Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Я, Матерь Божия, ныне с молитвою




Пред Твоим образом...»

И сегодня, вслед за поэтом, в минуты трево­ги и отчаяния мы встаем пред Ее образом, с тем, чтобы найти и защиту, и утешение. Вла­дыка, давайте сегодня поговорим об иконах Пресвятой Богородицы — они особо почитае­мы у верующих.

— По преданию, первая икона — а это была икона Божией Матери — была напи­сана самим евангелистом Лукой на доске стола, за которым происходила трапеза Святого Семейства. Предание доносит до нас слова Богородицы, Которая, увидев образ, сказала: «Благодать Сына Моего бу­дет с этою иконою». Св. Василий Великий уже в IV веке писал о почитании и поклонении иконам. Появление икон Пресвятой Богородицы — а часто уже оно само сопро­вождается чудесами — это зримый знак то­го, что Богородица, взятая при Своем Ус­пении в удел Божий, не оставила наш мир. Это знак Ее участия, Ее присутствия в на­шем мире. Ведь очень часто иконы были явлены людям в самые трудные, перелом­ные моменты истории нашего народа. Вспомним, например, Донскую икону Бо-жией Матери, или Тихвинскую икону, которая недавно была возвращена домой. Россию вообще называют домом Пресвя­той Богородицы — и это не просто поэти­ческое сравнение. Действительно, если по­смотреть на историю России, то получает­ся, что в самые тяжелые периоды, когда речь шла о том, быть России или не быть, в случаях вражеских нашествий, во времена смуты — всегда являлись иконы Божией Матери. И каждое такое явление запечат­лелось в истории и в православных празд­никах. В месяцеслове упоминается более двухсот чудотворных икон Пресвятой Бо­городицы, празднуемых Церковью в тече­ние года. Но милующее материнское учас­тие Богородицы не только в том, что Она спасала народы, страну. Мы говорим, что Матерь Божия — это Мать всех живущих на земле, и вот это усыновление Богородицей рода человеческого проявляется и в том, что каждый страждущий Ее помощи полу­чает Ее материнскую заботу.

Есть молитва, которая называется «Вопль к Богородице», и в ней такие слова: «Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с Материнской заботой».

—Да, милость Богородицы не обходит че­ловека, и мы знаем бесчисленные случаи то­го, когда люди и исцелялись, и спасались, и обращались к иной жизни после молитвы к иконам Пресвятой Богородицы.

Владыка, а как икона становится святой? Все ли иконы чудотворные?

— Существует особый чин освящения икон: один чин для освящения икон Спасителя, другой — для освящения икон Богородицы. И когда икону освящают, то благодать Божья отмечает ее, и образ становится иконой, на него уже можно молиться. Через освящение иконе сообщается благодать Святого Духа.

А кому мы поклоняемся, когда молимся иконе?

—Первообразу, конечно. На VII Вселен­ском Соборе, который был в 787 г., опреде­лили, что «честь, воздаваемая иконе, отно­сится к ее первообразу, и поклоняющиеся иконе поклоняются ипостаси изображенного на ней». На этом же Соборе было уста­новлено, что поклонение иконам происходит независимо от того, «будут ли они сделаны красками, или из мозаичных плиточек, или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были достойным обра­зом, и будут ли находиться во святых церк­вах Божьих, на священных сосудах и одеж­дах, на стенах или дощечках, или в домах и при дорогах...»

Значит, иконой может быть и фотографическое изображение образа?

— Литографическое. Не фотографическое, а литографическое. Да, это иконы, если они освящены, ведь мы почитаем не материал и способ, а сам образ. По сути своей всякая икона чудотворна, если она правильно, канонически написана и освящена. В иконографии очень важно следовать тем канонам и нормам, которые сложились. Православная иконопись подчиняется системе жестких правил написания икон, существуют специальные сборники иконописных подлинников, которые определяют детали канонических изображений и технических приемов. Иконе свойственна условность изображения и обратная перспектива — особая система изображения пространства. Есть очень интересные исследования академика Б.В. Раушенбаха, посвященные применению обратной перспективы в иконописи. Интересующимся я советую их прочитать. Фактически и обратная перспектива, и приемы условного письма под­черкивают инаковость икон, их принадлеж­ность к иному миру, нематериальному. Так, еще раз подчеркивается то, что в небесных чертогах свои законы, отличные от наших. Перспектива нашего видимого мира заме­нена перспективой мира иного, невидимо­го, мира горнего... Дело в том, что в нашем, земном мире, действуют законы прямой перспективы, которая зрительно удаляет предметы. И все художники, учитывая за­коны прямой перспективы, изображают предмет таким образом, что чем дальше он находится, тем меньше его изображение. А в обратной перспективе наоборот: чем дальше расположен предмет, тем ближе он к нам. Таким изобразительным приемом нам показывается сама возможность при­ближения неба к земле. Поэтому, когда мы говорим, что икона — это окно в небо, это не просто образное выражение. Весь строй иконы, сама иконография подчинены од­ной цели: тому, чтобы образ стал окном в мир иной, Божественный.

Владыка, а как пишутся иконы? И явля­ются ли, например, иконами гравюры Гюстава Доре к Библии?

—Написание иконы требует, прежде все­го, духовного зрения. Конечно, можно про­сто скопировать икону, но вообще икона пи­шется молитвою. Не навыком, не умением использовать какие-то приемы и каноны, а молитвою. Конечно, должен быть колос­сальный профессионализм с точки зрения художественного искусства, но вообще ико­на пишется молитвою. И чем молитвеннее она написана, тем больше возможностей для того, чтобы она стала чудотворной. Хотя бы­вают случаи, когда начинают мироточить иконы, хоть и освященные, но написанные в какой-то своей, особенной манере письма. Неканонические. Сказано же, что «Дух ды­шит, где хочет». Что касается Доре, то его гравюра «Христос в терновом венце. Страда­ния Христа» стала иконой, ее постоянно ко­пируют, и эти копии можно увидеть во мно­гих храмах.

Икона — это одна из форм откровения и Богопознания. У каждой иконы своя судьба, своя история. Есть иконы, отмеченные осо­бой благодатью, например, благодатью ис­целения или благодатью спасения, избавле­ния от какого-либо проявления зла (от по­жара, от вражеских нашествий и т.д.). Есть иконы, отмеченные особым даром, — даром мироточения, и когда образ начинает миро­точить — это чаще всего является преду­преждением перед какими-то трагическими событиями. Многие верующие помнят, как совсем недавно, в 1993 году, неожиданно на­чали мироточить иконы св. Пантелеймона и св. Иоасафа Белгородского — покровителя Курской и Белгородской земли. Это произошло незадолго до известных трагичес­ких событий осени 1993 года, и для людей, обладающих духовным видением жизни, это мироточение стало знаком того, что скоро придет скорбь, и они предсказывали, откуда она придет. И они оказались правы. А мироточение — это некий знак, знание, посылаемое нам предупреждение, и поэто­му к таким явлениям надо очень внима­тельно относиться.

Владыка, есть такое понятие, как «намо-ленность иконы». Что это такое?

—Икона после ее освящения становится окном в мир горний, которое открывается верующему, и тут очень важна устремлен­ность самого человека к небу, к Богу. Бывает, что эта устремленность проходит через по­коления. Так икона становится намоленной, причем необязательно это будет икона како­го-нибудь особенного письма, известного иконописца. Намоленными бывают семей­ные иконы, и в верующих семьях к ним очень трепетно относятся, такими иконами благословляют несколько поколений, и ес­тественно, что они становятся семейной святыней. Часто именно иконы Богородицы становятся такими хранительницами семьи, рода, городов и целых стран.

Владыка, а являются ли чудотворнымисписки с чудотворных икон?

— Конечно, известно много таких примеров. Вообще, каждая икона имеет свою историю. И историю появления — часто они бывают чудесные: икона появляется в нужном месте чудесным образом, как мы говорим, «является», — и историю того, как она помогает верующим, спасает их. Это житие иконы является отражением той исторической и духовной реальности, которая происходила. Об иконах Пресвятой Богородицы очень много написано, они очень почитаемы, и особенно в России, и сегодня мне бы хотелось рассказать об иконах Пресвятой Богородицы, написанных или просто связанных со святым местом — Горой Афон.

Ну да, ведь, насколько я знаю, это место, куда не ступает нога женщины, место много­численных монастырей...

—Православная святыня, место, которое называют «земным уделом Божией Матери», «земным жребием Пресвятой Богородицы». На Афоне появился и сформировался свой, особый, уникальный стиль письма. Напри­мер, все узнают особый стиль русского Пантелеимонова монастыря, и считается, если икона освящается у мощей святого великомученика Пантелеймона, то это означает особое благословение. Очень много про­славленных, чудотворных икон или были написаны там, или находятся там сейчас.

Это такие иконы, как «Скоропослушница», «Млекопитательница», икона «Достойно есть», «Троеручица», «Иверская» («Вратар-ница»).

Но это все иконы старого письма, а, скажите, после эпохи Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, на ваш взгляд, иконопись достигла тех же высот духа, которые были в тот период?

—Конечно. И первый признак этого в том, что знаменитая икона «Иверская» («Вратарница»), так называемая «Иверская - Монреальская», написанная в 1982 г., уже через короткий срок замироточила и была прославлена многочисленными чудесами. Правда, какие-то негодяи убили ее хозяина, православного испанца Иосифа Муньоза Кортеса, в 1997 году он принял мученическую смерть, и с тех пор судьба иконы неизвестна, но сам факт явления чудотворной иконы в наши дни, а список, повторяю, был сделан в 1982 году, говорит о многом.

Вообще, к иконам нельзя подходить с ка­кими-то антикварными мерками. Мол, если это XVI век, то все нормально, а если XX век, то это новодел. Для икон не существует та­ких мерок, они вне времени, так же как и об­раз самой Божьей Матери.

Владыка, вы сейчас упомянули об исчезновении чудотворной иконы «Иверской-Монреальской». Скажите, а кощунственное отношение к иконам — это, наверное, страшный грех? Я слышала, что те, кто позволяют непо­добающее отношение к иконам, предаются анафеме?

—ВНеделю Торжества Православия на службе читается чинопоследование с такими словами: «...ругающим и хулящим святые иконы... анафема», и вслед за этим все, стоя­щие в храме, хором повторяют: «Анафема». Ведь даже если икона состарилась, выбрасы­вать ее — грех, поэтому, если она от времени потемнела, то принято на нее наносить но­вое изображение.

А вообще, в истории человечества было несколько периодов иконоборчества. Уже на глазах старшего поколения была масса при­меров того, как кощунственно уничтожа­лись иконы. Была богоборческая власть, и иконы рубили, жгли, уничтожали, из них де­лали столы и стулья, отношение к иконам было, как к доскам. И вдруг, где-то в середи­не шестидесятых годов, возникает какой-то странный интерес к иконам. Иконы начина­ют рассматриваться как средство наживы. У Владимира Солоухина есть знаменитая по­весть «Черные доски», в которой прекрасно описан весь этот процесс. Каждое время яв­ляет своих негодяев, которые, пусть и по-разному по форме, но одинаково по сути от­носятся к святыне. Одни уничтожают ее фи­зически, другие уничтожают ее духовно, превращая в товар. Но ведь благодать все равно не уничтожишь, и даже остатки иконы несут ее с собой. Икона — это окно, и это ок­но невозможно закрыть, потому что откры­вает его Господь.

История знает не только случаи трагического исчезновения икон, но и случаи обретения их, часто чудесного.

— Таких случаев много, и некоторые из них очень интересны. Например, знаменитая история спасения иконы «Троеручица» из турецкого плена. В свое время эта чудотворная икона была перенесена из Афона в Сербию. И во время нашествия на Сербию турок, православные, чтобы хоть как-то спасти икону, положили ее на осла, привязали ее и отпустили животное. И осел, без провожатых, один, дошел до Афонской Горы и остановился у ворот знаменитого Хилендарского монастыря. Иноки монастыря приняли икону как величайший дар, и в благодарность, на месте остановки осла был поставлен памятник, и сюда ежегодно совершается крестный ход.

Пути обретения чудотворных икон бывают удивительны, и иногда кажется, что образ только ждет нашего обращения к нему.

Однажды, почти сразу после поездки на Афон, я служил в храме святителя Николая Чудотворца в г. Грайвороне. Надо сказать, что это небольшой городок, в котором едва ли больше 6,5 тысячи жителей, город в Бел­городской области, сравнительно молодой, основанный в 1678 г., и прославлен он, по­жалуй, только тем, что в 1868 г. там почил в бозе святитель Иоасаф Белгородский, ко­торого, кстати, очень почитают на Афоне. Храм свт. Николая Чудотворца, в котором я в тот день служил, не старый, он был пост­роен в 1988 г. на месте сгоревшей во время пожара деревянной церкви. И вот я, говоря профессиональным языком, «совершаю каждение в храме», и вдруг что-то как буд­то пронзило меня. Я остановился и увидел в темном углу икону, которую никогда раньше здесь не замечал. На меня смотрел удивительный лик Богородицы с образа, так почитаемого на Афоне, да и во всем православном мире. Это была икона «Во скорбях и печалях утешение», копия зна­менитой афонской иконы, прославленной многочисленными чудотворениями. Сама икона «Во скорбях и печалях утешение» принадлежала святителю Афанасию Лубенскому, называемому еще «Сидящим» (XVII в.). Эта икона была очень древнего письма и имела вид складня. В среднем створе был изображен лик Пресвятой Богородицы, по сторонам были изображены свв. Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, а внизу — четыре фигуры преподобных свя­тых. Свт. Афанасий Лубенский, после оставления святительской кафедры в Константинополе, на Афоне основал келью, прожил там два года и потом уехал в Рос­сию. На обратном пути в 1654 г., в г. Лубны (Полтавская губерния), он скончался, и в 1662 г. его мощи были открыты. Сейчас они находятся в Харьковском кафедральном соборе. По восточному обычаю, святитель почивает в сидячей позе, поэтому его и на­зывают «Сидящий». Уже в XIX в. на месте кельи свт. Афанасия на Афоне возродился русский скит святого ап. Андрея Первозванного, и при основании этого скита чу­дотворная икона Афанасия Лубянского «Во скорбях и печалях утешение» была дана ему в благословение. Многими чудотворения­ми прославилась тогда икона, и в XIX в. ее несколько раз привозили с Афона в Рос­сию, где она являла различные знамения благодати Божьей. С нее стали делать спи­ски, и они тоже прославились чудотворе­ниями: в литературе описаны случаи исце­ления от немоты, паралича, излечения бес­новатых. Списков с этой иконы было не­много, все они известны, и вот один из них каким-то, пока нам неведомым способом, попал в Грайворон. Удивительные связи возникают иногда между совсем разными точками земли. Духовные связи. Ну вот, ес­ли вдуматься, знаменитый Афон — духов­ный центр всего Православия и тихий храм в заштатном райцентре. Мы не всегда мо­жем проследить эти связи, нам не всегда может быть явлен их глубинный смысл. Но главное, что в духовном мире нет под­чиненности времени и простран­ству, и в тихом храме свт. Нико­лая Чудотворца в центре России можно встать пе­ред иконой и сказать: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою пред Твоим образом...»

 

 

Беседа 3

«Богородице Дево, радуйся…»

(о молитвах к Пречистой Богородице)

 

Владыка, сегодня, про­должая наш разговор о почитании Пресвятой Богородицы, хотелось бы, чтобы вы рассказа­ли о молитвах к Ней. В прошлых номерах мы уже писали о том, что молитва «Богородице Дево, радуйся...» состоит из слов Архангела Гавриила и праведной Елисаветы, исполнив­шейся Духа Святого. То есть эта молитва при­шла к нам из мира горнего, и каждый раз, по­вторяя ее, мы возвращаем эти слова в то небо, откуда они были ниспосланы. Но, кроме этого ангельского приветствия, Богородице написа­но много других молитв — они входят и в утрен­нее молитвенное правило, и в вечернее. Влады­ка, кем и когда написаны эти молитвы и вооб­ще, как они пишутся?

— Существуют специальные сборники, которые содержат более пятисот молитв Пресвятой Богородице. Среди них есть молитвы фактически на каждый случай жизни. Например, есть молитва перед ико­ной, которая называется «Помощница в родах», или перед иконой «Прибавление ума», перед иконой «Скоропослушница», или перед иконой «Во скорбях и печалях утешение».

Пресвятая Богородица усыновила весь род человеческий, а душа человека, по словам Тертуллиана, христианка, поэтому она и об­ращается к Божьей Матери, «теплой Заступ­нице мира холодного». В нашей духовной жизни мы подражаем миру небесному, а сло­ва почитания Пресвятой Богородицы даны в Евангелии, поэтому это Евангельское вели­чание Богородицы стало образцом для дру­гих молитв.

И тут мне хотелось бы отметить, на­сколько важно правильно назвать что-либо или кого-либо, потому что правильно на­звать — это значит определить сущность. Мы говорим: «Царица Преблагая», «Все­милостивая», «Милосердная», «Предста­тельница», «Ходатаица», «Покровительни­ца», и мы обозначаем Кто Она нам. Кроме того, каждое наше обращение к Богороди­це соизмеряет небо и землю, поэтому в каждом обращении к Богородице есть что-то очень высокое, возвышенное: «Царица Небесная», «Пресвятая», «Пречистая». «Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим» (т.е. достойная почи­тания больше херувимов и по славе Своей, несравненно, выше серафимов) - здесь уже идет обозначение места Богородицы в небесной иерархии.

Кстати, по преданию, древнее величание Богородицы «Честнейшую херувим и Слав­нейшую без сравнения серафим, без нетле­ния Бога Слова рождшую, сущую Богороди­цу Тя величаем» было сложено песнопевцем св. Космой Маиумским в VIII веке. И уже позже, в X веке, к этому величанию были до­бавлены слова «Достойно есть яко воистин-ну блажити Тя Богородицу, Присноблажен-ную и Пренепорочную и Матерь Бога наше­го». Церковь хранит предание о том, что это­му молитвословию научил инока Афонского монастыря сам Архангел Гавриил, и с тех пор молитва «Достойно есть...» вошла в церков­ный обиход. Она еще называется «Хвалебная песнь Богородице». А икона, перед которой впервые прозвучала эта молитва, так и стала называться: «Достойно есть...»

То есть даже и в послеевангельские времена возникновение молитвы — это не просто акт творчества человека?

— Молитва пишется Духом Святым. Написание молитвы — это не какое-то рационалистическое действие. Это происходит по вдохновению. Но всякое творчество, если оно истинно, направляется и вдохновением, которое совершается Духом Святым и, безусловно, человеческим началом. Тут такая синергия. Дух Святой действует через людей, и уже индивидуальность самого человека тоже накладывает свой отпечаток. Поэтому-то каждое песнопение, молитвословие имеет свои особенности, в зависимости от того, кем был автор.

Да, например, в молитвах на сон гряду­щим есть молитва святого Иоанна Дамаскина к Спасителю, которая сразу начинается таким вопросом: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просвятиши днем?» Тут сразу чувст­вуешь характер того, кто это написал.

—Конечно. Со святым Иоанном Дамаскиным — защитником иконопочитания, авто­ром огромного количества служб, связана знаменитая история о чудесном исцелении.

В период иконоборчества (XIII в.) Иоанн Дамаскин был ревностным защитником икон, и тогда его враги подстроили, чтобы ему по клеветническому навету отсекли ру­ку... Жестоко страдающий и от физической боли, и от нанесенной обиды Иоанн взмо­лился Богородице. И произошло чудо: он был исцелен, отсеченная рука приросла. В память о чудесном исцелении Иоанн Дамаскин приделал к нижней части иконы Богороди­цы, перед которой он молился, серебряное изображение руки - отсюда и название ико­ны «Троеручица». А благодарность к Богоро­дице, его чудесной Исцелительнице, выли­лась в молитву, которая начинается словами: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...»

Значит, человек пишет молитву из благо­дарности, из любви, от полноты чувств?

—Да нет, это не просто какие-то томле­ния или человеческие чувствования. Мо­литва пишется, когда Дух Божий нисходит на человека. И это уже призванность. Не просто ситуация, когда человек решил, что сегодня он напишет молитву, и он начина­ет искать способы написания, правила. Да, у каждого верующего есть свой личный опыт общения с Богом, и этот опыт может выразиться в том, что человек напишет свою молитву, но ведь это совсем не значит, что она станет достоянием всех. Ведь для того, чтобы это случилось, надо, чтобы она была написана человеком, укорененном в вере. Потому что эта укорененность озна­чает, что человек правильно исповедует свою веру и правильно ее излагает. И тут очень важно то, что молитвы пишутся те­ми, кто действительно призван Самим Бо­гом. Например, мы уже рассказывали про пятидесятый псалом. Ясно, что это был ка­кой-то величайший акт покаяния и что он был принят Богом именно как покаяние, и именно поэтому стал гимном для всех каю­щихся. Да, написанию этого псалма пред­шествовало падение, но не надо забывать о том, что царь Давид был избран Богом. И поэтому, когда он обращался к Богу, то он в какой-то момент становился, если хо тите, орудием Божьим, гласом Божьим. Тут, повторяю, была призванность Богом.

Поэтому отличительная черта молитвы святой, молитвы общецерковной от молит­вы индивидуальной, когда человек сам, сво­ими словами беседует с Богом, в том, что она написана Божьим вдохновением. И есть еще одно немаловажное обстоятельство: Цер­ковь всегда обращает внимание не только на то, что это за произведение, но и на то, кто его написал. Потому что мы знаем, что Свя­щенное Писание было написано не просто людьми, движимыми Духом Святым, но людьми святыми.

Кстати, подавляющее большинство мо­литв не имеет авторства. Почему?

—Многие молитвы переводились на цер-ковно-славянский с других языков, и не все­гда было важно, кто автор этих молитв. Глав­ным тут было то, что они уже утвердились в богослужении. Плюс ко всему, критерием их боговдохновенности являлась интуиция лю­дей, просвященных Духом, — и именно она и подсказывала, принимать ту или иную мо­литву, или нет. Со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия существовали специ­альные монастырские школы, которые за­нимались переводом богослужебных текс­тов, и в этом случае критерием был их авто­ритет.

А как молитва становится канонической?

Существует процедура принятия того или иного богослужебного текста Священным Синодом и специальной Богослужебной комиссией. Это если мы говорим о современной практике.

Владыка, молитва всегда имеет какую-то структуру, и если ты ее знаешь, то молитву легче понять. Сначала идет обращение к Бого­родице, потом рассказывается о том, что про­исходило с Божией Матерью или Ее иконой, а дальше идет прошение, которое заканчивается величанием. Может быть, вы сейчас поясните какую-нибудь общеупотребительную молитву Богородице.

—Ну, давайте рассмотрим одну из утрен­них молитв к Пресвятой Богородице. Она начинается так: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильны­ми мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лука­вая и хульная помышления...» Обратите внимание на то, как это прошение похоже на великопостную молитву преподобного Еф­рема Сирина «Владыко живота моего...» Сначала идет обращение, а дальше мы пере­числяем то, от чего просим уберечь нас. За­тем, и это очень важно, мы просим Богоро­дицу избавить нас «от многих и лютых вос­поминаний и предприятий» и освободить «от всех действ злых», то есть от тех поступков, которые были ранее, скажем, предыду­щим днем. И заканчивается молитва про­славлением Богородицы, которое взято из Евангелия. Эта молитва - прошение к Бого­родице, чтобы получить благословение на грядущий день. Если взять молитву из вечер­него правила, то и здесь мы увидим сначала обращение: «Благаго Царя благая Мати, Пре­чистая и Благословенная Богородице Ма-рие», затем идет просьба: «милость Сына Тво­его и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на дея­ния благая», и дальше испрашивается благо­словение на то, чтобы и ночное время жизни прейти «без порока» и обрести рай. Заверша­ется молитва прославлением Богородицы.

Владыка, а использование именно этих молитв в утреннем и вечернем правиле, наверное, не случайно?

—Конечно, это результат духовного опыта многих людей.

То есть они выверены этим духовным опы­том. Владыка, а что такое Богородичное пра­вило?

—Это правило, которое нам дал преподоб­ный Серафим Саровский. Оно заключается в том, что ежедневно сто пятьдесят раз чита­ется молитва «Богородице Дево, радуйся...» В Дивеевском монастыре, по указанию пре­подобного Серафима Саровского, была вы­рыта «святая канавка Царицы Небесной». «Кто канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, — говорил батюшка Серафим, — тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев». Находящаяся в центре монастырской территории канавка была ду­ховным и молитвенным сосредоточием святого места.

Святые отцы советовали в случае уныния и скорби «много раз» повторять молитву «Богородице Дево, радуйся...».

—Мы знаем бесчисленное множество примеров, когда молитвенное обращение к Богородице спасало в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Один участник Великой Отечественной войны, тогда еще врач, рассказывал мне, как однажды он вместе с ранеными выходил из окружения. Командир был убит, у них не было ни каких-либо запасов еды, ни карт, ни ориентиров, куда идти, а вокруг один лес. И он просто для того, чтобы хотя бы заглушить в себе чувство голода и страха, все время повторял: «Богородице Дево, радуйся...» Молился. И в конце концов, чудом они вышли на поляну, и здесь, на срубе дерева, он увидел стоящую икону Божьей Матери и вдруг понял, куда надо идти. Это чудо, явленное ему, он пронес через всю свою жизнь: после войны стал священником и был очень известным митрополитом. Богородица, усыновившая при Кресте Своего Сына все человечество, простирает Свой покров над каждым. И я бы хотел закон­чить наш разговор словами молитвы, которую ежедневно в конце вечерни поют на Афоне. Думаю, что эти слова понятны и без пере­вода: «Под Твою милость прите­каем к Тебе...». Аминь.

 

Глава 9

Книга жизни

Беседа 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных