ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Что такое чудо в религии?
— Владыка, в одной из прошлых наших бесед Вы коснулись темы чуда в христианстве. Так что это такое — чудо? Давайте сегодня поговорим о чудесах. — Чудо — это проявление силы и любви Божьей в этом мире. Как известно, служение Христа началось именно с чуда, которое Господь явил в Кане Галилейской. У хозяев на свадьбе кончилось вино, и тогда Богородица обращается к Иисусу: «Вина нет у них» (Ин. 2. 3). И Иисус отвечает Ей, что еще не пришел Его час: «почему ты говоришь Мне это?» И тогда Мария, ничего прямо не отвечая Ему, обращается к слугам: «...что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2. 5). Ее вера в Него, в Его Божественность и Его Любовь так безгранична, что на вопрос Христа Она и отвечает действием веры. И эта Ее вера, образно выражаясь, распахивает дверь в иное измерение бытия, и то, что иначе было бы невозможным, становится реальностью: вода превращается в вино. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою» (Ин. 2. 11). И как сказано далее, «уверовали в Него ученики» (Ин. 2. 11). То есть чудо является способом обретения веры. Но главное, что это явленность любви Божьей к нам. Христос сразу же отказался от покорения людей посредством каких-то сверхъестественных действий, хотя именно этот путь предлагал Ему сатана. Вспомним искушения Христа в пустыне. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4. 1—3). Христос отвечает на это отказом, Он говорит диаволу: «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4. 4). — Но ведь в Евангелии есть эпизоды, когда Иисус накормил пятью хлебами и двумя рыбами «около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14. 21)? —Да, но там другое: Христос являет это чудо из сострадания к людям, Он кормит их: «И ели все и насытились» (Мф. 14. 20). Здесь не было цели удивить людей, чудо было явлено из сострадания и любви. В Евангелии сказано, что многие после этого уверовали во Христа. И тут надо понимать, что есть вера, рожденная любовью, поиском Бога в этом мире, а есть скорее даже не вера, а увлеченность, возникающая как результат воздействия на человека чего-то эффектного, выходящего за рамки обыденного. Как правило, такая увлеченность, рано или поздно, приводит к потребительскому отношению к жизни, к требованию «Хлеба и зрелищ». — И чуда бывает недостаточно, чтобы человек уверовал? —Ожидание чуда - это вообще не вера, это потребительское отношение и к Богу, и к жизни. Знаете, как говорят, «удовлетворенная потребность рождает новую потребность». Есть люди, которые свой приход в храм уже воспринимают как подарок и ждут, что сейчас что-то произойдет, считая, что одного их прихода достаточно для того, чтобы совершилось просимое. Человек ищет не Бога, не Богообщения, его действие лишено духовного смысла, это потребительский взгляд на мир: ты - мне, я - тебе. Причем подразумевается, что просимое должно исполниться в нужный момент. Для души таких людей вообще не полезно, чтобы совершалось чудо, потому что это будет только укреплять их в таком отношении к Богу. В Евангелии есть эпизод, когда книжники и фарисеи, видя, что Иисус исцеляет больных и изгоняет бесов, начинают испытывать Его и говорят: «Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение». И Он отказывает им в этом, Он говорит: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не Дастся ему, кроме того, что... Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12. 38-40). — То есть если человек не ищет Бога, то он и не видит чуда, не воспринимает его? — Если человек ищет внешний эффект, он все равно не увидит за ним Бога и Его любовь к нам. Когда Иисус приходит в родной Назарет, то жители города, которые сомневаются в Его Богосыновстве и говорят о Нем: «Не Он ли сын плотника? А рассказывает, что Сын Божий», просят Его: «Сделай здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». — Они ждут чуда как доказательства Его Божественной сути, в них нет веры? — Да, и вот что Иисус отвечает им: «истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4. 24). И как сказано: «...не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13. 58). Потому что если в человеке нет веры, если он слеп, то, как говорится, «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16. 31). Это слова из Евангельской притчи о праведном Лазаре и богаче. Богач попал в ад и просит Авраама, чтобы тот послал к его живым братьям праведного Лазаря: пусть Лазарь расскажет им о рае и аде, чтобы они «не пришли в это место мучения». Он думает, что, «если кто из мертвых придет к ним, покаются» (Лк. 16. 30). А Авраам и отвечает, что, если уже братья не слушают Моисея и пророков, то есть если они не ведают Бога, то «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16. 31). — Получается, что грех ослепляет человека, мешает ему увидеть, воспринять чудо? — Безусловно, грех порождает искаженность взгляда на мир, человек становится неспособен воспринять благодать Божью, не может видеть явленность Бога в этом мире, и он отрицает ее и отрицает чудо. — В Евангелии не раз рассказывается, о том, что Иисус, как обычный человек, садится в лодку и плывет туда, куда Ему надо. То есть Христос не использует Свои сверхъестественные возможности, в том числе и способность идти по воде, только ради того, чтобы продемонстрировать их? —Для того чтобы понять, в чем тут дело, давайте рассмотрим эпизод шествия Христа по воде. Однажды, когда Иисус уединился для молитвы, Его ученики сели в лодку и отплыли от берега, и когда поднялся ветер и лодка начала тонуть, Иисус пошел к ним по воде. «И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф.14. 26-27). И тогда Петр, еще сомневаясь, просит: «Еосподи! если это Ты, повели и мне придти к Тебе по воде». Иисус повелевает ему: «Иди!» Петр уже начинает идти, но, видя сильный ветер, пугается, теряет веру и начинает тонуть. И тогда он кричит: «Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14. 30-31). — То есть чудо происходит по вере человека. —Да, «по вере вашей да будет вам». В Евангелии много эпизодов, когда ко Христу обращаются больные — духовно и физически, они верят в Него, в Его Божественную природу, в Его любовь, и происходит чудо исцеления. И происходит оно по вере этих больных людей. — То есть тут важны не только сверхъестественные возможности Самого Христа, но и призыв человека к Богу, сила его веры? —Конечно. — Владыка, бывает так, что наша вера тем сильнее, чем больше мы чувствуем свою беспомощность перед лицом болезней, беды. Правильно ли это? —Да, ведь это вера в Его любовь к нам, Его милосердие. У нас есть евангельский эпизод, рассказывающий, как ко Христу пришла язычница, хананеянка, просить за свою дочь, которая жестоко бесновалась. И сначала, сказано, Христос не отвечает ей ни слова. Она просит Его опять, и Он говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израи-лева», но она все равно продолжает просить Его об исцелении, и тогда Иисус — Он испытывает ее веру — говорит ей: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15. 26). Но вера хананеянки в Его милосердие, в то, что только Он спасет ее дочь, так велика, что она все равно обращается к Нему: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». — Да это мольба! —И«тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15. 28). — То есть у этой язычницы было так велико ощущение ее малости перед несчастьем — болезнью дочери, она так жаждала этой помощи и так верила в Его милость, что чудо исцеления свершилось? —Да, и обо всем этом важно помнить, когда мы обращаемся к Богу. Потому что иногда сталкиваешься с тем, что человек, может быть, действительно больной, нуждающийся в Божьей помощи, приходит в храм, говоря себе: «Я сделал это, сделал то, схожу и в храм, на всякий случай». А ничего не случается, потому что в основе такого прихода лежит рациональное действие, расчет, а не акт веры. — Владыка, иногда приходится слышать: «Во Христа верую, а в то, что иконы мироточат, — нет». В чем тут дело? — Это вопрос воцерковленности человека, того, насколько он вошел в Церковь. Ведь воцерковленность - это состояние принятия норм веры через участие в Таинствах, через церковную жизнь. Дело в том, что вера имеет свои ступени восхождения, свои высоты духа, и все зависит от того, на какой ступени человек стоит. Есть начало веры, есть ее развитие, и то, как человек шагает, определяется тем, насколько у него хватает на это внутренней силы. — Владыка, но ведь у каждого случался счастливый момент, когда будто что-то открывается и начинаешь понимать, что все вокруг — это чудо и только суета мешает увидеть это. — Вообще суть чуда не во внешнем действии. Часто ли мы задумываемся над тем, что Бог являет нам Себя, даруя нам жизнь? И разве это не чудо — рождение ребенка? А разве не чудо — преображение сердца человеческого и появление в нем любви, которая, по словам апостола Павла, «всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13. 7).
Глава 8 О почитании Пресвятой Богородицы Беседа 1 «Теплая Заступница мира холодного» (о земной жизни Пресвятой Богородицы)
— Владыка, давайте сегодня поговорим о почитании христианами Пресвятой Богородицы. —Один из авторов-богословов конца XVIII века писал, что бывают минуты в на шей жизни, когда мы не смеем обращаться к Богу. Наша греховность кажется нам страшной стеной между Ним и нами. Когда наша душа истерзана неутешным страданием, когда нам близко чувство ропота и вера наша колеблется, мы не можем и не смеем молиться Господу так, как молимся в часы сознательной, спокойной веры. И вот в эти моменты тоски, сомнения и горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божьей. Ее мы не боимся. Мы знаем, что Она («Ее тихая святыня», как о ней говорит богослов) не отвернется от нас, в каких бы язвах, из каких бы позорных пропастей греха мы бы к Ней ни пришли. Я думаю, что вот это чувство жажды всепрощающей и всеобъемлющей материнской любви знакомо и современному человеку. Мы все нуждаемся во всепрощающей любви, когда нас любят не за То, что мы хорошие, а просто за то, что мы существуем. Мы нуждаемся в том, чтобы нашлось сердце, которое было бы способно сострадать нам, понять и принять нас, какими бы мы ни были. Поэтому почитание Богородицы так же естественно, как естественна потребность человеческой души в материнской любви, материнской ласке и материнской заботе. И, наверное, нет на свете человека, который бы не чувствовал Ее присутствия в нашем мире и не ощущал существования Ее заступничества за нас. «Теплой Заступницей мира холодного» называют Ее. — В одном из песнопений Богородицу называют таинственной лестницей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. Она была связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу. Она была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая была доступна человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитет — мы говорим: «Пресвятая Дева Мария». Владыка, а что мы знаем о земной жизни Матери Спасителя? В Евангелии говорится о Ней не так уж и много. В Евангелии от Иоанна вообще говорится «о Матери Иисуса». Святые евангелисты Матфей, Марк и Лука называют Ее Марией, что означает на древнееврейском «возвышенная», «превознесенная», но все равно о Богородице говорится не очень много. —Да. Но у Церкви есть Священное предание, которое очень бережно доносит до нас сведения о Ее земной жизни. Согласно ему, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Иоаким и Анна (кстати, Иоаким происходил из рода царя Давида) были женаты уже двадцать лет, но детей так и не имели. Когда однажды Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву, первосвященник публично отверг ее. Дело в том, что бесплодие в те времена считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. Обиженный, со стыдом и горечью Иоаким, у которого публично не приняли жертву, удалился из храма и не осмелился возвратиться домой, он решил уйти к пастухам и там в посте и молитве провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Тот смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и, опечаленная, она стала молить Господа, чтобы Он даровал им ребенка, и пообещала, что она посвятит его Богу. Анна вложила в молитву всю свою душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией». Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Православной Церковью как один из великих праздников (21 сентября). Согласно обету св. праведники Иоаким и Анна посвятили своего ребенка Богу. Когда Марии исполнилось три года, они привели Ее к храму в Иерусалиме и поставили на первую из пятнадцати ступеней, ведущих в храм. И тут совершилось великое знамение. Никем не ведомая и не поддерживаемая, трехлетняя Мария взошла по лестнице. Все окружающие были поражены, и тут священник, подчиняясь какому-то таинственному вдохновению, взял Марию и повел Ее за собой в сокровенную глубину храма, в «Святая Святых» — место, куда не позволялось входить не только никому из женщин, но куда не ступали даже и священники. Только первосвященники могли входить туда, да и то один раз в год, неся с собою жертвенную кровь. Все были поражены необычностью происходившего. В этом событии очень много символичного, и оно отмечается Православной Церковью как праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря. Этот день почитается великим праздником, и в церковных песнопениях его называют «предвестием Божьего благоволения к людям». С этого дня во время утрени в церквях начинают петь «Христос раждается...» Так трехлетняя Мария была введена во храм, и Она находилась там до четырнадцати лет. По обычаю того времени, после достижения четырнадцатилетия Мария уже не могла больше оставаться в храме: Она должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Праведные Иоаким и Анна к тому времени уже умерли, но когда священники решили выдать Марию замуж, Она сказала, что дала обет Богу остаться навсегда Девой. Тогда священники, вначале не знавшие, как поступить, по Божественному внушению, обручили Ее с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом, с тем чтобы он оберегал Марию и заботился о Ней. Иосиф Обручник тоже происходил из рода царя Давида, но был человеком небогатым и добывал себе хлеб плотническим ремеслом. — Сцена обручения Девы Марии с Иосифом была любимым сюжетом художников эпохи Возрождения, и многие, наверное, помнят картину Рафаэля, изображающую это событие. — Сюжеты из жизни Богородицы — это вечный источник вдохновения художников. И вот наступает великий момент в жизни Марии: Благовещение. Господь посылает Архангела Гавриила к Деве Марии, с тем чтобы он сообщил ей благую весть. Вот как это событие описывает св. евангелист Лука: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк. 1.28—32). Мария в смятении, Она недоумевает и спрашивает у Ангела: «...как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1. 34—35). И тут очень важный момент: удивительно, что отвечает Мария: «Тогда Мария сказала: се (т.е. вот. — М.Г.), Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1. 38)». Это слова полной отдачи Себя в руки Божий. Св. Григорий Палама говорил, что Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божьей Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божьей. И Мария полностью отдает Себя воле Божьей: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему...» А дальше в Евангелии от Луки рассказывается о внешне, казалось бы, достаточно земном и человечески понятном событии — встрече двух родственниц: Девы Марии и праведной Елисаветы, у которой должен был родиться сын, который станет Иоанном Предтечей. Сказано, что когда «Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1. 41-43). Вот эти слова приветствия, которыми, по наитию Святого Духа, Елисавета обратилась к Деве Марии, продолжая приветствие Архангела Гавриила, ложатся в основу первой богородичной молитвы, которая называется «Песнь Пресвятой Богородицы». — И каждый раз, когда мы, молясь, произносим: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою...», мы посылаем эти слова в то небо, откуда они нам всем были ниспосланы... —Но давайте вдумаемся в то, что отвечает Дева Мария Елисавете: «...величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он (т.е. обратил милостивое внимание. — М.Г.) на смирение Рабы Своей» (Лк. 1. 46—48). Это слова смирения: смиренной хвалы Богу и смиренного сознания Своего великого назначения. И эту песню «Величит душа Моя Господа...», эти поэтические слова мы слышим во время богослужения. А дальше в Евангелии рассказывается о том, как Иосиф, узнав, что Дева Мария «имеет во чреве», «будучи праведен и не желая огласить Ее», решает тайно отпустить Деву Марию, но ему во сне является Ангел Господень и открывает, Кем будет Иисус. А потом следует торжественная радость Рождества Христова, тоже сопровождающегося знамениями. А дальше происходит событие, когда впервые, во время радостного возвещения о том, Кто родился, появляется тревожная нота грядущих страданий. Когда, по закону Моисееву, на сороковой день после Рождества, Святое Семейство принесло Богомла-денца в храм, им навстречу вышел праведный старец Симеон Богоприимец и возвестил, что он увидел, наконец-то, спасение, которое Господь приготовил для всех народов. И дальше, обращаясь к Богородице, он говорит пророческие слова: «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2. 35). — Владыка, понимали ли близкие Богомла-денца до конца смысл всех этих слов? —Скорее всего, нет. «Иосиф же и Матерь Его, — замечает по этому случаю св. евангелист Лука, — дивились сказанному о Нем» (Лк. 2. 33). Божий Замысел открывался им постепенно, дело в том, что любой человек имеет некую вместимость, то есть способность воспринять Божье откровение, и поэтому Господь постепенно открывал близким Иисуса свою волю о Нем (мы уже писали об этом). Но, подчеркну, уже в самом начале Ее материнства звучит тревожная нота грядущих страданий: «Тебе оружие пройдет душу...» А потом слух о том, что царь Ирод задумал убить Младенца, бегство в Египет и возвращение. — Владыка, а как проходило детство Иисуса? —Мы можем об этом только догадываться, Евангелие рассказывает нам только об одном эпизоде. Это случай, когда Богородица и Иосиф, возвращаясь с двенадцатилетним Иисусом из Иерусалима, куда они пришли на праздник, потеряли Его. Дева Мария и Иосиф с беспокойством искали Его среди родственников и знакомых, пока через три дня не нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и отвечающего на их вопросы. «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя!» — говорит Мария (Лк. 2. 48). «Зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему». Дева Мария и Иосиф не поняли сказанных Им слов, говорится в Евангелии. Но, и это очень важный момент, дальше говорится, что Богородица «сохраняла все слова сии в сердце Своем». — Владыка, мы уже писали, что первое чудо Иисус совершает по ходатайству Своей Матери, и в этом заключен глубокий смысл. —Да, Евангелие рассказывает, как Богородица присутствует при первом чуде, совершенном Ее Божественным Сыном, при чудесном претворении воды в вино. Идет свадьба в Кане Галилейской. Скорее всего, люди, к которым приглашены Иисус и Богородица, небогаты — у них кончилось вино на их празднике. И тогда Богородица, которая, по-видимому, уже знала о том, что Он может, говорит Своему Сыну: «У них нет вина». Но Иисус отвечает Ей: «Еще не пришел час Мой». То есть еще не пришло время являть Ему Свою Божественную силу. Но Богородица знала Его любовь к людям и была уверена, что Он поможет нуждающимся, и поэтому сказала слугам: «что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2. 5). И все. Дальше мы видим Богородицу уже при Кресте Спасителя. Скупые, строгие строчки св. евангелиста Иоанна. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего (имеется в виду апостол Иоанн. — М.Г.), которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19. 25—27). Очень строго, никаких лишних слов, и действительно, какими словами можно описать всю муку, все страдания Матери, стоящей при Кресте. Исполнились пророческие слова праведного старца Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». «В Своем безмерном смирении Богоматерь, — пишет отец Сергий Булгаков, — остается в глубокой тени во время земного служения Господа, из которой Она выходит лишь в стоянии у Голгофского Креста. Она Своим материнским страданием вместе с Сыном проходит путь к Голгофе и разделяет Его Голгофу...» — Что во время всех этих событий происходило в сердце Богородицы? Какие чувства и мысли жили в Ней? Вот уже почти два тысячелетия люди думают над этими вопросами. В Евангелии ничего не сказано об этом, там просто излагается событийный ряд. —Но сам факт того, что люди - писатели, художники, богословы — не перестают задаваться этими вопросами, пытаются ответить на него картинами, книгами, стихами, говорит о том, насколько образ Пресвятой Богородицы одновременно и близок нам, и непостижим в своей высоте. Из Книги Деяний видно, что по Вознесении Господа на Небо Она вместе с апостолами и другими женами непрестанно пребывала в молитве, ожидая обещанного Утешителя -Святого Духа (Деян. 1. 12-14). И после, до самого Своего Успения, жила в Гефсимании, в доме апостола евангелиста Иоанна. Там, в 48-м году от Рождества Христова, она и скончалась. И вскоре Ее Пречистое тело было взято на Небо, дабы была у нас «теплая Заступница мира холодного». Аминь.
Беседа 2 «Во скорбях и печалях утешение» (об иконах Пресвятой Богородицы)
— Владыка, в прошлом номере мы рассказали нашим читателям о земной жизни Богородицы. «Теплой Заступницей мира холодного» назвал Божью Матерь М.Ю. Лермонтов в своем удивительном стихотворении «Молитва странника». Этот стих-молитва начинается такими словами: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|