешествию Бугенвиля» (1796). Капитан Бугенвиль путешествовал на Таити и в розовых красках описал быт островитян. Памфлет написан частью в форме диалога между А и В о книге Бугенвиля, частью в форме высказывания островитян. Вот воображаемая речь старика-островитянина, обращенная к Бугенвилю перед его отплытием с Таити: «А ты, вождь послушных тебе разбойников, удались быстрее со своим кораблем от наших берегов. Мы невинны, и ты можешь лишь повредить нашему счастью. Мы повинуемся чистому инстинкту природы. Здесь все принадлежит всем, а ты проповедуешь какое-то неизвестное различие между твоим и моим. Оставь нам наши нравы. Они более мудры и более добродетельны, мы не желаем променять то, что ты называешь нашим невежеством на твое бесполезное знание. Поезжай к себе домой волноваться и мучиться сколько угодно, а нас оставь наслаждаться покоем».

Более выраженным историзмом проникнуты взгляды Франсуа Мари Вольтера (1694 – 1778). Взгляды изложены яснее всего в его труде «Опыт о нравах и духе наций», который писался им около 30 лет – 1747-1778. Содержание этого труда – история развития человечства с древнейших времен. Вольтер полемизирует с Руссо, считающего дикаря каким-то одиноким лесным бродягой, не знавшим будто бы никаких общественный связей. Нет, говорит Вольтер, человек есть общественное животное и в обществе жил всегда. История человека для Вольтера – это история развития культуры и разума.

 

Открытие в заморских землях «благородного дикаря», идеологизация условий жизни «детей природы» – таитян и ирокезов, не испорченных цивилизацией, натолкнуло на аналогии с бытом низших классов европейского населения. Интерес к дикарям внеевропейских стран перенеслось на европейское крестьянство. Оказалось, что и простолюдины Франции, Англии, Италии тоже были создателями каких-то духовных ценностей. В начале Х1Х века в связи с антинаполеоновским движением в Европе происходит зарождение и обострение национальных идей. Наиболее заметны были новые течения в германских государствах Средней Европы. Доминантой становится острый интерес к самобытной народной старине, к «народности», которая выражала себя в обычаях, преданиях, песнях, сказках. Недаром вся эпоха первого 30-летия Х1Х века получила название «эпохи романтизма», и прежде всего немецкого романтизма. С националистическими призывами выступают немецкие философы, прежде всего Фихте. Он призыва все сословия немецкого народа перейти к совершенно новым формам воспитания молодежи – воспитания в духе безоговорочного подчинения государству и интересам нации. Только немец способен иметь настоящую и разумную любовь к своей нации.

В 1812 и 1814 появляются 2 тома, ставшие скоро знаменитыми «Детских домашних сказок», собранных братьями Якобом и Вильгельмом Гримм. Собиратели записывали эти сказки непосредственно из уст стариков. Было опубликовано более 200 текстов. В предисловии Гриммы излагали свои взгляды на правила записывания народных сказок и на сами сказки как на уцелевшие остатки древней народно поэзии.

На почве изучения народной традиции и фольклора самих европейцев сложилась очень своеобразная историческая схема, касающаяся по преимуществу развития только духовной культуры – «мифологическое направление». Это направление зародилось в конце ХУ111 в. и вначале представляло собой попытку объяснить происхождение только религиозных верований. Французский ученый Шарль Дюпюи в 1795 г. издал сочинение «О происхождении всех культов». Он старался в нем доказать, что боги всех религий, в том числе и Иисус Христос, были лишь олицетворением Солнца и других небесных светил. Эта идея, оригинальная, но очень слабо тогда обоснованная, получила, однако неожиданное развитие и обоснование в трудах лингвистов и фольклористов первой половины Х1Х века. Ученые – сторонники мифологической школы, опирались в своих исследованиях на данные сравнительного индоевропейского языкознания и сравнительной индоевропейской мифологии, как раз в те годы ставших на прочную научную базу – было открыто существование индоевропейской семьи языков. Обнаружилось родство имен богов, было открыто сходство некоторых мифов, казалась очевидной астральная природа некоторых богов: Сурья – солнце, Индра – громовик и т.д. с некоторой натяжкой стали и других богов рассматривать как олицетворения небесных сил.

Вначале эта мифологическая концепция не затрагивала непосредственно область этнологии, она касалась только древней мифологии и религии, но позже народные верования и фольклор стали рассматривать как остатки древнего астрально-мифологического мировоззрения. Даже сказочные персонажи и крестьянские обряды стали рассматриваться как обломки тех же древних мифов. Сказку стали рассматривать как деградировавший миф, сказочные персонажи – как выродившиеся образы мифологических существ, олицетворений небесных явлений. Правда основоположники мифологической школы соблюдали некоторую осторожность в выводах, старались не впасть в односторонность (Якоб Гримм). Но сторонники этой школы нередко забывали всякую осторожность и толковали не колеблясь любые образы как символы небесных явлений. Иван да Марья в сказках – это солнце и луна; умный сын у глупого отца – день и ночь, либо лето и зима., бык, корова – символы дождевых туч, черный конь – ночь, серый – рассвет, красный – утро и т.д.

Положительной стороной мифологической школы можно считать то, что сторонники ее пытались найти земную основу для самих же астрально-мифологических представлений. Например, они объяснили особую роль коровы и быка в мифологии тем, что у древних индоевропейцев преобладало скотоводческое хозяйство. Воззрения на природу – лишь зеркало собственной жизни народа.

Самыми видными деятелями этого направления были в Германии – Якоб и Вильгель Гриммы, Адальберт Кун, Вильгельм Шварц, Макс Мюллер, в России – Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, О.Ф.Миллер.

Лекция №4.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных