Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Школа Франца Боаса в Америке.




 

В США этнографическая наука вплоть до 1890-х годов развивалась под знаком тех же эволюционистских принципов, которые господствовали в то время и в Европе. Но с 90-х годов в Америке зарождается новое направление в этнографии, связанное с именем крупнейшего ученого, мыслителя и общественного деятеля Франца Боаса – это так называемая американская школа исторической этнологии, сокращенно обычно именуемая школой Боаса. Идейные корни ее были сложны и противоречивы, не лишены противоречий и труды Боаса. Противоречия начинаются прямо с фактов научной биографии Боаса. Немецкий еврей по национальности, он стал крупным американским ученым; физик и математик по образованию, он занял почетное место среди этнографов всех стран; защитив диссертацию на тему о цвете воды, прославился своими трудами по лингвистике, антропологии и этнографии.

Уже в первой своей статье – «О задачах этнологии» (1888) – боас писал, что общей задачей этой науки является «изучение всей совокупности явлений социальной жизни, то есть, язык, миграции, телесные признаки, и это изучение должно составить в целом историю человечества и всех периодов его истории от ледниковой эпохи до современности. Этнография должна составить часть истории культуры и самой последней и важной целью нашей науки надо считать открытие общих законов социального развития.

Боас предостерегал от скороспелых выводов, в особенности от поверхностного применения сравнительного метода. Явления, внешне сходные между собой, могут иметь совершенно различное происхождение и разные функции. Не всякое сходство свидетельствует об исторических связях или о заимствовании одним народом у другого. Отвергая упрощенный эволюционизм и поверхностный диффузионизм, Боас отстаивал исторический метод исследования. Для реконструкции истории человечества, сначала нужно изучить историю каждого отдельного народа, поскольку каждая культурная группа имеет свою уникальную историю.

Этнографические взгляды Боаса неотделимы от его лингвистических исследований. В этой области заслуги Боаса чрезвычайно велики. Он был одним из первых, кто приступил к серьезному систематическому исследованию языков американских индейцев. Он подходил к работе с большой требовательностью его ученики обязательно должны были знать язык изучаемого народа, все тексты записывать на языке оригинала с последующим их переводом на английский. Сам Боас знал 17 индейских наречий.

Главное для Боаса – понятие культурного релятивизма, отсутствие универсальной общечеловеческой модели морали. Она различна у всех народов. Вслед за Монтенем и Гербертом Боас провозглашает принцип относительности морально-оценочных критериев, принцип несравнимости культур, и отрицания критериев культурного прогресса. Боас считал, что объективное строгое научное исследование возможно только если нам удастся войти в каждую культуру на ее стобственной основе, только если мы поймем идеалы каждого народа. Он один из первых обратил внимание на влияние воспитания и образования на стабильность и изменчивость общественных групп, народов, государств.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных