Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические задания. 1. Составьте матрицу психологических идей по форме: Школа/ направление Представители Предмет и задачи психологии Основные идеи и принципы в




1. Составьте матрицу психологических идей по форме:

Школа/ направление Представители Предмет и задачи психологии Основные идеи и принципы в понимании психики Метод исследования
Структурализм        
Функционализм        
Вюрцбургская школа        
Экспериментальное исследование памяти Г.Эббингаузом        
Описательная психология        
Французская социологическая школа        
Французская психологическая школа        

2. Составьте тест по изученной теме (не менее 15 слов).

3. Определите автора фрагмента научного текста:

«Как настоящее есть часть моей личности, мое, так точно и все другое, проникающее в мое сознание с живостью и непосредственностью, — мое, составляет часть моей личности. Далее мы увидим, в чем именно заключаются те качества, которые мы называем живостью и родственностью. Но как только прошедшее состояние сознания представилось нам обладающим этими качествами, оно тотчас присваивается нашим настоящим и входит в состав нашей личности. Эта "сплошность" личности и представляет то нечто, которое не может быть временным пробелом и которое, сознавая существование этого временного пробела, все же продолжает сознавать свою непрерывность с некоторыми частями прошедшего».

«Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, денежная система, употреб­ляемая мною для уплаты долгов, орудия кредита, служащие мне в моих коммер­ческих сношениях, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, и т. д.— все это функ­ционирует независимо от того употребле­ния, которое я из них делаю. Пусть возьмут одного за другим всех членов, составляющих общество, и все сказанное может быть повторено по поводу каждо­го из них. Следовательно, эти способы мышления, деятельности и чувствования обладают тем примечательным свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний.

Эти типы поведения или мышления не только находятся вне индивида, но и на­делены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независи­мо от его желания. Конечно, когда я доб­ровольно сообразуюсь с ними, это принуждение, будучи бесполезным, мало или совсем не ощущается. Тем не менее оно является характерным свойством этих фактов, доказательством чего может слу­жить то обстоятельство, что оно проявля­ется тотчас же, как только я пытаюсь со­противляться. Если я пытаюсь нарушить нормы права, они реагируют против меня, препятствуя моему действию, если еще есть время; или уничтожая и восстанав­ливая его в его нормальной форме, если оно совершено и может быть исправлено; или же, наконец, заставляя меня искупить его, если иначе его исправить нельзя. Относится ли сказанное к чисто нрав­ственным правилам?

Общественная совесть удерживает от всякого действия, оскорбляющего их, по­средством надзора за поведением граж­дан и особых наказаний, которыми она располагает. В других случаях принуж­дение менее сильно, но все-таки существу­ет. Если я не подчиняюсь условиям све­та, если я, одеваясь, не принимаю в расчет обычаев моей страны и моего класса, то смех, мною вызываемый, и то отдаление, в котором меня держат, производят, хотя и в более слабой степени, то же действие, что и наказание в собственном смысле этого слова..»

 

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные признаки, по которым можно судить о приобретении психологией статуса самостоятельной науки.

2. Назовите философские и естественнонаучные основания "физиологической психологии" В.Вундта.

3. Охарактеризуйте предмет и метод "физиологической психологии" В.Вундта.

4. Раскройте сущность структурализма и опишите его эволюцию.

5. Раскройте сущность и основные идеи функционализма (Ф.Брентано, У.Джемс и др.).

6. Опишите предмет и специфику исследования высших психических процессов в экспериментах Вюрцбургской школы (в отличие от экспериментальных исследований сознания В.Вундтом).

7. Охарактеризуйте предмет, метод и результаты экспериментов Г.Эббингауза.

8. Назовите предпосылки и итоги открытого кризиса психологии 1910-1930 г.г. ХХ в.

9. Раскройте содержание двух парадигмальных направлений психологии, выделенных Вильгельмом Дильтеем.

10. Охарактеризуйте зарождение культурно-исторического подхода во Французской социологической школе (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, Г.Тард).

11. Назовите основные направления и результаты клинический экспериментальных исследований во Французской психологической школе (Т.Рибо П.Жане и др.).

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

 

Дополнительная

1. Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс: http://www.auditorium.ru/books/1378/Berkeley/Ber.html] / Авт. колл.: Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. - Электр. дан. - М., 2002.

2. Вундт, В. Проблемы психологии народа // Преступная толпа. М., 1998.

3. Вундт, В. Очерки психологии. М., 1912.

4. Вундт, В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.95 – 105.

5. Выготский, Л.С. Причины кризиса в психологической науке // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.148 – 150.

6. Джемс, У. Поток сознания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С. 106 – 118.

7. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992.

8. Кузьмин, Е.С., Якунин, В. А. Развитие психологии внутри естествознания. Л., 1985.

9. Лихи, Томас. История современной психологии – 3-е изд. – Спб.: Питер, Серия «Мастера психологии». - 2003.

10. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – Т.1,2.

11. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

12. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии [Текст]. М.: Смысл, 1997.

13. Теплов, Б.М. Об интроспекции и самонаблюдении // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С. 126 – 132.

14. Челпанов, Г. И. Введение в экспериментальную психологию. М., 1924.

15. Шульц, Д.П., Шульц, С.Э. История современной психологии. СПб,. 1998.

16. Якунин, В.А. История психологии.- СПб, 1998.

17. Brentano, F. Psychologie von empirischen Standpunkte. Leipzig, 1874.

18. Boring, E.G. A history of experimental Psychology. N.Y., 1950.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных