ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПЛАТОНА.Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) не-разрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, ко-торый первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является не-бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в сво-ем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их по-добия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии нахо-дится в царстве идей и существует прежде, чем соеди-ниться с каким-либо телом, поэтому природа души срод-ни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также ярост-ный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к стра-данию, а ее восстановление - к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях. Процессы познания. Платон сделал акцент не на внеш-нем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, пред-полагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутрен-няя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» - внутренний). Всякое знание есть воспоми-нание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с те-лом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание. Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей. 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ ТРАКТАТ «О ДУШЕ». Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшест-венников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духов-ное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходя-щее в тело в момент рождения. Способности души рас-сматриваются через ее уровни. 1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле пита-ния, роста и упадка. 2. Чувственный уровень преобладает в душах живот-ных, и его главными способностями являются чувства и ощущения. 3. Разумный (высший) уровень присущ лишь чело-веку, основными являются способности к размышлению. Выделяются следующие познавательные способности души. 1. Восприятие - первичный источник познания, позна-ет отдельное, частное, на основе которого человек позна-ет общее. 2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни. 3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации. 4. Воображение - образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне, 5, Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, кото-рое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|