Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические задания. 1. Опираясь на учение И.Канта о вещах и явлениях, приведите примеры «вещей для нас» и «вещей в себе».




1. Опираясь на учение И.Канта о вещах и явлениях, приведите примеры «вещей для нас» и «вещей в себе».

2. Составьте схему эволюции психологических идей эпохи Просвещения, приняв за исходную точку концепции Нового времени.

3. Определите достоверность следующих тезисов:

· Ж.Ламетри развивал представление Дж.Локка о внутреннем опыте.

· Автором работы «Человек-машина» является Р.Декарт.

· Ж.Ламетри считал, что внешние воздействия механически вызывают

· активность психики.

· Ж.Ламетри, вслед за Декартом рассматривал психическое и телесное как две независимые друг от друга субстанции.

· Этьен Кондильяк утверждает крайний сенсуализм.

· В своем «Трактате об ощущениях» Э.Кондильяк сравнивает человека с гигантским механизмом.

· Клод Гельвеций утверждал, что с рождения у всех людей абсолютно равные предпосылки для развития ума, независимо от телесной организации.

· Дени Дидро является автором концепции случая.

· «Неравенство умов происходит не столько от неравномерного распределения даров случая, сколько от безразличия с которым их принимают» считал Ж.Ж.Руссо.

· Кант разделил психологию на эмпирическую и рациональную.

· Эмпирическая психология Вульфа базировалась на материальных представлениях о психике.

· Кант настаивал на необходимости экспериментов над человеком.

· Гербарт считал, что математические методы невозможно использовать в психологии из-за того, что психические явления существуют только во времени и не имеют пространственных характеристик.

· Кант, подобно Локку, утверждал, что категории мышления формируются исключительно в опыте.

· По Гербарту, преодолеть порог сознания представлениям позволяет их сила и апперцептирующая масса.

· М.В.Ломоносов считал, что психику нужно исследовать через тело.

· В объяснении детерминации человеческой психики М.В.Ломоносов близок к воззрениям Д.Дидро и Ж.Руссо.

· В объяснении психики М.В.Ломоносов близок к Ж.Ламетри.

· А.И.Радищев отрицал идеи эволюции и объяснял происхождение человека с идеалистических позиций.

· Аргумент происхождение человека из животного мира по А.И.Радищеву – это вегетативные функции как у растений и органы как у животных.

3. Определите, о каком ученом идет речь в следующем фрагменте:

Наиболее полно система психологических взглядов представлена в его главном философско-психологическом труде "О человеке, о его смертности и бессмертии". <…> … в соответствии с развитием природы определенные ступени эволюции проходит и психика, представляющая собой "материю одушевленную". Уже у растений возникает "раздраженность"; следующая ступень развития живого - "чувственность", присущая как животным, так и человеку. Являясь венцом творения, человек в то же время - "единоутробный сродственник, брат всему на земле живущему", ибо его развитие осуществляется на основе общих законов природы... И его не должно унижать то, что и звери имеют способность размышлять: "Нет в человеке, может быть, ни единыя склонности, ни единыя добродетели, коих бы сходственности в животных не находилося"

4. Составьте матрицу психологических идей Просвещения идей по форме:

  Англия Франция Германия Россия
Научные предпосылки        
Основные представители        
Вклад в развитие психологической науки (идеи, открытия)        

Контрольные вопросы

1. Назовите основные идейные источники, из которых сложился французский материализм в ХVIII в.

2. Охарактеризуйте основные идеи Ж.Ламетри и соотнесите их с принципами деятельностного подхода и эволюционной теории Ч.Дарвина.

3. Чем крайний сенсуализм Э.Кондильяка отличается от сенсуализма Дж.Локка? Раскройте суть метафоры человека – «мраморной статуи».

4. Какие факторы и механизмы их влияния на психическое развитие человека описывает К.Гельвеций в «концепции случая»?

5. Охарактеризуйте позицию Д.Дидро в вопросе детерминации психического и ее отличия от воззрений К.Гельвеция и Ж.Ж.Руссо по этому же вопросу.

6. Соотнесите основные подходы к объяснению детерминации психики человека во французской психологии ХVIII в. с аналогичными позициями в теориях и направлениях психологии ХХ в.

7. Охарактеризуйте специфику, задачи и направления развития немецкой психологии ХVIII в.

8. В чем заключается исторический смысл психологический идей Х.Вольфа?

9. Почему И. Кант считал, что психология не может быть наукой?

10. Как решает проблему метода в психологии И.Гербарт?

11. Охарактеризуйте основные идеи в системе психологических взглядов И. Гербарта.

12. Охарактеризуйте направления развития и идеи российской психологии и философии ХVIII века (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев).

Рекомендуемая литература

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

 

Дополнительная

1. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант — М.: Высшая школа, 2005. — 439 с.

2. Ананьев, Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.

3. Гельвеций, К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938.

4. Гербарт, И. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940.

5. Жучков, В. А. Из истории немецкой философии XVIII в. Предклассический период. От вольфовской школы до раннего Канта. — М., 1996. — 260 с.

6. Кузьмин, Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982.

7. Ламетри, Ж. О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Сочинения М. Мысль, 1976.

8. Руссо, Ж.-Ж.: Pro et Contra Автор: Златопольская А.А. и др.- Издательство: Русской Христианской гуманитарной академии. 2005. - 798 с.


VII. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ (XIX в.)

В XIX веке психологическое познание наиболее интенсивно развивалось в рамках естественных наук, достижения в которых стали основанием для выделения психологии в самостоятельную науку, отличную как от философии, так и от физиологии. Одним из наиболее значимых для развития психологии достижений стало экспериментальное исследование соотношения психической деятельности и ее телесного основания в анатомии. Практически одновременно к экспериментальному открытию анатомической основы рефлекторной дуги пришли английский анатом Чарльз Белл (1811) и французский физиолог Франсуа Мажанди (1822). Зависимость психики от анатомии центральной нервной системы изучал и австрийский анатом Франц Галь (1758 – 1828), который в своем учении «френология» (от греч. phren - душа, рассудок, ум) предложил "карту головного мозга", согласно которой, различные способности локализованы в определенных участках коры головного мозга. Такой подход в науке получил название «узкий локализационизм» и положил начало научной дискуссии о локализации высших психических функций в головном мозге. Против строгой локализации психических функций выступил французский физиолог Пьер Флуранс (1794-1867), выдвинув и экспериментально обосновав идею о полной функциональной однородности мозговой массы. Такой подход, утверждающий, что основные психические процессы являются продуктом головного мозга как целостного органа, получил в науке название «антилокализационизм ». Не смотря на серьезные ограничения рассмотренных подходов, историческая заслуга Ф.Галля и П.Флуранса заключается в привлечении внимания многих исследователей к экспериментальному изучению локализации психики в головном мозге.

Другим направлением развития психологического знания в Х1Х веке стала физиология нервной системы и органов чувств. В экспериментах физиологов было показано, что нервная ткань не обладает никакой другой энергией, кроме известной физике, а ощущения определяются не работой сознания, а исключительно объективными материальными факторами. Немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801 – 1858) предложил доктрину специфической энергии органа, в которой утверждал зависимость любого ощущения от специфической природы воспринимающего рецептора (специфическая энергия органа). Ученик Мюллера Герман Гельмгольц (1821 – 1894) экспериментально изучал скорость распространения возбуждения по нерву, что позволило убедительно обосновать зависимость ощущений от материальных источников. Кроме того, Г.Гельмгольц опытным путем установил, что целостный образ порождается телесным механизмом, независимым от сознания (теории бессознательных умозаключений). Таким образом, эксперименты физиологов опровергали ведущую роль сознания в протекании психической деятельности и устраняли разрыв между ощущением, внешним миром и умственной деятельностью. Дальнейшее развитие представлений о психике как регуляторе поведения происходило в работах немецкого физиолога Эдуарда Пфлюгера (1829 – 1910). В опытах с обезглавленной лягушкой Э.Пфлюгером было убедительно показано, что реакция организма на внешнее раздражение регулируется особой «сенсорной» функцией, которую нельзя свести ни к физиологии, ни к работе сознания. К таким выводам позволил прийти факт целесообразного поведения обезглавленной лягушки, адекватно тем условиям, в которые ее помещали (препятствия – обходила, от агрессии – оборонялась, на столе – она ползала, в воде – плавала и т.д.). Ранее такое поведение относили на счет деятельности сознания, но в данных опытах эта гипотеза теряла свою актуальность. Роль физиологии в данном случае, также, отрицалась, поскольку каждый раз двигательная реакция изменялась в соответствии с условиями (тогда как физиологический акт имеет чисто рефлекторный, машинальный, ничем не опосредствованный характер). Все это указывало на регулятивную роль не только связи чувствительных и двигательных нервов со спинным мозгом, но и особой функции, которая позволяет различать условия и соответственно этому изменять поведение. Таким образом, утверждалась идея о психической опосредованности реакций организма.

Начало введению измерения психических явлений в психофизиологии органов чувств было положено немецким анатомом и физиологом Эрнстом Вебером (1795 – 1878), который вывел и обосновал математическую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями.

Если психофизиология исследовала связь ощущений и телесного субстрата, то возникшая в Х1Х веке психофизика стала наукой о соотношении психического (ощущения)и физического (внешний раздражитель), независимо от анатомии и физиологии тела. Основатель психофизики – немецкий физик, философ и психолог Густав Фехнер (1801 – 1887) измерял соотношение силы раздражителя и интенсивности ощущений разных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и пр.). С помощью интегрального и дифференциального исчисления Г.Фехнер вывел уравнение, которое в современной психологии известно под названием закона Вебера-Фехнера: интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности внешнего раздражения.

В рамках другой частной отрасли психофизиологии – психометрии –велись исследования по измерению временного параметра психических процессов (ощущений, восприятия, ассоциаций). Ранее, в психофизиологии, уже проводились измерения времени прохождения нервного импульса (Г.Гельмгольц), но это было измерением физиологических параметров (реакция организма). Голландский физиолог Франц Дондерс (1818 – 1889) изучал скорость протекания именно психических процессов. Чтобы сделать их доступным для измерения, в эксперимент вводились интеллектуальные задания. Увеличение времени реакции при введении задач в сравнении со скоростью простого прохождения импульса по нерву, Ф.Дондерс трактовал как психическое усложнение процесса. Эти исследования были продолжены З. Экснером, который изучал особенности изменения времени реакции в зависимости от возраста, степени тренированности, утомления, действия алкоголя и т.д. на различных этапах распространения импульса от периферии к центру. В целом, исследования временных параметров реакций показали, что индивидуальные колебания общего времени реакции связаны с особенностями переработки нервного импульса в головном мозге, что выводило исследования из сферы физиологии в психофизиологию и психологию.

К середине XIX века, благодаря открытиям в биологии, изменился и стиль психологического мышления в направлении от механистического детерминизма к биологической причинности. Французский ученый Клод Бернар (1813-1878) разработал концепцию о постоянстве внутренней среды организма - гомеостазе. В ее основе лежала идея о стремлении внутренней среды организма (кровь, лимфа, межклеточная жидкость) к постоянству вопреки действию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Эта концепция утверждала принцип саморегуляции в живых системах, что коренным образом расходилось с постулатами механистического детерминизма. Важным источником методологического преобразования стало эволюционное учение Чарльза Дарвина (1809-1882). В 1859 г. в свет вышла его книга "Происхождение видов путем естественного отбора", в которой Дарвин описал механизм биологического прогресса – отбор и борьба за существование, предполагающие сохранность и накопление таких признаков, которые обеспечивают организму выживание и наилучшее существование. Естественный отбор заставляет организм приобретать и удерживать только такие признаки, которые необходимы для приспособления к условиям внешней среды и сохранения жизни. Так в биологии получили развитие принципы активности и целесообразности жизненных реакций. Поскольку психика имеет биологические корни, то революционные преобразования в биологии распространились и на психологию: психика стала пониматься как жизненно важная функция живых систем, помогающая приспособиться к изменяющимся условиям.

Под влиянием эволюционных идей произошли коренные преобразования и в психиатрии, в русле которой получили развитие сравнительные исследования нормы и патологии, естественнонаучная ориентация в теории и методах исследования психики, систематическая разработка проблем гипноза как метода диагностики и лечения (что выводило научный поиск за пределы замкнутого в себе сознания). Наиболее передовые позиции в экспериментальном исследовании психики в XIX веке занимали французские и русские психиатры. Во Франции у истоков экспериментальной психологии стояли две школы психиатров – нансийская под руководством П.Льебо и парижская («Сальпетриер»), возглавляемая Ж.Шарко. Позже, ученики Жана Шарко – Т.Рибо, П.Жане и др. – выступили инициаторами и организаторами экспериментальной психологии во Франции. В России клинические исследования психики концентрировались в основном в Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии (под руководством И.М. Сеченова и И.Р. Тарханова) и на медицинском факультете Казанского университета (под руководством Ф.В. Овсянникова и Н.О. Ковалевского). В этих школах проводилось комплексное изучение мозга, локализации функций в коре, сравнительный анализ рельефа коры в разные периоды эволюции и онтогенеза и др. В рамках этих исследованиях проходило становление выдающегося психиатра В.М.Бехтерева, открывшего в 1885 г. первую в России и вторую в Европе (после лаборатории В.Вундта) психофизиологическую лабораторию при кафедре нервных и душевных болезней Казанского университета. Клинические и анатомо-физиологические исследования головного мозга русскими психиатрами и неврологами явились важным условием для перевода умозрительной психологии в естественнонаучное русло.

Итак, к концу 19 века в рамках естественных наук было накоплено достаточное количество экспериментальных данных, которые не могли быть объяснены законами этих наук, что указывало на тот факт, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. В анатомо-физиологических исследованиях и в психиатрии была доказана связь психики с телом, биология способствовала изменению методологических оснований психики; в области психофизики и психометрии была обоснована возможность объективного измерения психических явлений. Все это стало основанием для выделения психологии в самостоятельную экспериментальную науку, отличную по предмету исследования как от философии, так и от физиологии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных