Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические задания. 1. Составьте матрицу идей по схеме: Автор Название концепции Движущая сила развития личности Метод работы с личностью Основные труды




1. Составьте матрицу идей по схеме:

Автор Название концепции Движущая сила развития личности Метод работы с личностью Основные труды
А.Маслоу        
К.Роджерс        
В.Франкл        
Р.Мэй        
И.Ялом        
Дж.Бьюдженталь        
С.Гроф        

 

2.Смоделируйте психотерапевтический маршрут преодоления неуверенности в себе в соответствии с представлениями:

а) К.Роджерса, б) А.Маслоу, в) В.Франкла, г) С.Грофа.

3.Составьте словарь терминов по теме «Гуманистическая психология».

4. Определите авторов нижеприведенных фрагментов и обоснуйте свой ответ:

«Для клиента оптимальная психотера­пия значила бы исследование все более не­знакомых, странных и опасных чувств в себе; исследование, которое только потому и возможно, что клиент начинает посте­пенно понимать, что его принимают без всяких условий. Поэтому он знакомится с такими элементами своего опыта, осозна­ние которых в прошлом отрицалось, так как они были слишком угрожающими и разрушающими структуру его "Я". В этих отношениях он обнаруживает, что пережи­вает во всей полноте, до конца эти чувства так, что на данный момент он и есть его страх или гнев, нежность или сила. И ког­да он живет этими различными по интен­сивности и разнообразными чувствами, он обнаруживает, что он чувствует свое "Я", что он и есть все эти чувства. Он видит, что его поведение конструктивно изменя­ется в соответствии с его новым прочув­ствованным "Я". Он подходит к осозна­нию, что ему больше не нужно бояться того, что может содержаться в опыте, и он мо­жет свободно приветствовать его как часть изменяющегося и развивающегося "Я"».

«У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия.

Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, — поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме. <...>

Когда меня спрашивают, как я объясняю себе причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)».

«Обо всех моих испытуемых можно сказать, что они умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество. Мало того, я готов поклясться, что от любят одиночество или, по край­ней мере, относятся к нему с гораздо большей симпатией, чем среднестатистический человек.

Часто именно благодаря тому, что одиночество не страшит их, этим людям удается сохранить хладнокровие в пылу битвы, они не хватаются за оружие, не поддаются страстям, им чужды хлопоты и заботы обывателя. Им не составляет труда быть от­страненными, сдержанными, спокойными и безмятежными; не­удачи и поражения не вызывают у них естественного для менее здоровых людей всплеска эмоций. Даже в самых унизительных ситуациях и даже в окружении самых недостойных людей они умеют сохранять благородство и гордость, и эта способность, вероятнее всего, была бы невозможна, если б у них не было сво­его собственного мнения о ситуации, если б они во всем полага­лись на чувства и мнения других людей. В некоторых ситуаци­ях эта отстраненная сдержанность может перерасти себя и воз­выситься до суровой, холодной отчужденности»

Контрольные вопросы

1. Назовите социальные и научные предпосылки возникновения гуманистической психологии.

2. В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии?

3. Охарактеризуйте теорию мотивации А.Маслоу.

4. По какому основанию А.Маслоу выделил дефицитарные потребности и метапотребности? Каково их значение для физического и психического благополучия человека?

5. Опишите характеристики самоактуализирующейся личности.

6. Охарактеризуйте клиент-центрированный подход К.Роджерса.

7. Объясните понятие «полностью функционирующей личности».

8. В чем заключается сущность экзистенциальной психологии и предмет ее расхождения с идеями гуманистической психологии?

9. Объясните и соотнесите с уже известными гуманистическими теориями проблему трансценденции.

10. Охарактеризуйте научные предпосылки, основные идеи и представители трансперсональной психологии.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

 

Дополнительная

1. История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л.А.Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 784 с.

2. Лихи, Томас. История современной психологии – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2003. – 448 с. («Серия «Мастера психологии»).

3. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

4. Морозов, А.В. История психологии: Учебное пособие. М.:Академический проект, 2004.

5. Мэй, Р. Смысл тревоги. – М.: Независимая фирма "Класс", 2001.

6. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – Т.1,2.

7. Роджерс, К. Клиенто-центрированная терапия. К.: "Ваклер", 1997.

8. Франкл, В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997, К.: PSYLIB, 2004.

9. Холл, Ст, Линдсей Г.. Теории личности. М.: "КСП+", 1997.

10. Хьелл, Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997.

11. Шульц, Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб,. 1998.

12. Якунин, В.А. История психологии.- СПб.: 1998.

13. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: "Класс", 1999

14. Frankl, V. Zehn Thesen über die Person (1950) // Frankl V. Der Wille zum Sinn: Ausgewählte Vorträge über Logotherapie. 3., erw. Aufl. Bern: Huber, 1982. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005. №2, с.4-13

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных