Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Что такое чудо в религии?




 

Владыка, в одной из прошлых наших бесед Вы коснулись темы чуда в христианстве. Так что это такое — чудо? Давайте сегодня поговорим о чудесах.

— Чудо — это проявление силы и любви Божьей в этом мире. Как известно, служение Христа началось именно с чуда, которое Господь явил в Кане Галилейской. У хозяев на свадьбе кончилось вино, и тогда Богоро­дица обращается к Иисусу: «Вина нет у них» (Ин. 2. 3). И Иисус отвечает Ей, что еще не пришел Его час: «почему ты говоришь Мне это?» И тогда Мария, ничего прямо не отвечая Ему, обращается к слугам: «...что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2. 5). Ее вера в Него, в Его Божественность и Его Любовь так безгра­нична, что на вопрос Христа Она и отвечает действием веры. И эта Ее вера, образно выра­жаясь, распахивает дверь в иное измерение бытия, и то, что иначе было бы невозможным, становится реальностью: вода превращается в вино. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою» (Ин. 2. 11). И как сказано далее, «уверовали в Него ученики» (Ин. 2. 11). То есть чудо является способом обретения веры. Но главное, что это явленность любви Божьей к нам.

Христос сразу же отказался от покорения людей посредством каких-то сверхъестест­венных действий, хотя именно этот путь предлагал Ему сатана. Вспомним искушения Христа в пустыне. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, на­последок взалкал. И приступил к Нему иску­ситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4. 1—3). Христос отвечает на это отказом, Он говорит диаволу: «написано: не хлебом од­ним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4. 4).

Но ведь в Евангелии есть эпизоды, когда Иисус накормил пятью хлебами и двумя рыба­ми «около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14. 21)?

—Да, но там другое: Христос являет это чудо из сострадания к людям, Он кормит их: «И ели все и насытились» (Мф. 14. 20). Здесь не было цели удивить людей, чудо было явлено из сострадания и любви. В Евангелии сказано, что многие после этого уверовали во Христа. И тут надо понимать, что есть ве­ра, рожденная любовью, поиском Бога в этом мире, а есть скорее даже не вера, а увле­ченность, возникающая как результат воз­действия на человека чего-то эффектного, выходящего за рамки обыденного. Как пра­вило, такая увлеченность, рано или поздно, приводит к потребительскому отношению к жизни, к требованию «Хлеба и зрелищ».

И чуда бывает недостаточно, чтобы человек уверовал?

—Ожидание чуда - это вообще не вера, это потребительское отношение и к Богу, и к жизни. Знаете, как говорят, «удовлетворенная потребность рождает новую потребность». Есть люди, которые свой приход в храм уже воспринимают как подарок и ждут, что сейчас что-то произойдет, считая, что одного их прихода достаточно для того, чтобы совершилось просимое. Человек ищет не Бога, не Богообщения, его действие лишено духовного смысла, это потребительский взгляд на мир: ты - мне, я - тебе. Причем подразумевается, что просимое должно исполниться в нужный момент. Для души таких людей вообще не полезно, чтобы совершалось чудо, потому что это будет только укреплять их в таком отношении к Богу.

В Евангелии есть эпизод, когда книжники и фарисеи, видя, что Иисус исцеляет боль­ных и изгоняет бесов, начинают испытывать Его и говорят: «Учитель! хотелось бы нам ви­деть от Тебя знамение». И Он отказывает им в этом, Он говорит: «род лукавый и прелю­бодейный ищет знамения; и знамение не Дастся ему, кроме того, что... Сын Человече­ский будет в сердце земли три дня и три но­чи» (Мф. 12. 38-40).

То есть если человек не ищет Бога, то он и не видит чуда, не воспринимает его?

— Если человек ищет внешний эффект, он все равно не увидит за ним Бога и Его лю­бовь к нам. Когда Иисус приходит в родной Назарет, то жители города, которые сомне­ваются в Его Богосыновстве и говорят о Нем: «Не Он ли сын плотника? А рассказы­вает, что Сын Божий», просят Его: «Сделай здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слыша­ли, было в Капернауме».

Они ждут чуда как доказательства Его Божественной сути, в них нет веры?

— Да, и вот что Иисус отвечает им: «истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4. 24). И как сказано: «...не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13. 58). Потому что если в человеке нет веры, если он слеп, то, как говорится, «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16. 31). Это слова из Евангельской притчи о праведном Лазаре и богаче. Богач попал в ад и просит Авраама, чтобы тот послал к его живым братьям праведного Лазаря: пусть Лазарь расскажет им о рае и аде, чтобы они «не пришли в это место мучения». Он думает, что, «если кто из мертвых придет к ним, покаются» (Лк. 16. 30). А Авраам и отвечает, что, если уже братья не слушают Моисея и пророков, то есть если они не ведают Бога, то «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16. 31).

Получается, что грех ослепляет человека, мешает ему увидеть, воспринять чудо?

— Безусловно, грех порождает искаженность взгляда на мир, человек становится неспособен воспринять благодать Божью, не может видеть явленность Бога в этом мире, и он отрицает ее и отрицает чудо.

В Евангелии не раз рассказывается, о том, что Иисус, как обычный человек, садится в лодку и плывет туда, куда Ему надо. То есть Христос не использует Свои сверхъестествен­ные возможности, в том числе и способность идти по воде, только ради того, чтобы проде­монстрировать их?

—Для того чтобы понять, в чем тут дело, давайте рассмотрим эпизод шествия Христа по воде. Однажды, когда Иисус уединился для молитвы, Его ученики сели в лодку и от­плыли от берега, и когда поднялся ветер и лодка начала тонуть, Иисус пошел к ним по воде. «И ученики, увидев Его идущего по мо­рю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заго­ворил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф.14. 26-27). И тогда Петр, еще сомневаясь, просит: «Еосподи! если это Ты, повели и мне придти к Тебе по воде». Иисус повелевает ему: «Иди!» Петр уже начинает идти, но, видя сильный ветер, пугается, теряет веру и начинает тонуть. И тогда он кричит: «Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловер­ный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14. 30-31).

То есть чудо происходит по вере человека.

—Да, «по вере вашей да будет вам». В Еван­гелии много эпизодов, когда ко Христу обра­щаются больные — духовно и физически, они верят в Него, в Его Божественную при­роду, в Его любовь, и происходит чудо исце­ления. И происходит оно по вере этих боль­ных людей.

То есть тут важны не только сверхъесте­ственные возможности Самого Христа, но и призыв человека к Богу, сила его веры?

—Конечно.

Владыка, бывает так, что наша вера тем сильнее, чем больше мы чувствуем свою беспо­мощность перед лицом болезней, беды. Пра­вильно ли это?

—Да, ведь это вера в Его любовь к нам, Его милосердие. У нас есть евангельский эпизод, рассказывающий, как ко Христу пришла язычница, хананеянка, просить за свою дочь, которая жестоко бесновалась. И снача­ла, сказано, Христос не отвечает ей ни слова. Она просит Его опять, и Он говорит: «Я по­слан только к погибшим овцам дома Израи-лева», но она все равно продолжает просить Его об исцелении, и тогда Иисус — Он испы­тывает ее веру — говорит ей: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15. 26). Но вера хананеянки в Его милосердие, в то, что только Он спасет ее дочь, так велика, что она все равно обращается к Нему: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

Да это мольба!

—И«тогда Иисус сказал ей в ответ: о, жен­щина! велика вера твоя; да будет тебе по же­ланию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15. 28).

То есть у этой язычницы было так велико ощущение ее малости перед несчастьем — бо­лезнью дочери, она так жаждала этой помощи и так верила в Его милость, что чудо исцеления свершилось?

—Да, и обо всем этом важно помнить, ког­да мы обращаемся к Богу. Потому что иногда сталкиваешься с тем, что человек, может быть, действительно больной, нуждающий­ся в Божьей помощи, приходит в храм, гово­ря себе: «Я сделал это, сделал то, схожу и в храм, на всякий случай». А ничего не случа­ется, потому что в основе такого прихода лежит рациональное действие, расчет, а не акт веры.

Владыка, иногда приходится слышать: «Во Христа верую, а в то, что иконы мироточат,нет». В чем тут дело?

— Это вопрос воцерковленности человека, того, насколько он вошел в Церковь. Ведь воцерковленность - это состояние приня­тия норм веры через участие в Таинствах, че­рез церковную жизнь. Дело в том, что вера имеет свои ступени восхождения, свои вы­соты духа, и все зависит от того, на какой ступени человек стоит. Есть начало веры, есть ее развитие, и то, как человек шагает, определяется тем, насколько у него хватает на это внутренней силы.

Владыка, но ведь у каждого случался сча­стливый момент, когда будто что-то открыва­ется и начинаешь понимать, что все вокруг — это чудо и только суета мешает увидеть это.

— Вообще суть чуда не во внешнем дейст­вии. Часто ли мы задумываемся над тем, что Бог являет нам Себя, даруя нам жизнь? И раз­ве это не чудо — рождение ребенка? А разве не чудо — преображение сердца человеческого и появление в нем любви, которая, по словам апостола Павла, «всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13. 7).

 

 

Глава 8

О почитании Пресвятой Богородицы

Беседа 1

«Теплая Заступница мира холодного» (о земной жизни Пресвятой Богородицы)

 

Владыка, давайте сегодня поговорим о почитании христианами Пресвятой Богородицы.

—Один из авторов-богословов конца XVIII века писал, что бывают минуты в на шей жизни, когда мы не смеем обращаться к Богу. Наша греховность кажется нам страш­ной стеной между Ним и нами. Когда наша душа истерзана неутешным страданием, ког­да нам близко чувство ропота и вера наша ко­леблется, мы не можем и не смеем молиться Господу так, как молимся в часы сознатель­ной, спокойной веры. И вот в эти моменты тоски, сомнения и горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божьей. Ее мы не боимся. Мы знаем, что Она («Ее тихая святы­ня», как о ней говорит богослов) не отвернется от нас, в каких бы язвах, из каких бы по­зорных пропастей греха мы бы к Ней ни при­шли. Я думаю, что вот это чувство жажды все­прощающей и всеобъемлющей материнской любви знакомо и современному человеку. Мы все нуждаемся во всепрощающей любви, ког­да нас любят не за То, что мы хорошие, а про­сто за то, что мы существуем. Мы нуждаемся в том, чтобы нашлось сердце, которое было бы способно сострадать нам, понять и принять нас, какими бы мы ни были. Поэтому почита­ние Богородицы так же естественно, как есте­ственна потребность человеческой души в материнской любви, материнской ласке и ма­теринской заботе. И, наверное, нет на свете человека, который бы не чувствовал Ее при­сутствия в нашем мире и не ощущал сущест­вования Ее заступничества за нас. «Теплой Заступницей мира холодного» называют Ее.

В одном из песнопений Богородицу назы­вают таинственной лестницей, по которой сто­сковавшееся человечество восходило на небо. Она была связью между Богом и людьми: бла­говолением Бога к людям и дерзновением лю­дей к Богу. Она была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая бы­ла доступна человечеству даже и после грехо­падения. Отсюда эпитет — мы говорим: «Пре­святая Дева Мария». Владыка, а что мы знаем о земной жизни Матери Спасителя? В Еванге­лии говорится о Ней не так уж и много. В Еван­гелии от Иоанна вообще говорится «о Матери Иисуса». Святые евангелисты Матфей, Марк и Лука называют Ее Марией, что означает на древнееврейском «возвышенная», «превозне­сенная», но все равно о Богородице говорится не очень много.

—Да. Но у Церкви есть Священное преда­ние, которое очень бережно доносит до нас сведения о Ее земной жизни. Согласно ему, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Иоаким и Анна (кстати, Иоаким происходил из рода царя Давида) были женаты уже двадцать лет, но детей так и не имели. Когда однажды Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву, первосвященник публично отверг ее. Дело в том, что бесплодие в те времена считалось знаком Господней немилос­ти, великим наказанием Божьим за грехи. Обиженный, со стыдом и горечью Иоаким, у которого публично не приняли жертву, уда­лился из храма и не осмелился возвратиться домой, он решил уйти к пастухам и там в по­сте и молитве провел сорок дней, моля Гос­пода о том, чтобы Тот смилостивился и по­слал им с Анной ребенка. До Анны дошли вести о том, что произошло в Иерусалим­ском храме, и, опечаленная, она стала мо­лить Господа, чтобы Он даровал им ребенка, и пообещала, что она посвятит его Богу. Ан­на вложила в молитву всю свою душу, и, ког­да она закончила молиться, перед ней пред­стал Ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, сле­зы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Мари­ей». Рождество Пресвятой Девы Марии пра­зднуется Православной Церковью как один из великих праздников (21 сентября). Со­гласно обету св. праведники Иоаким и Анна посвятили своего ребенка Богу. Когда Ма­рии исполнилось три года, они привели Ее к храму в Иерусалиме и поставили на первую из пятнадцати ступеней, ведущих в храм. И тут совершилось великое знамение. Никем не ведомая и не поддерживаемая, трехлетняя Мария взошла по лестнице. Все окружаю­щие были поражены, и тут священник, подчиняясь какому-то таинственному вдохно­вению, взял Марию и повел Ее за собой в со­кровенную глубину храма, в «Святая Святых» — место, куда не позволялось входить не только никому из женщин, но куда не ступали даже и священники. Только первосвященники могли входить туда, да и то один раз в год, неся с собою жертвенную кровь. Все были поражены необычностью происходившего. В этом событии очень много символичного, и оно отмечается Пра­вославной Церковью как праздник Введе­ния во храм Пресвятой Богородицы 4 декаб­ря. Этот день почитается великим праздни­ком, и в церковных песнопениях его называ­ют «предвестием Божьего благоволения к людям». С этого дня во время утрени в церк­вях начинают петь «Христос раждается...»

Так трехлетняя Мария была введена во храм, и Она находилась там до четырнадцати лет. По обычаю того времени, после дости­жения четырнадцатилетия Мария уже не могла больше оставаться в храме: Она долж­на была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Праведные Иоаким и Анна к тому времени уже умерли, но когда священ­ники решили выдать Марию замуж, Она сказала, что дала обет Богу остаться навсегда Девой. Тогда священники, вначале не знав­шие, как поступить, по Божественному вну­шению, обручили Ее с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом, с тем чтобы он оберегал Марию и заботился о Ней. Иосиф Обручник тоже происходил из рода царя Давида, но был человеком небога­тым и добывал себе хлеб плотническим ре­меслом.

Сцена обручения Девы Марии с Иосифом была любимым сюжетом художников эпохи Возрождения, и многие, наверное, помнят картину Рафаэля, изображающую это событие.

— Сюжеты из жизни Богородицы — это вечный источник вдохновения художников. И вот наступает великий момент в жизни Марии: Благовещение. Господь посылает Архангела Гавриила к Деве Марии, с тем чтобы он сообщил ей благую весть. Вот как это событие описывает св. евангелист Лука: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк. 1.28—32). Мария в смятении, Она недоумевает и спрашивает у Ангела: «...как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1. 34—35). И тут очень важный момент: удивительно, что отвечает Мария: «Тогда Мария сказала: се (т.е. вот. — М.Г.), Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1. 38)». Это слова полной отдачи Себя в руки Божий. Св. Григорий Палама говорил, что Боговоплощение было бы так же невоз­можно без свободного человеческого согла­сия Божьей Матери, как оно было бы невоз­можно без творческой воли Божьей. И Мария полностью отдает Себя воле Божьей: «се, Ра­ба Господня; да будет Мне по слову твоему...» А дальше в Евангелии от Луки рассказыва­ется о внешне, казалось бы, достаточно зем­ном и человечески понятном событии — встрече двух родственниц: Девы Марии и праведной Елисаветы, у которой должен был родиться сын, который станет Иоанном Предтечей. Сказано, что когда «Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл мла­денец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голо­сом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Госпо­да моего ко мне?» (Лк. 1. 41-43). Вот эти слова приветствия, которыми, по наитию Святого Духа, Елисавета обратилась к Деве Марии, продолжая приветствие Архангела Гавриила, ложатся в основу первой богородичной молитвы, которая называется «Песнь Пресвятой Богородицы».

И каждый раз, когда мы, молясь, произ­носим: «Богородице Дево, радуйся, Благодат­ная Мария, Господь с Тобою...», мы посылаем эти слова в то небо, откуда они нам всем были ниспосланы...

—Но давайте вдумаемся в то, что отвечает Дева Мария Елисавете: «...величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бо­ге, Спасителе Моем, что призрел Он (т.е. об­ратил милостивое внимание. — М.Г.) на смирение Рабы Своей» (Лк. 1. 46—48). Это слова смирения: смиренной хвалы Богу и смирен­ного сознания Своего великого назначения. И эту песню «Величит душа Моя Господа...», эти поэтические слова мы слышим во время богослужения.

А дальше в Евангелии рассказывается о том, как Иосиф, узнав, что Дева Мария «имеет во чреве», «будучи праведен и не же­лая огласить Ее», решает тайно отпустить Деву Марию, но ему во сне является Ангел Господень и открывает, Кем будет Иисус. А потом следует торжественная радость Рождества Христова, тоже сопровождающе­гося знамениями.

А дальше происходит событие, когда впервые, во время радостного возвещения о том, Кто родился, появляется тревожная но­та грядущих страданий. Когда, по закону Моисееву, на сороковой день после Рожде­ства, Святое Семейство принесло Богомла-денца в храм, им навстречу вышел правед­ный старец Симеон Богоприимец и возвес­тил, что он увидел, наконец-то, спасение, которое Господь приготовил для всех наро­дов. И дальше, обращаясь к Богородице, он говорит пророческие слова: «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2. 35).

Владыка, понимали ли близкие Богомла-денца до конца смысл всех этих слов?

—Скорее всего, нет. «Иосиф же и Матерь Его, — замечает по этому случаю св. еванге­лист Лука, — дивились сказанному о Нем» (Лк. 2. 33). Божий Замысел открывался им постепенно, дело в том, что любой человек имеет некую вместимость, то есть способ­ность воспринять Божье откровение, и по­этому Господь постепенно открывал близ­ким Иисуса свою волю о Нем (мы уже писа­ли об этом). Но, подчеркну, уже в самом на­чале Ее материнства звучит тревожная нота грядущих страданий: «Тебе оружие пройдет душу...»

А потом слух о том, что царь Ирод задумал убить Младенца, бегство в Египет и возвра­щение.

Владыка, а как проходило детство Иисуса?

—Мы можем об этом только догадывать­ся, Евангелие рассказывает нам только об одном эпизоде. Это случай, когда Богородица и Иосиф, возвращаясь с двенадцатилет­ним Иисусом из Иерусалима, куда они при­шли на праздник, потеряли Его. Дева Мария и Иосиф с беспокойством искали Его среди родственников и знакомых, пока через три дня не нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и отвечающего на их вопросы. «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью иска­ли Тебя!» — говорит Мария (Лк. 2. 48). «Зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему». Дева Мария и Иосиф не поня­ли сказанных Им слов, говорится в Еванге­лии. Но, и это очень важный момент, дальше говорится, что Богородица «сохраняла все слова сии в сердце Своем».

Владыка, мы уже писали, что первое чудо Иисус совершает по ходатайству Своей Мате­ри, и в этом заключен глубокий смысл.

—Да, Евангелие рассказывает, как Богоро­дица присутствует при первом чуде, совер­шенном Ее Божественным Сыном, при чу­десном претворении воды в вино. Идет свадьба в Кане Галилейской. Скорее всего, люди, к которым приглашены Иисус и Бого­родица, небогаты — у них кончилось вино на их празднике. И тогда Богородица, которая, по-видимому, уже знала о том, что Он может, говорит Своему Сыну: «У них нет вина». Но Иисус отвечает Ей: «Еще не пришел час Мой». То есть еще не пришло время являть Ему Свою Божественную силу. Но Богоро­дица знала Его любовь к людям и была уве­рена, что Он поможет нуждающимся, и по­этому сказала слугам: «что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2. 5).

И все. Дальше мы видим Богородицу уже при Кресте Спасителя. Скупые, строгие строчки св. евангелиста Иоанна. «При кре­сте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Ма­тери Его, Мария Клеопова, и Мария Маг­далина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего (имеется в виду апостол Ио­анн. — М.Г.), которого любил, говорит Ма­тери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом го­ворит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19. 25—27). Очень строго, никаких лишних слов, и действительно, какими словами можно описать всю муку, все страдания Матери, стоящей при Кресте. Исполни­лись пророческие слова праведного старца Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». «В Своем безмерном смирении Бо­гоматерь, — пишет отец Сергий Булгаков, — остается в глубокой тени во время земного служения Господа, из которой Она выходит лишь в стоянии у Голгофского Креста. Она Своим материнским страданием вместе с Сыном проходит путь к Голгофе и разделя­ет Его Голгофу...»

Что во время всех этих событий происхо­дило в сердце Богородицы? Какие чувства и мысли жили в Ней? Вот уже почти два тыся­челетия люди думают над этими вопросами. В Евангелии ничего не сказано об этом, там просто излагается событийный ряд.

—Но сам факт того, что люди - писатели, художники, богословы — не перестают зада­ваться этими вопросами, пытаются ответить на него картинами, книгами, стихами, гово­рит о том, насколько образ Пресвятой Бого­родицы одновременно и близок нам, и непо­стижим в своей высоте.

Из Книги Деяний видно, что по Вознесе­нии Господа на Небо Она вместе с апостолами и другими женами непрестанно пребывала в молитве, ожидая обещанного Утешителя -Святого Духа (Деян. 1. 12-14). И после, до самого Своего Успения, жила в Гефсимании, в доме апостола евангелиста Иоанна. Там, в 48-м году от Рож­дества Христова, она и сконча­лась. И вскоре Ее Пречистое тело было взято на Небо, дабы была у нас «теплая Заступница мира холодного». Аминь.

 

Беседа 2

«Во скорбях и печалях утешение»

(об иконах Пресвятой Богородицы)

 

Владыка, в прошлом номере мы рассказали нашим читателям о зем­ной жизни Богородицы. «Теплой Заступницей мира холодного» назвал Божью Матерь М.Ю. Лермонтов в своем удивительном сти­хотворении «Молитва странника». Этот стих-молитва начинается такими словами:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных