ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Я, Матерь Божия, ныне с молитвоюПред Твоим образом...» И сегодня, вслед за поэтом, в минуты тревоги и отчаяния мы встаем пред Ее образом, с тем, чтобы найти и защиту, и утешение. Владыка, давайте сегодня поговорим об иконах Пресвятой Богородицы — они особо почитаемы у верующих. — По преданию, первая икона — а это была икона Божией Матери — была написана самим евангелистом Лукой на доске стола, за которым происходила трапеза Святого Семейства. Предание доносит до нас слова Богородицы, Которая, увидев образ, сказала: «Благодать Сына Моего будет с этою иконою». Св. Василий Великий уже в IV веке писал о почитании и поклонении иконам. Появление икон Пресвятой Богородицы — а часто уже оно само сопровождается чудесами — это зримый знак того, что Богородица, взятая при Своем Успении в удел Божий, не оставила наш мир. Это знак Ее участия, Ее присутствия в нашем мире. Ведь очень часто иконы были явлены людям в самые трудные, переломные моменты истории нашего народа. Вспомним, например, Донскую икону Бо-жией Матери, или Тихвинскую икону, которая недавно была возвращена домой. Россию вообще называют домом Пресвятой Богородицы — и это не просто поэтическое сравнение. Действительно, если посмотреть на историю России, то получается, что в самые тяжелые периоды, когда речь шла о том, быть России или не быть, в случаях вражеских нашествий, во времена смуты — всегда являлись иконы Божией Матери. И каждое такое явление запечатлелось в истории и в православных праздниках. В месяцеслове упоминается более двухсот чудотворных икон Пресвятой Богородицы, празднуемых Церковью в течение года. Но милующее материнское участие Богородицы не только в том, что Она спасала народы, страну. Мы говорим, что Матерь Божия — это Мать всех живущих на земле, и вот это усыновление Богородицей рода человеческого проявляется и в том, что каждый страждущий Ее помощи получает Ее материнскую заботу. — Есть молитва, которая называется «Вопль к Богородице», и в ней такие слова: «Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с Материнской заботой». —Да, милость Богородицы не обходит человека, и мы знаем бесчисленные случаи того, когда люди и исцелялись, и спасались, и обращались к иной жизни после молитвы к иконам Пресвятой Богородицы. — Владыка, а как икона становится святой? Все ли иконы чудотворные? — Существует особый чин освящения икон: один чин для освящения икон Спасителя, другой — для освящения икон Богородицы. И когда икону освящают, то благодать Божья отмечает ее, и образ становится иконой, на него уже можно молиться. Через освящение иконе сообщается благодать Святого Духа. — А кому мы поклоняемся, когда молимся иконе? —Первообразу, конечно. На VII Вселенском Соборе, который был в 787 г., определили, что «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющиеся иконе поклоняются ипостаси изображенного на ней». На этом же Соборе было установлено, что поклонение иконам происходит независимо от того, «будут ли они сделаны красками, или из мозаичных плиточек, или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были достойным образом, и будут ли находиться во святых церквах Божьих, на священных сосудах и одеждах, на стенах или дощечках, или в домах и при дорогах...» — Значит, иконой может быть и фотографическое изображение образа? — Литографическое. Не фотографическое, а литографическое. Да, это иконы, если они освящены, ведь мы почитаем не материал и способ, а сам образ. По сути своей всякая икона чудотворна, если она правильно, канонически написана и освящена. В иконографии очень важно следовать тем канонам и нормам, которые сложились. Православная иконопись подчиняется системе жестких правил написания икон, существуют специальные сборники иконописных подлинников, которые определяют детали канонических изображений и технических приемов. Иконе свойственна условность изображения и обратная перспектива — особая система изображения пространства. Есть очень интересные исследования академика Б.В. Раушенбаха, посвященные применению обратной перспективы в иконописи. Интересующимся я советую их прочитать. Фактически и обратная перспектива, и приемы условного письма подчеркивают инаковость икон, их принадлежность к иному миру, нематериальному. Так, еще раз подчеркивается то, что в небесных чертогах свои законы, отличные от наших. Перспектива нашего видимого мира заменена перспективой мира иного, невидимого, мира горнего... Дело в том, что в нашем, земном мире, действуют законы прямой перспективы, которая зрительно удаляет предметы. И все художники, учитывая законы прямой перспективы, изображают предмет таким образом, что чем дальше он находится, тем меньше его изображение. А в обратной перспективе наоборот: чем дальше расположен предмет, тем ближе он к нам. Таким изобразительным приемом нам показывается сама возможность приближения неба к земле. Поэтому, когда мы говорим, что икона — это окно в небо, это не просто образное выражение. Весь строй иконы, сама иконография подчинены одной цели: тому, чтобы образ стал окном в мир иной, Божественный. — Владыка, а как пишутся иконы? И являются ли, например, иконами гравюры Гюстава Доре к Библии? —Написание иконы требует, прежде всего, духовного зрения. Конечно, можно просто скопировать икону, но вообще икона пишется молитвою. Не навыком, не умением использовать какие-то приемы и каноны, а молитвою. Конечно, должен быть колоссальный профессионализм с точки зрения художественного искусства, но вообще икона пишется молитвою. И чем молитвеннее она написана, тем больше возможностей для того, чтобы она стала чудотворной. Хотя бывают случаи, когда начинают мироточить иконы, хоть и освященные, но написанные в какой-то своей, особенной манере письма. Неканонические. Сказано же, что «Дух дышит, где хочет». Что касается Доре, то его гравюра «Христос в терновом венце. Страдания Христа» стала иконой, ее постоянно копируют, и эти копии можно увидеть во многих храмах. Икона — это одна из форм откровения и Богопознания. У каждой иконы своя судьба, своя история. Есть иконы, отмеченные особой благодатью, например, благодатью исцеления или благодатью спасения, избавления от какого-либо проявления зла (от пожара, от вражеских нашествий и т.д.). Есть иконы, отмеченные особым даром, — даром мироточения, и когда образ начинает мироточить — это чаще всего является предупреждением перед какими-то трагическими событиями. Многие верующие помнят, как совсем недавно, в 1993 году, неожиданно начали мироточить иконы св. Пантелеймона и св. Иоасафа Белгородского — покровителя Курской и Белгородской земли. Это произошло незадолго до известных трагических событий осени 1993 года, и для людей, обладающих духовным видением жизни, это мироточение стало знаком того, что скоро придет скорбь, и они предсказывали, откуда она придет. И они оказались правы. А мироточение — это некий знак, знание, посылаемое нам предупреждение, и поэтому к таким явлениям надо очень внимательно относиться. — Владыка, есть такое понятие, как «намо-ленность иконы». Что это такое? —Икона после ее освящения становится окном в мир горний, которое открывается верующему, и тут очень важна устремленность самого человека к небу, к Богу. Бывает, что эта устремленность проходит через поколения. Так икона становится намоленной, причем необязательно это будет икона какого-нибудь особенного письма, известного иконописца. Намоленными бывают семейные иконы, и в верующих семьях к ним очень трепетно относятся, такими иконами благословляют несколько поколений, и естественно, что они становятся семейной святыней. Часто именно иконы Богородицы становятся такими хранительницами семьи, рода, городов и целых стран. — Владыка, а являются ли чудотворнымисписки с чудотворных икон? — Конечно, известно много таких примеров. Вообще, каждая икона имеет свою историю. И историю появления — часто они бывают чудесные: икона появляется в нужном месте чудесным образом, как мы говорим, «является», — и историю того, как она помогает верующим, спасает их. Это житие иконы является отражением той исторической и духовной реальности, которая происходила. Об иконах Пресвятой Богородицы очень много написано, они очень почитаемы, и особенно в России, и сегодня мне бы хотелось рассказать об иконах Пресвятой Богородицы, написанных или просто связанных со святым местом — Горой Афон. — Ну да, ведь, насколько я знаю, это место, куда не ступает нога женщины, место многочисленных монастырей... —Православная святыня, место, которое называют «земным уделом Божией Матери», «земным жребием Пресвятой Богородицы». На Афоне появился и сформировался свой, особый, уникальный стиль письма. Например, все узнают особый стиль русского Пантелеимонова монастыря, и считается, если икона освящается у мощей святого великомученика Пантелеймона, то это означает особое благословение. Очень много прославленных, чудотворных икон или были написаны там, или находятся там сейчас. Это такие иконы, как «Скоропослушница», «Млекопитательница», икона «Достойно есть», «Троеручица», «Иверская» («Вратар-ница»). — Но это все иконы старого письма, а, скажите, после эпохи Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, на ваш взгляд, иконопись достигла тех же высот духа, которые были в тот период? —Конечно. И первый признак этого в том, что знаменитая икона «Иверская» («Вратарница»), так называемая «Иверская - Монреальская», написанная в 1982 г., уже через короткий срок замироточила и была прославлена многочисленными чудесами. Правда, какие-то негодяи убили ее хозяина, православного испанца Иосифа Муньоза Кортеса, в 1997 году он принял мученическую смерть, и с тех пор судьба иконы неизвестна, но сам факт явления чудотворной иконы в наши дни, а список, повторяю, был сделан в 1982 году, говорит о многом. Вообще, к иконам нельзя подходить с какими-то антикварными мерками. Мол, если это XVI век, то все нормально, а если XX век, то это новодел. Для икон не существует таких мерок, они вне времени, так же как и образ самой Божьей Матери. — Владыка, вы сейчас упомянули об исчезновении чудотворной иконы «Иверской-Монреальской». Скажите, а кощунственное отношение к иконам — это, наверное, страшный грех? Я слышала, что те, кто позволяют неподобающее отношение к иконам, предаются анафеме? —ВНеделю Торжества Православия на службе читается чинопоследование с такими словами: «...ругающим и хулящим святые иконы... анафема», и вслед за этим все, стоящие в храме, хором повторяют: «Анафема». Ведь даже если икона состарилась, выбрасывать ее — грех, поэтому, если она от времени потемнела, то принято на нее наносить новое изображение. А вообще, в истории человечества было несколько периодов иконоборчества. Уже на глазах старшего поколения была масса примеров того, как кощунственно уничтожались иконы. Была богоборческая власть, и иконы рубили, жгли, уничтожали, из них делали столы и стулья, отношение к иконам было, как к доскам. И вдруг, где-то в середине шестидесятых годов, возникает какой-то странный интерес к иконам. Иконы начинают рассматриваться как средство наживы. У Владимира Солоухина есть знаменитая повесть «Черные доски», в которой прекрасно описан весь этот процесс. Каждое время являет своих негодяев, которые, пусть и по-разному по форме, но одинаково по сути относятся к святыне. Одни уничтожают ее физически, другие уничтожают ее духовно, превращая в товар. Но ведь благодать все равно не уничтожишь, и даже остатки иконы несут ее с собой. Икона — это окно, и это окно невозможно закрыть, потому что открывает его Господь. — История знает не только случаи трагического исчезновения икон, но и случаи обретения их, часто чудесного. — Таких случаев много, и некоторые из них очень интересны. Например, знаменитая история спасения иконы «Троеручица» из турецкого плена. В свое время эта чудотворная икона была перенесена из Афона в Сербию. И во время нашествия на Сербию турок, православные, чтобы хоть как-то спасти икону, положили ее на осла, привязали ее и отпустили животное. И осел, без провожатых, один, дошел до Афонской Горы и остановился у ворот знаменитого Хилендарского монастыря. Иноки монастыря приняли икону как величайший дар, и в благодарность, на месте остановки осла был поставлен памятник, и сюда ежегодно совершается крестный ход. Пути обретения чудотворных икон бывают удивительны, и иногда кажется, что образ только ждет нашего обращения к нему. Однажды, почти сразу после поездки на Афон, я служил в храме святителя Николая Чудотворца в г. Грайвороне. Надо сказать, что это небольшой городок, в котором едва ли больше 6,5 тысячи жителей, город в Белгородской области, сравнительно молодой, основанный в 1678 г., и прославлен он, пожалуй, только тем, что в 1868 г. там почил в бозе святитель Иоасаф Белгородский, которого, кстати, очень почитают на Афоне. Храм свт. Николая Чудотворца, в котором я в тот день служил, не старый, он был построен в 1988 г. на месте сгоревшей во время пожара деревянной церкви. И вот я, говоря профессиональным языком, «совершаю каждение в храме», и вдруг что-то как будто пронзило меня. Я остановился и увидел в темном углу икону, которую никогда раньше здесь не замечал. На меня смотрел удивительный лик Богородицы с образа, так почитаемого на Афоне, да и во всем православном мире. Это была икона «Во скорбях и печалях утешение», копия знаменитой афонской иконы, прославленной многочисленными чудотворениями. Сама икона «Во скорбях и печалях утешение» принадлежала святителю Афанасию Лубенскому, называемому еще «Сидящим» (XVII в.). Эта икона была очень древнего письма и имела вид складня. В среднем створе был изображен лик Пресвятой Богородицы, по сторонам были изображены свв. Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, а внизу — четыре фигуры преподобных святых. Свт. Афанасий Лубенский, после оставления святительской кафедры в Константинополе, на Афоне основал келью, прожил там два года и потом уехал в Россию. На обратном пути в 1654 г., в г. Лубны (Полтавская губерния), он скончался, и в 1662 г. его мощи были открыты. Сейчас они находятся в Харьковском кафедральном соборе. По восточному обычаю, святитель почивает в сидячей позе, поэтому его и называют «Сидящий». Уже в XIX в. на месте кельи свт. Афанасия на Афоне возродился русский скит святого ап. Андрея Первозванного, и при основании этого скита чудотворная икона Афанасия Лубянского «Во скорбях и печалях утешение» была дана ему в благословение. Многими чудотворениями прославилась тогда икона, и в XIX в. ее несколько раз привозили с Афона в Россию, где она являла различные знамения благодати Божьей. С нее стали делать списки, и они тоже прославились чудотворениями: в литературе описаны случаи исцеления от немоты, паралича, излечения бесноватых. Списков с этой иконы было немного, все они известны, и вот один из них каким-то, пока нам неведомым способом, попал в Грайворон. Удивительные связи возникают иногда между совсем разными точками земли. Духовные связи. Ну вот, если вдуматься, знаменитый Афон — духовный центр всего Православия и тихий храм в заштатном райцентре. Мы не всегда можем проследить эти связи, нам не всегда может быть явлен их глубинный смысл. Но главное, что в духовном мире нет подчиненности времени и пространству, и в тихом храме свт. Николая Чудотворца в центре России можно встать перед иконой и сказать: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою пред Твоим образом...»
Беседа 3 «Богородице Дево, радуйся…» (о молитвах к Пречистой Богородице)
— Владыка, сегодня, продолжая наш разговор о почитании Пресвятой Богородицы, хотелось бы, чтобы вы рассказали о молитвах к Ней. В прошлых номерах мы уже писали о том, что молитва «Богородице Дево, радуйся...» состоит из слов Архангела Гавриила и праведной Елисаветы, исполнившейся Духа Святого. То есть эта молитва пришла к нам из мира горнего, и каждый раз, повторяя ее, мы возвращаем эти слова в то небо, откуда они были ниспосланы. Но, кроме этого ангельского приветствия, Богородице написано много других молитв — они входят и в утреннее молитвенное правило, и в вечернее. Владыка, кем и когда написаны эти молитвы и вообще, как они пишутся? — Существуют специальные сборники, которые содержат более пятисот молитв Пресвятой Богородице. Среди них есть молитвы фактически на каждый случай жизни. Например, есть молитва перед иконой, которая называется «Помощница в родах», или перед иконой «Прибавление ума», перед иконой «Скоропослушница», или перед иконой «Во скорбях и печалях утешение». Пресвятая Богородица усыновила весь род человеческий, а душа человека, по словам Тертуллиана, христианка, поэтому она и обращается к Божьей Матери, «теплой Заступнице мира холодного». В нашей духовной жизни мы подражаем миру небесному, а слова почитания Пресвятой Богородицы даны в Евангелии, поэтому это Евангельское величание Богородицы стало образцом для других молитв. И тут мне хотелось бы отметить, насколько важно правильно назвать что-либо или кого-либо, потому что правильно назвать — это значит определить сущность. Мы говорим: «Царица Преблагая», «Всемилостивая», «Милосердная», «Предстательница», «Ходатаица», «Покровительница», и мы обозначаем Кто Она нам. Кроме того, каждое наше обращение к Богородице соизмеряет небо и землю, поэтому в каждом обращении к Богородице есть что-то очень высокое, возвышенное: «Царица Небесная», «Пресвятая», «Пречистая». «Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим» (т.е. достойная почитания больше херувимов и по славе Своей, несравненно, выше серафимов) - здесь уже идет обозначение места Богородицы в небесной иерархии. Кстати, по преданию, древнее величание Богородицы «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем» было сложено песнопевцем св. Космой Маиумским в VIII веке. И уже позже, в X веке, к этому величанию были добавлены слова «Достойно есть яко воистин-ну блажити Тя Богородицу, Присноблажен-ную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего». Церковь хранит предание о том, что этому молитвословию научил инока Афонского монастыря сам Архангел Гавриил, и с тех пор молитва «Достойно есть...» вошла в церковный обиход. Она еще называется «Хвалебная песнь Богородице». А икона, перед которой впервые прозвучала эта молитва, так и стала называться: «Достойно есть...» — То есть даже и в послеевангельские времена возникновение молитвы — это не просто акт творчества человека? — Молитва пишется Духом Святым. Написание молитвы — это не какое-то рационалистическое действие. Это происходит по вдохновению. Но всякое творчество, если оно истинно, направляется и вдохновением, которое совершается Духом Святым и, безусловно, человеческим началом. Тут такая синергия. Дух Святой действует через людей, и уже индивидуальность самого человека тоже накладывает свой отпечаток. Поэтому-то каждое песнопение, молитвословие имеет свои особенности, в зависимости от того, кем был автор. — Да, например, в молитвах на сон грядущим есть молитва святого Иоанна Дамаскина к Спасителю, которая сразу начинается таким вопросом: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просвятиши днем?» Тут сразу чувствуешь характер того, кто это написал. —Конечно. Со святым Иоанном Дамаскиным — защитником иконопочитания, автором огромного количества служб, связана знаменитая история о чудесном исцелении. В период иконоборчества (XIII в.) Иоанн Дамаскин был ревностным защитником икон, и тогда его враги подстроили, чтобы ему по клеветническому навету отсекли руку... Жестоко страдающий и от физической боли, и от нанесенной обиды Иоанн взмолился Богородице. И произошло чудо: он был исцелен, отсеченная рука приросла. В память о чудесном исцелении Иоанн Дамаскин приделал к нижней части иконы Богородицы, перед которой он молился, серебряное изображение руки - отсюда и название иконы «Троеручица». А благодарность к Богородице, его чудесной Исцелительнице, вылилась в молитву, которая начинается словами: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...» — Значит, человек пишет молитву из благодарности, из любви, от полноты чувств? —Да нет, это не просто какие-то томления или человеческие чувствования. Молитва пишется, когда Дух Божий нисходит на человека. И это уже призванность. Не просто ситуация, когда человек решил, что сегодня он напишет молитву, и он начинает искать способы написания, правила. Да, у каждого верующего есть свой личный опыт общения с Богом, и этот опыт может выразиться в том, что человек напишет свою молитву, но ведь это совсем не значит, что она станет достоянием всех. Ведь для того, чтобы это случилось, надо, чтобы она была написана человеком, укорененном в вере. Потому что эта укорененность означает, что человек правильно исповедует свою веру и правильно ее излагает. И тут очень важно то, что молитвы пишутся теми, кто действительно призван Самим Богом. Например, мы уже рассказывали про пятидесятый псалом. Ясно, что это был какой-то величайший акт покаяния и что он был принят Богом именно как покаяние, и именно поэтому стал гимном для всех кающихся. Да, написанию этого псалма предшествовало падение, но не надо забывать о том, что царь Давид был избран Богом. И поэтому, когда он обращался к Богу, то он в какой-то момент становился, если хо тите, орудием Божьим, гласом Божьим. Тут, повторяю, была призванность Богом. Поэтому отличительная черта молитвы святой, молитвы общецерковной от молитвы индивидуальной, когда человек сам, своими словами беседует с Богом, в том, что она написана Божьим вдохновением. И есть еще одно немаловажное обстоятельство: Церковь всегда обращает внимание не только на то, что это за произведение, но и на то, кто его написал. Потому что мы знаем, что Священное Писание было написано не просто людьми, движимыми Духом Святым, но людьми святыми. — Кстати, подавляющее большинство молитв не имеет авторства. Почему? —Многие молитвы переводились на цер-ковно-славянский с других языков, и не всегда было важно, кто автор этих молитв. Главным тут было то, что они уже утвердились в богослужении. Плюс ко всему, критерием их боговдохновенности являлась интуиция людей, просвященных Духом, — и именно она и подсказывала, принимать ту или иную молитву, или нет. Со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия существовали специальные монастырские школы, которые занимались переводом богослужебных текстов, и в этом случае критерием был их авторитет. — А как молитва становится канонической? — Существует процедура принятия того или иного богослужебного текста Священным Синодом и специальной Богослужебной комиссией. Это если мы говорим о современной практике. — Владыка, молитва всегда имеет какую-то структуру, и если ты ее знаешь, то молитву легче понять. Сначала идет обращение к Богородице, потом рассказывается о том, что происходило с Божией Матерью или Ее иконой, а дальше идет прошение, которое заканчивается величанием. Может быть, вы сейчас поясните какую-нибудь общеупотребительную молитву Богородице. —Ну, давайте рассмотрим одну из утренних молитв к Пресвятой Богородице. Она начинается так: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления...» Обратите внимание на то, как это прошение похоже на великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина «Владыко живота моего...» Сначала идет обращение, а дальше мы перечисляем то, от чего просим уберечь нас. Затем, и это очень важно, мы просим Богородицу избавить нас «от многих и лютых воспоминаний и предприятий» и освободить «от всех действ злых», то есть от тех поступков, которые были ранее, скажем, предыдущим днем. И заканчивается молитва прославлением Богородицы, которое взято из Евангелия. Эта молитва - прошение к Богородице, чтобы получить благословение на грядущий день. Если взять молитву из вечернего правила, то и здесь мы увидим сначала обращение: «Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Ма-рие», затем идет просьба: «милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая», и дальше испрашивается благословение на то, чтобы и ночное время жизни прейти «без порока» и обрести рай. Завершается молитва прославлением Богородицы. — Владыка, а использование именно этих молитв в утреннем и вечернем правиле, наверное, не случайно? —Конечно, это результат духовного опыта многих людей. — То есть они выверены этим духовным опытом. Владыка, а что такое Богородичное правило? —Это правило, которое нам дал преподобный Серафим Саровский. Оно заключается в том, что ежедневно сто пятьдесят раз читается молитва «Богородице Дево, радуйся...» В Дивеевском монастыре, по указанию преподобного Серафима Саровского, была вырыта «святая канавка Царицы Небесной». «Кто канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, — говорил батюшка Серафим, — тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев». Находящаяся в центре монастырской территории канавка была духовным и молитвенным сосредоточием святого места. — Святые отцы советовали в случае уныния и скорби «много раз» повторять молитву «Богородице Дево, радуйся...». —Мы знаем бесчисленное множество примеров, когда молитвенное обращение к Богородице спасало в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Один участник Великой Отечественной войны, тогда еще врач, рассказывал мне, как однажды он вместе с ранеными выходил из окружения. Командир был убит, у них не было ни каких-либо запасов еды, ни карт, ни ориентиров, куда идти, а вокруг один лес. И он просто для того, чтобы хотя бы заглушить в себе чувство голода и страха, все время повторял: «Богородице Дево, радуйся...» Молился. И в конце концов, чудом они вышли на поляну, и здесь, на срубе дерева, он увидел стоящую икону Божьей Матери и вдруг понял, куда надо идти. Это чудо, явленное ему, он пронес через всю свою жизнь: после войны стал священником и был очень известным митрополитом. Богородица, усыновившая при Кресте Своего Сына все человечество, простирает Свой покров над каждым. И я бы хотел закончить наш разговор словами молитвы, которую ежедневно в конце вечерни поют на Афоне. Думаю, что эти слова понятны и без перевода: «Под Твою милость притекаем к Тебе...». Аминь.
Глава 9 Книга жизни Беседа 1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|