Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






VIII. Оформление психологии как самостоятельной экспериментальной науки




Во второй половине XIX века сложилось несколько программ разработки психологии как самостоятельной экспериментальной науки, в которых по-разному определялись предмет и задачи ее развития. Такие программы в Европе предлагались В.Вундтом и Ф.Брентано, в России – И.М.Сеченовым и К.Д.Кавелиным, в США У.Джемсом и Г.Спенсером и др. Однако, официальный статус психология получила на основании программы физиологической экспериментальной психологии Вильгельма Вундта (1832 – 1920). В 1863 году В.Вундт опубликовал «Лекции о душе человека и животных», в которых была представлена программа построения двух психологий: экспериментальной и социальной («психология народов»). В 1979 годув Лейпциге Вундт открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию, которая стала международным центром подготовки психологов, а в 1881 была преобразована в Институт экспериментальной психологии.

Роль В.Вундта в становлении психологии трудно переоценить, но она имеет более реформаторский, нежели интеллектуальный характер, поскольку предложенная им программа базировалась на философских идеях XVII века (Р.Декарт, Дж.Локк и Г.Лейбниц) и на естественно-научных идеях XIX века (психофизика, психометрия, психофизиология). Однако, экспериментальные процедуры измерения (порогов ощущения, времени реакции и др.) у В.Вундта получили идеалистическую трактовку. Если Г. Фехнер изучал соотношение между силой раздражения и силой ощущения, то научный интерес В.Вундта был направлен на изучение соотношения между ощущением и психологическим суждением о нем (а не реальным воздействием). Так, исключая связи между психикой и внешней средой, В.Вундт замыкает сознание в себе самом и понимает его как совокупность элементарных ощущений, представлений, чувствований и связей между ними (принцип элементаризма). В понимании психической детерминации психических явлений, не зависимо от тела и мира физического, заключается идеализм Вундта. Поскольку сознание от внешних раздражителей не зависит, значит, нет внешних точек его проявления, следовательно, высшие психические функции не могут быть зарегистрированы экспериментально, а доступны только самонаблюдению. Исходя из этого, методом психологии становится экспериментально контролируемая интроспекция.

В учении В.Вундта были заложены основы теоретического направления психологии структурализм, предметом изучения которого стала структура сознания. Максимальное развитие структурализм получил в аналитической интроспекции ученика В.Вундта - Эдварда Титченера (1867 – 1927), который возвел принцип элементаризма в абсолют. Если Вундт понимал сознание как совокупность элементов и все-таки связей между ними (ассоциации и апперцепция), то Титченер в своем учении полностью исключает из научного анализа процесс синтеза элементарных представлений в сложные. Целью аналитической психологии стало разложение ментального опыта на мельчайшие, далее неделимые элементы.

В истории психологии учение Э.Титченера имеет значение как тупик структурализма, который утратил свою значимость со смертью Титченера в 1927 году.

В теоретических спорах структурализму противостоял функционализм направление, изучающее роль психических функций в реальном поведении. Вместо анализа сознания по параметру «что и из чего?» функционалисты искали ответ на вопрос «как и почему?». Функционализм берет начало в учении об интенциональных актах сознания австрийского философа Франца Брентано (1838 – 1917). Функционализм рассматривает сознание ни как структуру элементарных ощущений, а как средство, с помощью которого организм активно постигает реальный окружающий мир. Методом остается интроспекция, но акты сознания изучаются в их естественном течении и составе, без расчленения на элементы и связи между ними. Так в функциональном направлении утверждается принцип целостности против принципа элементаризма структуралистов.

Идеи функциональной психологии развивали ученики Ф.Брентано – К.Штумпф и Х.Эренфельс (Европа), У.Джемс (США). Основные идеи функционализма – активность сознания, его целостность и предметность – в дальнейшем стали идейным источником для зарождения таких современных направлений психологии, как бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

Группа ученых Вюрцбургского университета во главе с учеником В.Вундта – Освальдом Кюльпе (1862 – 1915) изначально следовали научным традициям В.Вундта, однако, позже, на основании результатов экспериментов в исследовании психики, опровергли постулаты своего учителя. Здесь впервые (!) производили экспериментальное изучение мышления, не смотря на то, что В.Вундт отрицал возможность его эмпирической регистрации из-за замкнутости сознания в самом себе и отсутствия связей с внешней средой. В отличие от В.Вундта, О.Кюльпе и его ученики в эксперименте использовали не физические раздражители (звук, цвет и пр.), а интеллектуальные задания. Другим нововведением этой школы стало изменение инструкции в эксперименте: описание того, что происходит в сознании испытуемого между воздействием стимула и эффектом этого воздействия (раньше экспериментально изучали именно эффект раздражения) В итоге было установлено, что в сознании содержатся умственные действия, не связанные с органами чувств – так называемые несенсорные компоненты (удивление, сомнение, узнавание, согласие, смысл, значение и пр.), или безобразное мышление, что категорически опровергало главный постулат структуралистов о сознании как совокупности именно сенсорных образов (ощущений, представлений, чувствований).

Таким образом, на рубеже XIX- XX веков (в период становления психологии самостоятельной наукой), основная теоретическая борьба происходила между функционализмом и структурализмом, но, не смотря на противоположность этих воззрений, их объединял методинтроспекция. Однако, по мере экспериментальной проверки, становилось очевидным, что только самонаблюдение не может быть источником достоверных знаний о психике. На почве этих сомнений зарождается собственно экспериментальный и объективный метод изучения психики.

Очередным ударом по вундтовской психологии сознания стали результаты экспериментального исследования памяти и обучаемости Германа Эббингауза (1850 – 1909). Опыты Эббингауза стали первыми в истории психологии чисто психологическим экспериментальным исследованием высших психических процессов, поскольку изучались не эффекты раздражения (это было бы физиологическим рефлексом), а те процессы в психике, которые опосредуют эффект этого раздражения. В Вюрцбургской школе, также, исследовались познавательные процессы, но методом интроспекции, то есть на основании субъективных ощущений испытуемых. Эббингауз же, впервые, применил объективный метод. Так, в психологии стал утверждаться собственно экспериментальный, объективный метод исследования более сложных психических процессов, чем сенсорные ощущения, составляющие классику ассоцианизма и интроспекции.

По мере расширения поля экспериментальных исследований, все более сомнительной становилась уникальность интроспекции как метода и замкнутого в себе сознания как предмета психологии. Все более очевидным становилась ограниченность и ассоциативного принципа в объяснении психических явлений. В начале 10-х гг. XX в. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Итогом кризиса становится дифференциация психологии на разные школы и направления, каждое из которых предлагает свои предмет и метод, и, при этом, оспаривает одно из положений классической психологии В.Вундта.

Так, в 1894 г. против распространения физиологического эксперимента в исследовании психической жизни возникла описательная психология. Её основоположник – немецкий психолог и философ Вильгельм Дильтей (1833 – 1911) – предложил отделить от естественнонаучной, или объяснительной психологии её гуманитарную парадигму, или описательную психологию (идеографический подход).Предметом описательной психологии становится целостная душевная жизнь человека с учетом культуры общества, интересов и деятельности человека. Идеи В.Дильтея о неотделимости личности от культуры получили развитие в понимающей психологии Эдуарда Шпрангера.

Французская научная школа выступили против игнорирования социально-исторических условий в изучении сознания. Предметом изучения французской школы, как в клиническом, так и социальном аспектах, становится связь индивидуального сознания и общественной жизни. Представители французской клинической школы (1898) Теодюль Рибо (1839 – 1916), Пьер Жане (1859 – 1947) и др. сосредоточили исследовательский интерес на вопросе о том, как из социальных актов и отношений формируется внутренний план личности? Французская социологическая школа изучала сознание людей в разных социальных ситуациях и культурах, опираясь не на клинические методы, а на историко-социологический подход. Основоположник социологического направления французской школы Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) описал влияние коллективных представлений на формирование индивидуального сознания через понятие социального факта. Люсьен Леви-Брюль (1857 – 1939) выделил формы коллективного мышления, Габриель Тард (1843 - 1904) исследовал механизмы усвоения личностью общественного опыта.

В 1900 году как самостоятельное направление выделяется психоанализ, который выступает против ограничения психики сознанием и определяет своим предметом бессознательное (Зигмунд Фрейд).

В 1912 официально оформляется Берлинская школа гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка, К.Левин). Гештальтпсихология как направление выступает против принципа элементаризма и структурализма классической психологии В.Вундта. Предметом становится целостный образ восприятия, который является первичным (в онтогенезе и в филогенезе).

Наконец, в 1913 возникает бихевиоризм (от англ. «поведение») – направление, окончательно и официально вытесняющее сознание как предмет исследования психологии (Джон Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер и др.). Предметом бихевиоризма становятся только внешненаблюдаемые реакции человека, то есть поведение. Вместо интроспекции как субъективного метода бихевиористы предлагают исключительно объективные (наблюдение, тестирование, формирование условных рефлексов).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных